Урок риторики в 4 классе. Тема: Успокоить. Утешить словом. Утешить – помочь.
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Занятие по риторике в рамках внеурочной деятельности . Занятие проведено по требованиям системно-деятельносного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ritoriki_v_4_klasse_na_temu.docx | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок риторики в 4 классе.
Тема: Успокоить. Утешить словом. Утешить – помочь.
Юранева Людмила Григорьевна
Учитель начальных классов
МБОУ» Выльгортская средняя общеобразовательная школа №1»
Для учащихся 4 класса (9-10 лет)
Урок риторики в 4 классе на тему « Утешить, помочь»
Цели: - Учиться быть внимательными к окружающим, проявлять чуткость и сострадание.
- заботиться о близких и родителях, быть добрыми к одноклассникам, по возможности помогать друг другу, уметь находить добрые слова.
Источники:
- Методические рекомендации к надпредметному курсу « Мир деятельности» под. ред. Л.Г. Петерсон
- Детская риторика. Т. А. Ладыженская , Н. В. Ладыженская ,Т.М. Ладыженская, О.В. Марысева
- Литературное чтение . учебник 4 класс часть 1 Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД |
I Организационный момент | Я – это я Во всем мире нет никого в точности такого же как я Мне принадлежат все мои победы и успехи Все мои поражения и ошибки Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя Я – это я и Я - это замечательно! | |
Определение темы и целей урока Постановка цели урока. Определение темы урока. Работа в группах. Работа в парах Просмотр мультфильма Итог урока Рефлексия | У. Предлагаю поработать в группах. Задание Что объединяет все эти отрывки из произведений? Какова цель героев, которые обращаются к персонажам? Не плачь, дед, Не плачь баба Я снесу вам яичко Не золотое, а простое Не тужи, Иван – Царевич Ложись лучше спать Утро вечера мудренее Не печалься, ступай себе с богом! Добро! Будет старуха царицей! Д. Герои утешают других героев, успокаивают их. У. Какая тема урока? Д. Утешить. Помочь. У. Какие поставим цели? Что хотим узнать? Д. Мы хотим узнать как можно утешить человека? Чем? У. Что значит слово утешить? Обратимся к словарю Д. Утешить – успокоить чем – нибудь радостным, облегчить кому-то горе, страдание. Толковый словарь Ожегова У. Обратимся к упражнению 56 на странице 40 Какова цель задания? Д. Нам необходимо прочитать стихотворение и понять, что случилось с ящеренком? Прочитать тоном утешения и сочувствия. Ящеренок Сидит ящеренок на бревне И горько- горько плачет _ Скажи, пожалуйста, ты мне А что все это значит? Печально отвечает он: На бревнышке я грелся А рядом тут со мною вдруг Мальчишка злой уселся За хвостик он меня схватил И хвостик оторвался На всю оставшуюся жизнь Я без хвоста остался Я неуклюжим и смешным Кажусь в глазах друзей И с каждым днем худею я И становлюсь грустней -Не плачь, не мучайся, мой друг Пройдет лишь двадцать дней И хвостик снова отрастет И станет он длинней И будешь снова ты гулять По бревнышкам в лесу Хвостом вовсю своим вилять И лазать на сосну! У. Что случилось с ящеренком? Что делает Денис? Как он успокаивает? С помощью чего? Д. Денис успокаивает с помощью слов! У. А теперь прочитаем стихотворение Д. Родовича из упражнения 59 страница 42 Как вы будете утешать плачущего? Что вы скажете? Вспомните об утешительных словах. Друзья Если плачет кто-то рядом, Если слезы льются градом, Подойдите вы к нему И спросите: « Почему?» Это, дети, сделать надо- Плохо плакать одному. Д. Мы подойдем, погладим по головке. Успокоим словами: не плачь , пожалуйста. Все будет хорошо. Спросим, чем можем помочь? У. Какими словами будете утешать? Д. Не беспокойся, не огорчайся, не тревожься, не волнуйся, успокойся, утешься, не нервничай. У. А может ли человек сам себя успокоить и утешить? Вспомните, по литературному чтению мы читали отрывок из летописи « деятельность Ярослава» Похвала книгам.. Что он нам говорит об утешении? Д. Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости: в книгах ведь неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся, они- узда воздержания. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей» Д. Он говорит, что в книгах мы можем найти утешение. У. Молодцы. У. А теперь я предлагаю поработать в паре по колонкам упражнение 60 страница 42 Цкль: для каждой ситуации выбери пословицу 1 колонка ситуация 1 Дядя Федор уехал с котом в Простоквашино, а родители мальчика очень огорчились. - Вы не беспокойтесь дорогие, все будет хорошо. Ваш мальчик самостоятельный, не пропадет. Соскучится – вернется. 2 колонка ситуация 2 Кот Леопольд очень расстроился после очередного нашествия мышей. - Не огорчайся, уважаемый Леопольд! Все в жизни бывает. 3 колонка. 3 ситуация Помнишь ли ты, как Винни- пух объелся в гостях у Кролика и развалил его дом? - Не горюй, милый кролик, я знаю ты построишь дом еще лучше прежнего. Д.1 колонка. Мы выбрали пословицу. Это беда - не беда, только бы больше не была. 2 колонка: Одна беда – не беда. А можно :И у нас дома не здорово- таракан с печки свалился. 3 колонка: Нет худа без добра. Или: Наши лепешки тоже поели кошки. У. Какая тема урока? Как можно утешить человека? Всегда ли достаточно слов? Чем можно еще утешить. Успокоить человека? Предлагаю обратится к упражнению 63 страница 44.. какое задание? Д. Мы должны понять как Мальчик – паж Утешает Золушку из сказки Е. Шварца? _Дорогая Золушка, я, чтобы хоть немного развеселить вас принес рубиновый стаканчик со сливочным мороженым. Попробуйте , уважьте меня, а стаканчик я потом верну во дворец. - Спасибо, мальчик, - говорит Золушка. Д. Можно утешая человека, предложить ему помощь. У Молодцы, спасибо. Пришло время синей шляпки. Д. Мы изучаем тему: « Утешить, успокоить» Мы понимаем, что надо находить слова для утешения людей, когда им это требуется. У. А теперь, ребята, я предлагаю вам посмотреть мультфильм « Овечка» Ваша задача, посмотреть и проанализировать сложившуюся ситуацию.. И ответить почему именно этот мультфильм я взяла для сегодняшнего урока? У. А теперь пришло время желтой шляпки. Кто из учеников желает одеть желтую шляпу мышления? Д. Мы посмотрели мультфильм. Овечка была огорчена. И герой Олень учил ее находить позитив. Нельзя падать духом, даже если пришла беда. Надо искать выход из ситуации. Мне понравилось, как герой включил позитив, и смог подействовать на овечку. У. Какая была тема урока? Как можно утешить человека? Чем? Что вам понравилось в уроке? Кого либо вы утешали когда - нибудь? Чем? Я принесла вазу и камушки. Кто когда – либо кого утешал из детей нашего класса, бросает камушек в вазу и рассказывает об этом. Спасибо за урок! | Коммуникативные УУД Регулятивные УУД, формулируют тему и цели урока Познавательные УУД, пользуется словарем, Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения Делают выводы, обобщают Познавательные УУД. Извлекают информацию из другого источника Познавательные УУД, устанавливают причинно-следственные связи, строят рассуждения Коммуникативные УУД, оформляют свои мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Фронтальная работа Познавательные УУД. Анализ ситуации. Личностные УУД, ориентация в нравственном содержании и в смысле поступков- своих и окружающих людей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок риторики, 1 класс. Тема "Устная и письменная речь".
презентация к уроку риторики устная и письменная речь....
Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века" и презентация к уроку по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...
Конспект урока риторики по теме: "Тема и заголовок текста. Основная мысль текста."
В материале представлен подробный конспект урока по данной теме. Подобрана разнообразная речевая разминка. В презентации представлены произносительно-интонационные упражнения, чистоговорки. В конспект...
Урок русского языка на тему: Лексическое значение слов. Многозначность слова.
Материал содержит урок русского языка и презенацию к нему. Задачи урока:Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.Уметь находить в толковом словаре справки при определении многознач...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»
Основная цель: Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...
Конспект урока риторики по теме "Тема и заголовок текста"
"В материале представлен подробный конспект и презентация урока риторики по теме "Тема и заголовок текста...
Урок литературного чтения по теме "Слова, слова, слова... Борис Заходер. Дырки в сыре". 2 класс, УМК "Гармония"
Данный документ содержит конспект урока по данной теме и презентацию....