мнемотаблицы (развитие речи детей дошкольного возраста)
методическая разработка по чтению по теме

Саенко Марина Геннадьевна

Если у Вас есть трудности с вашим ребёнком в описании предметов, построении сюжета, то используйте схемы-подсказки - мнемотаблицы, которые позволят  эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotablitsy.doc934 КБ

Предварительный просмотр:

МНЕМОТАБЛИЦЫ

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление

- зрительную и слуховую память

-  и слуховое внимание

- воображение

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п. Логопеды в своей работе применяют широко известные схемы описания предметов из различных лексических тем.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. (См. Приложение)

 

Мнемотехнические таблицы и рисунки могут широко использоваться на всех этапах коррекционной работы. Они особенно эффективны, если ребёнок самостоятельно или с помощью логопеда зарисовывает их в свою тетрадь.

В процессе рисования схемы максимально задействованы все анализаторы –

зрительный, речеслуховой, двигательный. В результате идёт образование многочисленных межполушарных связей мозга, что ускоряет как общее развитие ребёнка, так и речевое развитие в частности.

Вашему вниманию предлагаются образцы использования приёмов мнемотехники на занятиях по развитию речи в нашем детском саду. Начиная уже со средней группы, мнемотехнические таблицы и рисунки мы используем как для запоминания стихов, так и для запоминания рассказов. (См. Приложение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль развития фонематического слуха в формировании речи детей дошкольного возраста.

Роль развития фонематического слуха в формировании речи детей дошкольного возраста....

«ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В современном дошкольном образовании, речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение об...

«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста». Игры шнуровками.

-Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;-развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";        ...

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие...

Мастер-класс "Лего-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель: заинтересовать, повысить компетентность педагогов по использованию лего - конструктора в педагогической деятельности.Задачи:-дать общее представление о конструкторе LEGO, как о средстве раз...

Деловая игра для воспитателей: "Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Цель:Систематизировать знания педагогов по вопросам развития речи у детейпосредством дидактической игры.Задачи:1.Формирование навыков позитивного общения педагогов, умение работать вколлективе.2.Совер...