Урок риторики. Способы толкования слов.
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Урок проводится во 2 классе по любому УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika._tolkovanie_slov.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Риторика. 2 класс
Рациборская Марина Викентьевна
Тема: «Способы толкования слов».
Цель: познакомить с разными способами толкования слов.
Задачи: развитие творческих способностей учащихся, мотивационной сферы и познавательного интереса; развитие умения выполнять такие мыслительные операции, как анализ, обобщение, умозаключение; воспитывать любовь, бережное отношение к родному языку, стремление совершенствовать свою речь.
Оборудование: презентация к уроку; сказка Г.Андерсена «Огниво»; толковые словари Ожегова, Даля; карточки для работы в группах.
Ход урока:
- Ориентировочно-мотивационный этап занятия. (6 минут).
-Сегодня на занятии я предлагаю вам отправиться в путешествие. Согласны?
-А что значит путешествовать?
-На чём можно путешествовать?
-А кто из вас путешествовал пешком, ходил в поход?
-А хотите узнать, куда мы с вами отправимся в путешествие?
-Тогда давайте разгадаем кроссворд и вспомним, что берут с собой туристы, когда идут в поход.
-На уроках русского языка мы с вами говорили о том, что каждое слово что-то обозначает, т.е. имеет лексическое значение. Я буду называть вам лексическое значение слова, а вы - само слово. Разгадав кроссворд, вы узнаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие.
Кроссворд. Слайд № 1.
- Тонкие палочки с головками из воспламеняющегося вещества для получения огня. (Спички).
- Заплечный вещевой мешок с карманами. (Рюкзак).
- Временное помещение из натянутой на палки плотной ткани. (Палатка).
- Упругий матерчатый купол на длинной ручке, натягивающийся на спицах и раскрывающийся над головой для защиты от дождя или солнца. (Зонт).
- Рыболовная снасть – гибкая длинная палка, к которой прикреплена леска и крючок. (Удочка).
- Осветительный прибор в виде стеклянного шара и коробки, в которой размещён источник света. (Фонарик).
-Какое слово получилось? (Сказки).
-Куда же мы отправимся в путешествие? (В страну сказок).
-А хотите узнать, с какой целью мы отправимся в страну сказок?
-Тогда отгадайте загадку:
Формой он похож на мяч,
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушёл.
У него румяный бок.
Вы узнали? (Колобок). Слайд № 2.
-А вы когда-нибудь задумывались о том, почему Колобка назвали Колобок? Что значит это слово?
-Хотите узнать? Спросите у меня.
( Ребята формулируют вопрос).
-Хорошо. Я вам расскажу.
Колобок – уменьшительное значение слова КОЛОБ – круглый хлебец. Колобки пекли не всегда, а лишь тогда, когда в доме не было достаточно муки для выпечки большого хлеба. Для выпечки колоба собирали все остатки муки, которые были в доме. Обычно. Колобы пекли в небогатых крестьянских семьях.
-Как же появилось слово КОЛОБОК?
-А откуда вы это узнали?
-Правильно, значит один из способов растолковать значение непонятного слова – это спросить у взрослых.
-Кто догадался, зачем мы отправляемся в путешествие в страну сказок?
(Узнаем разные способы толкования с непонятных слов).
-Молодцы! Тема нашего сегодняшнего занятия «Способы толкования слов». Слайд № 3.
2. Операционно-исполнительский этап урока.
а). Толкование слов с помощью иллюстраций. (4 мин).
-Давайте вместе с вами вспомним вступительную часть сказки «Колобок». А помогут нам в этом ребята, подготовившие инсценировку отрывка из этой сказки. Слушайте внимательно, может быть, какие-то слова окажутся для вас незнакомыми.
(Инсценировка отрывка из сказки).
Жили-были старик со старухой. Вот и говорит однажды старик старухе: «Поди-ка ты, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребёшь ли муки на колобок?»
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
-Кто заметил хотя бы одно незнакомое слово? А кто два? Три? Четыре?
-Итак, вы заметили непонятные слова: короб, сусек, крылышко, горсть.
-Обсудите в группах и попробуйте объяснить значение этих слов.
(Ребята работают в группах и предлагают свои варианты ответов).
Слайд № 4.
-Сейчас я покажу вам иллюстрации, а вы скажете, стали ли понятны вам эти слова.
Короб – изделие из дуба, бересты для хранения или переноски чего-либо.
Сусек – ящик для ссыпки зерна.
Крылышко – отрезанное и засушенное гусиное перо.
Горсть – руки, сложенные так, что ими можно что-нибудь зачерпнуть.
-Кто сможет сам назвать ещё один способ толкования слов? (Иллюстрация).
Слайд № 5.
б). Толкование слов с помощью толкового словаря и контекста. (8 мин).
-А сейчас мы попадём ещё в одну сказку. Я прочитаю вам начало, а вы попробуйте её узнать.
Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма - безобразная, противная: нижняя губа висела у нее до самой груди.
- Здорово, служивый! - сказала она. - Какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой большой! Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно.
- Спасибо, старая ведьма! - сказал солдат.
- Видишь, вон то старое дерево? - сказала ведьма, показывая на дерево, которое стояло неподалеку. - Оно внутри пустое. Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ! А перед тем я обвяжу тебя веревкой вокруг пояса, ты мне крикни, и я тебя вытащу.
-Из какой сказки этот отрывок? (Г.Андерсен «Огниво»).
-Что такое огниво? (Ответы ребят).
-Кто знает, как называется книга, в которой можно прочитать значение того или иного слова?
-Почему словарь называют толковым?
-На столе у каждой группы лежит толковый словарь. Кто автор?
-В каком порядке расположены слова в толковом словаре?
-Откройте словарь по закладке и найдите значение слова «Огниво».
(Послушать толкование из разных словарей).
-Читая толкование слова «огниво», вы встретили ещё одно непонятное слово. Какое?
-А хотите узнать, что это такое?
-Сейчас я вам прочитаю значение этого слова из толкового словаря Ожегова.
Кремень – очень твёрдый камень, который раньше употребляли для высечения огня.
-Значит, огнивом ударяли о камень кремень и высекали огонь.
-Какой же третий способ толкования слов мы узнали?
(Толкование слов при помощи толкового словаря).
(Слайд № 6).
-Когда я читала эту сказку, я встретила ещё одно непонятное слово: КИВЕР.
Слайд № 6.
-Понятно ли вам его значение?
-А теперь я прочитаю вам предложение, в котором встретилось это слово, а вы попробуйте догадаться, что оно значит.
-Как догадались?
-Правильно, кивер – это высокий головной убор из жёсткой кожи с козырьком. Такие головные уборы носили солдаты в некоторых старых армиях.
-Какой ещё способ толкования слов мы узнали?
-Правильно, можно использовать КОНТЕКСТ, т.е. кусочек текста.
Слайд № 7. Физкультминутка
(Шёл козёл по лесу…)
в). Толкование слов с помощью подбора синонимов. (2 мин).
-Посмотрите на иллюстрации и догадайтесь, в какую сказку мы попали.
Слайд № 8.
-Кто автор этой сказки?
-Прочитайте предложение из этой сказки. Какое слово выделено?
-Подберите синонимы к этому слову. (Прекрасная, красивая, привлекательная, чудесная…).
Даже король, который был очень стар, сказал, что давно уже не видел такой обворожительной девушки.
-Какой же ещё способ толкования слов можно использовать?
(Подбор синонимов).
г). Практическая работа по толкованию непонятных слов. (10 мин).
Работа в группах.
1 группа.
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная.
(Русская народная сказка “Лиса и заяц”.)
2 группа.
Девочка с голубыми волосами подошла к двери чулана:
– Буратино, мой друг, вы здесь?
(А.Н. Толстой)
3 группа.
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса…
(К. Чуковский «Мойдодыр».)
4 группа.
И царица над ребенком
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
(А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
5 группа.
Тогда Дюймовочка решила уйти из лесу и поискать себе приют на зиму.
(Андерсен «Дюймовочка»).
6 группа.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
(А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Лубяная – сделанная из луба, т.е. коры липы или некоторых других лиственных деревьев.
Чулан – помещение в доме, служащее для хранения вещей, продуктов.
Вакса – черная мазь для чистки обуви.
Гонец – человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием.
Приют – место, где можно спастись или отдохнуть.
Ветхий – старый, древний, худой.
- Домашнее задание.
-Есть ещё один способ толкования слов – это использование интернета.
Попробуйте использовать этот способ дома, если нужно, попросите помощи у взрослых. А какое слово я попрошу вас растолковать, вы узнаете, прочитав загадку на конверте.
И красива, и мила,
Только очень уж мала,
Появилась из цветка,
Сама чуть больше ноготка.
-Кто эта героиня? Из какой она сказки?
-Откройте конверт. Кто хочет выполнить это задание – возьми Дюймовочку.
- Рефлексивно-оценочный этап урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки детской риторики. 1 класс. Слова извинения,благодарности.
Презентация к уроку детской риторики в 1 классе по учебнику Т.А,Ладыженской "Детская риторика в рассказах и рисунках". На уроке обучающиеся 1 класса учаться моделировать своё речевое повед...
Презентация к уроку риторики в 1 классе "Важные слова"
Цель. Познакомить обучающихся с понятием «опорные слова»Задачи 1. На основе работы с текстами учебника и дополнительной информацией узнать особенности выделения опорных слов2. Используя полученны...
Урок риторики "Содержание общения. Диалог как способ развития коммуникативных способностей"
Урок риторикиТема. Содержание общения. Диалог как способ развития коммуникативных способностейЦели: помочь учащимся осознать зависимость содержания общения от речевой ситуации;развивать коммуникативны...
Урок риторики в 4 классе. Тема: Успокоить. Утешить словом. Утешить – помочь.
Занятие по риторике в рамках внеурочной деятельности . Занятие проведено по требованиям системно-деятельносного подхода....
Урок риторики в 4 классе. Тема: Успокоить. Утешить словом. Утешить – помочь.
Занятие по риторике проведено в рамках системно-деятельностного подхода. Заставляет учащихся задуматься: как я отношусь к ближним. Используются разнообразные формы работы на занятии....
Конспект урока "Способы проверки слов с непроизносимым согласным в корне слова" (3 класс)
Русский язык...
Конспект урока - Составляем развёрнутое толкование значения слова
Конспект урока - Составляем развёрнутое толкование значения слова...