Род и семья - исток нравственных отношений.
план-конспект урока (4 класс) на тему

В новом стандарте образования "Концепция духовно-нравственного воспитания" определяет одной из задач воспитание бережного отношения к семейным ценностям. Занятие ОРКСЭ помогает учащимся осознать ценность рода и семьи в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_rod_i_semya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Учебное занятие ОРКСЭ       (модуль основы светской этики)

      Класс – 4

Тема занятия

Род и семья – исток нравственных отношений

Тип занятия

Усвоение новых знаний

Вид занятия

Учебное занятие

Организационная форма

урок

Используемые технологии

Проблемно-диалогическое обучение

Базовые способности школьников, на

которые ориентировано занятие

Группы формируемых компетенций

Рефлексивная, коммуникативная, социальная, проектная

Формы работы, приёмы, методы

ФОПД: фронтальная, групповая формы, взаимообъяснение

Методы и приёмы: беседа, проблемный диалог,  рефлексия.

Цель занятия

Осознание ценности рода и семьи в жизни человека

Задачи занятия

Предметные:

  - познакомить учащихся с понятиями «род», «семья», «родословная»;

  - выяснить, как возникли некоторые фамилии;

  - рассмотреть семейные роли и обязанности.

Метапредметные:

  - овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности:

  - формировать навыки смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с темой урока:

  - развивать готовность учащихся слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

  - помочь определить учащимся их место и роль в семье;

  -выстраивать с близкими людьми особые родственные нравственные отношения.

 Психологический настрой

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На это милой всем земле!

Формулирование темы урока.

-Ребята, вы прослушали стихотворение.   Подберите к нему заголовок.

 Попробуйте сформулировать тему урока.  Предположения детей.

(слайд 2)    

Постановка проблемного вопроса.

    Любой человек не мыслит себя отдельно от семьи.  А зачем человеку семья? (слайд 3)  

      - Что вы узнаете на уроке? Работа с учебником. стр. 38        

* Что такое род, семья.

* Как возникли некоторые фамилии.

* Что такое родословная.  

Это план работы, в ходе которой мы попробуем найти ответ на главный вопрос.

«Открытие» нового знания.

  1. Работа с понятиями  род и семья.

           -Узнаем из учебника, что такое род и семья. Прочитайте 1 абзац.

    2. Подберите однокоренные слова к слову род.   (слайд 4)

                        родство   Родина   родители  родословная народ

      Вывод: Всё живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки - ручеёк. А истоки человека - это семья, где он родился, его род. Род -  это люди, которые считают себя потомками общего предка (слайд 5)

Первичное закрепление и осмысление

      Работа в группах с текстом.     Задания    на слайде 6

          1группа.   Объясните, что объединяло род и какие в нём действовали правила морали.  

          2 группа.  Расскажите, как появились семьи.  

          3 группа.     Объясните, на чём основана семья?

          4 группа.   Используя текст, объясните, как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь.

           5 группа.   Изучив текст, сделайте вывод о том, какую главную ценность унаследовала семья от древнего рода.

     В далеком прошлом, еще до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство, а еще и помощь друг другу в борьбе за жизнь  в дикой природе. В человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине - охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. О детях заботились сообща, всем родом и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.

     Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием - они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание.

     Но главное в семье - рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств - чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг другу только хорошее.

Выступления представителей групп.

Вывод: Род и семья – первые объединения людей. От древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества - готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.

Отвечаем на 2 вопрос – как возникли некоторые фамилии.

  .     У.:  Знает ли  кто-нибудь из вас об истории вашей фамилии?

              Попробуем найти ответ.  Чтение 2 абзаца учебника.

               - Значит, что такое фамилия?

               - Что ещё могло являться символом рода?

 (родовая земля, родовые духи-покровители, родовые имена, флаги, гербы).

     Рассмотрите родовой герб графов Толстых,  Пушкиных (на слайде 7, 8) и Багратионов в учебнике.

    -Почему родовые гербы разные?     (отражалось то, чем особенно гордится род).

Отвечаем на 3 вопрос – что такое родословная.

1.Работа с текстом учебника стр. 38.

  У.: Прочитайте самостоятельно абзац, найдите ответ на вопрос.

  У.: Люди знали своих предков, гордились родословной.

     Рассмотрите на слайде 9, 10  «Родословная  Пушкина».  Можно увидеть его предков и потомков. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А. С. Пушкин, была пуговица с мундира его далекого предка - Абрама Ганнибала. Гордился своей родословной и великий русский писатель Л. Н. Толстой.

     Вывод: Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье.

-Подумайте, почему важно знать своих предков?

-Сейчас многие семьи стали интересоваться своей родословной, составлять генеалогическое древо. Выступление Медведева Д. «Моя родословная»

                                       

У.: Если вы заинтересовались, можете тоже вместе с родителями изучить свою родословную, придумать и изобразить герб  своей семьи, попытаться дома исследовать образование  своей фамилии.

        У.: продолжаем работать над вопросом: для чего человеку семья?

1.Чтение текста учебника с. 39   4-5 абзац    

Можете ли теперь ответить на вопрос : для чего человеку семья?

  -Что помогает семья понять человеку: (слайд 12)

  • Своё место в семье  
  • Своя роль (какая?)
  • Выполнение определённых обязанностей

-Какие обязанности вы выполняете?

  • В семье человек может рассчитывать на понимание и прощение.

2.Работа в парах по карточкам «Родовое дерево».

У каждого своя роль в семье, а знаете ли вы, как правильно называются родственные отношения?  

Попробуйте правильно соединить друг с другом соответствующие понятия в столбиках.

 

Прабабушка                                                         Папин брат

Прадедушка                                                        Сын твоей тети

Бабушка                                                               Мама твоего дедушки

Дедушка                                                               Дочь твоего дяди                                                              

Дядя                                                                      Дедушка твоего отца

Тетя                                                                 Мама твоей мамы или твоего папы

Двоюродная   сестра                                     Папа твоего папы или твоей  мамы        Двоюродный брат                                         Мамина сестра

                                                                   

Проверка (слайд13)

  Работа в группах:  Сделать вывод из всего сказанного, вставив пропущенные слова.

У. Семья  - это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества (слайд14) 

  Проверка: группы читают свои варианты ответов.

 2.  Работа с легендой.

       У.: Семьи все разные. А чем они отличаются?   Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, традициями.

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.

-Можем мы дать ответ на вопрос -  отчего зависит мир и согласие в семье?

Предположения детей.

«Если хочешь знать истину, слушай, что говори  легенда.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до  правителя тех мест. И он разыскал эту семью и спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Глава семьи был уже не молод. Голову его украсила седина. Он взял  бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел: на листке было написано всего одно слово … «Понимание». Правитель удивился и спросил: « Всего одно слово?»

- Как вы думаете, поможет это одно слово сохранить в вашей семье мир, покой и согласие?

3.Работа с семейными заповедями.

-Что такое заповедь?

С древних времен  существовали заповеди семьи: (слайд 15)

*свято храни честь своей семьи;

*люби свою семью и делай ее лучше;

*будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

*подари родителям радость;

 *жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

-Как вы считаете, современным людям следует соблюдать эти заповеди?

Ответ на проблемный вопрос.

Попробуйте ответить на вопрос, зачем человеку семья? (в семье человека любят, он может рассчитывать на поддержку, понимание и прощение, семья нужна для счастья)

 Л. Н. Толстой сказал: …

  А когда мы чувствуем себя счастливыми дома?

   

Первичный контроль:  задания из электронного приложения.

 Рефлексия.  Каждый год проходят школьный и районный фестиваль «Моя семья». Ребята гордятся своей семьёй. Презентация портфолио участия в фестивале учащимися: Микерин Илья, Косолапов Даниил, Кожевникова Софья.

Заключительное слово учителя.

 Семья – это счастье, любовь и удача. Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты, подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота. Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите, обиды и ссоры подальше гоните. Хочу, чтоб про вас говорили друзья: какая хорошая эта семья!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно»

В этом учебном году многие учителя посещают курсы по ОРКСЭ. В начале занятий было скучновато и хотелось поскорее уйти. Сейчас  курсы скоро завершают свою работу, многое я для себя открыла нового,...

«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково". Презентация

Эта презентация поможет провести урок по данной теме.Здесь представлены пословицы, высказывания великих людей о матерях. сделает урок более интересным....

«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

Конспект урока по курсу "Основы светской этики"....

Внеклассное мероприятие по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"

Данное занятие проведено в малочисленном классе после открытого урока с родителями по   предмету "основы светской этики", тема "Род и семья - исток нравственных отношений". Считаю, что в большом ...

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений  учащихся  к семье, родителям, своему роду ч...