Коррекционная программа для детей с ДЦП.
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме
Данная программа помогает педагогу провести и запланировать учебные занятия по коррекционной ритмике. Разнообразные уроки, развивающие мотрику рук, координацию, слух, зрительное восприятие, вниманеие, развитие чувства коллективизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_3kl.docx | 70.39 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА
Пояснительная записка.
Преподавание коррекционной ритмики имеет большое значение для детей ДЦП. Специфические средства воздействий на учащихся, свойственные коррекционной ритмике, способствуют общему разностороннему развитию школьников. Одним из компонентов комплексной коррекционно-педагогической работы являются занятия по коррекционной ритмике. Ее систему разрабатывали Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, Н.П. Збруева, Г.А. Волкова, Н.А. Рычкова и др. В работе Г.А. Волковой раскрыты цели, задачи и содержание коррекционной ритмики с детьми, имеющими различные отклонения в речевом развитии, в том числе обусловленные детским церебральным параличом. На занятиях по коррекционной ритмике коррекционная работа основывается на взаимодействии движения, музыки, речи. У детей с ДЦП проблема заключается в том, что характеристика каждого из этих компонентов в определенной степени не соответствует норме.
Рассмотрим первый компонент – движение. При ДЦП нарушение двигательных функций первично и представляет собой своеобразное отклонение моторного развития, которое без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций. Поражение центральной нервной системы при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей становления двигательных навыков, а значит, сказывается на выполнении самых элементарных упражнений.
Второй компонент – музыка. С одной стороны, она формирует чувство прекрасного, поднимает эмоциональный настрой, повышает мотивацию обучения. С другой – важнейшими выразительными средствами музыки служат ритм и темп, соблюдение которых крайне затруднительно для детей с ДЦП. Различные нарушения мышечного тонуса (спастичность, регидность, гипотония, дистония), наличие гиперкинезов, тремора, синкинезии не дают возможности выполнять движения в заданных ритме и темпе. В то же время попытки выдержать их могут быстро утомить ребенка.
Третий компонент – речь. В работах отечественных и зарубежных исследователей указывается, что при ДЦП наряду с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечаются разнообразные речевые нарушения (дизартрии, анартрия, заикание). Для детей с ДЦП характерны различные формы речевого дизонтогенеза, проявляющиеся в виде как обратимых нарушений (задержка доречевого и речевого развития), так и более стойких системных расстройств (ОНР). Поэтому задания, включающие речевой материал, должны быть индивидуальными. Данных противоречий можно избежать, если целесообразно использовать каждый из компонентов. Выявленные нарушения определяют не только актуальность их изучения, но и необходимость изменения ряда принципиальных требований к методам коррекционной работы с такими детьми.
Цель занятий для детей с ДЦП заключается в максимальном всестороннем развитии ребенка в соответствии с его возможностями и соответствующей адаптации к социальной среде.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- способствовать овладению определенными видами двигательно-моторной деятельности, укреплению костно-мышечной системы;
- исправлять речевые нарушения (речевое дыхание, оральный праксис, просодика, фонематический слух, звукопроизношение);
- расширять и обогащать словарный запас, формировать связную речь, ее грамматический строй;
- развивать психические функции (зрительное, слуховое восприятие, память, внимание);
- формировать навыки ориентирования в пространстве;
- осуществлять эстетическое и нравственное развитие, используя методические приемы обучения и организацию среды (дидактические пособия, музыкальное сопровождение и др.);
- активизировать потенциальные творческие способности, побуждая детей к инициативе, импровизации и др.;
- формировать базу социализации с помощью упражнений, имитирующих бытовые действия, обыгрывания сценок из жизни и т.д.
Принципы построения занятий по коррекционной ритмике.
1. Занятия для детей с ДЦП строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с школьниками, имеющими отклонения в развитии, и теоретической концепции о структуре дефекта (наличии первичных и вторичных отклонений), который подвергается изменениям коррекции компенсаторным перестройкам.
2. Коррекционные занятия – это интегрированная деятельность, в которой объединяются задачи развития детской личности. Междисциплинарный подход к разработке системы занятий позволяет собрать в коррекционно-развивающих целях все лучшее, что есть в теории и практике психологии, медицины, педагогики и частных методик.
3. Содержание и дидактические приемы подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу нарушенных функций. В зависимости от локализации нарушения мозга при разных формах ДЦП отмечаются различные расстройства двигательной системы и речи.
При спастической диплегии поражены и руки и ноги, причем последние затронуты в большей степени. Степень повреждения рук различна – от выраженных парезов до минимальных нарушений в виде легкой моторной неловкости и др. Основным признаком спастической диплегии являются: повышение мышечного тонуса (спастичность) в конечностях; ограничение силы и объема движений в сочетании с нередуцированными тоническими рефлексами; снижение разборчивости речи, качества артикуляционных движений, силы голоса; нарушение речевого дыхания; гиперсаливация.
При гемипаретической форме ДЦП повреждены конечности с одной стороны тела. При поражении левого полушария часто отмечаются нарушения речи по типу спастико-паретической дизартрии или моторной алалии, дислексии, дисграфии. Повреждение височных отделов левого полушария может сопровождаться расстройствами фонематического восприятия. Степень интеллектуальных нарушений варьирует от легкой задержки психического развития до грубого интеллектуального дефекта. Прогноз двигательного развития в большинстве случаев благоприятный при своевременно начатом и адекватном лечении.
Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов. Они возникают непроизвольно и усиливаются при движении и волнении, а также при утомлении и попытках выполнения любого двигательного акта. Гиперкинезы могут охватывать мышцы лица, языка, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. При данной форме произвольная моторика развивается с большим трудом, движения размашистые, дискоординированные, затруднена автоматизация двигательных навыков, особенно письма. Речевые расстройства наблюдаются почти у всех детей, чаще в форме гиперкинетической дизартрии, разборчивость речи снижена. Характерно отсутствие стабильных нарушений звукопроизношения (пропуски, замены, смешения звуков не постоянны), много искажений звуков.
При атонически-астатической форме ДЦП отмечаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, расстройство координации движений, тремор, гиперметрия. Походка неустойчивая, неуверенная, руки разведены в стороны, туловище совершает много избыточных качательных движений для сохранения равновесия. Ребенок часто падает, у него сбиты синхронность и ритм. Большинство детей имеют нарушения речи в виде задержки ее развития, атактической дизартрии, алалии. Разборчивость речи снижена, наблюдаются трудности в выполнении и удержании артикуляционных укладов, мимика вялая. Голос истощающийся, затихающий к концу фразы, отмечается асинхронность дыхания, практически отсутствует интонация. Ритм речи скандированный, темп замедленный.
При наиболее тяжелой форме ДЦП – двойной гемиплегии, имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и ногах. Клинические проявления двойной гемиплегии – преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена.
Наблюдаются тяжелые расстройства речи. Указанные моторные и речевые нарушения следует учитывать при отборе двигательных, сенсорных и речевых упражнений.
4. Принцип доступности предполагает правильный подбор задания, инструкции, чередование упражнений, их повторяемость и т.д. Все это определяется двигательными, речевыми и интеллектуальными возможностями детей.
5. Принцип дозированности крайне важен в организации и проведении занятий. Он имеет прямое отношение с подбору упражнений и игр. Г.А. Волкова отмечает, что игры следует включать в занятие осторожно, поскольку играющие дети эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей усталости. Им полезно предлагать упражнения и игры с умеренной психофизической нагрузкой общефизиологического воздействия.
6. Занятия должны иметь коммуникативную направленность. Известно, что речь как основное средство общения формируется через движение и в социальном контакте. У детей с ДЦП функция общения развивается неравномерно, в отличие от их здоровых сверстников. Нарушение артикуляции, координации движений неблагоприятно отражаются на ней. Занятия по логоритмике должны быть насыщены ситуациями, которые побуждают детей к речевой деятельности и общению. В содержание коррекционных занятий включается соответствующий материал (слова, словосочетания, стихи, песенки, диалоги и др.), который отбирается с учетом уровня речевого развития детей.
7. Коррекционная ритмика проводится в тесной взаимосвязи с обучением и воспитанием, поэтому следует придерживаться принципа тематического планирования. Это создает оптимальные условия для всестороннего развития детей и обеспечивает возможность более эффективного усвоения учебного материала.
8. Комплексный характер коррекционных занятий дает уникальную возможность для реализации психологических задач: мобилизации деятельности сохранных анализаторов, повышения остроты восприятия практически всех модальностей, развития познавательной деятельности, установления должного уровня мотивации обучения, формирования личностных качеств.
Упражнения на развитие и активизацию различных функций. Общая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве.
Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости, точности движений, что сказывается затем на всей учебной деятельности школьников.
Занятия коррекционной ритмикой способствует формированию положительных качеств личности. Дети активны на занятиях, проявляют инициативу и находчивость при выборе форм движения, поставлены перед необходимостью совместной коллективной деятельности с се важнейшими воспитывающими функциями.
Большое значение имеют занятия для развития мышления детей. Каждое задание нужно понять, осознать правила игры, осмыслить свое место в ней, свою роль. Надо правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность. Наконец, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Следует отметить, что эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения шильников.
Большое значение уроков для формирования произвольного внимания учащихся, для развития их памяти. Потребность детей в движении, в игре превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность.
Вялость мышечного тонуса или, наоборот, неестественная его напряженность, плохая координация, неловкость движений постепенно нормализуются благодаря занятиям. При этом ученики должны научится различать напряженное и ненапряженное состояние мышц, ощущать свою позу, направление движения. Большое значение придается совершенствованию координации движения.
Все это способствует преодолению характерных для детей недостатков внимания. У них развивается наблюдательность, повышается скорость реакции.
Учитывая состояние физического развития детей, учитель чередует на уроке нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. Постепенно ученики физически и эмоционально привыкают к увеличению напряжения, мобилизуют себя на продолжительную произвольную деятельность, что благотворно сказывается па других уроках.
Важно отметить, что особенностью урока коррекционной ритмики является положительный эмоциональный фон всей деятельности учащихся, который должен быть обеспечен тщательным подбором музыкального репертуара, умелым планирование урока, правильным отношением учителя к достижениям каждого ученика. Нa занятиях необходимо непременное поощрение малейших успехов учеников, максимальная помощь в преодолении индивидуальных затруднений, терпеливое, щадящее отношение к детям. Не допускается отрицательная оценка неудачных и ошибочных движений учащихся, резкий или повышенный тон обращения к детям, привлечение внимания коллектива к отдельным учащимся в случае их неуспехов. Дети должны испытывать радость от предоставленной им возможности выразить себя в движении, передать движение спои чувства, переживания, свое понимание музыкального образа.
Следует отмстить, что занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры, музыки, логоритмике. При этом принципиально важным является положение о том, что формирование и отработка основных двигательных навыков, как и овладение, основными музыкальными понятиями и умениями осуществляются при занятиях физкультурой и музыкой. На уроках коррекционной ритмики происходит дальнейшее практическое освоение этих понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности.
Вместе с тем, при планировании работы учитель может исходить из требований, указанных в программе по физкультуре для соответствующего класса, и использовать на уроках разучиваемые детьми песни и прослушанные произведения, обозначенные в программе по музыке.
Программа по ритмике изучается в начальных классах, рассчитана на 34 часа (в 1 классе 33 часа) в год и содержит 7 разделов:
- Игры на развитие пространственной ориентации.
- Игры на развитие зрительного и слухового восприятия.
- Игры на развитие координации движения и внимания.
- Подвижные игры под музыку.
- Комплексы общеразвивающих упражнений.
- Упражнения с предметами.
- Упражнения на развитие мелкой моторики рук и кисти. Пальчиковая гимнастика
Для непродолжительного активного отдыха в ходе урока можно использовать комплекс упражнений, включающих в себя разные виды заданий:
- упражнения на развитие общей моторики;
- упражнения на развитие мелкой моторики;
- упражнения на активизацию речи;
- упражнения, направленные на расслабление или напряжение мышц;
- упражнения, активизирующие внимание;
- дыхательные упражнения.
- составление пазлов.
- рисование пальчиками.
- прослушивание различных тематических мелодий или детских песен.
- работа в группах, парах и т.д.
Одной из главных задач начальной школы является создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих развитию физической и умственной работоспособности младших школьников. А специально организованная двигательная активность, физические упражнения, оказывают, особенно в детском возрасте, положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость.
Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволят размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Традиционно применяются физкультминутки, представляющие собой комплексы гимнастических упражнений, которые позволяют за счет двигательной активности снизить уровень умственного напряжения. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психологического и эмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Использование средств логопедической ритмики может сделать физкультминутку полифункциональным режимным моментом. Уроки коррекционной ритмике помогут разнообразить учебный процесс, внести яркость впечатлений и дополнительное развитие для детей с ДЦП.
Комплекс упражнений подбирает учитель, учитывая возможности детей своего класса, с учетом темы урока (упражнения должны быть, связаны с целями и задачами урока). Тематическая организация способствует поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания. Проведение подвижных игр, малой активности игр с применением логопедической ритмики. Использование этих приемов на уроках школы-интерната показало, что дети лучше переключаются с одного вида деятельности на другой. Смена видов деятельности ощутимо отражается на положительном эмоциональном настрое детей, способствует снижению статической нагрузки и снятию умственного напряжения, вместе с тем позволяет не только развивать моторную сферу, но и совершенствовать речь. Переменный характер нагрузки более всего соответствует возрастным особенностям физиологического состояния растущего организма младшего школьника и поэтому оказывает благотворное влияние на деятельность систем кровообращения и дыхания. Дети после уроков коррекционной ритмики становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Тематическое планирование. Коррекционная ритмика. 3кл.
№ | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного необязательного содержания | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
I четверть (9часов) | |||||||||
1 | ТБ на уроке. Игры на развитие пространственной ориентации. «Дорога в школу» | 1 | Введение новых знаний | Описание занятия. Беседа «По дороге к школе…». Оборудование: лист бумаги, карандаш. Ребенок вспоминает и рассказывает, где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу. | Уметь ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути. | Текущий | Игры на внимание. Прослушивание песен «О школе». | ||
2 | Игры на развитие зрительного и слухового восприятия. «На чем играл Зайка?» | 1 | Урок - игра | Развивать слуховое внимание. Оборудование: ширма или экран, игрушечный зайка (мишка, кукла или другая игрушка), барабан, гармошка, погремушки. Описание занятия. Педагог показывает поочередно барабан и гармошку, ученики называют их. Показывает их звучание, дает детям самим извлечь звучание этих музыкальных инструментов. Ставит оба инструмента на стол. Играет на барабане и гармошке. Приходит Зайка (Мишка или кукла) и говорит, что хочет поиграть, только он спрячется, а дети должны будут угадать, на чем Зайка будет играть. Педагог ставит на стол ширму или экран, закрывает от детей Зайку и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл Зайка. Дети отвечают или показывают. Зайка снова стучит по барабану в присутствии детей. В третий раз Зайка играет за ширмой на гармошке. | Уметь различать звучание двух различных музыкальных инструментов (барабана и гармошки); Знать и различать звуки. | Текущий | Игра «Оркестр». Поочерёдная игра на инструментах по команде учителя. Музыкальное сопровождение. | ||
3 | Игра на развитие координации движения и внимания. «Колобок» | 1 | Обучающая игра | Описание занятия. Понадобится мячик. Игра развивает скорость реакции, гибкость и подвижность. Участники игры садятся на стульчики, организовав круг. В центр круга выходит водящий - «лиса» - его задачей будет поимка мяча - «колобка». Участники стараются так передать мячик друг к другу, чтобы лиса не смогла его поймать. Лисой становится тот участник, который не смог уберечь мяч от водящего. | Уметь выполнять передачу мяча, удерживая в руках, удерживать равновесие, внимательно слушать учителя. Знать последовательность движений. | Текущий | Игра «Картошка». Музыкальное сопровождение. | ||
4 | Подвижные игры под музыку. «Вокруг стульев» | 1 | Обучающая игра | Описание занятия. Музыкальное сопровождение. Цель: развитие быстроты реакции и движений. Количество игроков может быть любым. Инвентарь: два стула, шнур длиною 3,5—4 метра. Стулья ставят спинками к друг другу на расстоянии 6—8 шагов. На них садится пара играющих. По сигналу оба встают и начинают передвижение вправо (влево), вокруг противоположного стула. Кто первый сядет на свой стул, тот победитель. Дополнить игру различными упражнениями (на усмотрение учителя0 | Уметь быстро реагировать, внимательно слушать команду. Знать правила игры. | Текущий | Игровое задание можно усложнить — написать мелом на полу свое имя, завязать бантик из подвешенной ленточки, бросить мяч в цель, выдернуть первым шнур, протянутый под стульями, и т. д. | ||
5 | Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Кто быстрей» | 1 | Урок - практикум | Описание занятия. Гимнастика для пальцев рук. Развитие мелкой моторики кисти, быстроты и точности движений. Количество игроков должно быть четным. Инвентарь: 6 метров веревки, две палочки, лента. К двум круглым палочкам привязывают концы шестиметрового шнура. В середине прикрепляют цветную ленту. Одну палку держит первый игрок, другую — второй. По сигналу оба начинают наматывать шнур на свою палочку. Побеждает тот, кто первым накрутит его до середины. Пазлы, складывание простых картинок. | Уметь выполнять задание по образцу учителя, подчиняться общим правилам, выполнять упражнения под музыку. Знать название каждого пальчика у себя, показывать у соседа. | Текущий | Методические указания. Если играют несколько пар детей, игру можно продолжать до тех пор, пока не будет выявлен один, самый ловкий, игрок. | ||
6 | Комплекс общеразвивающих упражнений. №1 | 1 | Урок - практикум | Описание занятия. Под музыкальное сопровождение. 1. «На носок». И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1-наклон головы вправо (влево), правая (левая) нога в сторону на носок, поднять правую (левую) руку в сторону; 2-и.п. Пов:6-8 раз. 2. Наклоны в стороны. И. п.: то же, руки к плечам. 1-наклон вправо (влево), 2-и.п.,3-наклон вправо (влево) с рукой, 4-и.п. Пов4-6 раз. 3. Наклоны вниз. И.п.: то же. 1- наклон вперёд, руки в стороны,2-и.п.,3-наклон вниз, достать пола, 4-и.п. Пов:4-6 раз. 4. «Играем носочками». И.п.: сидя на стульчике, ноги вместе, упор рук сзади. Поочерёдно поднимаем и опускаем носочки. 5. «Ножницы». И.п.: сидя на стульчике, руки перед собой. Крестные движения прямых рук. 6. «Лодочка». И.п.: стоя перед стульчиком, руки прямо. 1-поднять прямые руки вверх, прогнуть спину,2-и.п. Пов:6-8 раз. 7. Повороты. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-поворот вправо (влево), правую (левую) руку отвести назад, посмотреть на ладошку,2-и.п. Пов:6-8 раз. 8. Прыжки. И.п.: ноги вместе, руки на поясе.. Чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой. | Уметь выполнять упражнения строго по команде, удерживая равновесие. Знать упражнения на восстановление дыхания. | Текущий | Комплекс упражнений может меняется в зависимости от индивидуальных особенностей учеников. | ||
7 | Упражнения с предметами. «Мяч по кругу» | 1 | Урок - практикум | Описание занятия. Упражнения с мячом. Развитие внимания и точности движений. Инвентарь: мяч. Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые номера — другая. Два рядом стоящих игрока — капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану. | Уметь удерживать мяч в руках, выполнять упражнения по команде учителя. Знать правила игры и следовать им. | Текущий | Сложность задания меняется в зависимости от того как справляются ученики. Игра «Съедобный – несъедобный» | ||
8 | Игры на развитие пространственной ориентации. «Спрячься» | 1 | Урок - практикум | Описание занятия. Для игры потребуется длинный воздушный шарик или мягкая игрушка. Дети сидят. Водящий проходит с шариком, ведя его над головами детей, стараясь кого-нибудь шариком коснуться. Дети прячутся (в зависимости от своей подвижности). Прятаться можно по-разному, например, втянуть голову в плечи, наклонить голову вправо или влево, вперед или назад, или закрыть голову руками (рукой). Если у детей работают предплечья и кисти, они сидят, положив руки на колени ладонями вверх. На этот раз водящий старается задеть шариком или игрушкой их ладони, а они прячут ладони (разворачивая кисть ладонями к ногам). | Знать правила игры, добавлять новые правила. Уметь играть дружно помогая слабым, удерживать равновесие во время игры. | Текущий | Игра «Горячо – холодно» (прячем куклу) | ||
9 | Игры на развитие зрительного и слухового восприятия «Шагаем и прыгаем» | 1 | Урок - игра | Описание занятия. Оборудование: барабан, бубен. 1 вариант: Дети стоят в ряд, повернувшись к педагогу. Он стоит около маленького стола, на нем лежат музыкальные инструменты- бубен и барабан. Педагог объясняет, что под бубен нужно прыгать, а под звуки барабана- шагать. Показывает, как это делать: берет в руки барабан, ударяет по нему и одновременно шагает на месте; берет в руки бубен , играет и прыгает в такт ударам. Затем дети подражают действиям педагога: шагают под звуки барабана и прыгают под бубен. 2 вариант: Дети действуют самостоятельно, а не по подражанию педагогу. Взрослый просит детей внимательно слушать: если он будет играть на барабане, надо будет шагать, а если он будет бить в бубен, то нужно будет прыгать. С окончанием звучания необходимо прекратить свои действия. Перед звучанием того или иного инструмента педагог делает паузы. Если дети часто ошибаются и не знают, что надо делать, педагог может переходить к подражанию или использует знакомые детям игрушки, которые позволят детям выполнять нужные действия по подражанию. | Уметь различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под звуки барабана- шагать, под звуки бубна- прыгать. | Текущий | Добавление в игру других инструментов. Выполнение игры под музыкальное сопровождение. | ||
II четверть (7 часов) | |||||||||
10 | Игра на развитие координации движения и внимания. «Зоопарк». | 1 | Урок – путешествие | Описание занятия. Музыкальная разминка «У жирафа пятна» Железновой (см. приложение блок №3). Развивает слух, координацию движений и голосовые связки. Участники становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и закрывают глаза. Руководитель подходит к каждому участнику по отдельности и на ухо шепчет название какого-либо животного или показывает картинку с изображением животного. Животных должно быть не более шести, в зависимости от количества участников. Лучше выбрать таких, которые знакомы участникам - дети хорошо знают их «разговор» и могут его воспроизвести. Например, мяуканье кошки или мычание коровы. Важно, чтобы соседи по игре не слышали, какое животное вы называете игроку. Также важно называть животных вразброс, чтобы представители одной команды находились в разных местах круга. После того, как руководитель назвал животных всем участникам игры, играющие должны начать громко кричать на языке того животного, которое им назвали. Для кошки, например, это будет «мяу». Кричать самому и прислушиваться к тому, что кричат другие. Осторожно двигаясь, дети должны найти участников своей команды и сбиться в «стаи». Как показывает практика, на игровой площадке слышится звонкий детский смех и ребята часто просят повторить игру снова. | Уметь выполнять движения одновременно со словами под музыку, удерживая равновесие, подчиняться общим правилам во время игры. Знать последовательность движений в музыкальной разминке. | Текущий | Вводная беседа «Зоопарк». Презентация | ||
11 | Подвижные игры под музыку. «Светофор» | 1 | Обучающий - урок | Описание занятия. Музыкальная разминка, песня Железновой «Автобус» (см. приложение). Начинается игра. Каждому ребенку раздаются кружочки с определенным цветом: красным, желтым или зеленым. Ведущий держит в руках такие же кружочки. Он и «включает» светофор – поднимает над головой кружочек одного из цветов. Если поднимается красный, то начинают ездить дети с красными кружочками, остальные стоят и ждут своей очереди, как только «загорается» другой цвет, катающиеся дети останавливаются, а кататься начинают другие. | Уметь быстро реагировать, внимательно слушать команду, слушать музыку. Знать правила игры, правила ПДД | Текущий | Повторение правил ПДД. | ||
12 | Упражнения для развития мелкой моторики рук с предметами. «Карандаш» | 1 | Урок - развития | Описание занятия. (см. приложение) Под музыкальное сопровождение. Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. «Орехи». Научился два ореха Между пальцами держать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать. «Бусинки-горошинки». Покатаю я в руках Бусинки, горошинки. Станьте ловкими скорей, Пальчики, ладошки. Рисование пальчиками «Карандаши». | Уметь выполнять упражнения с предметами, удерживая в руках, проговаривая слова за учителем. Знать правила. | Текущий | Упражнения для глаз, туловища. | ||
13 | Комплекс общеразвивающих упражнений. №2 | 1 | Урок - практикум | Описание занятия. Под музыкальное сопровождение. Плохо стоящие ученики придерживаются за стульчик. 1. «Ножницы в движении». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, прямые руки перед собой. Крестные движения рук перед собой вверх и вниз. 2. Наклоны в стороны. И. п.: то же, руки за головой. 1-наклон вправо (влево),2-и.п. Пов:6-8 раз. 3. Пружинка. И.п.: о.с., руки на поясе. Сделать несколько пружинистых приседаний. 4. «Носочек прыгает». И.п.: сидя на стульчике, упор рук сзади. Согнуть одну ногу, острым носочком касаться пола с одной стороны другой ноги, с другой. То же другой ногой. 6. «Сядь». И.п.: сидят на стульчиках, 1-встать, 2и.п. Пов:6-7 раз. 7. «Колечко». И.п.: сидя на стульчике, руки перед грудью. 1- сделать кольцо руками, 2- поднять над головой, 3- И.п. 8. Прыжки. И.п.: ноги вместе. Чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой. | Уметь выполнять упражнения строго по команде, удерживая равновесие. Знать упражнения на восстановление дыхания. | Текущий | Комплекс упражнений может меняется в зависимости от индивидуальных особенностей учеников. Игра «Паровозик». | ||
14 | Упражнения с предметами. «Догони мяч» | 1 | Урок - игра | Описание занятия. Участники игры образуют круг, становясь друг от друга на расстоянии шага, лицом в центр. С помощью считалочки выбирается водящий, которому дается в руки мяч. Он становится в центр образованного круга и, называя одного из участников по имени, шлепает мяч таким образом, чтобы тот отскочил в сторону названного ребенка. Тогда этот участник должен поймать отскочивший к нему мяч и шлепнуть по нему ладонью заданное ранее число раз (не более пяти) таким образом, чтобы в результате тот вернулся к водящему. Далее водящий так же отправляет мяч следующему участнику, до тех пор, пока мяч не упадет, а участник, упустивший его, не займет место ведущего. | Уметь удерживать мяч в руках, выполнять упражнения по команде учителя. Знать правила игры и следовать им. | Текущий | Игра «Горячая картошка», упражнения с мячом | ||
15 | Игры на развитие пространственной ориентации. «Кто правильно назовет» | 1 | Урок - практикум | Описание занятия. Игры на ориентировку в пространстве с точкой отсчета "от себя" и "от предметов". В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой. Игра «Путаница», учитель путает учеников, показывая неправильно. | Уметь определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами. | Текущий | Игра «Нос, пол, потолок». | ||
16 | Игры на развитие зрительного и слухового восприятия. «Звени, колокольчик» | 1 | Урок - практикум | Описание занятия. Оборудование: колокольчик с достаточно громким и приятным звуком. Ход игры: Дети гурьбой стоят около педагога. Педагог показывает колокольчик, называет его, просит прислушаться к тому, как звенит колокольчик. Дает детям позвенеть. Потом предлагает детям поиграть: дети должны отвернуться или закрыть глаза, а взрослый тихо отойти и позвенеть колокольчиком. После этого дети должны открыть глаза или повернуться и быстро подбежать к педагогу. Если дети не смогут выполнить просьбу педагога, то необходимо привлечь к игре второго взрослого. Педагог недалеко отходит от детей и останавливается на видном месте. Что бы дети могли проверить правильность своих действий зрительно. В дальнейшем расстояние увеличивается, как позволяет уровень остаточного слуха детей. | Уметь определять направление в пространстве; продолжать развивать слуховое внимание; действовать по звуковому сигналу | Текущий | Беседа «Звуки, которые нас окружают» | ||
III четверть (10 часов) | |||||||||
17 | Игра на развитие координации движения и внимания. «Сова и мышата» | 1 | Ролевые игры | Описание занятия. Из всех участников игры выбирают «сову», а остальные будут «мышатами». «Сова» сидит в гнезде, расположенном сбоку от игровой площадки. По команде ведущего начинается день, «мышата» выходят на площадку и начинают бегать, прыгать, изображать других животных или насекомых. По команде ведущего, объявляющего наступление ночи, «мышата» застывают в позе, которую они только что приняли, а «сова» вылетает из гнезда на поиски «мышат». Как только «сова» замечает пошевелившегося «мышонка», она уводит его в гнездо. Так повторяют несколько раз. Побеждает тот, кто ни разу не попался «сове». Также можно выделить лучшую «сову», поймавшую больше всех «мышат». | Уметь двигаться удерживая равновесие, подчиняться общим правилам во время игры. Знать правила игры, ТБ во время подвижных игр. | Текущий | Игра «День – ночь» Под музыкальное сопровождение.
| ||
18 | Подвижные игры под музыку «Пожалуйста» | 1 | Обучающая - игры | Описание занятия. Беседа «Волшебные слова». Развитие произвольности, слухового внимания. Дети становятся в круг. Ведущий показывает разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить , но только если ведущий скажет волшебное слово - "Пожалуйста " .Ошибающиеся дети выходят из игры. | Уметь выполнять движения, подражая учителю; слушать музыку. | Текущий | Презентация «Волшебные слова». | ||
19 | Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Зарядка для кисти рук» | 1 | Урок - фантазия | Описание занятия. 1. Поочередное соединение всех пальцев с большим пальцем. Одно слово – одно соединение. Ищет птичка и в траве, 2. Упражнение “ Кулак – ладонь– ребро” или “кулак – ладонь”. Один кулак – одна ладошка, 3. Упражнение “Пианист”. Пальцы на столе. На каждый слог стихотворения перебираем пальцами как по клавишам пианино. Пианист Бемоль в музыке король. Игра – мозаика «Цветы». | Уметь выполнять упражнения, соединяя поочерёдно пальцы рук, проговаривая слова за учителем. Знать правила, последовательность движений проговаривая слова за учителем. | Текущий | Рисование пальчиками цветы | ||
20 | Комплекс общеразвивающих упражнений. №4 | 1 | Урок - практикум | Описание занятия. Под музыкальное сопровождение. 1. Наклоны головы. И.п.: о.с. 1-присесть на стул, правую руке в сторону, наклон головы вправо,2-то же влево,3- то же вперёд обе руки,4-то же назад. Пов:4-6 раз. 2. Наклоны в стороны. И.п.:сидя на стуле, руки к плечам. 1-наклон вправо,2-и.п.,3- наклон вправо с рукой,4-и.п.,5- поворот вправо с рукой,6-и.п. То же влево. Пов:2-4 раза. 3. Наклоны вниз. И.п.: то же. 1- наклон вперёд, руки в стороны,2-и.п.,3-наклон вниз, достать ноги, 4-и.п. Пов:4-6 раз. 4. «Играем носочками». И.п.: сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, упор рук сзади. Поочерёдно ставим на пол носочки и пятки (если не получается, то двигаем ступнями). 5. «Ножницы». И.п.:сидя на стуле. Крестные движения ног. 6. «Сядь». И.п.: стоя перед стульчиком. 1-сесть, 2и.п. Пов:6-8 раз. 7. «Лодочка». И.п.:сидя на стульчике, руки прямо. 1-поднять прямые руки, прогнуть спину и покачиваемся ,2-и.п. Пов:8-9 раз. 8. Кошечка..И.п.: стоя опиравшись о парту. Прогибать спинку. 9. Прыжки. И.п.: ноги вместе. Чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой. | Уметь выполнять упражнения строго по команде, удерживая равновесие. Знать упражнения на восстановление дыхания. | Текущий | Выполнение упражнений под музыку. Упражнения для глаз. | ||
21 | Упражнения с предметами. «Пирамида» | 1 | Урок - соревнование | Описание занятия. Рисуется кольцо, которое делится на шесть секторов. В его центре строится небольшая пирамидка из семи плоских предметов. От центра отсчитывают примерно десять шагов и проводят линию. Участники разделяются на две команды (игроков и водящих). Игроки становятся за проведенную линию и по очереди катят мяч, стараясь попасть в пирамидку. Когда им это удается, они разбегаются в стороны, чтобы потом попытаться разложить предметы из разбитой пирамидки по секторам и в центр. В это время водящие, у которых остается мяч, должны не допустить этого, выбивая игроков мячом. Если игрокам удается разложить предметы в заданные места, они побеждают. Если водящие выбивают из игры всех игроков, то победа за ними. | Уметь играть в команде, соблюдая ТБ, помогать слабым, удерживать равновесие. Знать правила игры. | Текущий | Собрать пирамидку одной рукой. Правила игры могут быть упрощены, в зависимости от индивидуальных особенностей учеников | ||
22 | Игры на развитие пространственной ориентации. «В гостях у диких зверей» | 1 | Урок - развития | Описание занятия. Разминка. И.п.: о.с. прямые руки перед собой. 1-присесть на стул, согнуть правую (левую) руку в локте,2-и.п. Пов:8 раз. 2. Наклоны в стороны. И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.1-наклон вправо (влево) с рукой, 2-и.п. Пов:8 раз. 3. На охоте. И.п.: стоя, ноги шире ширины плеч, руки перед собой (имитация бинокля), 1- поворот ВЛ, 2- поворот ВП, 3- И,п. 4. «На охоте» 5. «Зайка прыгает». Прыжки, руки перед собой (имитация лапок). 6. «На охоте» 7. «Совушка». Восстановительная дыхательная гимнастика. 8. «На охоте» 9. «Волк». Лёгкий бег до своих мест. 8. Подвижная игра «У медведя во бору» Чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой. | Уметь выполнять упражнения согласно требованиям, удерживать равновесие, внимательно слушать учителя. Знать правила игры. | Текущий | Беседа или презентация «Дикие звери». Музыкальное сопровождение игры. | ||
23 | Игры на развитие зрительного и слухового восприятия. « Говори или делай» | 1 | Урок - практикум | Описание занятия. Развитие внимания и произвольности. Учитель предлагает детям сыграть в игру в вопросы, но предупреждает, что отвечать на вопросы можно только после слова «Говори!» или выполнять действие после слова «Делай!». После вопроса бросать мяч ,сделать паузу и лишь потом сказать "Говори!". Вопросы могут быть любыми, например: - Сколько тебе лет?....."говори!". - Как тебя зовут ?......"говори!". - Какого цвета на тебе платье?..." говори!". - Какое сейчас время года?...."говори!". - Наклоны! … «делай!». - Марш! … «делай!». Комментарий: включение в игру мячика усложняет ее, но и делает более интересней. | Уметь до конца выслушивать команду учителя, внимательно слушать, следить за другими учениками и исправлять их. Знать правила игры, придумывать новые. | Текущий | Игра «Съедобный -несъедобный». | ||
24 | Игра на развитие координации движения и внимания. «Волк и козлята» | 1 | Урок - игра | Описание занятия. Посредине игровой площадки проводят две линии (не обязательно параллельные), расстояние между которыми составляет от 70 до 100 см, это ров. С одной стороны рва обозначают дом, а с другой – пастбище. Среди всех игроков выбирают того, кто будет «волком», и он занимает территорию рва. Остальные участники игры – «козлята», которые находятся на участке дома. По команде ведущего «козлята» отправляются на пастбище, перепрыгивая через ров, а задача «волка» - поймать как можно больше «козлят» (которые тут же отпускаются). Побеждает тот «козленок», которого ни разу не поймал «волк», а также «волк», поймавший наибольшее количество «козлят». | Уметь двигаться удерживая равновесие, подчиняться общим правилам во время игры. Знать правила игры, ТБ во время подвижных игр. | Текущий | Прослушивание песни «Мамы – козы» | ||
25 | Подвижные игры под музыку. «Тень» | 1 | Урок - фантазия | Описание занятия. Вводная беседа «Откуда появляется тень». Внимание к другому. Играющие составляют пары. Один исполняет роль тени, в точности копируя то, что изображает партнер: собирает ягоды, ловит бабочек . Если играющие испытывают затруднения, то по просьбе взрослого кто-то из детей наглядно изображает пример. По ходу играющие меняются местами. | Уметь отвлечь детей от собственного Я и на отношение к себе ровесников: обратить внимание ребенка на других детей. | Текущий | Музыкальное сопровождение игры. | ||
26 | Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Умелые ладошки» | 1 | Урок - развития | Описание занятия. Комплекс упражнений (см. Картотека пальчиковой гимнастики) Развитие мелких движений пальцев, сгибательных и разгибательных мышц, их гибкости, согласованных действий обеими руками. Работа с конструктором. | Уметь выполнять упражнения, соединяя поочерёдно пальцы рук, проговаривая слова за учителем. Знать правила, последовательность движений проговаривая слова за учителем. | Текущий | Рисование пальчиками пластилином. | ||
IV четверть (8 часов) | |||||||||
27 | Комплекс общеразвивающих упражнений. №3 с мячом | 1 | Урок - практикум | Описание занятия. 1. «На носок». И. п.: о.с. руки с мячом за головой.1- поднять руки вверх, посмотреть на мяч, ,2- и.п. Пов:5-7 раз. 2. Наклоны в стороны. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, мяч внизу.1- поднять мяч вверх,2- наклониться вправо (влево), 3-4 и.п. Пов:6 раз. 3. Наклоны вниз. И. п.: стоя, ноги шире ширины плеч, мяч прижат к груди.1-наклониться вниз, показать мяч соседу сзади,2- и.п. Пов:5-7 раз. 4. Приседания. И. п.: о.с. мяч прижат к груди.1- присесть, вынести мяч вперёд,2- и.п. Пов:6-7 раз. 5.«Подними». И. п.: сидя на стульчиках, мяч зажат между коленяминог.1- поднять руками мяч вверх,2- и.п. Пов:5-7 раз. 6. «Вставай». И. п.:сидя на стульчиках, мяч в руках,.1- мах руками, встать, не выпуская мяч,2- и.п. Пов:6 раз. 7. Махи ногами. И. п.: о.с. мяч в руках над головой.1- опустить мяч на поднятое правое (левое) колено,2- и.п. Пов:6-8 раз. 8.Повороты. И. п.: стоя на коленях, мяч прижат к груди.1- поворот вправо (влево), положить мяч между ног,2- и.п.,3- поворот вправо (влево), взять мяч,4- и.п. Пов:6 раз. 9. Прыжки с зажатым между коленами мячом. Чередовать с ходьбой. | Уметь выполнять упражнения с предметами, удерживать равновесие, соблюдать правила безопасности при подвижной игре. Знать ТБ поведения на занятии, правила игры. | Текущий | Игры на внимание под музыку с мячом. | ||
28 | Упражнения с предметами. «Ловишка в кругу» | 1 | Урок - соревнование | Описание занятия (Если работают руки). Для игры потребуется веревочка, связанная в круг. Дети сидят в кругу, держась за эту веревочку. Водящий ходит внутри круга и старается коснуться рук кого-нибудь из игроков, но ловить он может только тех детей, которые держатся за веревочку. Поэтому, как только ребенок видит опасность, он просто отпускает веревочку, а когда водящий уходит, снова берется за нее. Если веревочку отпустят все дети, то они проиграют (вот именно поэтому им все время необходимо за эту веревочку браться). Игра хорошо помогает развивать работу, как кисти, так и всей руки. | Уметь выполнять упражнения с предметами, удерживать равновесие, соблюдать правила безопасности при подвижной игре. Знать ТБ поведения на занятии, правила игры. | Текущий | Игра «Горячо – холодно» | ||
29 | Игры на развитие пространственной ориентации. «Жмурки с колокольчиком» | 1 | Урок - игра | Описание занятия. Учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов. Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик (взади учитель страхует ученика). Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик. Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения | Уметь выполнять упражнения согласно требованиям, удерживать равновесие, внимательно слушать учителя; при помощи слуха определять направления движущихся предметов. Знать правила игры. | Текущий | «Волшебный мешочек», с закрытыми глазами ученик должен на ощупь вынуть любой предмет и отгадать его. | ||
30 | Игры на развитие зрительного и слухового восприятия. «Займи место, поменяйся!» | 1 | Урок - практикум | Описание занятия. Развитие внимания, быстроты реакции. Участники садятся на стулья в круг. Оставшийся без стула - ведущий. Ведущий должен назвать какое-то условие и предложить детям поменяться местами: " Меняются местами те, у кого ....( рубашка в клеточку , у кого голубые глаза, у кого две косы и т.д.". Дети, имеющие такие признаки, должны быстро поменяться местами. Цель ведущего - занять свободное место. Тот , кто остался без стула, становится ведущим. | Уметь до конца выслушивать команду учителя, внимательно слушать, следить за другими учениками и исправлять их. Знать правила игры, придумывать новые. | Текущий | Игра «Чья это вещь?» | ||
31 | Игра на развитие координации движения и внимания. «Меткие стрелки» | 1 | Урок - соревнование | Описание занятия. С одного края игровой площадки выставляются около десяти кеглей (на равном расстоянии между собой). От них отсчитывается примерно десять шагов и проводится стартовая линия. Все участники игры, предварительно разделенные на две команды, выстраиваются чередующимися шеренгами вдоль стартовой линии. По команде ведущего игроки первой шеренги бросают в кегли небольшими мячиками, пытаясь сбить те. После первого броска на место первой заступает вторая шеренга (и тоже производит бросок по команде ведущего), и так происходит несколько раз. В результате побеждает команда, игроки которой сбили наибольшее количество кеглей. | Уметь двигаться удерживая равновесие, подчиняться общим правилам во время игры. Знать правила игры, ТБ во время подвижных игр. | Текущий | Игра может проводится на свежем воздухе. Условия игры могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей учеников. | ||
32 | Повторение. Подвижные игры под музыку. Игры с предметами | 1 | Урок - обобщение | Описание занятия. Ученики выбирают игры, которые им больше всего понравились и запомнились. Следить за ТБ при выполнении упражнений. Игра «Ромашка», выбор лепестка – названия игры на обороте. | Уметь выполнять задание по образцу учителя, подчиняться общим правилам, выполнять упражнения под музыку. Знать последовательность выполняемых движений. | Текущий | Игра «Кошки – мышки» | ||
33 | Повторение. Упражнения для развития мелкой моторики рук. | 1 | Урок - обобщение | Описание занятия. Ученики выбирают игры, которые им больше всего понравились и запомнились. Следить за ТБ при выполнении упражнений. Игра «Ромашка», выбор лепестка – названия игры на обороте. Игра – мозаика «Солнышко» | Уметь выполнять упражнения, соединяя поочерёдно пальцы рук, проговаривая слова за учителем. Знать правила, последовательность движений проговаривая слова за учителем. | Текущий | Музыкальная разминка «Автобус» | ||
34 | Повторение. Комплекс общеразвивающих упражнений с предметами. | 1 | Урок - обобщение | Описание занятия. Ученики выбирают игры, которые им больше всего понравились и запомнились. Следить за ТБ при выполнении упражнений. Игра «Ромашка», выбор лепестка – названия игры на обороте. | Уметь выполнять упражнения с предметами, удерживать равновесие, соблюдать правила безопасности при подвижной игре. Знать ТБ поведения на занятии, правила игры | Текущий | Музыкальная разминка «В зоопарке» |
Прогнозируемые результаты.
К концу 3 класса ученики должны научиться:
- Ориентироваться в пространстве, в определение частей собственного тела и рядом сидящего (лево, право).
- Ориентироваться в пространстве в процессе соотнесения детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека, рядом стоящего, сидящего.
- Одновременно выполнять движения с проговариванием слов, слушая мелодию песни, удерживать равновесие, контролировать свои движения, отмечать ошибки.
- Внимательно слушать учителя, чётко выполнять поставленные цели и задачи в игре, дополнять игру новыми правилами.
- Выполнять задание по образцу учителя, подчиняться общим правилам, выполнять упражнения под музыку; придумывать свои упражнения и проводить игру с классом.
- Выполнять роль ведущего в игре, выполняя движения и проговаривая слова под музыку, видеть недочёты одноклассников.
- Участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества и взаимопомощи.
- Применять знаково – символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач, выражать свои идеи – правильно сформулировав предложение.
- Развитие интереса к самостоятельным занятиям, физическим упражнениям, подвижным играм.
- Научатся организовывать собственную игровую деятельность и деятельность одноклассников (друзей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа для детей не готовых к школьному обучению
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать нео...
Коррекционно-развивающая программа для детей «Я управляю собой или как стать уверенным в себе»
Этот загадочный мир детской души, как он многолик и разнообразен! И познать его взрослому человеку порой бывает очень нелегко. Но не все так безнадежно, как может показаться на первый взгляд, ведь к...
Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В настоящее время всё больше и больше детей не только специальных, но и массовых школ нуждаются в дополнительных стимулирующих занятиях по коррекции познавательных функций.Характерными недостатками ко...
Коррекционно-развивающая программа подготовки детей к обучению в школе
программа состоит из блока занятий направвенных на развитие у детей мелкой моторики руки....
Коррекционная программа "Программа коррекции познавательной сферы, коммуникативных навыков, эвс и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр".
Коррекционная программа для работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Может использоваться школьными педагогами-психологами....
Коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ и детей - инвалидов 1-4 класс "Выше радуги"
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) дети с ЗПР составляют самую многочисленную группу, состав которой характеризуется выраженной неоднородностью и полиморфизмом.Все дети с З...
Реферат:«Планирование, содержание и условия реализации коррекционных программ для детей с ЗПР»
У детей с ЗПР потенциально сохранены возможности интеллектуального развития. Им необходимо создать условия для обучения, развития, воспитания, такие дети способны интегрироваться в общеобразовательную...