Коспект урока по ОПК на тему Россия наша Родина
план-конспект урока (4 класс) по теме

Коспект урока по ОПК на тему Россия наша Родина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-1_opk_rossiya-nasha_rodina.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22

г.Краснодар

Конспект урока в курсе
«Основы религиозных культур и светской этики» по модулю  «Основы православной культуры»  

в 4-ом классе  по теме:

 Россия – наша Родина

        

       

     Подготовила:

                                                                           учитель начальных классов

                                                                           МБОУ СОШ №22

                                       г. Краснодара

                                         Фетисова А.А.

Краснодар 2012

Урок 1. Россия – наша Родина

Цели урока:

начать с учащимися осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура;

формирование первоначальных представлений о единстве и особенностях российской национальной духовной традиции как основе исторической, культурной и современной жизни многонационального народа России; понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление веры в Россию;

воспитание любви  к своей Родине, к своему Отечеству, к культурным традициям нашей многонациональной страны.

Формы и виды деятельности:

беседа, комментированное чтение,  работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия:

 Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

Средства наглядности: 

выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города, презентации «Русь», «Верные сыны Отечества»

Литература: Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012. Толковый словарь В. И. Даля

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

Звучит гимн России

Определение темы урока по 1 строке гимна

  1. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе. Характеристика пособия для учащихся.

-Как вы понимаете тему урока: Россия – наша Родина? Что обозначает слово « Родина»? ( Родина - это место, где ты родился, нашу страну мы называем тоже Родиной)

 А теперь послушайте, как дается толкование этого слова в словаре. Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника). От этого слова, как от родоначальника, происходит много других слов: родители, родственники, родословие, народ. Можно продолжить этот список. Ещё от этого корня происходит слово природа, означающее всё вещественное, зримое, весь наш мир, землю, а выражение от природы указывает на происхождение какого-либо качества человека от его рождения.

  1. Беседа о символике России

- Как называется страна, в которой мы живем?  ( Россия)

-Кто является главой нашего государства?    ( Президент – В. В. Путин)

-Назовите символику России.     ( Герб, гимн, флаг)

 

                                                        Герб

    Одними из основных символов России, как и любого другого государства, является герб и флаг. Наш герб очень красивый. Сочетает знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, им можно любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно уметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогал ему победить змея. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

                                             Гимн  

     Гимн - торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают,  мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Олимпийские игры тому пример: когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн России и поднимается вверх российский флаг.  В тексте стихов гимна выражается любовь к Родине, гордость её историей, любование красотой природы.

                                          Флаг

 -Вы знаете, что обозначают цвета флага?   (Белый – свободу, синий – цвет веры, красный  - кровь)

В настоящее время чаще всего используется следующая трактовка значений цветов флага России:

  • белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;

  • синий – цвет веры и верности, постоянства;

  • красный цвет символизирует энергию, силу, отвагу, кровь, пролитую за Отечество.

    Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.

По этому флагу и стали повсеместно узнавать мощное Российское государство

- Какие города России  вам известны?  (Москва, Санкт - Петербург, Краснодар, ….)

Работа по карте

-Назовите и покажите на карте столицу нашей Родины. (Показ на  карте)

-Покажите на карте наш край. Как называется столица нашего края?

О Родине много сложено стихов и песен.

Послушаем стихотворение  И. Никитина «Русь» (во время  чтения стихотворения демонстрируется презентация  «Русь»)

 -Какое настроение и чувство вызвали у вас картины   родной природы, увиденные в презентации? (Хорошее настроение и чувство гордости за нашу необъятную страну.)

  1. Беседа о русских военачальниках.

Испокон веков наша Россия славилась своими героями.

-Какие русские военачальники, писатели, композиторы, художники вам известны?

Обращение к стенду: Суворов, Кутузов, Пушкин, Лермонтов, Есенин, Шишкин, Прокофьев, Рахманинов...

-Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему? (Они прославили нашу Родину  подвигами, произведениями, картинами, музыкой.)

-Назовите известных вам героев России. Что вам известно о защитниках нашей родины?

 Работа с портретами. Учащиеся называют героев. Показывают портреты и кратко рассказывают о  защитниках Отечества (А. Невском, Д. Донском, А. Суворове, М. Кутузове, П. Нахимове, Ф. Ушакове.) Учитель дополняет ответы детей.

Чтение стихотворения Никитина «Русь».

Иван Никитин

РУСЬ

Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную...

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Подведение итогов беседы.

  1. Работа с учебником на стр.4 -5

Беседа по рубрике: что вы узнаете?

-Объясните смысл фразы «духовный мир» (знания, содержащиеся в  книгах, произведениях искусства и кино)

Выборочное чтение

-Найдите теперь ответ на этот вопрос в пособии (с. 4, 3-й абзац сверху)

6. Беседа с опорой на опыт учащихся

- Как вы понимаете слово «традиция»?  

-То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)

Какие культурные традиции вы знаете?  

  -Новый год, Рождество, Пасха, День Победы, …

Выборочное чтение о культурных традициях многонациональной России.

Какие традиции приняты в вашей семье?  ( Дни рождения, Пасха, Новый год, Рождество…)

  1. Самостоятельная творческая работа учащихся.

Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности и др. (работа по группам)

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

- Вам интересно было на уроке?

-Узнали новое?

-Что больше всего запомнилось? (Учащиеся высказывают свои мысли и впечатления)

8. Д\з. (по выбору)

 Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. Проведи беседу с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о  России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?

 Приложение

Алекса́ндр  Васи́льевич  Суво́ров (1729—1800) — национальный герой России, выдающийся русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), один из основоположников русского военного искусства.

Михаи́л Илларио́нович Куту́зов (светле́йший князь Голени́щев-Куту́зов-Смоле́нский; 1745—1813) — русский генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых, главнокомандующий во время Отечественной войны 1812 года.

Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов (1 апреля (20 марта) 1873) — 28 марта 1943) — русский композитор, пианист-виртуоз и дирижёр.

Серге́й Серге́евич Проко́фьев - один из крупнейших, влиятельных и самых исполняемых композиторов XX века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по по основам религиозных культур и светской этики. Модуль светская этика.4класс.Тема Россия-наша Родина

Урок основы светской этики в 4 классе.Тема : Россия-Родина мояЦели: закрепить знания детей  о понятии Россия - наша Родина, о символике России.Задачи: Воспитывать патриотическое отношение к...

Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" на тему: "Россия - наша Родина"

Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия - наша Родина" (4 класс)...

Методические рекомендации и конспект урока по теме Россия – наша Родина. ОРКСЭ.

 История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Россия - наша Родина" (Школа 2100)

Тема:  Россия – Наша РодинаДидактическая цель урока: создание условий для  организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о Российской Федерации.Задач...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Россия - наша Родина"

Урок предназначен для учащихся 4-го класса. Урок поможет учащимся прийти к мысли, что наша Родина многонациональна, что с давних времен здесь живут в мире и дружбе люди разных национальностей. Узнают,...

Конспект урока по ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Россия - наша Родина"

Конспект урока по ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Россия - наша Родина"...