Программа дополнительного образования "Растениеводство"
рабочая программа на тему
В наши дни особенно актуальны проблемы бережного отношения человека к природе, творческого использования ее богатств. Охрана ее – одна из основных обязанностей каждого гражданина нашей страны. Поэтому экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности школы. Это важное средство всестороннего развития ребенка-школьника, формирования системы знаний о природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rastenievodstvo.rar | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ачитского городского округа «Ачитский центр дополнительного образования детей» | |
ПРИНЯТО методическим объединением Протокол № ____ от «____» _____________2013 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ______________ (ф.и.о. руководителя) «____»__________________2013г. |
Рабочая программа детского объединения «РАСТЕНИЕВОДСТВО» на 2013-2014 учебный год Составитель: Ачит 2013 г. |
- Оглавление
1 | Пояснительная записка | 3 - 6 |
2 | Учебно-тематический план | 7 - 10 |
3 | Содержание программы | 11 - 15 |
4 | Учебно – методическое обеспечение программы | 16 |
5 | Список информационных источников | 17 |
6 | Сведения об авторе | 18 |
7 | Аннотация | 19 |
8 | Приложения | 20 |
- Пояснительная записка
Склонность к исследовательской работе дети проявляют с раннего возраста. У них велик интерес к труду старших и желание самим принять участие. Их важные особенности – неуемная энергия, быстрота, они «всегда готовы» к любой работе. Это позволяет успешно вовлекать ребят в разнообразную посильную для них деятельность
Актуальность программы:
С раннего детства сельский ребенок наблюдает, как родители работают на приусадебном участке, подсобном хозяйстве, готовят дом к зиме. Он принимает активное участие в уходе за домашними животными, помогает в выращивании овощей, фруктов. Вместе с тем в каждой школе есть великолепные возможности приобщения к сельскохозяйственному труду. Это комнатное овощеводство, которое можно успешно использовать для образования и воспитания, – причем круглый год.
Овощеводство – отрасль сельского хозяйства. Задача его – возделывание овощных культур. Особенности овощеводства – выращивание овощных культур в открытом и защищенном грунте.
Овощеводство отличается большим разнообразием культур и сортов, агротехническими приемами (рассадный метод, доращивание, выгонка, дозаривание и д.р.).
Как наука овощеводство изучает биологические особенности овощных растений, их связи с внешней средой и разрабатывает технологию получения высоких урожаев высококачественных овощей при наименьших затратах труда и материальных средств. Она связана с такими науками, как физиология, биохимия растений, почвоведение, агрохимия, защита растений, которые являются основой для изучения биологических особенностей овощных культур.
Овощеводство в учебном процессе обладает многими качествами. Наиболее ценными из них являются:
- доступность выращивания на небольших площадях,
- проведение опытной работы в течение круглого года,
- быстрота получения результатов проводимых опытов,
- возможность демонстрации на уроках природоведения живых растений,
- социальное значение – общественно-полезный труд, одним из видов которого является выращивание овощей для школьной столовой.
Цель программы: «Прививать учащимся интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству, углублять их знания по предметам естественного цикла, вооружить их практическими умениями и навыками по изучению и выращиванию овощных культур»
Задачи обучения:
Обучающие:
- расширение круга знаний о комнатных и овощных растениях на основе глубокого и прочного освоения учебного материала.
- практическое изучение агротехники выращивания групп комнатных и овощных растений.
Воспитывающие:
- воспитание ответственного отношения к растениям
- воспитание культуры труда, ответственности за порученное дело
- воспитание экологической культуры
Развивающие:
- развитие эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы
- развитие познавательной активности, творческого мышления
- развитие практических умений и навыков по выращиванию растений и уходу за ними
- развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности
Основные разделы программы:
- Вводная часть.
- Осенние работы на УОУ.
- Важнейшие сельскохозяйственные культуры.
- Почва и её роль в жизни растений, питание из почвы.
- Охрана и привлечение зимующих птиц.
- Сорные растения, вредители и болезни овощных культур.
- Красная книга Урала и России.
- Кладовая здоровья.
Особенности возрастной группы , которой адресована программа:
Программа объединения «Растениеводство», рассчитана на 1год обучения, предназначена для детей младшего возраста (1 – 4 класс), 2 часа в неделю (64ч.). В группу входят дети с 7 до 10 лет, 3 девочки 6 мальчиков ( из них 2 мальчика из благополучных семей, 3мальчика из семей стоящих на учёте в КДН и ЗП, 1 девочка опекаемая, 2 девочки из многодетной семьи, 1 мальчик из неполной семьи).
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 64 часа, 2 часа – 1 раз в неделю.
Формы и методы реализации:
Для достижения поставленных задач предусматриваются следующие формы и методы совместной деятельности.
Формы обучения: экскурсия, практическая работа, лекционное занятие, выставка творческих работ, творческое задание.
Методы обучения: объяснительный, информационно – сообщающий, иллюстративный, репродуктивный, исполнительный, частично-поисковый, поисковый.
Воспитанник научится :
- Узнавать основные сельскохозяйственные культуры;
- Агротехнике возделывания овощных культур (петрушка, лук, огурец);
- Узнавать полезных и вредных жителей огорода;
- Определять основные болезни овощных культур;
- Узнавать представителей живой природы, занесённых в Красную книгу области;
- Определять сорные растения;
- Выполнять правила поведения в природе;
- Выполнять правила техники безопасности при работе с инвентарём и минеральными удобрениями.
Воспитанник сможет научиться:
- Распознавать семена овощных культур;
- Правильно посадить рассаду огурцов и ухаживать за ней в течение всего вегетационного периода;
- Проводить наблюдения за овощными растениями (петрушка, лук, огурцы);
- Проводить наблюдения за природными явлениями;
- Работать со справочной литературой;
- Работать с гербарным материалом.
- Учебно – тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводная часть. Защищенный грунт и комнатное овощеводство | 2 | - | 2 |
Осенние работы на учебно-опытном участке школы (УОУ) | 2 | 8 | 10 | |
2 | Знакомство с учебно-опытным участком. Сад, огород, цветник. | 2 | ||
3 | Значение осенней обработки почвы. Обработка почвы. | 2 | ||
4 | Пересадка петрушки в ящики для зимней выгонки зелени. Агротехника выращивания петрушки в комнате. | 2 | ||
5 | Оформление выставки овощей. Подготовка к празднику Урожая. | 2 | ||
6 | Праздник Урожая. | 2 | ||
Важнейшие сельскохозяйственные культуры | 2 | 8 | 10 | |
7 | Сортовое разнообразие овощных и полевых культур. | 1 | 1 | |
8 | Значение овощных и полевых культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных. | 1 | 1 | |
9 | Выбор овощной культуры для дальнейшего исследования (огурец). | 2 | ||
10 | Сбор материала и оформление презентации (буклетов) «Огурец и его родственники». | 2 | ||
11 | Проект «Азбука витаминов овощей». | 2 | ||
Почва и её роль в жизни растений, питание из почвы | 2 | 4 | 6 | |
12 | Разнообразие почв по механическому составу. | 1 | 1 | |
13 | Понятие о плодородии. Изменение почвы под влиянием хозяйственной деятельности человека. | 1 | 1 | |
14 | Агротехника выгонки лука на перо. | 2 | ||
Охрана и привлечение зимующих птиц | 2 | 4 | 6 | |
15 | Знакомство с птицами нашей местности. | 1 | 1 | |
16 | Корма и их значение для зимней подкормки птиц. | 1 | 1 | |
17 | Техника изготовления кормушек. Акция «Кормушка» | 2 | ||
Знакомство с семенами овощных культур | 2 | 4 | 6 | |
18 | Знакомство с семенами овощей. Особенности строения семян. Распознавание семян. | 1 | 1 | |
19 | Значение подготовки семян к посеву. Различные способы подготовки семян к посеву. | 1 | 1 | |
20 | Методы выбора сортов огурцов для различного вида выращивания. Подготовка и посадка семян огурцов. | 2 | ||
Сорные растения, вредители и болезни овощных культур | 2 | 6 | 8 | |
21 | Наиболее распространённые сорные растения и их внешний вид. Способы размножения сорняков, и меры борьбы с сорняками. | 1 | 1 | |
22 | Наиболее распространённые вредители и болезни овощей. Меры борьбы с вредителями и болезнями овощных культур. | 1 | 1 | |
23 | Пересадка рассады огурцов. | 2 | ||
24 | Изготовление панно из листьев к 8 марта. |
| 2 | |
Красная книга Урала и России | 2 | 6 | 8 | |
25 | Красная книга Урала и России. Охраняемые территории и растения. | 1 | 1 | |
26 | Первые перелётные птицы. Различные виды гнездовий, охрана птиц. Значение птиц в сельском хозяйстве. | 1 | 1 | |
27 | Праздник «День птиц». | 2 | ||
28 | Подкормка огурцов. | 2 | ||
Кладовая здоровья | 2 | 2 | 4 | |
29 | Что такое лекарственные растения? Лечебные свойства овощных растений. Изготовление сборника «Лечебные свойства овощных растений». | 2 | ||
30 | Конкурс на тему «Лучший рецепт из огурцов» (совместно с родителями). | 2 | ||
Защита проекта | 2 | 2 | 4 | |
31 | Подготовка к защите проекта. | 2 | ||
32 | Представление презентаций «Наши работы», «Чему мы научились». | 2 | ||
Всего | 20 | 44 | 64 |
IV.Содержание программы
1. Вводная часть. (2 ч.)
- Организационное занятие;
- Ознакомление учащихся с планом работы;
- Экскурсия по УОУ «Понятие об открытом и защищенном грунте»;
- Знакомство с комнатным овощеводством;
- Техника безопасности при работе на УОУ и на занятиях кружка.
2. Осенние работы на УОУ. (10ч.)
- Знакомство с УОУ. Сад. Огород. Цветник;
- Сроки и техника уборки урожая овощных культур. Учёт урожая;
- Значение осенней обработки почвы;
- Пересадка петрушки в ящики для зимней выгонки зелени;
- Агротехника выращивания петрушки в комнате;
- Оформление выставки овощей;
- Подготовка к Празднику урожая;
- Праздник урожая.
Практические работы: уборка урожая овощных культур, послеуборочных остатков, перекопка почвы, пересадка петрушки в ящики, заготовка земли, сбор листьев и цветов для гербария.
3. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. (10 ч.)
- Сортовое разнообразие овощных культур;
- Полевые культуры;
- «Значение овощных и полевых культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных»;
- Выбор овощной культуры для дальнейшего более подробного исследования (огурец);
- Сбор материала и оформление буклетов «Из прошлого огурца. Огурец и ее родственники»;
- Проект «Азбука витаминов овощей».
Практические работы: работа с литературой, работа над проектом, изготовление буклетов, уход за петрушкой, сбор зелени для школьной столовой.
4. Почва и её роль в жизни растений, питание из почвы. (6 ч.)
- Разнообразие почв по механическому составу: песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые;
- Образование верхнего плодородного слоя почвы (в лесу, на лугу; роль растений, животных, микроорганизмов и климатических условий);
- Понятие о плодородии. Изменение почвы под влиянием хозяйственной деятельности человека;
- Почва - источник минеральной пищи для растений;
- Удобрения. Минеральные и органические;
- Влияние удобрений на повышение урожайности растений;
- Техника безопасности при работе с минеральными удобрениями;
- Агротехника выгонки лука на перо методом гидропоники.
Практические работы: определение состава почв, зарисовка образцов почвенных разрезов, распознавание основных минеральных и органических удобрений по внешнему виду, наблюдение за растворимостью минеральных удобрений в воде, посадка лука на перо, уход за петрушкой и сбор зелени.
5. Охрана и привлечение зимующих птиц. (6ч.)
- Знакомство с птицами нашей местности;
- Корма для зимующих птиц и значение зимней подкормки птиц;
- Техника изготовления кормушек;
- Акция «Кормушка».
Практическая работа: наблюдение за поведением зимующих птиц, изготовление кормушек, заготовка кормов для зимующих птиц, зарисовка птиц и написание рассказов о своих наблюдениях над птицами в тетради, наблюдение и уход за петрушкой , луком и сбор зелени.
6. Знакомство с семенами овощных культур. (6 ч)
- Знакомство с семенами овощей;
- Распознавание семян; особенности строения семян;
- Значение подготовки семян к посеву. Различные способы подготовки семян;
- Условия хранения семян;
- Методы выбора сорта или гибрида огурцов для различного вида выращивания;
- Подготовка и посадка семян огурца.
Практические работы: распознавание семян овощных культур, изготовление наглядного пособия «Строение семени», выбор наиболее подходящего сорта огурца для комнатного выращивания, подготовка семян к посеву, посадка семян огурца, наблюдение и запись в тетрадь.
7. Сорные растения, вредители и болезни овощных культур. (8 ч.)
- Наиболее распространённые сорные растения и их внешний вид;
- Способы размножения сорняков;
- Меры борьбы с сорными растениями;
- Наиболее распространенные вредители и болезни овощных культур;
- Методы борьбы с вредителями и болезнями овощных культур;
- Пересадка рассады огурцов;
- Изготовление панно из высушенных листьев и цветов к празднику 8 марта.
Практические работы: ознакомление с сорными растениями по гербарным образцам, работа с определителями и другой справочной литературой, ознакомление с вредителями и основными болезнями огородных растений, работа с тетрадью, наблюдение и уход за рассадой огурцов, пикировка.
8. Красная книга Урала и России. (8 ч.)
- Красная книга Урала и России;
- Охраняемые территории и растения;
- Первые перелётные птицы;
- Различные виды искусственных гнездовий, правила их развески;
- Значение птиц в сельском хозяйстве;
- День птиц.
- Подкормка огурцов.
Практические работы: составление докладов, оформление стенда «Растения нашей местности, занесённые в Красную книгу », наблюдение за поведением перелётных птиц, изготовление скворечников, зарисовка птиц и написание рассказов о своих наблюдениях над птицами в тетради, наблюдение и уход за огурцами: подкормка и сбор первых плодов.
9. Кладовая здоровья. (4 ч.)
- Что такое лекарственные растения?
- Как искать, собирать и хранить лекарственные растения?
- Лечебные свойства овощных растений и их использование.
- Проведение конкурса на тему «Лучший рецепт из огурцов»
- Праздник «Первого урожая».
- Итоговое занятие объединения. Представление презентации «Наши работы».
Практические работы: составление сборника «Лечебные свойства овощных растений», изготовление буклетов «Лучшие рецепты из огурцов», уход и сбор урожая огурцов.
V.Учебно-методическое обеспечение программы
1. Презентации к занятиям
2. Таблицы:
- «Строение цветка» - 1шт.
- «Простые соцветия» - 1 шт.
- «Сложные соцветия» - 1шт.
- «Соцветие, цветки и плод» - 1шт.
- «Разнообразие цветков» - 1шт.
- «Сухие плоды» - 1шт.
- «Сочные плоды» - 1шт.
- «Распространение сухих плодов и семян» - 1шт.
- «Семена двудольных растений» - 1шт.
- «Семена однодольных растений» - 1шт.
- «Прорастание семян» - 1 шт.
- «Вегетативное размножение комнатных растений» - 1 шт.
3. Наглядные пособия:
- Гербарий «Простые и сложные листья» - 1 компл.
- Коллекция семян овощей – 1 компл.
VI. Список информационных источников
- Ганичкина О.А. «Моим огородникам» ООО «Издательство «Эксмо», 2003г.
- Герасимов А.М. «Комнатное цветоводство», Москва, 1992г.
- Господникова М.К. «Проектная деятельность в начальной школе» В.: «Учитель», 2009г.
- Корин С. «Биология. Иллюстрированный справочник» М: изд.дом «Росмэн», 1997г.
- Кривобок Е.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» В.: «Учитель», 2009 г.
- Лостникова Е.А. «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний. Задания для самостоятельных работ», М.: «Владос», 2001г.
- Мухин В.Д. «Справочник садовода-любителя» Издательство «Московская правда», 1986г.
- Стрельцов Б.В. «1000 агроприёмов садовода- овощевода» М.: ООО «СЛК», 1995г
- Таранов В.В. «Садово-огородный участок» М.: Агропромиздат, 1989г.
- Цветкова М.В. «Энциклопедия комнатного цветоводства» Харьков Книжный клуб, 2005г
- Набор из карточек « Сад и огород: шаг за шагом».
VII. Сведения об авторе.
- Аннотация
В наши дни особенно актуальны проблемы бережного отношения человека к природе, творческого использования ее богатств. Охрана ее – одна из основных обязанностей каждого гражданина нашей страны. Поэтому экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности школы. Это важное средство всестороннего развития ребенка-школьника, формирования системы знаний о природе.
Задачи педагогов – привить детям навыки культурного поведения в природе, научить охранять и беречь ее богатства. В младших классах надо добиваться того, чтобы ученики начали понимать природу и полюбили ее. Очень важно, чтобы они увидели большую роль человека в преобразовании природы и попробовали свои силы в регулировании условий, необходимых для роста и развития растений. Основные знания ученики получают на уроках природоведения, но развить и закрепить интерес к природе, привить им навыки самостоятельной работы, проверить свои силы в опытничестве и расширить представления о мире растений помогают внеклассные занятия, участие в посильном сельскохозяйственном труде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....