Календарно-тематическое планирование "Светская этика" 4 класс
календарно-тематическое планирование по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_4kl.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе:
1. Требований ФГОС НОО (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В. А.Тишков] – М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» / авт.-сост. Т. Д.Шапошникова, К. В. Савченко. – М.: Дрофа, 2013
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развить способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Основными принципами организации преподавания ОРКСЭ являются:
1.Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе в рамках ценностного подхода.
2.Основной методологический принцип реализации курса – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.
3.Воспитание толерантного, уважительного отношения к «другим» через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать не только окружающих людей, но и через них - самого себя.
4. Решение задач социализации, усиления социальной функции образования – постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем, ориентироваться в ситуациях.
При подготовке и проведении урока учитель должен понимать следующее:
- зачем и почему следует изучать основы религиозной культуры и светской этики в школе;
- что является содержанием данного предмета;
- как можно рассматривать факты религиозной культуры, не нарушая при этом принципов научности и мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения.
При этом личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна – это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления», «ненавязывания» своего собственного мировоззрения.
Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на некоторые ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с учащимися на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их повседневного поведения. При адекватном наполнении и функционировании образовательной среды учитель вправе ожидать следующих результатов, которые составляют важную часть диалоговых межконфессиональных компетенций личности:
- понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом выживания и устойчивого развития человечества, что уважение его является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества;
- понимание учащимися, что их поведенческие модели – одни из многих равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе;
- потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих задач;
- мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;
- стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения выхода из конфликта, толерантное отношение к одноклассникам, к другим людям;
- развенчивание устойчивых стереотипов в отношении носителей этих традиций;
- определение собственной идентичности, рассмотрение её как элемента исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского сообщества;
- осознанное моделирование возможных действий в нём, участие в мероприятиях по социальному проектированию и улучшению реальных отношений в социокультурной среде;
- существенные изменения в сознании самого учителя, которые могут стать факторами его профессионального и личностного совершенствования.
Направленность внимания обучающихся на самокоррекцию является важным фактором повышения качества обучения навыкам межкультурного и межконфессионального диалога.
Преподавание данного курса предполагает решение учителем на уроке не только познавательных, но и популяризаторских задач:
- точное, корректное и достаточное занимательное представление учащимся многообразие религий, существующих в мире;
- рассказ об истории их возникновения, географии распространения, основателях и пророках;
- освещение особенностей учений различных религий (в первую очередь нравственной составляющей этих учений);
- описание религиозных традиций, культуры, а также духовного и церковного искусства (если оно существует).
Важным условием успешности организации образовательного процесса является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Это такие методы, в которых взаимодействие между участниками диалога рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий повысить развивающий потенциал процесса обучения: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, игры.
На уроке рекомендуется использовать: выдержки из биографий религиозных деятелей, литературных произведений, трудов учёных, статей и книг глав и активных деятелей различных конфессий; репродукции, макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкеты.
На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. Качество воспроизведения видео и аудио иллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным. Следует помнить, что музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, непривычен и малопонятен для большинства школьников.
На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно исключить, без ущерба для понимания. Манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Не следует бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизировать изложение материала.
Полезно и эффективно использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях. Например, рассказ о православии будет эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храма (экскурсией). В ходе такой мини–экскурсии следует заострить внимание учащихся на внешнем и внутреннем виде осматриваемого объекта. При этом нелишне учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, а следовательно любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной.
Некоторые уроки по курсу могут проводиться на природе, в окружении архитектурных и исторических памятников. Краеведческий элемент будет способствовать решению еще одной задачи – воспитания уважительного и бережного отношения к старине, отечественному религиозному и культурному наследию.
Преподаватель должен позаботиться о комфортной среде обучения, аудиториях для игровых занятий. Организация учебного пространства является важнейшей составляющей, которая обусловливает эффективность интерактивного обучения: диалогичные формы взаимодействия предполагают, что собеседники обращены лицом друг к другу, поэтому мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы имелась возможность визуального контакта участников, преподавателя, их свободного перемещения в аудитории.
Учёт возрастных и психологических особенностей той возрастной группы учащихся (учащимися 4-5 классов). Дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей.
Содержание комплексного учебного курса ОРКСЭ, модуля «Основы светской этики» 4 класс (34 часа)
Раздел 1. Знакомство с новым предметом
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля.
Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич».
Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.
Раздел 2. Знакомство с основами этики
Этика как часть философии. Значение слова «философия».
Вечные вопросы человечества.
Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей.
Мыслители и философы, великие учителя человечества. Аристотель. Происхождение слова «этика». Добродетели — лучшие качества человека. Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики.
Раздел 3. Этические учения о добродетелях
Определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек».
Добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей.
Нравственные качества и добродетели. Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх).
Честность и правдивость. Честность и верность. Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов; о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе.
Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».
Раздел 4. Этика о нравственном выборе
Жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа.
Убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений.
Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?». Трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В. А. Сухомлинский об убеждениях.
Возможности изменения убеждений человека. Совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. В. А. Сухомлинский о совести. Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка». Ответственность.
Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир.
Учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание.
Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве
Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития.
Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы. Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви.
Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством.
Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и правителе. Философская школа Конфуция.
Государство. Россия — государство, в котором мы живем. Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Конституция. Права и обязанности граждан. Обязанности государства по отношению к гражданам. Нравственные законы совместной жизни людей. Светская этика. Государственные праздники. 4 ноября — День народного единства. История праздника.
Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни
Нравственный закон. Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма.
Христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений.
Библия — священная книга христианства.
Любовь в жизни человека. В. С.Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье. Китайская притча «Ладная семья».
Различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор.
Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречения философов и мыслителей о прощении.
Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу
Дружба в системе этических ценностей. Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе.
Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность — основа дружбы. Отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике.
Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений.
Христианство об основах человеческих взаимоотношений.
Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений.
Буддизм. Этика буддизма. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике.
Речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслёй и поступков. Поступок как результат мысли. JI. Н. Толстой о мыслях и поступках. В. А. Сухомлинский* «Мальчик и Колокольчики Ландышей».
Милосердие в жизни человеческого общества. И. С. Тургенев «Нищий». Благотворительность. Традиций благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии.
Благотворительные организации в современном мире. Взаимоотношения людей в современном мире.
«Золотое правило нравственности» — нравственный закон. Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях. В. А. Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте».
Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам
Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся.
Всемирный Красный Крест. JI. М. Рошаль. Мать Тереза и Орден милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной жизни.
Жизнь по нравственным законам. Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение посвятить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А. Швейцера в мире.
Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка. JI. Н. Толстой — выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог.
JI. Н. Толстой о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении JI. Н. Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления о свободе человека. Необходимость самосовершенствования для преображения окружающего мира.
JI. Н. Толстой «Муравей и голубка». Подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества.
Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба. Как научиться «взращивать свою душу». Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Календарно-тематическое планирование комплексного учебного курса ОРКСЭ,
модуля «Основы светской этики»
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский.
Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них.
- Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.
- Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей.
- Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.
Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Календарно-тематическое планирование по модулю «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс.
№ урока | Тема урока | Формирование специальных умений и навыков | Дата | Кол-во часов | |
План | Факт | ||||
1 четверть (9 ч). Знакомство с новым предметом (3 ч). | |||||
1. | Россия - наша Родина | Формировать чувство гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно -культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) РОССИЯ; развитие этических чувств и норм. | 1 | ||
2. | Духовные ценности человечества. Культура. Религии | Формировать чувство гордости за свою Родину, развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности; | 1 | ||
Знакомство с основами этики (2 ч). | |||||
3. | Диалог о философии и этике | Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность, светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог. | 1 | ||
4. | Мораль и нравственность | Формирование первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм; | 1 | ||
Этические учения о добродетелях | |||||
5. | Что такое добродетель | Формировать представление о добре, зле, добродетели и пороке. Воспитывать доброту, гуманное отношение к людям. | 1 | ||
6. | Учение Аристотеля о добродетелях | Аристотель. Добродетели – лучшие качества человека. | 1 | ||
7. | Нравственные качества | Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести. | 1 | ||
8. | Терпение и терпимость | Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. | 1 | ||
Этика о нравственном выборе (6 ч). | |||||
9. | Суд над Сократом | Жизнь древнегреческого философа Сократа. | 1 | ||
2 четверть (7 ч). Этика о нравственном выборе | |||||
10. | Убеждения | Убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений. | 1 | ||
11. | Нравственный выбор | Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести. | 1 | ||
12. | Совесть. Долг | Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам. | 1 | ||
13. | Ответственность | Познакомить с основными терминами и понятиями: ответственное поведение, отношения ответственности. | 1 | ||
14. | Этика о воспитании самого себя | Развитие этических чувств и норм. | 1 | ||
Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3 ч). | |||||
15. | Справедливость | Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Формирование справедливого отношения к людям. | 1 | ||
16. | Государство, основанное на справедливости | Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях | 1 | ||
3 четверть (10 ч). | |||||
17. | Государство. Светская этика | Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность, светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика. | 1 | ||
Нравственный закон человеческой жизни (4 ч). | |||||
18. | Нравственный закон. Десять заповедей | Познакомить с десятью заповедями | 1 | ||
19. | Заповеди любви | 1 | |||
20. | Любовь – основа жизни | Различные проявления любви. Прощение как одно из проявлений любви. | 1 | ||
21. | Прощение | Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; | 1 | ||
Этика об отношении людей друг к другу (5 ч). | |||||
22. | Древнегреческие мыслители о дружбе | Познакомить с древнегреческими мыслителями; знание, понимание и принятие личностью ценностей: друг, дружба | 1 | ||
23. | Этика об отношении к другим людям и самому себе | Дать первоначальные представления о значении этики об отношении к другим людям, к себе. | 1 | ||
24. | Мысли и поступки. Слова и речь | Речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. | 1 | ||
25. | Милосердие | Милосердие в жизни человеческого общества. | 1 | ||
26. | «Золотое правило нравственности» | Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. | 1 | ||
4 четверть (8 ч). Как сегодня жить по нравственным законам (4 ч). | |||||
27. | Нравственные законы в современном мире | Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. | 1 | ||
28. | Альберт Швейцер | Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение посвятить жизнь служению человечеству. | 1 | ||
29. | Этическое учение Л. Н. Толстого | Этические учения Л. Н. Толстого – выдающегося русского писателя, мыслителя и педагога. | 1 | ||
30. | «Идти дорогою добра» | 1 | |||
Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (4 ч). | |||||
31. | Выбор темы проектов. Формирование творческих групп. Составление плана работы | Развитие способности учащихся общаться друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное отношение. | 1 | ||
32. | Подготовка материалов к исследовательской работе | Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда | 1 | ||
33-34. | Разработка проекта. Оформление результатов. Итоговая презентация | Обобщить знания, полученные в ходе изучения курса. | 2 |
Литература:
- «Основы Светской этики» учебник для общеобразовательных учреждений 4 класс (4-5 классы), под редакцией Т. Д. Шапошниковой, М.: Дрофа, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович
Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....