ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
статья по теме
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadvornova_statya_v_sbornik_innovatsii_v_obrazovanii.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Задворнова Н.И.
учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа №40» г. Усть-Каменогорска
E-mail: mishita72@mail.ru
В послании Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана указывается на необходимость подготовки граждан к ведению здорового образа жизни. Однако, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Поэтому подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе встраивания здоровьесберегающих образовательных технологий в функционирование образовательной системы должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, особенно в связи с переходом системы образования Республики Казахстан на 12-летнее обучение.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни:
- оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, самомассаж; психогимнастика и тренинги; подвижные игры; витаминотерапия и фитотерапия;
- привитие детям элементарных навыков (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); навыки оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах);
- использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и развития; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; проветривание и влажная уборка помещений;
- массовые оздоровительные мероприятия; экскурсии на природу; работа с семьями учащихся.
Формы и специфические приемы здоровьесберегающих технологий
Формы:
- уроки в форме путешествия, лекции, викторины, защиты проекта, конференции, аукциона, фантазии, дискуссии, брейн-шторминга («мозговой атаки»), экскурсии, деловой или ролевой игры и др.;
- заседание клуба эрудитов, утренники, праздники, конкурсы, КВН;
- беседы с медицинскими работниками и другими специалистами;
Специфические приемы:
- защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
- компенсаторно-нейтрализующие (физминутки, различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, корригирующая; массаж, тренинги, психогимнастика);
- стимулирующие (элементы закаливания, приемы фитотерапии);
- информационно-обучающие (письма детям, родителям, педагогам, ведение специального дневника здоровья).
Требования к уроку в
условиях здоровьесберегающей педагогики.
Качественный урок в условиях здоровьесберегающей педагогики должен отвечать следующим требованиям:
- реализация в оптимальном отношении общедидактических и специфических принципов и методов обучения;
- обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей;
- осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями;
- активизация развития всех сфер личности учащихся (знаний, умений и навыков, способов умственных действий, самоуправляющего механизма личности, эстетических и нравственных, действенно-практических и творческих качеств, психофизиологического развития);
- обеспечение логичности и эмоциональности всех этапов учебно-воспитательной деятельности;
- эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр и т.д.);
- формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности, в т.ч. умения учиться, заботясь о своем здоровье;
- обеспечение диагностики, прогнозирования, проектирования, планирования и контроля каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
Приложение 1
План-конспект урока по формированию навыков здорового образа жизни для учащихся 4 класса
(с использованием стратегий технологии формирования критического мышления через чтение и письмо).
Тема урока: «Сон в нашей жизни»
Цель: познакомить детей со значением сна для здоровья человека.
Задачи урока:
1. Рассказать о работе внутренних органов человека и процессах, происходящих в человеческом организме во время сна.
2. Разграничить понятия «сны», «сновидения».
3. Раскрыть значение гигиенических процедур, выполняемых перед сном, для полноценного отдыха организма.
4. Формировать мотивацию к ведению здорового образа жизни.
5. Развивать речь учащихся, умение работать в группе, рассуждать, аргументировать свой ответ, расширять кругозор детей, воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять
И в тетради записать
II. Побуждение
- Объект нашей работы сегодня на уроке – сон и его значение в нашей жизни. Ребята, когда вы слышите слово «сон», какие ассоциации у вас возникают? (коллективная работа уч-ся, составление ассоциативной карты к слову «сон» методом «мозговой атаки»). Каждый из вас назовет свою ассоциацию по цепочке, не повторяясь, и не перебивая друг друга, а я буду записывать все, что вы будете говорить на доске. Время работы – 7 минут.
Ассоциативная карта:
Подушка, мягко, удобно, тепло, цветные сны, отдых, молоко с медом, мама, сказки, одеяло, ночь, луна, звезды, бессонница, ночная рубашка, пижама, колыбельная песня….
Здорово! Как много ассоциаций вы назвали! Итак, по вашему мнению, сон – это отдых, расслабление, веселые и цветные сны, спокойное дыхание, удобная поза, мамина колыбельная песня. Во время сна человек отдыхает от трудового дня, отключается от своих дел и проблем. Послушайте, что сказал о сне известный русский поэт Федор Тютчев:
Не рассуждай, не хлопочи!
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему- то будет.
Живи, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит - и, слава Богу!
Но, ребята, сон – это не только отдых. Наверное, многие из вас думают, что вовремя сна вы не дышите и все ваши внутренние органы тоже отдыхают? Нет, во время сна наш организм работает, сердце бьется, головной мозг контролирует всю работу, посылая нервные импульсы к разным органам. Только работа эта идет немного медленнее. Наши далекие предки считали, что во время сна душа человека отлетает от тела. Это происходило потому, что они не знали природу сна.
III Реализация.
Сегодня мы с вами многое узнаем о сне и сновидениях.
Направленное чтение, работа с текстом в группах. Заранее готовится текст, разделенный на части в разрезанном виде. Содержание текста направлено на решение задач урока. Материал текста составлен с использованием дополнительной литературы [1,4,5,6]:
Текст
Что такое сон? И что такое сновидения? Ученые отвечают на этот вопрос так… Сон – особый вид деятельности человека. Человек более 20 лет из 60 проводит во сне. Без сна жизнь невозможна. Лишенные сна собаки в опытах ученых погибали через 10-12 суток. Сон восстанавливает умственные силы, создавая чувство бодрости, желания работать. (1 часть)
Сновидения – это более или менее яркие события, картины, живые образы, периодически возникающие у спящего человека в результате деятельности нервных клеток, остающихся во время сна активными. Содержание сновидений всегда относится к прошлому или настоящему. Есть предположения, что сновидения бывают и у высших животных, например у обезьян. Все люди видят сновидения, просто мы не все их помним, забывая то, что видели во сне, к утру. Продолжительность сновидений от 8 до 30 минут. (2 часть)
Различают фазы сна: быстрый сон и медленный. Медленный сон характеризуется отсутствием сновидений, замедлением всех функций организма. В фазе быстрого сна увеличивается частота пульса и дыхания, человек видит сновидения. Сколько же надо спать? В среднем взрослый человек должен спать 8 часов. Детям рекомендуется спать 9 – 10 часов. Свежий воздух, прогулки, спокойные игры, водные процедуры и чистая постель ускоряют наступление сна, увеличивают его продолжительность. Мешают спать плотный ужин перед сном, крепкий чай или кофе, шумные игры и поздний просмотр телепередач. (3 часть)
Древние греки рассказывали легенду о боге сновидений Морфее. Вокруг его жилища росли маки, в цветках которых покоились приятные, легкие сны. Когда наступала ночь, Морфей срывал один из цветков и облетал землю, усыпляя им утомившихся за день людей. Позже ученые подтвердили: мак действительно обладает способностью усыплять. Лекарство, созданное учеными из недозрелых коробочек мака, назвали в честь бога сновидений – морфием. Морфий помогает людям, страдающим бессонницей, успокаивает сильную боль, улучшает работу сердца. (4 часть)
Уч-ся получают первую часть текста. Прочитывают в группах каждый индивидуально, выражают свое мнение о прочитанном:
- это интересно, хочу больше узнать о значении сна (на доске квадрат зеленого цвета);
- я все это уже знаю из дополнительной литературы (квадрат красного цвета);
- мне все равно (квадрат синего цвета).
Учащиеся делят круги обратной связи, полученные от учителя на 4 части (сектора), расставляют в секторах цифры 1, 2, 3, 4. Первый сектор раскрашивают в тот цвет, который соответствует их мнению о прочитанном отрывке.
Человек во время сна видит сновидения. Они могут быть цветными и черно-белыми, запоминающимися и не очень. Почему человек видит сновидения? Обсудите этот вопрос в парах, в группе. Общее мнение группы занесите во второй сектор круга. А теперь прочитаем вторую часть текста.
Мнение чьей группы совпало с мнением ученых? Спасибо, молодцы. Три хлопка группе.
Далее работа идет по 3 части текста. Учащиеся читают текст в группе. Обсудите в паре, а затем в группе условия, ускоряющие наступление сна и мешающие сну. Занесите свое мнение в третий сектор круга. Чья группа готова, поднимите руки. Спасибо, молодцы. Три хлопка группе.
О снах и сновидениях ходит много легенд. Прочитайте 4 часть текста. Что нового о снах и сновидениях вы узнали из этой части? Обсудите в парах, группе. Общее мнение своей группы занесите в 4 сектор круга. Какая группа готова? Спасибо. Три хлопка группе.
IV Рефлексия.
Ребята, вы многое узнали о значении сна в жизни человека.
Давайте дополним нашу ассоциативную карту. Какие еще ассоциации можно добавить в нее? (коллективная работа).
V Домашнее задание
Нарисовать гигиенические процедуры, ускоряющие наступление сна с опорой на памятку «Гигиена сна».
«Гигиена сна»
1. Вставать и ложиться в одно и то же время.
2. Ужин должен быть легким, не позднее 2-1,5 часа до сна; не рекомендуются мясные, рыбные, гороховые блюда, шоколад, кофе, чай.
3. Перед сном следует исключить шумные игры, усиленную умственную работу.
4. Перед сном нужно 20-30 минут погулять.
5. Не рекомендуется спать при включенном радио, телевизоре.
6. Необходимо проветривать комнату перед сном.
7. Постель должна быть не слишком мягкой и жесткой.
8. Постельное белье хлопчатобумажное или фланелевое.
9. Подушка не должна быть слишком жесткой или больших размеров.
10. Одеяло легкое – шерстяное или пуховое.
Литература
1. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. С.-Петербург, 1996г.
2. Антропова М.В. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена, М., 1990 г.
3. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М, 1992г
4. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., 1989 г.
5. Искусство быть здоровым, сборник, М., 1985 г.
6. Колбанов В.В. Валеология в школе, СПБ., 1992 г.
7. Программа по валеологии для учащихся школ «Как быть здоровым». Мин. Здравоохранения РК.
8. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. М, 1993г.
9. Семенова И. Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой. М, 1992г.
10. Ю.Соковня-Семенова И. Основы ЗОЖ и первая медицинская помощь. М, 2000г.
11. Учебные пособия по валеологии для учащихся начальных классов школ, гимназий, лицеев. Алматы, 1999г.
12. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое мероприятие к районному семинару: Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе". "Марафон здоровья"
Конспект открытого мероприятия: Защита проектов: "Если хочешь быть здоров"....
Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"
На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе как средство сохранения здоровья младших школьников.
Использование здоровьесберегающих технологийв учебно-воспитательном процессе как средство сохранения здоровья младших школьников....
«Организация использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»
В последнее время здоровьесберегающим технологиям отводится большое и значимое место во всех учебных заведениях нашего города. Это связано не только с ухудшением экологии, частой заболеваемостью детей...
Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В. по теме: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с на
Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности.
Статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогоческой деятельности"...