Опыт педагогической деятельности в области качественной подготовки к олимпиадам
материал на тему

Комолова Елена Николаевна

Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

Широкие возможности в этом плане дает решение логических задач. Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   

Опыт педагогической деятельности в области качественной подготовки к олимпиадам

                                                                                         

                                                                                             Представила:

                                                                                             учитель начальных классов

                                                                                             МАОУ «средней школы №8»

                                                                                             Комолова Елена Николаевна

                                                   Г. Когалым

                                                                          «Знание только тогда знание, когда  оно                        

                                                                                приобретено    усилиями твоей мысли,

                                                                                а не памяти».

                                                                                                                                                   Л.Н.Толстой                           (1 слайд)        

Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

Широкие возможности в этом плане дает решение логических задач. Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач обучения.

По моим наблюдениям могу сказать, что на уроках математики дети в основном решают учебно-тренировочные типовые задачи. Ребёнок в этом случае не ищет способ решения этого типа, а применяет его. Заметила, что привыкая решать задачи выученных типов, ученик перестаёт действовать и мыслить самостоятельно и любая задача, даже не стандартная, а заданная в другой форме, вызывает у ученика затруднение. Решение  логических, нестандартных задач требует от школьников интеллектуальной инициативы и размышлений. Основная работа для развития логического мышления на уроках математики должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития.

Я считаю, что становится очевидной актуальность проблемы исследования – разработка педагогических условий внедрения нестандартных задач в содержание начального этапа обучения математике в целях реализации развивающего потенциала данного учебного предмета.

Необходимость исследования задач названного жанра учебной деятельности определяется противоречиями, присущими современному процессу обучения. Нестандартные задачи в курсе изучения математики присутствуют в различных формах внеклассной работы, школьных математических олимпиадах и т.д. Я заметила, что учащиеся испытывают трудности при решении задач, отличных  от шаблонных.

Первое противоречие, на мой взгляд,  выражается в необходимости использования нестандартных задач как эффективного средства формирования учебных умений, навыков  в практической работе в этом направлении. Отчасти это объясняется недостаточным опытом обращения с задачами  в процессе изучения математических дисциплин, а также существованием  трудностей, которыми сопровождается их использование.                    

По моему мнению, второе противоречие сложилось между трудностями объективного  характера в практическом использовании нестандартных задач в учебном процессе и недостаточной подготовленностью дидактической базы для этого. Отсутствует описание методики составления и использования системы нестандартных задач в начальном математическом образовании. Нет единой системы методических критериев оценки качества нестандартных задач, обусловленных спецификой учебной деятельности младших школьников.

Главной идеей опыта является создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений, навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения нестандартных задач.

Для достижения главной идеи опыта я сформулировала программу педагогических действий:      (2 слайд)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

  • изучение научной литературы по проблеме исследования и методики  исследования по выявлению развития логического мышления при решении нестандартных задач;
  • подборка нестандартных задач;
  • применение  нестандартных  задач  на уроках математики;
  • обоснование  и экспериментальная  проверка  развития  логического
  • мышления младших школьников при решении нестандартных задач.

Научным обоснованием опыта выступает развитие логического  мышления  и формирование творческих способностей детей.

В 2012-2013 учебном году, набрав первоклассников,  заметила, что у детей возникают трудности при решении логических задач поэтому, актуальной для меня стала тема «Развитие логического мышления младших школьников при решении нестандартных задач».  Начала с того, что проводила групповые занятия для детей, лучше подготовленных к школе. На этих занятиях я использовала различные нестандартные задания, которые способствовали развитию речи и познавательных процессов у детей, применяя в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную формы обучения.

Работая над решением нестандартных задач, перед собой ставлю следующую цель:  (слайд 3)                                     

      Во все школьные программы начальных классов по математике включены задания развивающего характера, чтобы их решить я использую упражнения, задачи, задания,  построенные на изучаемом в данный момент  или уже изученном материале  в нестандартной, но интересной и доступной для детей форме.

Я выделила ряд задач, которые, на мой взгляд, способствуют эффективности обучения младших школьников решению нестандартных задач: (слайд 4)

  1. Задачи следует вводить в процесс обучения в определенной системе с постепенным нарастанием сложности, так как непосильная задача мало повлияет на развитие учащихся.
  2. Необходимо предоставлять ученикам максимальную самостоятельность в поиске решения задач, давать возможность пройти до конца по неверному пути, убедиться в ошибке, вернуться к началу и искать другой, верный путь решения.
  3.  Нужно помочь учащимся осознать некоторые способы, приемы, общие подходы к решению нестандартных арифметических задач.

На первом этапе учащиеся должны:

1. Усвоить процесс решения любой задачи (читаю задачу, выделяю, что известно и что надо узнать);

2. Познакомиться с приемами работы над задачей (виды наглядной интерпретации, поиска решения, проверки решения задачи и др.)

На втором этапе учащиеся применяют ранее сформулированные общие приемы в ходе самостоятельного поиска конкретных задач.

Подробно опишу работу первого этапа на конкретном примере.

 Задача: Бревно длиной 12см распилили на 6 разных частей.

Сколько распилов сделали?

Вначале необходимо выяснить, решали ли дети задачи такого вида и известен ли способ решения. Дети ошибочно быстро решат 12:6=2(м) – длина одной части бревна, но в задаче спрашивают сколько сделали распилов?

Предлагаю сделать рисунок или чертеж. Прямоугольник или отрезок делили на 6 равных частей. Получается 5 засечек, а не 6. Задача решена без арифметического действия. Ответ получили, сделав чертеж. Под ним ученики пишут ответ.

Вывод: при поиске решения незнакомой задачи полезно сделать чертеж (рисунок), т.к. он может быть способом решения задачи.

    Планомерное и систематическое решение нестандартных задач постепенно накапливает у учащихся разные способы их решения, которые объединяются в Памятке. Данная памятка может применяться в любой последовательности или комбинированно. (слайд5)

     Логические задачи предлагаю в различных формах, что стимулирует активность детей, возбуждает интерес к математике. Среди логических задач выделяют: (слайд6)

С большим интересом дети любят читать числовые ребусы.

Предлагаю те ребусы, которые имеют определенную связь с математикой: либо в изображении встречаются математические знаки. (Слайд 7)

2.Вызывают интерес и способствуют развитию логического мышления задачи на упорядочивание и распределение элементов множеств. (слайд 8)

3.  Значительное место в упражнениях занимательного характера занимают: (слайд 9)                                                                                                             

4.  В  содержание занятий включаю геометрические головоломки, задачи геометрического содержания. (Слайд 10)       

       1)   В состав относительно несложной головоломки "Сфинкс" входит семь простых геометрических фигур: 4 треугольника и 3 четырехугольника с разным соотношением сторон, которые получаются в результате разрезания прямоугольника. В этой игре особенно удаются силуэты различных видов транспорта - ракеты, самолета, парусника, а также птиц.

2)  Даны 3 ряда изображений кошек, составленных из геометрических фигур. Недостающую в третьем ряду нужно найти на основе анализа, сравнения и обобщения.

3) Фигура на рисунке  состоит из 16 квадратов, ее надо разрезать на 4 одинаковые части. Каждая часть будет состоять из четырех квадратов. Имеется 5 фигурок, состоящих из 4 квадратов (рис. 5):

Фигуру на рисунке  можно разрезать двумя способами: на 4 полоски и на 4 уголка.

5. Решать нестандартные задачи привычным способом нельзя, в этом нам помогают следующие приёмы: (Слайд 11)

(Слайд 12) Задача 1. Три котенка - Касьянка, Том и Плут - съели плотвичку, окуня и карася. Касьянка не ел ни плотвичку, ни окуня. Том не ел плотвичку. Какую рыбку съел каждый котенок?

Решение:

Составим таблицу, в которой строки обозначены именами персонажей задачи, а столбцы - названиями рыб, которых они съели.

Касьянка не ел ни плотвичку, ни окуня: в соответствующих клетках таблицы ставим "-". Том не ел плотвичку - в соответствующей клетке ставим "-".

Как видно из таблицы 2, а, Касьянка мог съесть только карася, а плотвичку мог съесть только Плут: в соответствующих клетках таблицы ставим "+".

Следовательно, Том съел окуня: в соответствующей клетке таблицы ставим "+".

Задача 2. Петя, Саша и Дима заняли призовые места в эстафете. Дима не был первым, а Петя пришел к финишу не первым и не вторым. Какое место занял каждый из мальчиков?

Приняв детей в первый класс,  2012-2013 учебного года , совместно с психологом провела обследование с целью выявления уровня логического мышления. Результаты оказались следующими: большая часть детей имеют средний уровень логического мышления. (Слайд 13)

Проведя такое же обследование во 2 классе, заметила, что повысился высокий уровень развития логического мышления, а детей с низким уровнем стало меньше.

После аналогичного обследования в 3 классе, мною сделан вывод, что процент учащихся со средним уровнем значительно увеличился. Это говорит о положительном результате моей работы. Работа по данной теме дала свои результаты. На олимпиадной работе школьного тура за 2013-2014 учебный  год  дети показали положительные  результаты. (Слайд 14)

         Проделанная мною работа по формированию развития логического мышления у детей, дала свои положительные результаты. Полученные данные дают возможность предположить, что у исследуемых детей  произошел прирост в показателях развития логического мышления. Улучшение показателей обусловлено использованием нестандартных задач на уроках математики. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень развития логического мышления у детей. Чтобы организовать учебный процесс интересно, я, начиная с первого года обучения, предлагаю своим ученикам в начале каждого урока математики арифметические диктанты, в которых использую нестандартные задачи  для  развития логического мышления. Такая организация работы положительно отразилась не только на уровне развития свойств  логического мышления, но и на качестве обучения и достижений учащихся моего класса. У них был сформирован соответствующий уровень умений и навыков.

        В итоге описания опыта своей деятельности можно сделать вывод, что система занятий по решению нестандартных задач:

  • повышают развитие логического мышления учащихся;
  • вооружают их навыками решения нестандартных задач;
  • значительно расширяют и углубляют знания о нестандартных задачах;
  • формируют эмоциональную восприимчивость;
  • формируют практические умения по решению жизненных задач.

  Положительных результатов  удалось добиться при совместной работе учителя, психолога и родителей.

    Результаты работы по данной теме показали, что многое сделано, положительный результат виден, но наряду с тем, я осознаю, что дальнейшая работа по развитию логического мышления необходима. Это повлияет на успеваемость учащихся, а также повысит качество обучения учащихся моего класса.

                                             

Список используемой литературы.

1. Акимова С. Занимательная математика. СПб., 1997.

2.Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике (Серия «Учебно-методический комплект»), 2008 – 125.

3. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. М., 1996.

4. Груздев П.Н., Ганелин Ш.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. - М., АПН РСФСР, 1949, с. 356

 5. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах - М.,2000

6. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике – М.: 2010.-240с

7. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.-Воронеж, 1997, с. 96 8

8. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989 №6, с. 29-33

9. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. М., 19

10. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной  деятельности уч-ся. - М., 1983, с. 93

11. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной  активности детей младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. - Омск, 1997

12. Шумаков Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей в школе. // Учителю об одаренных детях. - М., 1997

13. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М., Просвещение, 1979, с. 160, 27

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие логического мышления младших школьников при решении нестандартных задач » «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями твоей мысли, а не памяти». Л.Н.Толстой

Слайд 2

Программа педагогических действий изучение научной литературы по проблеме исследования и методики исследования по выявлению развития логического мышления при решении нестандартных задач; подборка нестандартных задач; применение нестандартных задач на уроках математики; обоснование и экспериментальная проверка развития логического мышления младших школьников при решении нестандартных задач ;

Слайд 3

Цель активизировать мыслительную деятельность младших школьников через развитие логического мышления;

Слайд 4

Задачи следует вводить в процесс обучения в определенной системе с постепенным нарастанием сложности, так как непосильная задача мало повлияет на развитие учащихся. Необходимо предоставлять ученикам максимальную самостоятельность в поиске решения задач, давать возможность пройти до конца по неверному пути, убедиться в ошибке, вернуться к началу и искать другой, верный путь решения. Нужно помочь учащимся осознать некоторые способы, приемы, общие подходы к решению нестандартных арифметических задач.

Слайд 5

Памятка: Если тебе трудно решить задачу, то попробуй: 1. Сделать к задаче рисунок или чертеж; подумай, может быть нужно сделать на них дополнительные построения или изменить чертеж в процессе решения задач. 2. Ввести вспомогательный элемент (часть); 3. использовать для решения задачи способ подбора; 4. переформулировать задачу другими словами, чтобы она стала более понятной и знакомой; 5. раздели условие или вопрос задачи на части и реши ее по частям; 6. начать решение задачи с «конца».

Слайд 12

имена Петя Саша Дима 1 место + 2 место + 3 место +

Слайд 13

Диаграмма уровня развития логического мышления детей в первом классе.

Слайд 14

Диаграмма качества выполнения олимпиадных (повышенной сложности) работ по математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность по русскому языку. Подготовка к олимпиадам в 4 классе.

Разработка полезна учителям, работающим по развивающим программам  для диагностики знаний учащихся....

Опыт педагогической деятельности

Опыт работы учителя - это постоянное повышение квалификации, это передача своего опыта и перенятие опыта коллег, это творчество, которое необходимо передавать своим ученикам...

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...

Опыт педагогической деятельности учителя начальных классов

Метод проектов в обучении цели:üНаучить учащихся самостоятельному, критическому мышлениюüРазмышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводыüПринимать самосто...

Обобщенный опыт моей педагогической деятельности в рамках методического семинара на тему: «Нравственное обучение младших школьников в процессе обучения».

В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение становится все бо...