Открытый урок по основам православной культуры
план-конспект урока (4 класс) на тему
тема: "Православный храм"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 28.54 КБ |
rabochiy_list_k_uroku.doc | 574 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс
«Основы православной культуры.
Урок №12
Тема:
«Внутреннее строение и убранство храма»
Цель урока:
Познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и закрепить знания о традициях поведения в нём.
Задачи:
Обучающая: узнать о назначении и устройстве православного храма;
Развивающая: развить интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, развивать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;
Воспитывающая: формировать представление ценности православного храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов, рабочие листы с заданиями для учащихся.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Слайды презентации |
I Ориентировочно-мотивационный этап II Операционно-исполнительный этап. | Храм Божий на горе мелькнул Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька — тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм. Издавна на месте будущего поселения: деревни, села, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни. - Что такое храм? Храм (церковь) — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужения и церковных обрядов. Главная церковь города или монастыря называется собором Задание: Записать определение «храм» и «собор» в рабочих листах. Сегодня на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вспомним «Как правильно себя вести в храме». Беседа с учащимися. 1. Внешние особенности храма.
Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
Каким образом храм отличается от всех остальных зданий? - У него есть купол, на котором находится крест. Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. По своей архитектуре храмы бывают разные:
Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? - Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы. Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Как вы думаете, зачем нужны колокола? - выслушиваем предположения детей Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. А сейчас мы выполним с вами задания 2. Изучение устройства храма.
Давайте совершим экскурсию по храму. Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце. Каждый храм посвящен какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны. Так мемориальными или храмами памятниками являются:
Самыми большими храмами нашей страны являются:
Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм. - выслушиваем предположения детей Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.
Православный храм делится на три части:
Мы входим в храм. Самая первая часть храма называется притвор. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. В притворе дается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов, без чего она не имеет права входить в храм. В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков и икон. Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая. Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик (канун), здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. В самом храме мы видим: иконы, свечи.
Алтарь отделяется от храма иконостасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим. В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние Царские врата. Справа от Царских врат всегда икона Христа, слева – Божией Матери. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, на которой изображено событие священной истории в честь которого возведён храм. Через них невидимо выходит Сам Христос — Царь Славы в Святых Дарах.
Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол. Престол - это стол прямо за Царскими дверями в алтаре, самая святая часть. Престол означает гору Голгофу, на которой на кресте Иисус Христос принес собой кровавую жертву. Он же означает престол Божий, с которого Бог, как Царь, управляет миром. "Престол" значит "больший, важнейший из столов" (приставка пре- означает "больше", "важнее"). На престоле за литургией приносится святейшая жертва Тела и Крови Христовой, и с него преподается верующим святое причастие - святая пища. Таким образом, престолом называют особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею - белою, из полотна, и верхнею - из более дорогой материи, большею частью из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. Входить в алтарь также могут только церковно- и священнослужители. В алтаре они облачаются в специальные одежды для службы – церковное облачение. В православном храме нет случайных предметов, всё помогает верующим молиться, настраивает душу на молитву, создаёт особую обстановку. Индивидуальная работа. Давайте снова поработаем в рабочих листах. | Мотивация учащихся к изучению темы урока. Просмотр слайдов презентации. Словарная работа в рабочих листах. Усвоение новых знаний. Просмотр слайдов презентации. Выполнение заданий в рабочих листах. См. в рабочие листы (формы храма) Раздаем листы со схемой храма. . Выполнение заданий в рабочих листах | Слайд №1 Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд № 4 Слайд № 5 Слайд № 6 Слайд № 7 Слайд № 8-9 Слайд № 10 Слайд № 10 Слайд № 11 Колокольня Ивановского монастыря г.Москва Слайд № 12 Слайд № 13 Слайд № 14 Слайд № 15 Слайд № 16 Слайд № 17 Слайд № 18- 22 Слайд № 23 Слайд № 24-25 Слайд № 26 Слайд № 27 Слайд № 28 |
III. Рефлексивно-оценочный этап. | Какие чувства возникают у вас прослушивании стихотворения? Прихожане в Божий храм - выслушиваем детей. Часто ли вы бываете в храме? Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет? Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм: (Учащиеся читают стихотворение по ролям) Памятка мальчику: Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони: Не нужны тебе они... Памятка девочке: Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой. Мальчику и девочке: Никого не осуждай, Помощь нищему подай, Поставь свечку и потом Осени себя крестом. Богомыслие храни, Лень подальше прогони, Душой с Богом примирись, И со всеми ты молись. Богомольцев не толкай, К чину в храме привыкай. Не гляди по сторонам — Неполезно это нам... Хоть старушка, хоть девица Не посматривай на лица, Глазки в землю опусти, О грехах своих грусти. Учитель: И скажу я от души: Выйти с храма не спеши, Стой на службе до конца, Слушай проповедь отца. Приложись потом к кресту, Обещание дай Христу, Что исправиться намерен, Слову своему будь верен. Даром время не губи, Службу Божию полюби. Воскресенья подожди, На молитву приходи. О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь? Как мы заходим в храм? Как мы стоим во время богослужения? | Слайд № 29 Слайд № 28 | |
IY Домашнее задание | Общее: - рассказать родителям о том, что запомнил на уроке Индивидуальное: - подобрать и выучить стихотворение о храме. |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист к уроку по теме «Внутреннее строение и убранство храма»
№1 Дайте определение понятиям:
Храм (церковь)________________________________________________________________
Собор_____________________________________________________________
№ 2 Архитектурные формы православного храма.
____________ ______________ _____________ __________
№ Схема храма
Лист с заданиями
Задание № 1 Какой обряд, совершаемый в храме, изображен на рисунке?
_____________________________________________
Задание № 2 Сделай подписи к картинкам.
Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, свеча, иконостас, кадило, священник.
Задание № 3 Запишите правила поведения в храме.
В храме разрешается: В храме воспрещается:
_______________________ ____________________________
____________________ ________________________
____________________ ________________________
____________________ ________________________
.___________________ ________________________
____________________ ________________________
Спасибо за работу!
Да благословит вас Господь на благие дела!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по основам православной культуры. "Милосердие и сострадание."
Открытый урок по основам православной культуры проведён в 4 классе "А". Основная работа на уроке велась на основе подготовленных группами учащихся проектных работ. Главная цель урока показать силу доб...
Открытый урок по "Основам православной культуры"
Презентация к уроку по ОПК "Пасха"...
Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры
На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....
Урок по основам православной культуры на тему "Православное учение о человеке"
Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, знакомство учащихся с христианским представлением о душе человека.Задачи:1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаим...
Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»
Основы православной культуры...
Открытый урок по Основам православной культуры в 4 классе. Тема : "Пасха"
Разработала и провела учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ
Цель урока: раскрыть понятие монастырь, дать представление о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...