Урок риторики "Содержание общения. Диалог как способ развития коммуникативных способностей"
план-конспект на тему
Урок риторики
Тема. Содержание общения. Диалог как способ развития коммуникативных способностей
Цели:
- помочь учащимся осознать зависимость содержания общения от речевой ситуации;
- развивать коммуникативные навыки, умение различать диалогическую и монологическую речь;
- воспитывать культуру общения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок риторики
Тема. Содержание общения. Диалог как способ развития коммуникативных способностей
Цели:
- помочь учащимся осознать зависимость содержания общения от речевой ситуации;
- развивать коммуникативные навыки, умение различать диалогическую и монологическую речь;
- воспитывать культуру общения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Информационно-технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Звучит мелодия песни «Улыбка» «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся!» - поётся в детской песне. На предыдущем уроке мы с вами, ребята, говорили, что можно общаться без слов.
Доволен – улыбка на лице, огорчен – сдвинуты брови, хмурый взгляд. Это невербальные виды общения.
С помощью слов, оказывается, можно убедить человека, как говорится, завербовать, сагитировать. Но для этого необходимо, чтобы между собеседниками было установлено взаимодействие, общение, коммуникация.
Выясняется, что такое общение ещё называют коммуникативным. В общении принимают участие собеседники, партнёры. А можно сказать: коммуниканты. Коммуникация предполагает наличие коммуникантов. Но, чтобы общение состоялось, надо соблюдать закон трёх «К»: Подумайте, в чём секрет третьего «К»? Упражнение подскажет вам ответ. Послушайте разговор из сказки «Каша из топора»:
Между ними, как видите, нет взаимодействия, нет контакта. «Эврика!» - воскликнул бы догадавшийся собеседник.
Взаимопонимание, … Да, без контакта общение не состоится. Возьмём себе за правило: при общении соблюдать «закон трёх «К». Наличие коммуникантов и контакта между ними обеспечивают общение или коммуникацию. | С помощью мимики, жестов, голоса. Вербальное общение – это общение с помощью слов. Это словесное общение. Коммуникация. Инсценировка ситуации Возвращался солдат из похода. Зашёл к хозяйке и говорит: - Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть! А старуха в ответ: - Вон там на гвоздике повесь! Удивился солдат: - Али ты совсем глуха, что не чуешь? Но бабка твердит: - Где хочешь, там и заночуешь! Разговор состоялся. Есть реплики старухи, есть реплики солдата. Но говорят они о разных вещах, как будто не понимают друг друга. Он просил чего-нибудь поесть. «Вон там на гвоздике повесь!» Старуха ответила: «Где хочешь, там и заночуешь!» Нет, модель этой ситуации изобразить нельзя. Солдат говорит одно, а старуха ему отвечает совсем другое. Контакт. |
| Контакт коммуникантов (или собеседников) строится на смысле, содержании. Поиграем в игру «Наоборот», и вы в этом убедитесь. Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь: … Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь: … Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь: … Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, А скажешь ты: … Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты: … Теперь НАЧАЛО я скажу, Ну, отвечай, … Вы подбирали антонимы к словам, и игра прошла успешно. Таким образом, мы поработали над содержанием общения. | Низко Близко Пол Нашёл Храбрец Конец! |
| Вы уже убедились, что общение должно быть содержательным. Содержание зависит от речевой ситуации. А это значит: Кто говорит и с кем ведёт разговор? Кто – это адресант С кем – это адресат Не безразлично что обсуждают говорящие и где. Тема разговора отвечает на вопрос … (что?) Обстановка (официальная или неофициальная) отвечает на вопрос… (где?) И самое главное – это цель высказывания, то есть зачем? (см. схему в Приложении) Давайте разберём некоторые ситуации.
Послушайте предложения:
Какие это предложения по цели высказывания? Помните, в 1 классе вы их называли заставительными? Они, действительно, заставляют действовать. И реплики (высказывания) в разговоре преследуют определённую цель: сообщить что-то, как-то воздействовать на собеседника. Вы оформили речевые ситуации в виде схем. У одних – такая схема: что? кто? с кем? У других – иная: Что? Что? Что? А в тетради с печатной основой дана вот такая схема (см. стр. 9)
Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны! Но что важно – от этого вопроса во многом зависит содержание беседы. Хочешь успокоить – скажешь что-то приятное. Хочешь навредить – скажешь что-то обидное. Интересным собеседником считают, как правило, мудрого человека. С большим удовольствием читают книги» «В мире мудрых мыслей», «Золотые россыпи» и даже книгу К. И. Чуковского «Отдвух до пяти». Дети говорят нелепости, а талантливый писатель сумел это подметить и создал оригинальный жанр, говоря на современном языке «устами младенца». У вас было домашнее задание: самые интересные диалоги попрошу проиллюстрировать. Вы постарались в подборке речевых ситуаций. Из ваших работ оформим сборник «Небылицы». (Учитель скрепляет листы) | Просим о помощи Предупредить беду Желаем здоровья и благополучия Делимся впечатлениями. Советуем посмотреть спектакль. Так мы решаем внутриклассные проблемы, принимаем решения. Это предложения побудительные. Их цель – побудить к действию. Недостаёт вопроса что? Диалог брата и сестры Старший брат приказывает сестре: - Пойди и отнеси это письмо на почту. - Но ты же видишь, что дождь льёт как из ведра. В такое время даже нашу собаку не выведешь на улицу. - А вот собаке там делать нечего! Диалог учителя и ученика - А правда ли, Мария Ивановна, что за то, что не сделал, наказывать нельзя? - Правда. - Тогда не наказывайте меня. Я не сделал домашнее задание! |
| А теперь вашему вниманию предлагается инсценировка притчи «Честь». «Небылицы» составлены в форме диалогов.
Сделаем вывод: Диалог изображается схемой: Бывает межличностное общение
Бывает общение групповое: И неофициальное общение, и общение официальное предполагает какое-то содержание, преследует определённую цель. Задание. Ситуация 1. Вы приглашены на День рождения, но не можете пойти (указать причину отказа) и поздравляете именинника сейчас. Составьте диалог. Ситуация 2. Вы повздорили с другом, а теперь решили помириться. Как вы это сделаете по телефону? Психологи утверждают, что в речевом общении проявляется зеркало души человека.
Ответить на этот вопрос вам поможет стихотворение А. Барто «В зеркале». В зеркале А. Барто Не смотрюсь я в зеркала – Поважнее есть дела! Но вдруг одна история Со мной произошла. В хоккей играл я во дворе, Столкнулся со старушкой. Ну, что ж, случается в игре – Её задели клюшкой. Взялась ругать старушка Всё наше поколение, Я спорил со старушкой До белого каленья. Она – словцо, и я – словцо – Война у нас в разгаре. Вдруг вижу - в зеркале лицо: Губастый, злющий парень! Несли к соседям зеркало, И вот средь бела дня Оно так исковеркало меня! Обычный нос, обычный рот, Но, оказалось, я - урод. Стал в зеркало посматривать Я вечером и днём, Но каждый раз по-разному Себя я вижу в нём. Хромую кошку приласкал Случайно на бульваре. Иду домой мимо зеркал, Смотрю – красивый парень! Меняюсь десять раз на дню: С сестрёнкой начал я возню И мячик отнял силой, Смотрю – я некрасивый! Обычный нос, обычный рот – То я пригож, то я – урод! Нет, отражают зеркала Не только наши лица – И наши мысли и дела В них могут отразиться.
| Огонь, Вода и Честь вместе подошли к развилке, где им нужно было разойтись. Огонь сказал: «Если потеряете меня и захотите найти, идите в ту сторону, где почувствуете тепло» «А когда потеряете мой след, - промолвила Вода, - то ищите вместе с теми, кто хочет утолить жажду». Честь стояла и молча слушала своих друзей. «А тебя как найти, когда потеряем?», - спросили Огонь и Вода. «Тот, кто потерял меня, - тихо ответила Честь, - найти уже никогда не сможет, я бываю только с теми, кто меня не теряет». Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. В диалоге есть реплики. В диалоге отсутствуют слова автора. Эта притча – не диалог, а текст с элементами диалога.
- Здравствуй, Лиза! - Рада тебя слышать, Настя! - Поздравляю тебя с Днём рождения! Желаю счастья, здоровья, успехов в учёбе. - Спасибо. Не забудь прийти ко мне сегодня вечером. - Я бы с удовольствием пришла, но сестрёнка заболела, а родители задерживаются на работе. - Ну, что же, очень жаль, что тебя не будет на празднике. Спасибо за поздравление и за то, что предупредила. - Лиза, желаю тебе весело отпраздновать День рождения. - Здравствуй, Антон! - Привет, Влад! - Антон, я прошу извинить меня за вчерашнее поведение после уроков. - Я прощаю тебе, Влад, ведь я тоже вчера был неправ. - Ты не сердишься на меня? - Нет, уже не сержусь. - Приходи ко мне в гости. Вместе поиграем в компьютерные игры. - Хорошо, я приду в 12 часов. - До встречи, Антон! - До встречи, Влад! О зеркале души человека. Когда мальчик совершает недостойный поступок, то чувствует себя неловко и видит себя некрасивым А когда мальчик совершает добрый поступок, то он в ладу с самим собой, и это делает его красивым. Стихотворение дано в форме монолога. Конечно же, диалог. … разговор двух или нескольких людей. … речь одного человека |
| Составить текст, содержание которого помогло бы убедиться в том, что действительно в речевом общении проявляется зеркало души человека. Текст составить в форме монолога. |
Приложение
Речевая ситуация
Адресат речи – тот, с кем мы вступаем в разговор, кому пишем письмо или звоним.
Обстановка. Официальной считается обстановка, требующая соблюдения всех правил. Например, на уроке – официальная обстановка, на перемене – официальная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/30/picture-53672.jpg)
Развитие коммуникативных способностей на уроках математики по системе Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова. Презентация
Изучение математики по системе Эльконина-Давыдова организуется в коллективно-распределительных формах деятельности. Это групповая и парная работа. Предметом учебной деятельности является не усвоение ...
Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы".
Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/04/picture-278070-1375615959.jpg)
Конспект урока "Игры на развитие коммуникативных способностей"
конспект урока "Игры на развитие коммуникативных способностей"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/27/picture-442248-1398588926.jpg)
"Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности".
Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-105991-1439905232.jpg)
Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений.Они обеспечивают социальну...
статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы".
статья по методической теме...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/01/picture-840927-1477989248.jpg)
"Учим детей общению. Развитие коммуникативных способностей".
Ребёнку необходимо помочь наладить отношение с окружающими, чтобы этот факт не стал тормозом на пути развития личности....