Открытый урок по основам православной культуры
план-конспект урока (4 класс) на тему

Шабунина Татьяна Валерьевна
Открытый урок по основам православной культуры.

тема: "Православный храм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx28.54 КБ
Microsoft Office document icon rabochiy_list_k_uroku.doc574 КБ

Предварительный просмотр:

Курс

 «Основы православной культуры.

Урок №12

Тема

«Внутреннее строение и убранство храма»

 Цель урока:
Познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и закрепить знания о традициях поведения в нём.

Задачи:

Обучающая: узнать о назначении и устройстве православного храма;

Развивающая: развить интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, развивать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;

Воспитывающая: формировать представление ценности православного храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование:

 мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов, рабочие листы с  заданиями для учащихся.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды презентации

I Ориентировочно-мотивационный этап

II  Операционно-исполнительный этап.

Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул…
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Войди с открытой головой!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею своей
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…
Н.А.Некрасов

      Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька — тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм. 

         Издавна на месте будущего поселения: деревни, села, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города.

        В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы.        Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

- Что такое храм?

       Храм (церковь) — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужения и церковных обрядов.

       Главная церковь города или монастыря называется собором

Задание: Записать определение «храм» и  «собор» в рабочих листах.

Сегодня на  уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вспомним «Как правильно себя вести в храме».  

Беседа с учащимися.

1. Внешние особенности храма.

   

 Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

      Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

   

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест.     Храм Божий по своему внешнему виду отличается от

прочих зданий.  По своей архитектуре  храмы бывают разные:

  • В виде  креста. Это означает, что храм посвящен Господу, распятому за нас на кресте.   
  • Храм  может быть  виде продолговатого корабля. Это  означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.
  • Храм  иногда устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.
  • Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

     Здание храма  завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

    Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

     Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

     

      Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

    Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- выслушиваем предположения детей

    Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. 

А сейчас мы выполним с вами задания  

2. Изучение устройства храма.

     

Давайте совершим экскурсию по храму. Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце. Каждый храм посвящен какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны. Так мемориальными или храмами памятниками являются:

  • Храм Христа Спасителя – Москва. Построен  в память о победе русского народа в Отечественной Войне 1812 года.
  • Храм Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе
  • Знаменско-Петропавловский храм в селе Амосовка на месте Курской битвы.
  • Церковь Всех Святых на Мамаевом кургане(Волгоград) и многие другие

 

Самыми большими храмами нашей страны являются:

  • Храм Христа Спасителя – г. Москва
  • Исаакиевский собор – г. Санкт-Петербург
  • Крестовоздвиженский собор Николаевского мужского монастыря – г. Верхотурье Свердловской области

Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм.

- выслушиваем предположения детей

     Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.  

     

Православный храм делится на три части:

  • притвор
  • собственно храм (средняя часть)
  • алтарь.

Мы входим в храм. Самая первая часть храма называется притвор.

     В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. В притворе дается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов, без чего она не имеет права входить в храм. В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков и икон.

Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая.

   Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик (канун),  здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения. В самом храме мы видим: иконы, свечи.

     

    Алтарь отделяется от храма иконостасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим. 

В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние Царские врата. Справа от Царских врат всегда икона Христа, слева – Божией Матери. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, на которой изображено событие священной истории в честь которого возведён храм. Через них невидимо выходит Сам Христос — Царь Славы в Святых Дарах.

   

     Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. 

    Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол. Престол - это стол прямо за Царскими дверями в алтаре, самая святая часть.

Престол означает гору Голгофу, на которой на кресте Иисус Христос принес собой кровавую жертву. Он же означает престол Божий, с которого Бог, как Царь, управляет миром. "Престол" значит "больший, важнейший из столов" (приставка пре- означает "больше", "важнее").

На престоле за литургией приносится святейшая жертва Тела и Крови Христовой, и с него преподается верующим святое причастие - святая пища.

Таким образом, престолом называют особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею - белою, из полотна, и верхнею - из более дорогой материи, большею частью из парчи.

 Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Входить в алтарь также могут только церковно- и священнослужители. В алтаре они облачаются в специальные одежды для службы – церковное облачение.

В православном храме нет случайных предметов, всё помогает верующим молиться, настраивает душу на молитву, создаёт особую обстановку.

Индивидуальная работа.

Давайте снова поработаем в рабочих листах.

Мотивация учащихся к изучению  темы урока.

Просмотр слайдов презентации.

Словарная работа в рабочих листах.

Усвоение новых знаний. Просмотр слайдов презентации. Выполнение заданий в рабочих листах.

См. в рабочие листы (формы храма)

Раздаем листы со схемой храма.

.

Выполнение заданий в рабочих листах

Слайд №1

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

Слайд № 8-9

Слайд № 10

Слайд № 10

Слайд № 11

Колокольня Ивановского монастыря г.Москва

Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Слайд № 18-

22

Слайд № 23

Слайд № 24-25

Слайд №  26

Слайд № 27

Слайд № 28

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Какие чувства возникают у вас прослушивании стихотворения?

Прихожане в Божий храм
Ходят рано по утрам,
Пообщаться с Богом в нице,
Прислониться к плащанице.
Просят жизнь добрее стать,
Вам здоровья пожелать,
Свечи ставят на канон,
Свечи ставят у икон.
На помин чужой души
В Божьем храме помолчи,
Со слезою на глазах
Душа кается в грехах.
Приходите в Божий храм,
Очищайте душу там!

- выслушиваем детей.

Часто ли вы бываете в храме?

     Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

     Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

         Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

         Богомольцев не толкай,

         К чину в храме привыкай.

         Не гляди по сторонам —

         Неполезно это нам...

         Хоть старушка, хоть девица

         Не посматривай на лица,

         Глазки в землю опусти,

         О грехах своих грусти.

  Учитель:        

         И скажу я от души:

         Выйти с храма не спеши,

         Стой на службе до конца,

         Слушай проповедь отца.

        Приложись потом к кресту,

        Обещание дай Христу,

        Что исправиться намерен,

        Слову своему будь верен.

        Даром время не губи,

        Службу Божию полюби.

        Воскресенья подожди,

        На молитву приходи.

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

Слайд № 29

Слайд № 28

IY   Домашнее задание

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

Индивидуальное:

-  подобрать  и выучить стихотворение о храме.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист к уроку по теме «Внутреннее строение и убранство храма»

№1  Дайте определение понятиям:

Храм (церковь)________________________________________________________________

Собор_____________________________________________________________

№ 2  Архитектурные  формы православного храма.

       

     ____________               ______________                 _____________                 __________

 №  Схема храма

Лист с заданиями

Задание № 1  Какой обряд, совершаемый в храме, изображен на рисунке?

_____________________________________________

Задание № 2 Сделай подписи к картинкам.

Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона,  свеча, иконостас, кадило, священник.

Задание  № 3  Запишите правила поведения в храме.

В храме разрешается:            В храме воспрещается:

 _______________________                                             ____________________________    

____________________        ________________________

____________________         ________________________

____________________        ________________________

.___________________        ________________________

____________________        ________________________

Спасибо за работу!

Да благословит вас Господь на благие дела!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по основам православной культуры. "Милосердие и сострадание."

Открытый урок по основам православной культуры проведён в 4 классе "А". Основная работа на уроке велась на основе подготовленных группами учащихся проектных работ. Главная цель урока показать силу доб...

Открытый урок по "Основам православной культуры"

Презентация к уроку по ОПК "Пасха"...

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....

Урок по основам православной культуры на тему "Православное учение о человеке"

Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, знакомство  учащихся с христианским представлением о душе человека.Задачи:1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаим...

Открытый урок по Основам православной культуры в 4 классе. Тема : "Пасха"

Разработала и провела учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...