Рабочая программа кружка "Шахматы"
рабочая программа (1 класс) по теме

Реброва Людмипа Михайловна

Рабочая программа кружка "Шахматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shakhmaty.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                                         «Согласовано»                                                           «Утверждено»

Руководитель ШМО                                           Заместитель директора по УВР                                  Педагогическим советом  

МБОУ «Средняя школа №8»                             МБОУ «Средняя школа №8» ЕМР РТ                       протокол № _ __от   .08.2013г.

_________                                ___________________                                                                     Введено приказом  №           

Протокол №    «_  »  августа  2013 г.               «__  _»   августа  2013 г                                от  «   »    августа  2013г.                                          

            Директор школы

 __________        

 

Рабочая программа курса «Шахматы»

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Ребровой Л.М.

учителя первой квалификационной категории

1 Г класс

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Образовательная программа «Шахматы» разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы - школе» и И.Г. Сухина «Шахматы» первый год, Обнинск, «Духовное возрождение», 1999г.  и модифицирует данную программу, рекомендованную Министерством образования Российской Федерации и опубликованную в "Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 - 4) в  двух частях. Часть вторая". -  М.: Просвещение, 2002, 3-е издание, с. 370 - 392.  

Материал программы рассчитан на 33 часа (одно занятие в неделю).

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

итого

Количество часов

9 ч

7 ч

9 ч

8 ч

33 ч

             Из них: практика 15 – 20 минут на каждом занятии.

 Цели:

 Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Учащиеся 1 класса последовательно осваивают премудрости игры в шахматы. На начальном этапе учащиеся получают базовые знания и навыки, прививается любовь к этой древней игре. Дети знакомятся с историей происхождения шахмат, правилами игры, с основными понятиями и определениями (дебют, миттельшпиль, эндшпиль, тактика и др.), кроме того в процессе обучения игре у учеников должны развиваться логическое мышление и память. Дети самостоятельно учатся преодолевать трудности начальных ходов, взятие, их свойства, и решают простые задачи.

       Задачи:

  • Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
  • Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.
  • Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,  сверстниками.
  • Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, мотивации творческого  воображения, умения производить логические операции).
  • Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
  • Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям для формирования здорового образа жизни.
  • Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

     В результате реализации программы учащиеся должны достичь следующих результатов:

    - Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка.

    - Развитие коммуникативных способностей, инициативности,     толерантности, самостоятельности.

    -Развитие наглядно-образного мышления и логики.

    -Овладение навыками игры в шахматы.

    -Результативное участие в соревнованиях различных уровней.

    - Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам  шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

     -развитие любознательности и сообразительности;

-развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

     -развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

           Структура и содержание программы.

           Основные содержательные линии программы.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.

Учебно-методический комплекс «Шахматы, первый год» состоит из программы «Шахматы, первый год», учебника для первоклассников «Шахматы, первый год, или  «Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», пособия для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу».

Учебный курс включает шесть тем: «Шахматная доска», «Шахматные фигуры», «Начальная расстановка фигур», «Ходы и взятие фигур», «Цель шахматной партии», «Игра всеми фигурами из начального положения». На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальное изучение силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур.

Предлагаемый курс разработан с учетом мирового опыта преподавания шахмат в школе и опирается на ряд нестандартных авторских наработок. В их числе:

  • детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
  • выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»:  фигура против фигуры;
  • широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски (3х3, 2х2 и т.п.);
  • инсценирование на уроках оригинальных дидактических сказок;
  • применение на уроках нестандартных дидактических заданий и игр;
  • преимущественное использование в учебном процессе положений с ограниченным количеством шахматных фигур;
  • разработка конкретных блоков игровых позиций для каждой дидактической игры;
  • постепенный подвод детей к краеугольному шахматному термину «мат»;
  • разработка дидактических игр и игровых положений для создания компьютерной обучающей шахматной программы;
  • установление рациональных соотношений в применении на уроках шахматных диафильмов, викторин, дидактических заданий и сказок.

Тематическое планирование учебного материала

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

I.

Шахматная доска.    

4 ч.

15 – 20 минут на каждом занятии

4 ч.

II.

Шахматные фигуры.    

2 ч.

2 ч.

III.

Начальная расстановка фигур.    

1 ч.

1 ч.

IV.

Ходы и взятие фигур.    

17 ч.

17 ч.

V.

Цель шахматной партии.    

6 ч.

6 ч.

VI.

Игра всеми фигурами из начального положения.    

3 ч.

3 ч.

Итого

33 ч.

33 ч.

Формы контроля уровня обученности обучающихся.

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  • текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
  • промежуточный контроль проводится один раз в полугодие;
  • итоговая аттестация, проводится в конце учебного года, в форме тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.    

Требования к уровню подготовки обучающихся 1 класса по данной программе.

К концу первого года обучения дети должны знать:

-шахматную доску;

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

-названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правила хода и взятия каждой фигуры;

- рокировку;

-двойной удар (шах);

- одноходовые задачи.

К концу учебного года дети должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть, не нарушая шахматный кодекс;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять начальную позицию;

-различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

-объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

План

факт

1

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля.    

1

УОНЗ

Чтение  дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Познавательные УУД Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Учится использовать знако- символические средства

представления информации.

Использовать различные способы поиска информации  на заданную на кружке тему.

Собирать и обрабатывать материал , учится его передавать окружающим разными способами.

Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте(шах-матах)

учиться работать в  информационной среде  по поиску  данных изучаемого объекта.

Коммуникативные УУД

Активно использовать речевые средства в процессе общения   с товарищами во время занятий в кружке.

Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

Учиться договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные УУД

Овладевать  способностью принимать и сохранять  цели и задачи занятия.

Находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Формировать умение контролировать свои действия.

Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.

Личностные  УУД

Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.

Ориентироваться на становление гуманистических

ценностей.

 Формировать

Социально-ориентированный взгляд

на мир.

Формировать

уважительное

отношение

 К иному мнению

и культуре

 других народов.

Учиться понимать

свою социальную

роль развивать

самостоятельность и

ответственность.

 Развивать

навыки сотрудничества

со взрослыми

и сверстниками.

Учиться

относиться

бережно к

материальным

и духовным

ценностям.

4.09

2

Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.  

1

УОНЗ

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске.

11.09

3

Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Диагонали  

1

УОНЗ

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

18.09

4

Шахматная доска. Центр шахматной доски.  

1

УОНЗ

Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Расположение черных и белых полей в центре доски. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".

25.09

5-6

Шахматные фигуры.    Белые фигуры. Черные фигуры.

2

УОНЗ

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая"

2.10-9.10

7

Начальное положение. Расположение каждой из фигур в начальном положении. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур

1

УОНЗ

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

16.10

8-9

Ладья.

2

УОНЗ

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух),

23.10-30.10

10-11

Слон.

2

УОНЗ

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Каждый ферзь любит свой цвет». Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

13.11-20.11

12-13

Ладья против слона.

2

УОНЗ

Термин «стоять под боем».Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".

27.11-4.12

14-15

Ферзь.

2

УОНЗ

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".

11.12-18.12

16

Ферзь против ладьи и слона.

1

УОНЗ

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

25.12

17-18

Конь.

2

УОНЗ

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

15.01-22.01

19

Конь против ферзя, ладьи, слона.

1

УОНЗ

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

29.01

20-21

Пешка.

2

УОНЗ

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".

22

\ Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона

1

УОНЗ

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение

23

Король.

1

УОНЗ

   Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

   Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

   Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля).

   Чтение-инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба-Яга»

24

Король против других фигур.

1

УОНЗ

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ладьи, король против слона, король против коня, король против ферзя, король против пешки), «Ограничение подвижности».

25

Шах.

1

УОНЗ

   Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа).

26

Шах.

1

УОНЗ

Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой.

   Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры

27

Мат.

1

УОНЗ

28

Мат.

1

УОНЗ

29

Ничья. Пат.

1

УОНЗ

Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций. Правила рокировки.

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

30

Рокировка.

1

УОНЗ

31

Шахматная партия.

1

УОНЗ

32

Шахматная партия.

1

УОНЗ

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

33

Шахматная партия.

1

УОНЗ

Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого входят:

Для учителя:

Учебно-методический комплект:

Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.

А.А. Тимофеев  "Программа курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений", 2011

Сборник  программ внеурочной деятельности. 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой – М.: «Вентана-Граф», 2012.
Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.

Методические пособия:

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Технические средства обучения:

Компьютер

Шахматы

Для учеников:

Учебник И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение, 2007;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...