Роль школьных музеев
статья на тему

Лариса Васильевна Зобнина

Большую р

расширение представлений школьников о кубанских обычаях;

воспитание патриотических чувств, гордость за свою  малую родину, свою страну, свой народ;

устойчивые знания и понимание школьниками ценностей традиций Кубани;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubanskie_vecherinki.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

актуализация информации о кубанских традициях, имеющих у школьников;

расширение представлений школьников о кубанских обычаях;

воспитание патриотических чувств, гордость за свою  малую родину, свою страну, свой народ;

устойчивые знания и понимание школьниками ценностей традиций Кубани;

вовлечение учащихся в сохранение и развитие устного народного творчества;

формирование дружеских отношений, уважения между всеми членами классного коллектива и родителями.

Тип: Игра-кубанские вечеринки.

Техническое обеспечение: 

Мебель, посуда;

     гости;

презентация;

поделки;

магнитофон;

костюмы.

Структура урока: 

Мотивация школьников к активному освоению новой информации.

Актуализация имеющейся у школьников информации об истории, быта

кубанского  народа;

Расширение в ходе встречи  знаний о кубанских традициях.

Показ самобытности кубанского народа, его песнями, традициями, особенностями говора.

 Стимулирование учащихся к созданию проектов об устном кубанском  творчестве.

Рефлексия.

Кубанские посиделки

(Перед развлечением подготовить избу к вечеринке, используя стилизованные элементы: накрыть стол для гостей, в избе хозяин и хозяйка)

Прихорашивают избу, расставляют стулья,  лавки под тихо звучащую кубанскую мелодию.

Хозяин: Догорает в небе зорька,

                Звёзды водят хоровод.

               Разгорается вечёрка и гостей к себе зовёт.

Хозяйка: Здесь не да т сосед соседу

                  Загрустить и заскучать

                  Вслед за звонкую беседой

                  Можно петь и танцевать.

Хозяин: Недаром на вечёрку,

                Спешат всегда гурьбой.

                Кубанская вечёрка,

                Нам весело с тобой.

Хозяйка: На вечёрке всегда мы как дома

                  Друзья нам как родня

                  На вечёрке всё знакомо,

                  Ярко как при свете дня.

Хозяин: Всюду радостные лица,

                 Громче музыка играй (громче звук песни).

                Где вечёрка – там в станице

                На улыбки урожай.

Заходят гости.

Хозяева приглашают проходить, не стесняться.

Хозяин: Не  стесняйтесь, заходите, гость желанный в добрый час.

                 В  общем, слушайте, смотрите, на вечёрке всё для вас.

Гости проходят, рассаживаются. Занимаются своими поделками.

 Инсценированная  песня «Ой, вставала я ранёшенько»

  1. Ой, вставала я ранёшенько, умывалася белёшенько

Припев: ой ля, да ли, калинка моя.

  1. Надевала черевички набосу, я гнала свою коровку  на росу.  

Припев:

  1.  Я гнала свою коровку на росу,

Повстречался мне медведь во лесу.

  Припев:

4.Я медведя испугалася, во часты кусты бросалася.

 Припев:

5.Ты медведюшка мой батюшка,

    Ты не тронь мою коровушку.

      Припев:

 6. Я коровушку доить буду

  Малых детушек поить буду.

  Припев:

  7. Ой, я ранёшенько, умывалась я белёшенько.

       Припев:

Хозяин: Просим всех в кругу стоять,

                Заводил надо позвать.

               Разгорается вечёрка и гостей к себе зовёт.

Хозяйка: Заводил мы приглашаем

                  И вечерку продолжаем.  (Стук в дверь)

1-й заводила: Нас назвали «заводилы»,

                          А раз так, то мы вдвоём,

                          Не жалей нашей силы,

                          Всех сегодня заведём!

  2-й заводила: Нынче с праздничным настроем

                          Веселиться каждый рад,

                          И вечёрку перестроим

                          Мы сейчас на новый лад.

   1-й заводила: Всё, что  б стало современно,

                             Без чего не проживёшь,

                              Пусть покажет непременно

                              Подрастающая молодёжь.

(Все, имеющие свои поделки, выстраиваются полукругом с поделками в руках. Звучит мелодия русская песня «Утушка луговая». На каждую музыкальную фразу ребёнок, поочерёдно каждый, выходит к зрителям с протянутой вперёд поделкой, когда он на вторую музыки возвращается, то следующий уже идёт вперед и так до тех пор, пока все покажут свои работы).

  2-й заводила: На вечёрке, при народе

                          Заводилы хороводят.

                          Мы сегодня в этой роли

                          По своей, конечно, воле.

                          Вас, друзья и вас, подружки,

                          Мы желаем завести

                          На частушки – хохотушки,

                          Что к нас всегда в чести.

   1-й заводила: Не клинками будут биться

                             И палить из пушек,

                              Наши дети будут биться

                              Остротой частушек.

(Все делятся на две команды)

Из первой команды поёт ребёнок:

У школьного народа

На частушки вечна мода

Мы продолжим эту моду –

Пропоём частушки сходу!

Ребёнок со второй команды:

Там, где скука да нытьё,

 Только нудное житьё.

 Ну, а где улыбка, смех –

 Там в делах всегда успех!

  1. я команда:

Ручеёк. Ручеёк, белые фонтанчики,

Мы сидим, вас поджидаем,

Дорогие мальчики.

  1.  я команда:

Коля – парень ничего, только он,

Все собаки от него наутёк бросаются.

  1. я команда:

Не ругайте вы, девчата.

Что вчера я не пришёл,

Штаны батьки велики мне,

А свои мне не нашли.

  1. я команда:

Шила платье из капусты,

Огурцом отделала,

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала.

  1. - я команда:

Купи, тятя мне коня,

Вороные ножки,

Буду девочек катать

По большой дороге.

  1. -  я команда:

На окошке два цветочка:

Голубой да аленький,

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

.

  1. - я команда:

У меня четыре шали,

Пятая пуховая.

Не одна я боевая,

Все мы здесь бедовые.

(Если в команде заминка, то поёт любую частушку заводила, когда частушки все кончатся, заводила даёт отмашку платочком):

Я машу вам все платочком

И прошу внимания,

Что сейчас мы ставим точку

На соревновании.

  1. –  й заводила:

Победителям награда,

А награда – то, что надо!

Здесь в награду за частушки

Будут звонкие хлопушки!

1–  й заводила:

      Мы частушки все пропели,

А теперь пришёл черёд,

Нам в казачии потехи

Поиграть, честной народ.

(Выводит за руку Мастера игр в ярком наряде) продолжает:

Это дел потешных мастер,

Много игр для нас припас.

Оказался он, на счастье,

На вечёрке среди нас.

Мастер:

 Казачата, все гуртуйтесь,

Разводи по шире круг,

И в потехах соревнуйтесь,

Выходи смелее друг.

Игра «Гори, гори ясно».

(Выходят две девочки)

1 –я девочка:

Во долине – луговине девушки поют.

Во долине – луговине хоровод ведут.

2 –я девочка:

Во долине – луговине девушки идут.

Песню звонкую, родную весело поют.

Все девочки исполняют хоровод «А я по лугу».

(Выходят две девочки и среди них мальчик).

Мальчик:

Эй, дайте мне сказать

И начать сказание

Вызываю плясунов

На соревнование! 

Девочка:

Уж я так устроена:

Петь, плясать устроена,

Один день не попляшу -

На другой с ума схожу!

Мальчик:

Ой, топну ногой

Да притопну другой

Сколько я не топочу,

Всё равно плясать хочу.

Желающие пляшут поочередно  под русскую народную песню               « Пчёлка золотая» в  записи.

Мастер игр:

                 На Кубани растут дети

                 Ловкие и смелые

                 И выходят в круг бороться

                 Только очень смелые.

Игра «Бой петухов»

Мастер игр:

              Для вас сейчас будет игра «Огородник» (рассказывает игру):

Все встаньте в круг. Каждый называет себя каким – ни будь овощем:

Огородник, избранный считалкой становится  в центр круга, стучит палкой об пол.

Все спрашивают:

- Что там?

-Огородник.

-За чем пришёл?

Дети идут по кругу после этих слов, приговаривая:

       Сверху репа зелена (редька или лук, или морковка ….)

       Посередине толста.

       К концу востра,

       Прячет хвост под себя

       Кто к ней ни подойдёт,

       Всяк за вихор возьмёт.

Огородник должен назвать, кто из ребят репа ( редька, лук…..), если он угадает верно, то овощ убегает. Если огородник поймает, то надо дать фант ( ложку, бант, заколку….)

Огородник складывает репу (фанты) в свой огород (большой очерченный круг, где стоит пенёк).

Все стоят за очерченным кругом, огородник садится на пенёк стеречь «репу», поёт:

   На пенёчке я сижу,

Мелки колышки тешу,

Огород горожу, белу репоньку сажу.

На последнее слово дети пытаются взять с огорода «репу», но огородник пятнает. Если запятнал, то играющий выбывает из игры. Побеждает тот. Кто больше вынесет «репы».

Мастер игр:

          Сейчас для вас будет задача с сюрпризом.

Отгадайте имя куклы.

- А теперь кто больше скажет ласковых слов кукле.

Мастер игр:

Молодцы, много ласковых слов знаете, постарайтесь чаще девочек такими словами называть.

Вот на Кубани какой народ у нас добрый.

Много в нём душевной теплоты.

Славься,  край певучий и раздольный

Красота родной стороны.

Инсценировка песни «Ой, ходила дивчина».

(Принимают участие все)

Ой, ходила дивчина бережочком  (2 раза)

Загоняла селезня баточком (2 раза)

Иди, иди, селезню до дому (2 раза)

Продам тебя дедушке да старому (2 раза)

За три гроша селезня продала (2 раза)

За копу дударика наняла (2 раза)

Заиграй дударику на дуду (2 раза)

А я танцевати себе пойду (2 раза)

Входят бабушки – потешницы

-Здравствуйте, люди добрые!

-Добрый вечер!

-Мы – потешницы старушки.

Неразлучные подружки.

На вечёрку вот пришли

Вам смешинки принесли.

Б. Даниловна: Я – бабушка Даниловна,

Г. Гавриловна: Я – бабушка Гавриловна

Обе: Обе мы хохотушки,

        Неразлучные подружки.

Даниловна: Нынче мы расскажем в лицах

                       Небылые небылицы.

Гавриловна: Как на речке на Кубани

                         Под мельницей под вертельницей

                        Подрались два карася –

                        Вот и сказка вся!

 Даниловна: Лошадь ела кашу

                       А мужик – овёс,

                       Лошадь села в сани,

                        А мужик повёз!

Гавриловна: Рыба по Кубани бегает пешком,

                         Мужик рыбу ловит палкой и мешком!

                        Подрались два карася –

Даниловна: Вдоль по улице в станице

                        Пел удалый молодец.

                       Мы пришли  к вам веселиться,

                        Но застали лишь конец.

Гавриловна:

                         Эх, раз, ещё раз,

                         Мы поклонимся сейчас

                         Вам покажем перепляс

                        Постараемся для вас.

Пляска двух бабушек. Все хлопают.

Ребёнок:

                 Мы сегодня на вечёрке

                 Очень весело живём.

                 Наши гости пляшут лихо,

                Но и мы не отстаём.

Все свободно пляшут под русскую народную мелодию «Барыня»

Ребёнок:

                 А теперь всем до свиданья

                 Скажем дружно мы сейчас.

                 На вечёрку собираться

                Будем мы ещё не раз!

Под песню «Кубанские синие ночи» дети парами уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Открытие школьного музея"

инновационный проект «Открытие школьного музея»Школьный музей как эффективная формаорганизации воспитательной работы с детьми – явление далеко не новое. Традиционно школьный музей воспринимается...

Классный час на тему "Октябрята - дружные ребята!" на базе школьного музея эпохи СССР.

На этом занятии младшие школьники начинают знакомство с детскими организациями эпохи СССР....

Роль школьных музеев

Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности  играет наш  школьный музей, который открылся вторично в январе 2005году.          Он я...

Роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Хранителями Памяти всегда были и остаются музеи, среди которых достойное место занимают школьные музеи. И пусть они не так солидны, как государственные центр...

У каждого музея – замечательная миссия: Сберечь все то, что создано, и передать потомкам, Ведь наше настоящее без прошлого немыслимо, И, приходя в музей, мы возвращаемся к истокам! (15-летию школьного музея посвящается)

Автор статьи: Веселова Елена Вадимовна, руководитель музея, учитель истории и культуры родного края.  Содержание работы:1.     История создания школьного музея2....