Профессиональная компетентность учителя, как ресурс развития качества образовательного процесса
статья (1 класс) по теме
Профессиональная компетентность учителя
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профессиональная компетентность учителя , как ресурс развития качества образовательного процесса
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технологических систем, применяемые не только на производстве, в быту, сфере досуга человека, но и в образовании. Поэтому перед нами стоят, не простые задачи - учить личность, начиная со ступеней начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути, добиваться успеха.
Можно выделить основные профессиональные компетенции современного учителя начальных классов:
-- умение учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои "образовательные дыры";
-- уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;
- уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
- уметь "инсценировать" учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей;
- владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся;
- использовать систему оценивания, позволяющую учащемуся адекватно оценивать свои достижения и оценивать их;
-- уметь организовать понятийную работу детей.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
А профессиональный успех педагога, прежде всего, зависит от личных качеств учителя. Как он преподносит себя детям, так они и будут его воспринимать. Умение заинтересовывать ребёнка и излагать материал так, чтобы он был понятен и интересен - эти качества присущи не каждому, но нужно пытаться их развивать. Это залог успеха.
Более того, каждый учитель должен помнить, что каждый ученик это уникальная индивидуальность и одинаковый подход ко всем не даст положительных результатов.
Век живи - век учись. Это нужно взять за основу в педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха. А он, в свою очередь, зависит от степени развития профессиональных компетенций:
Конструктивная – способность проектировать личность ученика, отбирать и компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными способностями учащихся.
Организаторская – способность включать учащихся в различные виды деятельности и создавать коллектив, который мог бы воздействовать на каждую отдельную личность.
Коммуникативность – способность устанавливать с воспитанниками правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся.
Воспитательная деятельность – это процесс непрерывного творчества. Она ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи.
Необходимо учитывать и условия педагогического творчества:
Способность к самоанализу, к саморазмышлению.
Склонность к анализу – анализу того, что происходит вокруг поведения учеников.
Склонность к систематизации – творческая личность умеет из маленьких эпизодов, фактов лепить целостный образ.
Восприимчивость к новаторам.
Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование.
И главное – мотивация. Вот тот фундамент, на котором стоит успешная деятельность любого человека, учитель, в свою очередь, не является исключением! Если вы осознанно подходите к своей работе, отдаете себе отчет в том, что именно от вас зависит будущее многих ребят, вы знаете то, ради чего трудитесь на протяжении многих лет-то вы находитесь на пути к успеху. Так же как театр начинается с вешалки, так и профессиональный успех начинается с познания и осознания своего "Я". Не всегда, обладая достаточным багажом знаний, педагогу удается добиться успеха в педагогической деятельности. А все лишь потому, что только любовь к детям способна растопить все льды и преграды, которые лежат между учителем и учеником. Взаимопонимание - вот то, чего должен добиться каждый педагог! Известное выражение "Человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают", лишний раз убеждает меня в том, что педагог должен быть индивидуален в своем труде. Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, на сколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Профессиональная компетентность учителя. Эффективность образовательного процесса"
В выступлении даётся понятие "компетенции", предлагается сравнительный анализ уроков, построенных на различных основах (традиционный, развивающий). Определяется цель, которую ставит перед собой учител...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/20/picture-39409-1363784812.jpg)
Педагогический проект "Повышение профессиональной компетентности учителя как фактор обеспечения качества образования в начальной школе"
Профессиональная компетентность учителя является решающим фактором обеспечения качества образования в начальной школе.Качество образования –комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень об...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/20/picture-13745-1366464232.jpg)
Статья: « Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса»
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/30/picture-10089-1522393660.png)
Статья "Профессиональная компетентность педагога – главный ресурс современного качества образования"
laquo;Как никто на может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».А. Дистер...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/24/picture-1051243-1535118231.jpg)
Протокол №4 от 20.04.2016 методического объединения на тему "Профессиональная компетентность учителя- главный ресурс формирования познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников"
Открытый урок в 3А классе литературное чтение "Г.Х. Андерсен "Ромашка" Проанализировала учитель МБОУ СШ № 1 А.В. Горлачева. Она отметила: содержанипе, структура урока соответствовало по...
Методическая копилка на тему «Профессиональная компетентность учителя - главный ресурс формирования познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»
В методической копилке продемонстрированы некоторые методы и приёмы, которые может использовать в своей работе учитель начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/07/picture-167292-1646637304.jpg)
ИППРУ педагога, на тему «Совершенствование профессиональной компетентности педагога в области управления качеством процессов и результатов в системе «учитель-ученик»
Индивидуальный план профессионального развития педагога, реализующего ФГОС НОО...