Роль школьных музеев
статья по теме
Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играет наш школьный музей, который открылся вторично в январе 2005году.
Он является очагом в воспитании у подрастающего поколения творческой активности, любви к своей малой родине. Материалы, экспонаты музея тесно связаны с уроками кубановедения, со всем учебно-воспитательным процессом в начальной школе, помогают прививать младшим школьникам умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в современной жизни и познавать историю своей станицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_1.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Тема: «Роль школьного музея в воспитании патриотизма и гражданственности в начальной школе» «Патриотизм… За ним стоит всё – совесть, и долг, и истина, и вера, и личность, и гражданин, и многое другое. Патриотизм – это не любовь к идее, а любовь к Отчизне, к родной земле, верность ее заветам, почитание праха и слова ее, страдания за все ее страдания и вера в ее очистительный исход. Будет в нас все это – тверже и идея, с которой согласится душа».
В. Г. Распутин
Цели: развитие интереса у учащихся начальных классов познания национальных традиций кубанских казаков и их национального быта;
формирование умения проводить исследовательскую работу.
Задачи школьного музея
способствовать общественной активности учащихся в процессе сбора и исследования материалов- источников по кубановедению;
расширять знания младших школьников о трудовых и военных подвигах жителей станицы Кирпильской.
Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играет наш школьный музей, который открылся вторично в январе 2005году.
Он является очагом в воспитании у подрастающего поколения творческой активности, любви к своей малой родине. Материалы, экспонаты музея тесно связаны с уроками кубановедения, со всем учебно-воспитательным процессом в начальной школе, помогают прививать младшим школьникам умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в современной жизни и познавать историю своей станицы.
Музей - важный познавательный центр по приобщению детей к изучению истории станицы Кирпильской, быта и жизни станичников. Очень ценно, что музей помогает узнать о переселение казаков, о героях Великой Отечественной войны, о людях трудовой славы.
Учащиеся начальных классов под руководством основателя школьного музея Людмилы Владимировны Пономаревой получают задания с их интересами, способностями и подготовкой по сбору исторического материала, изготовлению макетов, оформлению альбомов, поисковой работе, переписке с героями ВОВ и других войн или их родственниками. В процессе работы они не только приобретают умения отбирать необходимые факты в документах, архивных источниках и другие навыки, но и непосредственно соприкасаются с историей своего края, района, станицы воочию наблюдают пути исторических событий. Из писем родственников и архивных документов учащиеся узнали о подвиге, наградах и захоронении героя Советского союза жителя станицы Кирпильской Гаврииле Степановиче Стрельникове. В дар школьному музею фронтовики и их близкие присылают фотографии, письма, фронтовые газеты и другие реликвии.
Наши ребята являются не просто сборщиками экспонатов и прилежными исполнителями: они чутко реагируют на любое событие в семьях погибших воинов. С помощью классных руководителей оказывают тимуровскую помощь престарелым, дарят подарки, сделанные своими руками, поют песни и читают стихи.
С открытием экспозиции «Казачья горница» некоторые уроки по кубановедению учителя начальных классов проводят в музее. Например: урок Жмайловой Лидии Петровны на тему «Моя родная станица». Школьники встречались с ветераном труда И. Н. Толмачевым, который рассказал о жизни и труде передовых колхозников. Урок Трубачевой Светланы Николаевны на тему « Быт казаков». Дети внимательно рассматривают крестьянскую утварь: пряху, доску, зыбку, утюги, кочергу, ухват и узнают о быте наших предков. Учителя вторых классов посещают музей на уроках « Окружающего мира» при изучении тем: « Наша станица», « Наша школа», а также уроки « Кубановедение» по темам: « История образования станицы Кирпильской», « Родная школа. Страница истории». В процессе проведения уроков привлекались различные экспонаты музея: фотографии, одежда, посуда, рукоделие. Такая работа с музейными материалами помогает развивать у учеников логическое мышление, учит их самостоятельно рассуждать, делать выводы, подводить итоги.
Экскурсии, участие в сборе материала, исторических предметов формирует познавательную активность у учащихся начальных классов, расширяет и углубляет их знания, прививает им навыки в самостоятельной творческой работе, дисциплинированность и организованность в любом виде. Примеров много. Вот некоторые из них – когда отдельные ребята исправляются под влиянием коллектива поисковиков, выходят из разряда так называемых трудных.
Виталий З. был задиристым, обидчивым мальчиком. Классный руководитель попросила его помочь музею в работе. Спросила, нет ли среди его родственников ветеранов войны и труда. Виталий откликнулся и обещал узнать. Вскоре он принес фотографии своего прадеда, которые нашел на чердаке своего дома. В дальнейшем он
участвовал в оформлении стенда о воинах ВОВ, ушедших на защиту нашей Родины из станицы Кирпильской.
Участие в кружках народного творчества, предметы казачьего быта, фотографии, документы, живой рассказ участника исторических событий нередко оставляют в памяти и в сердце ученика более глубокий след, чем иная книга или
лекция. Наши учащиеся из фольклорного ансамбля «Радуга» принимают участия в различных мероприятиях: «Казачьи посиделки», встречи со знаменитыми людьми нашей станицы, внеклассное чтение по теме « Устное народное творчество», выезды с концертными номерами. Костюмы, старинные музыкальные инструменты являются экспонатами школьного музея. Ребята поют песни, частушки, услышанные и записанные от бабушек и дедушек.
Материалы музея широко используются на внеклассных занятиях учителями начальных классов, воспитателями групп продленного дня. Стало уже традицией проводить занятия по патриотическому воспитанию, встречи с интересными людьми среди музейных экспонатов.
В школьном музее установлена мемориальная доска в память погибших учителей и учащихся. Директором первой семилетней школы был Алексей Андреевич Кудинов. Жизнь и деятельность этого замечательного учителя навсегда связана с историей школы, с его воспитанниками. Через несколько дней после получения аттестатов они ушли с оружием в руках бить фашистов.
Учащиеся младших классов следят за чистотой и порядком памятных мест. В торжественные дни возле памятников участникам ВОВ (во дворе школы – учителям, ушедшим на войну и в парке ст. Кирпильской) проводится возложение цветов воинам.
Одна из трудных педагогических проблем – поддерживать и сохранять постоянный интерес у младших школьников к музею и его деятельности. Мы прилагаем все усилия к тому, чтобы ребята ясно понимали общественно полезную значимость своей работы, стремимся к тому, чтобы музей был для них источником новых знаний и открытий, средством приобретения различных навыков и умений.
Учебные экскурсии в музей, самостоятельная работа с его фондами при подготовке сообщений, исследовательская работа, встреча с интересными людьми помогают воспитанию патриотизма и гражданственности.
Краснодарский край
Усть-Лабинский район
Научно – практическая конференция
Тема: «Роль школьного музея в воспитании
гражданственности и патриотизма.
Работу подготовила
учитель начальных классов
Трубачева С.Н.
ст. Кирпильская
МОУ СОШ № 11
2007 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Открытие школьного музея"
инновационный проект «Открытие школьного музея»Школьный музей как эффективная формаорганизации воспитательной работы с детьми – явление далеко не новое. Традиционно школьный музей воспринимается...
Классный час на тему "Октябрята - дружные ребята!" на базе школьного музея эпохи СССР.
На этом занятии младшие школьники начинают знакомство с детскими организациями эпохи СССР....
Роль школьных музеев
Большую ррасширение представлений школьников о кубанских обычаях;воспитание патриотических чувств, гордость за свою малую родину, свою страну, свой народ;устойчивые знания и понимание школьникам...
Выступление на районном семинаре - 2014 год "Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся"
Музей долже быть живым!...
Роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Хранителями Памяти всегда были и остаются музеи, среди которых достойное место занимают школьные музеи. И пусть они не так солидны, как государственные центр...
У каждого музея – замечательная миссия: Сберечь все то, что создано, и передать потомкам, Ведь наше настоящее без прошлого немыслимо, И, приходя в музей, мы возвращаемся к истокам! (15-летию школьного музея посвящается)
Автор статьи: Веселова Елена Вадимовна, руководитель музея, учитель истории и культуры родного края. Содержание работы:1. История создания школьного музея2....
Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся.
Выступление на МО...