Урок риторики. Способы толкования слов.
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Рациборская Марина Викентьевна

Урок проводится во 2 классе по любому УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika._tolkovanie_slov.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Риторика.                      2 класс

                                                                                                 Рациборская Марина Викентьевна

Тема: «Способы толкования слов».

Цель: познакомить с разными способами толкования слов.

Задачи: развитие творческих способностей учащихся, мотивационной сферы и познавательного интереса; развитие умения выполнять такие мыслительные операции, как анализ, обобщение, умозаключение; воспитывать любовь, бережное отношение к родному языку, стремление совершенствовать свою речь.

Оборудование: презентация к уроку; сказка Г.Андерсена «Огниво»; толковые словари Ожегова, Даля; карточки для работы в группах.

Ход урока:

  1. Ориентировочно-мотивационный этап занятия. (6 минут).

-Сегодня на занятии я предлагаю вам отправиться в путешествие. Согласны?

-А что значит путешествовать?

-На чём можно путешествовать?

-А кто из вас путешествовал пешком, ходил в поход?

-А хотите узнать, куда мы с вами отправимся в путешествие?

-Тогда давайте разгадаем кроссворд и вспомним, что берут с собой туристы, когда идут в поход.

-На уроках русского языка мы с вами говорили о том, что каждое слово что-то обозначает, т.е. имеет лексическое значение. Я буду называть вам лексическое значение слова, а вы  - само слово. Разгадав кроссворд, вы узнаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие.

                                             Кроссворд.               Слайд № 1.

  1. Тонкие палочки с головками из воспламеняющегося вещества для получения огня.   (Спички).
  2. Заплечный вещевой мешок с карманами.   (Рюкзак).
  3. Временное помещение из натянутой на палки плотной ткани.    (Палатка).
  4. Упругий матерчатый купол на длинной ручке, натягивающийся на спицах и раскрывающийся над головой для защиты от дождя или солнца.    (Зонт).
  5. Рыболовная снасть – гибкая длинная палка, к которой прикреплена леска и крючок.     (Удочка).
  6. Осветительный прибор в виде стеклянного шара и коробки, в которой размещён источник света.   (Фонарик).

-Какое слово получилось?      (Сказки).  

-Куда же мы отправимся в путешествие?        (В страну сказок).

-А хотите узнать, с какой целью мы отправимся в страну сказок?

-Тогда отгадайте загадку:              

                  Формой он похож на мяч,

                  Был когда-то он горяч.

                  Спрыгнул со стола на пол

                  И от бабушки ушёл.

                  У него румяный бок.

                  Вы узнали?     (Колобок).             Слайд № 2.

-А вы когда-нибудь задумывались о том, почему Колобка назвали Колобок? Что значит это слово?

-Хотите узнать? Спросите у меня.

   ( Ребята формулируют вопрос).

-Хорошо. Я вам расскажу.

Колобок – уменьшительное значение слова КОЛОБ – круглый хлебец. Колобки пекли не всегда, а лишь тогда, когда в доме не было достаточно муки для выпечки большого хлеба. Для выпечки колоба собирали все остатки муки, которые были в доме. Обычно. Колобы пекли в небогатых крестьянских семьях.

-Как же появилось слово КОЛОБОК?

-А откуда вы это узнали?

-Правильно, значит один из способов растолковать значение непонятного слова – это спросить у взрослых.

-Кто догадался, зачем мы отправляемся в путешествие в страну сказок?

(Узнаем разные способы толкования с непонятных слов).

-Молодцы! Тема нашего сегодняшнего занятия «Способы толкования слов».             Слайд № 3.

2. Операционно-исполнительский этап урока.

а). Толкование слов с помощью иллюстраций.   (4 мин).

-Давайте вместе с вами вспомним вступительную часть сказки «Колобок». А помогут нам в этом ребята, подготовившие инсценировку отрывка из этой сказки. Слушайте внимательно, может быть, какие-то слова окажутся для вас незнакомыми.

                 (Инсценировка отрывка из сказки).

         Жили-были старик со старухой. Вот и говорит однажды старик старухе: «Поди-ка ты, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребёшь ли муки на колобок?»

          Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

-Кто заметил хотя бы одно незнакомое слово? А кто два? Три? Четыре?

-Итак, вы заметили непонятные слова: короб, сусек, крылышко, горсть.

-Обсудите в группах и попробуйте объяснить значение этих слов.

                (Ребята работают в группах и предлагают свои варианты ответов).

                   Слайд № 4.

-Сейчас я покажу вам иллюстрации, а вы скажете, стали ли понятны вам эти слова.

    Короб – изделие из дуба, бересты для хранения или переноски чего-либо.

    Сусек – ящик для ссыпки зерна.

    Крылышко – отрезанное и засушенное гусиное перо.

    Горсть – руки, сложенные так, что ими можно что-нибудь зачерпнуть.

-Кто сможет сам назвать ещё один способ толкования слов?   (Иллюстрация).

               Слайд № 5.

б). Толкование слов с помощью толкового словаря и контекста.    (8 мин).

-А сейчас мы попадём ещё в одну сказку. Я прочитаю вам начало, а вы попробуйте её узнать.

   Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма - безобразная, противная: нижняя губа висела у нее до самой груди.

- Здорово, служивый! - сказала она. - Какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой большой! Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно.

- Спасибо, старая ведьма! - сказал солдат.

- Видишь, вон то старое дерево? - сказала ведьма, показывая на дерево, которое стояло неподалеку. - Оно внутри пустое. Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ! А перед тем я обвяжу тебя веревкой вокруг пояса, ты мне крикни, и я тебя вытащу.

-Из какой сказки этот отрывок?      (Г.Андерсен «Огниво»).

-Что такое огниво?    (Ответы ребят).

-Кто знает, как называется книга, в которой можно прочитать значение того или иного слова?

-Почему словарь называют толковым?

-На столе у каждой группы лежит толковый словарь. Кто автор?

-В каком порядке расположены слова в толковом словаре?

-Откройте словарь по закладке и найдите значение слова «Огниво».

        (Послушать толкование из разных словарей).

-Читая толкование слова «огниво», вы встретили ещё одно непонятное слово. Какое?

-А хотите узнать, что это такое?

-Сейчас я вам прочитаю значение этого слова из толкового словаря Ожегова.

      Кремень – очень твёрдый камень, который раньше употребляли для высечения огня.

-Значит, огнивом ударяли о камень кремень и высекали огонь.

-Какой же третий способ толкования слов мы узнали?

              (Толкование слов при помощи толкового словаря).

                     (Слайд № 6).

-Когда я читала эту сказку, я встретила ещё одно непонятное слово: КИВЕР.

                               Слайд № 6.

-Понятно ли вам его значение?

-А теперь я прочитаю вам предложение, в котором встретилось это слово, а вы попробуйте догадаться, что оно значит.

-Как догадались?

-Правильно, кивер – это высокий головной убор из жёсткой кожи с козырьком. Такие головные уборы носили солдаты в некоторых старых армиях.      

-Какой ещё способ толкования слов мы узнали?    

 -Правильно, можно использовать КОНТЕКСТ, т.е. кусочек текста.

                     Слайд № 7.      Физкультминутка

(Шёл козёл по лесу…)

в). Толкование слов с помощью подбора синонимов.   (2 мин).

-Посмотрите на иллюстрации и догадайтесь, в какую сказку мы попали.

                        Слайд № 8.

-Кто автор этой сказки?

-Прочитайте предложение из этой сказки. Какое слово выделено?

-Подберите синонимы к этому слову.   (Прекрасная, красивая, привлекательная, чудесная…).

Даже король, который был очень стар, сказал, что давно уже не видел такой обворожительной девушки.

-Какой же ещё способ толкования слов можно использовать?

                    (Подбор синонимов).

г). Практическая работа по толкованию непонятных слов.   (10 мин).

                               Работа в группах.

1 группа.

  Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. 

(Русская народная сказка “Лиса и заяц”.)

2 группа.

 Девочка с голубыми волосами подошла к двери чулана:

– Буратино, мой друг, вы здесь?

                        (А.Н. Толстой)

3 группа.

         Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса…

                        (К. Чуковский «Мойдодыр».)

4 группа.

И царица над ребенком

Как орлица над орленком;

Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца.

               (А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).

5 группа.

Тогда Дюймовочка решила уйти из лесу и поискать себе приют на зиму.

                            (Андерсен «Дюймовочка»).

6 группа.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

                  (А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).

Лубяная – сделанная из луба, т.е. коры липы или некоторых других лиственных деревьев.

Чулан – помещение в доме, служащее для хранения вещей, продуктов.

Вакса – черная мазь для чистки обуви.

Гонец – человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием.

Приют – место, где можно спастись или отдохнуть.

         Ветхий – старый, древний, худой.

  1. Домашнее задание.

-Есть ещё один способ толкования слов – это использование интернета.

Попробуйте использовать этот способ дома, если нужно, попросите помощи у взрослых. А какое слово я попрошу вас растолковать, вы узнаете, прочитав загадку на конверте.

             И красива, и мила,

             Только очень уж мала,

             Появилась из цветка,

            Сама чуть больше ноготка.

-Кто эта героиня? Из какой она сказки?

-Откройте конверт. Кто хочет выполнить это задание – возьми Дюймовочку.

  1. Рефлексивно-оценочный этап урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки детской риторики. 1 класс. Слова извинения,благодарности.

Презентация к уроку  детской риторики в 1 классе по учебнику Т.А,Ладыженской "Детская риторика в рассказах и рисунках". На уроке  обучающиеся 1 класса учаться моделировать своё речевое повед...

Презентация к уроку риторики в 1 классе "Важные слова"

Цель. Познакомить обучающихся с понятием «опорные слова»Задачи 1. На основе работы с текстами учебника и дополнительной информацией узнать особенности выделения опорных слов2. Используя полученны...

Урок риторики "Содержание общения. Диалог как способ развития коммуникативных способностей"

Урок риторикиТема. Содержание общения. Диалог как способ развития коммуникативных способностейЦели: помочь учащимся осознать зависимость содержания общения от речевой ситуации;развивать коммуникативны...

Урок риторики в 4 классе. Тема: Успокоить. Утешить словом. Утешить – помочь.

Занятие по риторике в рамках   внеурочной деятельности . Занятие проведено  по требованиям системно-деятельносного подхода....

Урок риторики в 4 классе. Тема: Успокоить. Утешить словом. Утешить – помочь.

Занятие по риторике проведено в рамках системно-деятельностного подхода. Заставляет учащихся задуматься: как я отношусь к ближним. Используются разнообразные формы работы на занятии....

Конспект урока - Составляем развёрнутое толкование значения слова

Конспект урока - Составляем развёрнутое толкование значения слова...