«Ежели вы вежливы» - игра - путешествие
классный час (3 класс) по теме

Пузина Татьяна Александровна

 

 

1.Закрепить правилами поведения в различных  речевых ситуациях.

2.Развивать умения выбирать оптимальный вариант речевого выражения для данной ситуации.

3.Воспитывать уважительное отношение к собеседнику.

4.Воспитание культурной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ezheli_vy_vezhlivy.docx43.81 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Закрепление с учащимися навыков культуры поведения в различных социальных ситуациях.

Задачи: 

1.Закрепить правилами поведения в различных  речевых ситуациях.

2.Развивать умения выбирать оптимальный вариант речевого выражения для данной ситуации.

3.Воспитывать уважительное отношение к собеседнику.

4.Воспитание культурной личности.

Оформление:

1.Заголовок «Ежели вы вежливы».

2.Название станций: «Приветствие», «Давайте говорить друг другу комплименты...», «У меня зазвонил телефон», «Приходите в гости!», «Всё об этикете».

3.Рисунки, иллюстрирующие приветствие.

4.Распечатки заданий.

Оборудование:

1.Ноутбук.

2.Проекционная доска.

3.Два телефона.

Подготовка:

1.Сценка «Разговор по телефону».

2.Подготовить выступление чтецов.

3.Нарисовать рисунки, иллюстрирующие правила поведения детей, разговора по телефону, приветствия.

4.Подготовить похвальное слово школе.

Ведущий:

Добрый вечер дети, уважаемые гости. Мы с детьми уже много говорили о вежливости, о том, что человек должен стремиться быть всегда обходительным, добрым, внимательным и воспитанным. И сегодня мы закрепим наши знания, совершив путешествие в страну этикета «Ежели вы вежливы». А путешествовать  мы с вами будем  на самолёте.  А вы наши маленькие гости внимательно смотрите, слушайте и запоминайте, как нужно вести  воспитанному человеку. И так дети приготовьтесь, пожалуйста, к путешествию, мы отправляемся. Вот, видите, перед вами карта, на которой показаны все станции нашего путешествия.  Наш самолёт находится на исходной точке. И так взлетаем.

 А вот и первая остановка.  

Станция: «Приветствие». 

Ведущий:

В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Интересно проследить, как развивалась человеческая мысль, как люди учились вести себя. Начнём с приветствий.

Вопрос: Как принято, было приветствовать друг друга в разных странах и в разные века?

* Команды отвечают.

ПК. 1) У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.

2) В 17-18 веках важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивались при встрече, используя при этом самые разнообразные движения.

3) Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают они за ухо, ещё высовывают язык.

4) У японцев для приветствия применяются три вида поклонов - самый низкий, средний поклон - с углом 30 градусов и лёгкий - с углом в 15 градусов.

5) Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест понятен сейчас всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

6) А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг друга кулаком по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.

Ведущий:

Сейчас конкурс разминка-пантомима. Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию?

* Выходят представители команд, вытягивают по две ситуации.

Ситуация 1.

«На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему?

 (ПК для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой)

Ситуация 2.

«На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником?

Ситуация 3.

За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?

Ситуация 4.

«В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке, испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует?

 Ведущий: Молодцы, все задания выполнили, и мы летим на следующую станцию. (Переставляет самолёт)

Мы прилетели на станцию «Вежливости», где все внимательны и добры.

1 ребёнок:

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожеланье «В добрый час»,

Доброта – она от века

Украшенье человека.

2 ребёнок:

Ежели вы вежливы

И  к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

Вы, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

3 ребёнок:

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы - то есть сами!

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

На тех, кто послабее,

Вы нападать не будете

Пред сильными робея.

Ведущий:

Молодцы, стихи вы помните о доброте и вежливости. А теперь послушайте меня. Начнем издалека. Ну, скажем, с Тихого oкeaнa. Представьте себе: на какой-нибудь необитаемый остров попал человек. Один-одинешенек! Кругом ни души! Что хочу, то и делаю!

А представьте себе всю жизнь быть одному! Брр! Словом, мы живем в обществе. И как раз потому, что нас так много и мы живем все рядом, мы видим не только самих себя, но и тех, кто нас окружает, все должны жить в мире и согласии и протягивать друг другу руку помощи - вот как раз, поэтому мы не можем делать все, что нам вздумается. Поэтому существуют определенные правила.

Задание: каждой команде составить правила вежливости и ответить на вопрос  что такое вежливость?  

  1. Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
  2. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
  3. Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.
  4. В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.
  5. Не отвечай на грубость грубостью.
  6. Приучи себя постоянно помнить об окружающих.

Ведущий: У вас на столе лежит бланк с таблицей, которая называется формула  вежливости, впишите, пожалуйста, вам известные.

Ребята составляют  формулу вежливости.

 

                                      Формула вежливости:

Приветствия

Здравствуйте

Добрый день (утро, вечер)

Привет

Прощания

До свидания

Всего доброго

Всего хорошего

Прощайте

До свидания

Пока

Спокойной ночи

Просьба

Пожалуйста

Будьте так добры

Будьте так любезны

Благодарности

Спасибо

Благодарю Вас

Дети выполнят задание и сдают жюри.

Ведущий: А мы с вами закончили посещение «Вежливой станции» и отправляемся на станцию «Приходите в гости».

     Умеешь ли ты принимать гостей? А быть хорошим гостем? Ведь только кажется, что это дело нехитрое.

   Попробуйте поставить себя на место героев двух маленьких историй и подумайте, как бы вы себя повели.

Чтец №1.

Здорово, когда приходят гости. Но один раз гость меня не обрадовал. С самого порога в грязных ботинках он протопал в комнату, стал всё осматривать и хватать в руки.

-          Это ваза? Ну-ну!

-          Это лампа? Ну-ну!

-          А это сушки? - спросил он, загребая в карман горсть сушек.

-          Ну ладно, - сказал он, - я пошёл...

И ушёл.

«Для чего он, интересно, приходил? - подумал я. - Ведь кроме грязных следов на полу, он ничего не оставил».

Ведущий:

 Как же вы бы себя повели на месте хозяина квартиры?

Ответы детей:

Чтец №2.

Однажды я был у друга в гостях. Там были ещё ребята. На меня нашло такое веселье! Я ко всем приставал, кричал во всё горло разные смешные глупости, жевал конфеты со страшным чавканьем. В общем, всех смешил. А всем это не нравилось. И хозяину тоже. Он надулся и обиделся, будто шуток не понимает. Мне кажется, гостеприимный хозяин не должен дуться на гостей. Всё им должен прощать.

Ответы детей:

Ведущий:

 Согласны ли вы с мнением рассказчика?

В чём он себя неправильно вёл?

Почему обиделся хозяин?

Задание командам:

Напишите правила поведения в гостях.

Напишите правила поведения хозяина, принимающего гостей.

  Командам даётся 5 минут, потом они представляют свои ответы.

 

Если ты гость.

  • Ходить в гости надо или только по приглашению, или предупредив о своём визите
  • Звонить в дверь надо не больше двух раз
  • Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, особенно делать критические замечания
  • Нельзя брать в руки вещи, чтобы их рассмотреть
  • Не выпытывай, что сколько стоило и где было куплено

Если ты хозяин.

  • Принимать гостей следует любезно и сердечно.
  •  Если гость зашёл больше, чем на несколько минут, надо предложить ему раздеться. Причём ты должен помочь повесить пальто на вешалку и дать тапочки.
  •  Постарайся, чтобы гость скорее освоился и почувствовал себя как дома.
  • Предложи ему сесть на самое удобное место. Займи гостя беседой.
  •  Пусть гость сам выбирает тему для разговора.
  •  Не оставляй гостя надолго одного.
  •  Если гость засиделся и не собирается уходить, а у тебя неотложные дела, ты должен найти удобную, очень тактичную форму, как дать ему это понять.

Ведущий: Вы справились все с заданием и летим на станцию  «Давайте говорить друг другу комплименты...»

 

Ребята вы случайно не знаете,  что такое комплимент?

 Ответы детей.

 Что это приятные слова, лестное замечание, похвала.

Ведущий:

И какие же комплименты говорят люди друг другу?

 Ответы детей.

Всякие. Например, тебе говорят, как прекрасно ты выглядишь, как ты правильно поступил, как хорошо сказал, подумал... комплимент говорят, чтобы человеку было приятно, чтобы показать своё отношение.

Ведущий:

Да. А иногда, чтобы поднять настроение, поддержать в трудную минуту или просто так: ведь каждому приятно услышать о себе похвальные слова.

Предлагаю выйти представителей команд. Вам надо сказать комплимент, учитывая предложенную ситуацию.

Ситуация 1.

После каникул вы случайно встретили своего друга и обратили внимание, что он хорошо выглядит: загорел, вырос, повзрослел

Ситуация 2.

Вам понравился ответ друга на истории. Сделайте ему комплимент

Ситуация 3.

Ваша мама чем-то расстроена. Вы делаете ей комплимент, который бы поднял ей настроение.

Ситуация 4.

Вам сделал комплимент младший брат. Как бы вы ответили?

Ведущий:

В качестве домашнего задания командам было предложено поздравить центр с юбилеем, ведь вы знаете, что в сентябре нашему родному центру исполниться 15 лет. Скажите ей комплимент или поздравьте её, произнесите похвальное слово.

* Выступают капитаны команд.

Ведущий: Капитаны молодцы добросовестно отнеслись к выполнению домашнего задания, жюри оценивают, а мы вновь в полёт. Следующая  Станция  «Позвони мне позвони».

 Послушайте разговор по телефону и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по телефону? Почему вы так считаете?

Сценка

* Два мальчика сидят у телефона.

Первый: Алло! Алло!

Второй: Алло!

Первый: Слышно что-нибудь?

Второй: Слышно. А тебе слышно?

Первый: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?

Второй: Хорошо! А тебе?

Первый: И мне хорошо. Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь? Давай разговаривать.

Второй: Давай. А о чём разговаривать?

Первый: Ну, о чём... О чем-нибудь... Хорошо, что мы купили телефон, правда?

Второй: Правда.

Первый: А вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?

Второй: Правда.

Первый: Ну?

Второй: Что «ну»?

Первый: Чего ж ты не разговариваешь?

Второй: А ты почему не разговариваешь?

Первый: Да я не знаю, о чём разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь.

 Ответ: для жюри

Недостаток этого разговора в том, что он бессодержателен.

Сценка №2.

У телефонов сидят два ученика. Первый набирает номер, у второго звонит телефон.

Первый.

Кто? С кем я говорю?

Второй.

Здрасьти. А кто вам нужен?

Первый.

Что? Куда я попал?

Второй.

Здравствуйте, товарищ! А вы куда хотели попасть?

Первый бросает трубку. Звучат гудки.

Ответ: для жюри.

Сначала надо поприветствовать собеседника и попросить к телефону того, кто вам нужен. Например: «Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Петю»

Если вам сказали, что вы не туда попали, вы можете переспросить: «Извините, это номер 1-58-17?» Если скажут, что нет, то надо попросить извинения и попрощаться.

Тот же, кому звонили, не должен спрашивать, кто ему нужен, а должен спросить, по какому телефону тот звонит.

 

Ведущий:  

Ситуация: Позвонили и попросили вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре?

 Ответы детей. (Подождите, пожалуйста. Извините, но он будет позже)

Ведущий: 

Ситуация: Девочка звонит заболевшей подруге, но к телефону подходит её мама. Как может девочка обратиться к ней? С чего начать разговор? Можно ли, здороваясь, использовать слово «привет»? Как лучше выразить свою просьбу?

Ответы детей.

Ведущий:   Перечислите правила телефонного этикета. ( *Дети заранее при подготовке могут использовать рисунки, иллюстрирующие эти правила.

Ответы детей.

Разговор по телефону должен быть содержательным. Он должен быть коротким. Говорить надо вежливо, поздороваться, представиться, обратиться по имени)

 Ведущий: Мы с вами вспомнили, как нужно разговаривать по телефону, а сейчас на последней станции закрепим всё, что знаем по этикету она так и называется «Всё про этикет».  Летим.

3  ребёнок:

Всем испортить настроенье

Может наше поведенье.

Коля с Катей побранились

До сих пор не помирились.

 Толя Вадика толкнул

Тот в тарелку нос макнул.

 И расхвасталась Наташа:

 «Я умнее вас и краше!»

Не слыхали эти дети

 Ничего об этикете

И плохого в том не видят,

Что кого-нибудь обидят.

 Чтобы легче нам жилось,

Часто плакать не пришлось,

Мой вам дружеский совет:

 Соблюдайте этикет!

Ведущий:  Я буду задавать поочерёдно вопросы каждой команде, а вы отвечаете, за правильный ответ 1 балл, если команда не отвечает, вопрос передаётся другой команде. И так приступает.

  1. Что такое этикет?

(Свод правил, определяющий строго установленный порядок и нормы общения или воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.)

  1. Что такое поведение?

(Это зеркало, в котором каждый показывает свой лик).

  1. Что такое вежливость?

(Это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой).

  1. Что такое доброта?

(Это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству).

  1. Для чего нужна салфетка?

(Вытирать рот, руки  после еды).

  1. Что нужно сделать перед едой?

(Помыть руки).

  1. Что нужно сказать после еды?

(Спасибо).

  1. Какие продукты можно брать руками?

(Хлеб, печенье, пирожки, целые фрукты).

  1. Что едят только вилкой?

(Котлеты, салаты, запеканки, омлет, яичницу).

   10.При помощи, каких приборов едят торты, пирожные?

(При помощи специальной вилочки, а если её нет то чайной ложечкой).

    11.Чем зрители благодарят артистов после концерта, спектакля?

(Аплодисментами).

  1. Как нужно проходить в зале между рядами?

(Лицом к сидящему).

  1. Что такое антракт?

( Перерыв между спектаклем, концертом).

  1. Сколько раз в день нужно чистить зубы?

(2-3 раза).

  1.  Кто здоровается первым старший или младший?

(Младший).

  1. Кто здоровается первым мальчик или девочка?

(Мальчик).

  1.  За сколько минут до начала праздника нужно приходить в гости?

(За 5-10 минут).

  1.  Максимум сколько минут можно разговаривать по телефону?

(20 минут).

  1.  Кто кладёт первый трубку?

(Тот, кто позвонил).

  1.  Что обязательно нужно сделать после влажной уборки?

(Нужно проветрить комнату).

  1.  Как нужно следить за своей одеждой?

(Её нужно стирать, гладить и пришивать пуговицы, если это необходимо).

  1. Кого мы можем назвать хорошим хозяином?

(У кого все вещи и игрушки в образцовом порядке).

 

Ведущий: С вопросами вы справились, молодцы. Наше путешествие завершено, самолёт произвёл посадку в аэропорту города Ханты-Мансийска. И мы опять находимся в нашем любимом центре искусств. Сегодня мы поговорили с вами лишь о некоторых нормах современного этикета. Но эта тема неисчерпаема.   И в заключение нашего путешествия пока жюри подводят итоги нашего путешествия, послушайте стихотворение В. Масса и М. Червинского «Друзья, вот вам на всякий случай»…

 1.Ребёнок: Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном
Его зовут…, а впрочем, 
Уж лучше здесь его не назовём.
2.Ребёнок: «Спасибо», «здравствуйте», «простите» –
Произносить он не привык, 

3.Ребёнок: Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
4.Ребёнок: Ему бывает часто лень,
Сказать при встрече «Добрый день».
Казалось бы простое слово,
А он стесняется, молчит,
5.Ребёнок: И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
6.Ребёнок: А вместо слова  «до свидания»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошёл. Пока, всего…»,
7.Ребёнок: Не скажет он друзьям по школе -
Алёша, Петя, Ваня, Толя,
8.Ребёнок: Своих друзей зовёт он только:
«Алёшка, Петька, Ванька, Толька».
9.Ребёнок: Ребята, я не могу тут. 
Сказать вам, как его зовут.
Я честно вас предупреждаю,
Что имени его не знаю.
10.Ребёнок: Но может быть, он вам знаком.
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите мне о нём,
А я скажу вам всем «спасибо».

Ведущиё: Спасибо детям. Слово предоставляется жюри. Жюри подводят итог игры. Награждение команд. Ребята! До свидания, до новых встреч.

 

 

 . 
 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Ежели вы вежливы..."

Предмет:  Русский языкКласс: 2УМК: "Планета знаний"Учитель: Коробова Л.Д.Данный урок проводился в рамках внедрения ФГОС нового поколения, имеет личностно - ориентированную направленность. В консп...

Внеклассное мероприятие " Ежели вы вежливы.."

Внеклассное мероприятие среди 2 - х классов "Ежели вы вежливы", направленное на привитие детям потребности культурного поведения....

Презентация "Ежели вы вежливы"

Презентация к внеклассому мероприятию "Ежели вы вежливы" среди вторых классов....

Классный час "Ежели вы вежливы"

Цель мероприятия: формирование у учащихся понимания важности вежливого отношения к окружающим ....

Внеклассное мероприятие "Ежели, вы вежливы!"

Внеклассное мероприятие "Ежели, вы вежливы!"  Цели: научить детей пользоваться вежливыми словами; подвести детей к мысли о том, что внимательность, доброжелательность к другим людям проявляю...

Тематическая неделя вежливости "Ежели Вы вежливы..."

Материал содержит цели и план проведения тематической недели вежливости в начальной школе "Ежели Вы вежливы..."....

Ежели вы вежливы...Путешествие в страну ЭТИКЕТ .

Порой мы попадаем в самые нелепые ситуации, не знаем, как правильно пригласить знакомого в гости, как вести себя за столом, что подарить, как общаться, как вести себя в общественных местах&helli...