Программа дополнительного образования "Растениеводство"
рабочая программа на тему

Токмакова Марина Вячеславовна

      В наши дни особенно актуальны проблемы бережного отношения человека к природе, творческого использования ее богатств. Охрана ее – одна из основных обязанностей каждого гражданина нашей страны. Поэтому экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности школы. Это важное средство всестороннего развития ребенка-школьника, формирования системы знаний о природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rastenievodstvo.rar25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение  

дополнительного образования детей

Ачитского городского округа

 «Ачитский центр дополнительного образования детей»

ПРИНЯТО 

методическим объединением 

Протокол № ____ 

от «____» _____________2013 г. 

УТВЕРЖДАЮ 

Директор

______________ (ф.и.о. руководителя)

«____»__________________2013г.

Рабочая программа 

детского объединения «РАСТЕНИЕВОДСТВО» 

на 2013-2014  учебный год

                                                       Составитель:

Ачит

2013 г. 


  1. Оглавление 

1

Пояснительная записка

3 - 6

2

Учебно-тематический план

7 - 10

3

Содержание программы

11 - 15

4

Учебно – методическое обеспечение программы

16

5

Список информационных источников

17

6

Сведения об авторе

18

7

Аннотация

19

8

Приложения

20


  1. Пояснительная записка

      Склонность к исследовательской работе дети проявляют с раннего возраста. У них велик интерес к труду старших и желание самим принять участие. Их важные особенности – неуемная энергия, быстрота, они «всегда готовы» к любой работе. Это позволяет успешно вовлекать ребят в разнообразную посильную для них деятельность

Актуальность программы:

      С раннего детства сельский ребенок наблюдает, как родители работают на приусадебном участке, подсобном хозяйстве, готовят дом к зиме. Он   принимает активное участие в уходе за домашними животными, помогает в выращивании овощей, фруктов.   Вместе с тем в каждой школе есть великолепные возможности приобщения к сельскохозяйственному труду. Это комнатное овощеводство, которое можно успешно использовать для образования и воспитания, – причем круглый год.

      Овощеводство – отрасль сельского хозяйства. Задача его – возделывание овощных культур. Особенности овощеводства – выращивание овощных культур в открытом и защищенном грунте.

      Овощеводство отличается большим разнообразием культур и сортов, агротехническими приемами (рассадный метод, доращивание, выгонка, дозаривание и д.р.).

      Как наука овощеводство изучает биологические особенности овощных растений, их связи с внешней средой и разрабатывает технологию получения высоких урожаев высококачественных овощей при наименьших затратах труда и материальных средств. Она связана с такими науками, как физиология, биохимия растений, почвоведение, агрохимия, защита растений, которые являются основой для изучения биологических особенностей овощных культур.

      Овощеводство  в учебном процессе обладает многими качествами. Наиболее ценными из них являются:

  • доступность выращивания на небольших площадях,
  • проведение опытной работы в течение круглого года,
  • быстрота получения результатов проводимых опытов,
  • возможность демонстрации на уроках природоведения живых растений,
  • социальное значение – общественно-полезный труд, одним из видов которого является выращивание овощей для школьной столовой.

Цель программы:   «Прививать учащимся интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству, углублять их знания по предметам естественного цикла, вооружить их практическими умениями и навыками по изучению и выращиванию овощных культур»

Задачи обучения:

Обучающие:

  • расширение круга знаний о комнатных и овощных растениях на основе глубокого и прочного освоения учебного материала.
  • практическое изучение агротехники выращивания групп комнатных и овощных растений.

Воспитывающие:

  •   воспитание ответственного отношения к растениям
  • воспитание культуры труда, ответственности за порученное дело
  • воспитание экологической культуры

Развивающие:

  • развитие эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы
  • развитие познавательной активности, творческого мышления
  • развитие практических умений и навыков по выращиванию растений и уходу за ними
  • развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности

        Основные разделы программы:

  1. Вводная часть.
  2. Осенние работы на УОУ.
  3. Важнейшие сельскохозяйственные культуры.
  4. Почва и её роль в жизни растений, питание из почвы.
  5. Охрана и привлечение зимующих птиц.
  6. Сорные растения, вредители и болезни овощных культур.
  7. Красная книга Урала и России.
  8. Кладовая здоровья.

Особенности возрастной  группы , которой адресована программа:

      Программа объединения «Растениеводство», рассчитана на 1год обучения, предназначена для детей младшего возраста (1 – 4 класс), 2 часа в неделю (64ч.). В группу входят дети с 7 до 10 лет, 3 девочки 6 мальчиков ( из них 2 мальчика из благополучных семей, 3мальчика из семей стоящих на учёте в КДН и ЗП, 1 девочка опекаемая, 2 девочки из многодетной семьи, 1 мальчик из неполной семьи).

Режим занятий.

    Общее количество часов в год – 64 часа, 2 часа – 1 раз в неделю.

        Формы и методы реализации:

      Для достижения поставленных задач предусматриваются следующие формы и методы совместной деятельности.

Формы обучения: экскурсия, практическая работа,  лекционное занятие, выставка творческих работ, творческое задание.

Методы обучения: объяснительный, информационно – сообщающий, иллюстративный, репродуктивный, исполнительный, частично-поисковый, поисковый.

Воспитанник научится :

  • Узнавать основные сельскохозяйственные культуры;
  • Агротехнике возделывания овощных культур (петрушка, лук, огурец);
  • Узнавать полезных и вредных жителей огорода;
  • Определять основные болезни овощных культур;
  • Узнавать представителей живой природы, занесённых в Красную книгу области;
  • Определять сорные растения;
  • Выполнять правила поведения в природе;
  • Выполнять правила техники безопасности при работе с инвентарём и минеральными удобрениями.

Воспитанник сможет научиться:

  • Распознавать семена овощных культур;
  • Правильно посадить рассаду огурцов и ухаживать за ней в течение всего вегетационного периода;
  • Проводить наблюдения за овощными растениями (петрушка, лук, огурцы);
  • Проводить наблюдения за природными явлениями;
  • Работать со справочной литературой;
  • Работать с гербарным материалом.


  1. Учебно – тематический  план

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводная часть. Защищенный грунт и комнатное овощеводство

2

-

2

Осенние работы на учебно-опытном участке школы (УОУ)

2

8

10

2

Знакомство  с учебно-опытным участком. Сад, огород, цветник.

2

3

Значение осенней обработки почвы. Обработка почвы.

2

4

Пересадка петрушки в ящики для зимней выгонки зелени. Агротехника выращивания петрушки  в комнате.

2

5

Оформление выставки овощей. Подготовка к празднику Урожая.

2

6

Праздник Урожая.

2

Важнейшие сельскохозяйственные культуры

2

8

10

7

Сортовое разнообразие овощных и полевых  культур.

1

1

8

Значение овощных и полевых культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных.

1

1

9

Выбор овощной культуры для дальнейшего исследования (огурец).

2

10

Сбор материала и оформление презентации (буклетов) «Огурец и его родственники».

2

11

Проект «Азбука витаминов овощей».

2

Почва и её роль в жизни растений, питание из почвы

2

4

6

12

Разнообразие почв по механическому составу.

1

1

13

Понятие о плодородии. Изменение почвы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

1

1

14

Агротехника выгонки лука на перо.

2

Охрана и привлечение зимующих птиц

2

4

6

15

Знакомство с птицами нашей местности.

1

1

16

Корма и их значение для зимней подкормки птиц.

1

1

17

Техника изготовления кормушек. Акция «Кормушка»

2

Знакомство с семенами овощных культур

2

4

6

18

Знакомство с семенами овощей. Особенности строения семян. Распознавание семян.

1

1

19

Значение подготовки семян к посеву. Различные способы подготовки семян к посеву.

1

1

20

Методы выбора сортов огурцов для различного вида выращивания. Подготовка и посадка семян огурцов.

2

Сорные растения, вредители и болезни овощных культур

2

6

8

21

Наиболее распространённые сорные растения и их внешний вид. Способы размножения сорняков, и меры борьбы с сорняками.

1

1

22

Наиболее распространённые вредители и болезни овощей. Меры борьбы с вредителями и болезнями овощных культур.

1

1

23

Пересадка рассады огурцов.

2

24

Изготовление панно из листьев к 8 марта.

        

2

Красная книга Урала и России

2

6

8

25

Красная книга Урала и России. Охраняемые территории и растения.

1

1

26

Первые перелётные птицы. Различные виды гнездовий, охрана птиц. Значение птиц в сельском хозяйстве.

1

1

27

Праздник «День птиц».        

2

28

Подкормка огурцов.

2

Кладовая здоровья

2

2

4

29

Что такое лекарственные растения? Лечебные свойства овощных растений.  Изготовление сборника «Лечебные свойства овощных растений».

2

30

Конкурс на тему «Лучший рецепт из огурцов» (совместно с родителями).

2

Защита проекта

2

2

4

31

Подготовка к защите проекта.

2

32

Представление презентаций «Наши работы», «Чему мы научились».

2

Всего

20

44

64


IV.Содержание программы

1. Вводная часть. (2 ч.)

- Организационное занятие;

- Ознакомление учащихся с планом работы;

- Экскурсия по УОУ «Понятие об открытом и защищенном грунте»;

- Знакомство с комнатным овощеводством;

- Техника безопасности при работе на УОУ и на занятиях кружка.

2. Осенние работы на УОУ. (10ч.)

- Знакомство с УОУ. Сад. Огород. Цветник;

- Сроки и техника уборки урожая овощных культур. Учёт урожая;

- Значение осенней обработки почвы;

- Пересадка петрушки в ящики для зимней выгонки зелени;

- Агротехника выращивания петрушки в комнате;

- Оформление выставки овощей;

- Подготовка к Празднику урожая;

- Праздник урожая. 

Практические работы: уборка урожая овощных культур, послеуборочных остатков, перекопка почвы, пересадка петрушки в ящики, заготовка земли, сбор листьев и цветов для гербария.

3. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. (10 ч.)

- Сортовое разнообразие овощных культур;

 - Полевые культуры;

- «Значение овощных и полевых культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных»;

- Выбор овощной культуры для дальнейшего более подробного исследования (огурец);  

- Сбор материала и оформление буклетов «Из прошлого огурца. Огурец и ее родственники»;

- Проект  «Азбука витаминов овощей».

Практические работы: работа с литературой, работа над проектом, изготовление буклетов,  уход за петрушкой,  сбор зелени для школьной столовой.

4. Почва и её роль в жизни растений, питание из почвы. (6 ч.)

- Разнообразие почв по механическому составу: песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые;

- Образование верхнего плодородного слоя почвы (в лесу, на лугу; роль растений, животных, микроорганизмов и климатических условий);

- Понятие о плодородии. Изменение почвы под влиянием хозяйственной деятельности человека;

- Почва - источник минеральной пищи для растений;

- Удобрения. Минеральные и органические;

- Влияние удобрений на повышение урожайности растений;

- Техника безопасности при работе с минеральными удобрениями;

- Агротехника выгонки лука на перо методом гидропоники.

Практические работы: определение состава почв, зарисовка образцов почвенных разрезов, распознавание основных минеральных и органических удобрений по внешнему виду, наблюдение за растворимостью минеральных удобрений в воде, посадка лука на перо, уход за петрушкой и сбор зелени.

5. Охрана и привлечение зимующих птиц. (6ч.)

- Знакомство с птицами нашей местности;

- Корма для зимующих птиц и значение зимней подкормки птиц;

- Техника изготовления кормушек;

- Акция «Кормушка».

Практическая работа: наблюдение за поведением зимующих птиц, изготовление кормушек, заготовка кормов для зимующих птиц, зарисовка птиц и написание рассказов о своих наблюдениях над птицами в тетради, наблюдение и уход за петрушкой ,  луком и сбор зелени.

6. Знакомство с семенами овощных культур. (6 ч)

- Знакомство с семенами овощей;

- Распознавание семян; особенности строения семян;

- Значение подготовки семян к посеву. Различные способы подготовки семян;

- Условия хранения семян;

- Методы выбора сорта или гибрида огурцов для различного вида выращивания;

- Подготовка и посадка семян огурца.

Практические работы: распознавание семян овощных культур, изготовление наглядного пособия «Строение семени», выбор наиболее подходящего сорта огурца для комнатного выращивания, подготовка семян к посеву, посадка семян огурца, наблюдение и запись в тетрадь.

7. Сорные растения, вредители и болезни овощных культур. (8 ч.)

- Наиболее распространённые сорные растения и их  внешний вид;

- Способы размножения сорняков;

- Меры борьбы с сорными растениями;

- Наиболее распространенные вредители и болезни овощных культур;

- Методы борьбы с вредителями и болезнями овощных культур;

- Пересадка рассады огурцов;

- Изготовление панно из высушенных листьев и цветов к празднику 8 марта.

Практические работы: ознакомление с сорными растениями по гербарным образцам, работа с определителями и другой справочной литературой, ознакомление с вредителями и основными болезнями огородных растений, работа с тетрадью, наблюдение и уход за рассадой огурцов, пикировка.

8. Красная книга Урала и России. (8 ч.)

- Красная книга Урала и России;

- Охраняемые территории и растения;

- Первые перелётные птицы;

- Различные виды искусственных гнездовий, правила их развески;

- Значение птиц в сельском хозяйстве;

- День птиц.

- Подкормка огурцов.

Практические работы: составление докладов, оформление стенда «Растения нашей местности, занесённые в Красную книгу », наблюдение за поведением перелётных птиц, изготовление скворечников, зарисовка птиц и написание рассказов о своих наблюдениях над птицами в тетради, наблюдение и уход за огурцами: подкормка и сбор первых плодов.

9. Кладовая здоровья. (4 ч.)

- Что такое лекарственные растения?

- Как искать, собирать и хранить лекарственные растения?

- Лечебные свойства овощных растений и их использование.

- Проведение конкурса на тему «Лучший рецепт из огурцов»

- Праздник «Первого урожая».

- Итоговое занятие объединения. Представление презентации «Наши работы».

Практические работы: составление сборника «Лечебные свойства овощных растений», изготовление буклетов «Лучшие рецепты из огурцов», уход и сбор урожая огурцов.


 V.Учебно-методическое обеспечение программы

1. Презентации к занятиям

2. Таблицы:

- «Строение цветка» - 1шт.

- «Простые соцветия» - 1 шт.

- «Сложные соцветия» - 1шт.

- «Соцветие, цветки и плод» - 1шт.

- «Разнообразие цветков» - 1шт.

- «Сухие плоды» - 1шт.

- «Сочные плоды» - 1шт.

- «Распространение сухих плодов и семян» - 1шт.

- «Семена двудольных растений» - 1шт.

- «Семена однодольных растений» - 1шт.

- «Прорастание семян» - 1 шт.

- «Вегетативное размножение комнатных растений» - 1 шт.

3. Наглядные пособия:

- Гербарий «Простые и сложные листья» - 1 компл.

- Коллекция семян овощей – 1 компл.


VI. Список информационных источников

  1.  Ганичкина О.А. «Моим огородникам» ООО «Издательство «Эксмо», 2003г.
  2. Герасимов  А.М. «Комнатное цветоводство», Москва, 1992г.
  3. Господникова М.К. «Проектная деятельность в начальной школе» В.: «Учитель», 2009г.
  4. Корин С. «Биология. Иллюстрированный справочник» М: изд.дом «Росмэн», 1997г.
  5. Кривобок Е.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» В.: «Учитель», 2009 г.
  6. Лостникова Е.А. «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний. Задания для самостоятельных работ», М.: «Владос», 2001г.
  7. Мухин В.Д. «Справочник садовода-любителя» Издательство «Московская правда», 1986г.
  8. Стрельцов Б.В. «1000 агроприёмов садовода- овощевода» М.: ООО «СЛК», 1995г
  9. Таранов В.В. «Садово-огородный участок» М.: Агропромиздат, 1989г.
  10. Цветкова М.В. «Энциклопедия комнатного цветоводства» Харьков Книжный клуб, 2005г
  11.   Набор из карточек « Сад и огород: шаг за шагом».


                                         VII. Сведения об авторе.


  1. Аннотация

      В наши дни особенно актуальны проблемы бережного отношения человека к природе, творческого использования ее богатств. Охрана ее – одна из основных обязанностей каждого гражданина нашей страны. Поэтому экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности школы. Это важное средство всестороннего развития ребенка-школьника, формирования системы знаний о природе.

      Задачи педагогов – привить детям навыки культурного поведения в природе, научить охранять и беречь ее богатства. В младших классах надо добиваться того, чтобы ученики начали понимать природу и полюбили ее. Очень важно, чтобы они увидели большую роль человека в преобразовании природы и попробовали свои силы в регулировании условий, необходимых для роста и развития растений. Основные знания ученики получают на уроках природоведения, но развить и закрепить интерес к природе, привить им навыки самостоятельной работы, проверить свои силы в опытничестве и расширить представления о мире растений помогают внеклассные занятия, участие в посильном сельскохозяйственном труде. 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....