Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
статья по теме
Данная статья разработа на актуальную тему, ведь творческие способности, эта важный стереотип нашей жизни, уметь думать нетрадиционно, создать что-то новое. В статье представлена актуального данной проблемы, материалы и способы развития творчесикх способностей!
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Ржакова И.Н.
Обучение поколения не сводится лишь к даче знаний, умений и навыков. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах. Условия побуждают систему образования уделять внимание в процессе обучения и воспитания проблемам творчества, формированию творческих способностей школьников.
Для того чтобы рассматривать развитие творческих способностей младших школьников, необходимо вспомнить, что понимают под творчеством. Творчество – это, прежде всего, умение отказаться от стереотипов мышления, только в этом случае можно сказать что-то новое [2]. Творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия, решение задачи [2].
Развитие творческих способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Согласно мысли Л.С. Выготского, обучение в школе выдвигает творчество в центр сознательной деятельности ребенка. Мы считаем, что формирование творчества особо важно в младшем школьном возрасте, так как в данном возрасте дети отличаются огромным стремлением к познанию, творческой активной деятельности. Поэтому особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития творческого начала.
Творчество связано с необходимостью развития творческих способностей. Вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике [2]. Творческая способность – это способность понять необходимость и возможность создания чего-то нового, способность формулировать проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, подтвердить эту гипотезу теоретически и практически или совсем отказаться от нее, искать и найти решение проблемы.
Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
- познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности;
- задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;
- система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:
- ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений;
- реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе;
- вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся.
С целью развития творческих способностей на уроках математики, можно использовать следующие задания:
«Незваные гости»
На день рождения к Василисе Прекрасной пришли 10 гостей: Винни – Пух, Незнайка, Бармалей, заяц, Доктор Айболит, Алиса, Красная Шапочка, Волк, Карабас – Барабас и Баба – Яга. Из всех гостей Василиса Прекрасная приглашала только шестерых.
Задачи на смекалку
Сколько сказочных героев пришло без приглашения? как ты думаешь кто это?
-Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)
- Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги? (5)
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
- В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (отдать одно яблоко вместе с корзиной).
Задачи-шутки
- В моём саду выпадает в 2 раза больше снега, чем у соседа. Почему?
-Без чего невозможно сделать табуретку, даже если есть все-все инструменты и все-все деревяшки, гвозди, клей?
Первоклассники с удовольствием воспринимают объяснение нового в форме сказок, хорошо запоминают их содержательную сторону. В процессе прослушивания возможно выполнение учебного задания. Например, рассказывая сказку об отрезке, можно иллюстрировать ее содержание при помощи простейшего чертежа на доске, а дети работают на листках бумаги или в альбомах.
«Сказка об отрезке»
«Жил-был карандаш. Был он очень любознательный и хотел все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:
- Как эта линия называется?
Вышел однажды карандаш на прямую линию и пошел по этой прямой. Шел, шел по прямой линии, долго шел. Устал, остановился и говорит:
-Долго ли я еще буду идти? Скоро ли конец прямой?
Засмеялась прямая:
- Эх ты, карандаш! Ведь ты не дойдешь до конца. Разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?
-Тогда я поверну назад, - сказал карандаш. - Я, наверно, пошел
не в ту сторону.
- И в другую сторону не будет конца. У линии совсем нет концов».
«Прямая даже спела про себя песенку:
Без конца и края
Линия прямая!
Хоть сто лет по ней иди,
Не найти конца пути».
Опечалился карандаш, узнав, что у линии совсем нет концов.
-Как же быть? Что же мне так и придется идти без конца?
-Ну, если ты не хочешь идти без конца, то отметь на прямой
две точки, - подсказала прямая.
-Ура! - закричал карандаш. Появились два конца, теперь могу
гулять по прямой линии от одной точки до другой. Что же получилось на прямой? Как это называется?
-Это мой отрезок, - улыбнулась Прямая линия.
-Отрезок прямой, отрезок прямой, - с удовольствием повторял карандаш, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого».
Выполняя данные задания, ребенку приходится мыслить нестандартно, творчески. Творческий подход к выполнению заданий с целью развития творческих способностей младших школьников помогает решить ряд задач: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, установить доверительные отношения между ребенком и взрослыми, позволяет ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать свое мнение.
Таким образом, в процессе обучения младших школьников на всех предметах, а в особенностях, на уроках математики, учитель должен развивать творческие способности, так как сегодня очень важна готовность человека действовать, творчески и инициативно при любых обстоятельствах.
Список литературы
- Грицевский И. М. От учебника - к творческому замыслу урока / И. М. Грицевский // книга для учителя. - М.: Просвещение, 2004. - 207с.
- Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук// - Спб., 2009. - 125с.
- Шиянов Е. Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова // Учеб. пособие для студ. пед. Вузов. М.: Академия, 2006. – 288с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-268225-1371648084.jpg)
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-82867-1413457917.jpg)
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики при решении текстовых задач.
В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической к...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики
О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего возраста в учебной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/06/picture-812587-1473174846.jpg)
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/18/picture-1127218-1552893365.jpg)
Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка
Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка...