Опыт педагогической деятельности в области качественной подготовки к олимпиадам
материал на тему
Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала.
Широкие возможности в этом плане дает решение логических задач. Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт педагогической деятельности в области качественной подготовки к олимпиадам
Представила:
учитель начальных классов
МАОУ «средней школы №8»
Комолова Елена Николаевна
Г. Когалым
«Знание только тогда знание, когда оно
приобретено усилиями твоей мысли,
а не памяти».
Л.Н.Толстой (1 слайд)
Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала.
Широкие возможности в этом плане дает решение логических задач. Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач обучения.
По моим наблюдениям могу сказать, что на уроках математики дети в основном решают учебно-тренировочные типовые задачи. Ребёнок в этом случае не ищет способ решения этого типа, а применяет его. Заметила, что привыкая решать задачи выученных типов, ученик перестаёт действовать и мыслить самостоятельно и любая задача, даже не стандартная, а заданная в другой форме, вызывает у ученика затруднение. Решение логических, нестандартных задач требует от школьников интеллектуальной инициативы и размышлений. Основная работа для развития логического мышления на уроках математики должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития.
Я считаю, что становится очевидной актуальность проблемы исследования – разработка педагогических условий внедрения нестандартных задач в содержание начального этапа обучения математике в целях реализации развивающего потенциала данного учебного предмета.
Необходимость исследования задач названного жанра учебной деятельности определяется противоречиями, присущими современному процессу обучения. Нестандартные задачи в курсе изучения математики присутствуют в различных формах внеклассной работы, школьных математических олимпиадах и т.д. Я заметила, что учащиеся испытывают трудности при решении задач, отличных от шаблонных.
Первое противоречие, на мой взгляд, выражается в необходимости использования нестандартных задач как эффективного средства формирования учебных умений, навыков в практической работе в этом направлении. Отчасти это объясняется недостаточным опытом обращения с задачами в процессе изучения математических дисциплин, а также существованием трудностей, которыми сопровождается их использование.
По моему мнению, второе противоречие сложилось между трудностями объективного характера в практическом использовании нестандартных задач в учебном процессе и недостаточной подготовленностью дидактической базы для этого. Отсутствует описание методики составления и использования системы нестандартных задач в начальном математическом образовании. Нет единой системы методических критериев оценки качества нестандартных задач, обусловленных спецификой учебной деятельности младших школьников.
Главной идеей опыта является создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений, навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения нестандартных задач.
Для достижения главной идеи опыта я сформулировала программу педагогических действий: (2 слайд)
- изучение научной литературы по проблеме исследования и методики исследования по выявлению развития логического мышления при решении нестандартных задач;
- подборка нестандартных задач;
- применение нестандартных задач на уроках математики;
- обоснование и экспериментальная проверка развития логического
- мышления младших школьников при решении нестандартных задач.
Научным обоснованием опыта выступает развитие логического мышления и формирование творческих способностей детей.
В 2012-2013 учебном году, набрав первоклассников, заметила, что у детей возникают трудности при решении логических задач поэтому, актуальной для меня стала тема «Развитие логического мышления младших школьников при решении нестандартных задач». Начала с того, что проводила групповые занятия для детей, лучше подготовленных к школе. На этих занятиях я использовала различные нестандартные задания, которые способствовали развитию речи и познавательных процессов у детей, применяя в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную формы обучения.
Работая над решением нестандартных задач, перед собой ставлю следующую цель: (слайд 3)
Во все школьные программы начальных классов по математике включены задания развивающего характера, чтобы их решить я использую упражнения, задачи, задания, построенные на изучаемом в данный момент или уже изученном материале в нестандартной, но интересной и доступной для детей форме.
Я выделила ряд задач, которые, на мой взгляд, способствуют эффективности обучения младших школьников решению нестандартных задач: (слайд 4)
- Задачи следует вводить в процесс обучения в определенной системе с постепенным нарастанием сложности, так как непосильная задача мало повлияет на развитие учащихся.
- Необходимо предоставлять ученикам максимальную самостоятельность в поиске решения задач, давать возможность пройти до конца по неверному пути, убедиться в ошибке, вернуться к началу и искать другой, верный путь решения.
- Нужно помочь учащимся осознать некоторые способы, приемы, общие подходы к решению нестандартных арифметических задач.
На первом этапе учащиеся должны:
1. Усвоить процесс решения любой задачи (читаю задачу, выделяю, что известно и что надо узнать);
2. Познакомиться с приемами работы над задачей (виды наглядной интерпретации, поиска решения, проверки решения задачи и др.)
На втором этапе учащиеся применяют ранее сформулированные общие приемы в ходе самостоятельного поиска конкретных задач.
Подробно опишу работу первого этапа на конкретном примере.
Задача: Бревно длиной 12см распилили на 6 разных частей.
Сколько распилов сделали?
Вначале необходимо выяснить, решали ли дети задачи такого вида и известен ли способ решения. Дети ошибочно быстро решат 12:6=2(м) – длина одной части бревна, но в задаче спрашивают сколько сделали распилов?
Предлагаю сделать рисунок или чертеж. Прямоугольник или отрезок делили на 6 равных частей. Получается 5 засечек, а не 6. Задача решена без арифметического действия. Ответ получили, сделав чертеж. Под ним ученики пишут ответ.
Вывод: при поиске решения незнакомой задачи полезно сделать чертеж (рисунок), т.к. он может быть способом решения задачи.
Планомерное и систематическое решение нестандартных задач постепенно накапливает у учащихся разные способы их решения, которые объединяются в Памятке. Данная памятка может применяться в любой последовательности или комбинированно. (слайд5)
Логические задачи предлагаю в различных формах, что стимулирует активность детей, возбуждает интерес к математике. Среди логических задач выделяют: (слайд6)
С большим интересом дети любят читать числовые ребусы.
Предлагаю те ребусы, которые имеют определенную связь с математикой: либо в изображении встречаются математические знаки. (Слайд 7)
2.Вызывают интерес и способствуют развитию логического мышления задачи на упорядочивание и распределение элементов множеств. (слайд 8)
3. Значительное место в упражнениях занимательного характера занимают: (слайд 9)
4. В содержание занятий включаю геометрические головоломки, задачи геометрического содержания. (Слайд 10)
1) В состав относительно несложной головоломки "Сфинкс" входит семь простых геометрических фигур: 4 треугольника и 3 четырехугольника с разным соотношением сторон, которые получаются в результате разрезания прямоугольника. В этой игре особенно удаются силуэты различных видов транспорта - ракеты, самолета, парусника, а также птиц.
2) Даны 3 ряда изображений кошек, составленных из геометрических фигур. Недостающую в третьем ряду нужно найти на основе анализа, сравнения и обобщения.
3) Фигура на рисунке состоит из 16 квадратов, ее надо разрезать на 4 одинаковые части. Каждая часть будет состоять из четырех квадратов. Имеется 5 фигурок, состоящих из 4 квадратов (рис. 5):
Фигуру на рисунке можно разрезать двумя способами: на 4 полоски и на 4 уголка.
5. Решать нестандартные задачи привычным способом нельзя, в этом нам помогают следующие приёмы: (Слайд 11)
(Слайд 12) Задача 1. Три котенка - Касьянка, Том и Плут - съели плотвичку, окуня и карася. Касьянка не ел ни плотвичку, ни окуня. Том не ел плотвичку. Какую рыбку съел каждый котенок?
Решение:
Составим таблицу, в которой строки обозначены именами персонажей задачи, а столбцы - названиями рыб, которых они съели.
Касьянка не ел ни плотвичку, ни окуня: в соответствующих клетках таблицы ставим "-". Том не ел плотвичку - в соответствующей клетке ставим "-".
Как видно из таблицы 2, а, Касьянка мог съесть только карася, а плотвичку мог съесть только Плут: в соответствующих клетках таблицы ставим "+".
Следовательно, Том съел окуня: в соответствующей клетке таблицы ставим "+".
Задача 2. Петя, Саша и Дима заняли призовые места в эстафете. Дима не был первым, а Петя пришел к финишу не первым и не вторым. Какое место занял каждый из мальчиков?
Приняв детей в первый класс, 2012-2013 учебного года , совместно с психологом провела обследование с целью выявления уровня логического мышления. Результаты оказались следующими: большая часть детей имеют средний уровень логического мышления. (Слайд 13)
Проведя такое же обследование во 2 классе, заметила, что повысился высокий уровень развития логического мышления, а детей с низким уровнем стало меньше.
После аналогичного обследования в 3 классе, мною сделан вывод, что процент учащихся со средним уровнем значительно увеличился. Это говорит о положительном результате моей работы. Работа по данной теме дала свои результаты. На олимпиадной работе школьного тура за 2013-2014 учебный год дети показали положительные результаты. (Слайд 14)
Проделанная мною работа по формированию развития логического мышления у детей, дала свои положительные результаты. Полученные данные дают возможность предположить, что у исследуемых детей произошел прирост в показателях развития логического мышления. Улучшение показателей обусловлено использованием нестандартных задач на уроках математики. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень развития логического мышления у детей. Чтобы организовать учебный процесс интересно, я, начиная с первого года обучения, предлагаю своим ученикам в начале каждого урока математики арифметические диктанты, в которых использую нестандартные задачи для развития логического мышления. Такая организация работы положительно отразилась не только на уровне развития свойств логического мышления, но и на качестве обучения и достижений учащихся моего класса. У них был сформирован соответствующий уровень умений и навыков.
В итоге описания опыта своей деятельности можно сделать вывод, что система занятий по решению нестандартных задач:
- повышают развитие логического мышления учащихся;
- вооружают их навыками решения нестандартных задач;
- значительно расширяют и углубляют знания о нестандартных задачах;
- формируют эмоциональную восприимчивость;
- формируют практические умения по решению жизненных задач.
Положительных результатов удалось добиться при совместной работе учителя, психолога и родителей.
Результаты работы по данной теме показали, что многое сделано, положительный результат виден, но наряду с тем, я осознаю, что дальнейшая работа по развитию логического мышления необходима. Это повлияет на успеваемость учащихся, а также повысит качество обучения учащихся моего класса.
Список используемой литературы.
1. Акимова С. Занимательная математика. СПб., 1997.
2.Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике (Серия «Учебно-методический комплект»), 2008 – 125.
3. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. М., 1996.
4. Груздев П.Н., Ганелин Ш.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. - М., АПН РСФСР, 1949, с. 356
5. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах - М.,2000
6. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике – М.: 2010.-240с
7. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.-Воронеж, 1997, с. 96 8
8. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989 №6, с. 29-33
9. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. М., 19
10. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности уч-ся. - М., 1983, с. 93
11. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. - Омск, 1997
12. Шумаков Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей в школе. // Учителю об одаренных детях. - М., 1997
13. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М., Просвещение, 1979, с. 160, 27
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа педагогических действий изучение научной литературы по проблеме исследования и методики исследования по выявлению развития логического мышления при решении нестандартных задач; подборка нестандартных задач; применение нестандартных задач на уроках математики; обоснование и экспериментальная проверка развития логического мышления младших школьников при решении нестандартных задач ;
Цель активизировать мыслительную деятельность младших школьников через развитие логического мышления;
Задачи следует вводить в процесс обучения в определенной системе с постепенным нарастанием сложности, так как непосильная задача мало повлияет на развитие учащихся. Необходимо предоставлять ученикам максимальную самостоятельность в поиске решения задач, давать возможность пройти до конца по неверному пути, убедиться в ошибке, вернуться к началу и искать другой, верный путь решения. Нужно помочь учащимся осознать некоторые способы, приемы, общие подходы к решению нестандартных арифметических задач.
Памятка: Если тебе трудно решить задачу, то попробуй: 1. Сделать к задаче рисунок или чертеж; подумай, может быть нужно сделать на них дополнительные построения или изменить чертеж в процессе решения задач. 2. Ввести вспомогательный элемент (часть); 3. использовать для решения задачи способ подбора; 4. переформулировать задачу другими словами, чтобы она стала более понятной и знакомой; 5. раздели условие или вопрос задачи на части и реши ее по частям; 6. начать решение задачи с «конца».
имена Петя Саша Дима 1 место + 2 место + 3 место +
Диаграмма уровня развития логического мышления детей в первом классе.
Диаграмма качества выполнения олимпиадных (повышенной сложности) работ по математике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность по русскому языку. Подготовка к олимпиадам в 4 классе.
Разработка полезна учителям, работающим по развивающим программам для диагностики знаний учащихся....
Опыт педагогической деятельности
Опыт работы учителя - это постоянное повышение квалификации, это передача своего опыта и перенятие опыта коллег, это творчество, которое необходимо передавать своим ученикам...
Доклад на тему: «Творческий отчёт. Опыт работы. Тема по самообразованию. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности как условие реализации ФГОС»
Данный материал содержит отчет учителя о проделанной работе по теме самообразования....
Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"
Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...
Опыт педагогической деятельности учителя начальных классов
Метод проектов в обучении цели:üНаучить учащихся самостоятельному, критическому мышлениюüРазмышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводыüПринимать самосто...
Обобщенный опыт моей педагогической деятельности в рамках методического семинара на тему: «Нравственное обучение младших школьников в процессе обучения».
В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение становится все бо...
Проектирование современного урока как показатель профессионализма учителя: компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, мотивации учебной деятельности, обеспечения информационной основы деятельности
Презентация выступления на педагогическом совете школы....