Влияние мультфильмов на развитие сознания детей дошкольного возраста
статья по теме

Шершнева Олеся Юрьевна

В статье рассматриваются основные особенности развития дошкольников. Описывается, как  современные  мультфильмы влияют на  сознание детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванисова О.Ю.

педагог-психолог МБОУ «Лицей №9» г. Белгород

ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ключевые слова/Keywords: психика, дошкольный возраст/ preschool age, нравственное развитие/ moral development.

В сознании взрослых людей мультфильм это то, что предназначено для детей. Но в последнее время, многие родители озадачены важными вопросами: что смотрят их дети и как это влияет на их развитие. И это не зря, т.к. мы имеем дело с величайшим изобретением - технологией обработки массового сознания. Телевизор, интернет, гаджеты  - стали частью нашей жизни  и не только дети, но и взрослые становятся их «поклонниками» и даже «заложниками».

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его личность и последующее интеллектуальное развитие.

Не все мультфильмы являются поучительными, несущими в себе глубокий смысл и пример для подражания. В возрасте 3-4 лет, ребенок еще не осознает и не понимает разницу между реальностью и вымыслом. Ребенок  не знает, что мультфильм – это не настоящий мир, но какое-то время, он проживает в этом волшебном мире говорящих животных, сказочных принцесс и добрых фей, злых чародеев и колдунов.  

 В отличие от мультфильмов советского времени (пластилиновых, рисованных и кукольных), в наше время на первое место выступает компьютерная графика (спецэффекты). Это касается мультфильмов как отечественного, так и зарубежного производства, которые не так уж и безвредны, как кажется на первый взгляд.  Ранее,  мультфильмы несли в себе глубокий духовный смысл. Они помогали ребенку отличать хорошие поступки от плохих, формировали представление об окружающем мире и месте человека в этом мире. Как правило, самыми отзывчивыми и добрыми чаще всего оказывались  не большие и сильные, а меленькие и слабые, которые добивались справедливости не силой, а хитростью, ловкостью и умением убеждать, чего не скажешь о многих зарубежных мультипликациях. Такой подход к выходу из жизненных ситуаций, учит детей пониманию и ограждает от жестокости.

Одним из важных образов современной мультипликации является женский образ. Девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчиков, подсознательно формируется идеал женщины, который он потом будет искать. Основными качествами современных героинь яркого экрана являются внешность (физические данные, яркость лица и одежды) и поведение (очень часто мужеподобное). Девочки стремятся быть похожими на персонажей любимых мультфильмов (Winx; Барби, принцесс Диснея и т.п.), причем, если их идеальное представление о том, как должна выглядеть девушка не совпадает с их реальным образом, то такое положение может сформировать комплексы и неустойчивость самооценки. Что касается мальчиков, то это стремление понравиться и влюбиться в стройную красавицу, но конечно, в будущем, либо стремление самому походить на Супермена, Бетмена или Человека-Паука.  Данная характеристика касается непосредственно внешнего образа, тогда как внутреннее содержание уходит на второй план. Постараемся сравнить женские образы в отечественной и зарубежной мультипликации. Если в первом случае, в советское время, цензура проходила проверку перед выходом на «голубой экран», то это был образ застенчивый, скромный, чистый и бескорыстный, образ, в котором отражается помощь и пожертвование собой, ради близких, то сейчас отечественное производство неким образом копирует особенности зарубежного. Что касается героинь западных мультфильмов, то они обладают «выдающимися» формами, можно сказать, сексуальными, которые, очень подчеркнуты и, должны нравиться взрослым мужчинам, но никак не маленьким детям.

В мультфильмах неправильное поведение героев никем не наказывается (например: «Том и Джерри»; «Ну, погоди!») и соответственно, ребенок копирует такое поведение. В итоге, закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения и ребенок не отличает хороший поступок от плохого, делая похожее в реальной жизни (бьют домашних животных, бросают предметы в другого человека и т.д.).

Ребенку необходимо получать впечатления из окружающего мира, и очень важно эти впечатления перерабатывать, естественно, совместно с взрослыми. Чем конкретнее, точнее впечатления будут переработаны, тем больше установленных связей и пользы ребенок извлечет и, тем больше будет его интеллектуальная деятельность.  

 Конечно, мы не имеем права утверждать, что все зарубежные мультфильмы пропагандируют зло, жестокость, насилие, обман и т.д., также как не можем утверждать, что в отечественной мультипликации присутствует только добро и уважение друг к другу, то нем не менее, факт остается фактом. Очень часто дети смотрят некачественную продукцию о вампирах, монстрах, приведениях, роботах, где присутствует конфликтное взаимодействие, жестокость, насилие, убийство, одним словом элементы  агрессивного взаимодействия. Следовательно, дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания.

К вступившему в силу Федеральному закону № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» многие отнеслись с возмущением и негодованием («как это запретить мультфильмы, на которых выросло не одно поколение…» и т.д.). Возможно, не все согласятся со мной, но я считаю, что это в какой-то степени правильный ход образовательной политики, т.к. может быть данный закон, получивший такой общественный резонанс, поможет многим родителям более осознанно и детально подходить к просмотру телевизора детьми.

Литература

  1.  Аромаштан М. Дети смотрят мультфильмы: Психолого-педагогические заметки. Практика «производства

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мнемотаблицы (развитие речи детей дошкольного возраста)

Если у Вас есть трудности с вашим ребёнком в описании предметов, построении сюжета, то используйте схемы-подсказки - мнемотаблицы, которые позволят  эффективнее воспринимать и перерабатывать зрит...

«ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В современном дошкольном образовании, речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение об...

«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста». Игры шнуровками.

-Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;-развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";        ...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Процесс развития и коррекции памяти детей  школьного возраста с нарушением интеллекта будет протекать более эффективно, если на уроках русского языка использовать систему специально подобранных т...

Картотека игр для развития у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве

Картотека игр для развития у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве....

Доклад из опыта работы "Эффективные формы поддержки и развития способностей детей дошкольного возраста в рамках проекта «Успех каждого ребенка»

Главная задача нашего детского сада – это раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности.Основная идея «Успеха каждого ребенка» – выстраивание системы  о...