Выступление на районной августовской конференции
статья (1 класс) по теме

Преемственность предпрофильной подготовки между начальным и средним звеном

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность предпрофильной подготовки между начальным и средним звеном

Выступление подготовила Иванова Оксана Владимировна

Каково место предпрофильной подготовки учащихся в начальной школе?

В начальной школе лучше всего создавать среду, которая позволяет ребёнку развиваться в самых разных направлениях, активизирует и интеллектуальные, и эмоциональные, и физические ресурсы, и общение со сверстниками. Именно разностороннее личностное развитие с раннего детства является той базой, опираясь на которую в дальнейшем уже можно выбирать специализацию.

В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе  деятельность учителя должна ориентироваться на решение следующих задач:

- развитие личности учащихся, «профессиональный ученик»;

- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – ценностно-эмоциональной, познавательной, саморегуляции;

 - формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

 - воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Цель моей педагогической деятельности:  создать условия для оптимального развития личности каждого ученика.

Задачи: 

- через педагогические наблюдения и диагностику совместно с психологами  выявить интересы детей, одаренных и высокомотивированных детей;

- помочь каждому ребенку проявить свою индивидуальность в разных видах деятельности, творчества;

- развить устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, сохранить физическое и психическое здоровье детей;

 - мониторинг результативности обучения с учетом динамики результатов обучения, развития, воспитания.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. На первом этапе совместно с психологами провожу диагностику учащихся с целью выявления их способностей, интересов и одаренности. На основе полученных результатов диагностик выстроить систему работы по разностороннему развитию каждого учащегося.

Моя система работы по разностороннему развитию учащихся имеет три направления: урочная деятельность, внеурочная деятельность, дополнительное образование.

Урочная деятельность

Формы работы

Индивидуальная, групповая, парная, фронтальная

     Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес.  Учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.    

   

     

Внеурочная деятельность

   Для организации занятости учащихся во внеурочное время провожу факультативные занятия с высокомотивированными детьми,  которые позволяют организовать допрофильную подготовку младших школьников, развивать интерес к точным наукам, готовить детей к участию в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

   Цель факультативных занятий расширение представлений учащихся об образовательных областях, овладение способами деятельности, характерными для данных областей знаний, формирование функциональной грамотности, предоставление учащимся возможности попробовать свои силы в привлекательной для них области образования, создание условий для осознанного выбора дальнейшего маршрута обучения.

Формы работы:

- предметные олимпиады на разных уровнях;

  - участие во Всероссийской интеллектуальной игре «Русский медвежонок»;

- игра «Человек и природа»;

- внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры;

- групповые, индивидуальные занятия с одаренными и высокомотивированными детьми по программе «Интеллект»;

- практическая исследовательская деятельность с выходом на участие в научно-познавательной конференции младших школьников  «Первые шаги в науку»;

 - внеклассные мероприятия «Все профессии важны», классные часы «Мир Профессий», экскурсии по предприятиям города.

Вовлечение детей в дополнительное образование

Проведение диагностики в классе показала количественную оценку степени выраженности у детей различных видов интересов.

- интеллектуальная – 6 человек

- творческая – 3 человека

- художественно-изобразительная- 3 человека

- музыкальная- 4 человека

 - артистическая-1 человек

- техническая- 2 человека

- спортивная- 7 человек

- лидерская- 5 человек

По результатам диагностики совместно с родителями проводится вовлечение детей в кружки и секции по интересам. В дополнительном образовании задействовано 72% учащихся.

Такое разнообразие детского опыта, увлечений, дел позволит каждому ребёнку лучше понять, что именно ему нравится, к чему лежит душа, что у него лучше получается, а что не нравится, не интересно или получается не очень хорошо. Такое самопознание необходимо для того, чтобы ребенок мог уже осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях.

Развитие каждого ребенка необходимо фиксировать, для того чтобы при переходе в среднее звено учителя предметники и классный руководитель могли продолжать развивать эти предметные области и направлять ребенка на выбор конкретной специализации. В этом году совместно с психологами мы разработали «Карту индивидуального сопровождения развития ребенка» с 1 по 11 класс.

Результатом моей педагогической деятельности по созданию системы «предпрофильного» обучения в начальных классах является повышение у многих учащихся информированности, интереса к разнообразным видам деятельности. Закладываются основы для творческой и социальной самореализации личности в различных сферах деятельности и осознанного выбора дальнейшей специализации.

МОУ «Гимназия №2»

ППМС-центр

КАРТА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА

Фамилия______________________________________

Имя_________________________________________

Отчество_____________________________________

Дата рождения_________________________________

                                                                   

Сведения о семье

Адрес проживания, телефон________________________________________

Мать __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

              (Ф.И.О. Год  рождения,  образование,  место  работы, рабочий телефон)

Отец __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

               (Ф.И.О.  Год  рождения,  образование,  место  работы, рабочий телефон)

Имел ли место распад семьи?   Да  / нет  

Количество детей в семье, их возраст_________________________________

__________________________________________________________________

Состав семьи:

 мать

мачеха

    отец

отчим

бабушка

дедушка

опекун

 сестра

брат

 Жилищные условия: благоустроенная / неблагоустроенная квартира

_________________________________________________________________

Социальный статус семьи: малообеспеченная, многодетная, одинокая мать/отец, благополучная.

Материальное положение:  ниже прожиточного минимума, прожиточный минимум, выше прожиточного минимума.

Взаимоотношение родителей с ОУ___________________________________

__________________________________________________________________

Тип семейного воспитания: авторитарный, демократический, попустительский.

Сведения о ребенке

От какой беременности ребенок? __________  

Какой по счету ___________

Протекание беременности:    с осложнениями /  без осложнений

Роды:    с осложнениями  /  без осложнений                    

Состояние здоровья

Группа здоровья _______________________________________________

Общее физическое развитие

 Учебный год

        Норма

Наличие хронических заболеваний _______________________________

У каких специалистов состоит на  учете ___________________________

Наблюдаются ли у ребенка: частые головные боли,     головокружения,     повышенная потливость,   плохо переносит езду в транспорте,   плаксивость,   тики,    навязчивые движения,   страхи,   обкусывание ногтей, энурез,   частые  боли в животе,  обмороки,    судороги,   нарушения слуха, зрения,  речи,    плохая координация движений;   чрезмерная полнота

Речевое развитие

нарушения звукопроизношения (какие звуки неправильно произносит): _________________________________________ Заикание: есть /  нет    

Другие проблемы, особенности:__________________________________ _________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Занимались ли с логопедом, с какого возраста? _______________________

Индивидуальные особенности ребенка

Ведущая рука _____________ , правополушарный / левополушарный.

Особенности познавательной сферы:          ________________ учебный год

Внимание

   Результат диагностики

Диагностический метод

Оценка объема

Оценка

устойчивости

Оценка

концентрации

Оценка

переключения

Оценка

избирательности

Внимательность

(Умственная работоспособность)

Восприятие

   Результат диагностики

Диагностический метод

Память

   Результат диагностики

Диагностический метод

объем

  1. Образная
  2. Слуховая –

смысловая

  1. Зрительно –

опосредованная

Кратковременная

Долговременная

Мышление

   Результат диагностики

Диагностический метод

Словесно –

логическое

Наглядно-

образное

Наглядно –

действенное

Скорость

протекания

мыслительных

процессов

Воображение

Результат диагностики

Диагностический метод

Особенности личностной сферы:         

Результат диагностики

Диагностический метод

Экстраверсия

Самооценка

Мотивация

Межличностное взаимодействие

Эмоционально –

Эффективная

сфера

Успешность в обучении

Класс, учебнй год

Успеваемость

Самые любимые предметы; предметы, по которым  ученик успевает особенно хорошо:

Не успевает или слабо успевает  по предметам:

Классный руководитель

 

Проблемы

Уч. год

Семейные

 

Поведение

Соц.-эмоц.

Криз. сит

Здоровье

Учебные

Внимание

Адаптац.

Дополнительные сведения __________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районной августовской конференции педагогических работников по теме: "Опыт работы по ФГОС НОО: первые итоги, проблемы и перспективы".

Выступление на районной августовской конференции педагогических работников по теме: "Опыт работы по ФГОС НОО: первые итоги, проблемы и перспективы"....

Выступление на районной педагогической конференции

Выступление на районной педагогической конференции "Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании учащихся как технологическая основа ФГОС" на тему "Использование системно-деятельностного под...

Выступление на муниципальной августовской конференции "Формирование здоровьесберегающей среды и организация профилактической работы в МОУ Урлукская СОШ"

Забота о здоровье школьников – это контроль над нормами и требованиями школьной гигиены, профилактика заболеваний, выявление скрытых причин школьной неуспешности и отклонений в поведении. Физку...

Проектная деятельность обучающихся на уроках окружающего мира. Обобщение педагогического опыта в рамках районной августовской конференции работников образования

В настоящее время педагогическая наука ищет наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию образовательного процесса. В этой связи оди...

Доклад на августовской районной педагогической конференции (2018-2019 уч.г.)

Тема: «Здоровьесберегающие технологии, как необходимый аспект в обучении и воспитании детей с ОВЗ в условиях ФГОС»...

презентация к Августовской конференции "Перспективы развития и формы работы районного методического объединения"

Цель районного методического объединения - создание особого образовательного пространства для педагогов-психологов и социальных педагогов Гурьевского городского округа , направленного на развитие и со...