Ежели вы вежливы...Путешествие в страну ЭТИКЕТ .
план-конспект занятия (2 класс)
Порой мы попадаем в самые нелепые ситуации, не знаем, как правильно пригласить знакомого в гости, как вести себя за столом, что подарить, как общаться, как вести себя в общественных местах… Проверить уровень знаний, пополнить их запас вам поможет мероприятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ "ЭТИКЕТ"».
Это занятие проводится в форме увлекательного путешествия, где задействованы обучающиеся 2 класса , педагоги и библиотекарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ezheli_vy_vezhlivy.docx | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Ежели вы вежливы
Путешествие в страну «Этикет»
Цель занятия:
Содействовать вежливому общению детей с окружающими; способствовать развитию памяти, внимания, воображения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; стремиться научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.
Задачи:
Стремиться прививать интерес к чтению и художественной литературе; способствовать развитию познавательной активности, актерских способностей; способствовать развитию речи учащихся.
Ход занятия:
Воспитатель:
(дети заходят в класс под песню из мюзикла «Волшебное слово», рассаживаются)
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Здравствуйте! Мы рады видеть вас в нашем классе! Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить с вами? Кто был внимательным догадается, а песенка Алеши из мюзикла «Волшебное слово» вам подскажет. (Ответы детей.)
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в страну «Этикета».
Слайд 1
Нам всегда приятно иметь дело с воспитанными людьми, и мы испытываем определенные неудобства, общаясь с людьми невежественными. И это понятно. Человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим людям.
Что такое «этикет»?
Это каждый знает:
То нельзя и сё нельзя.
Кто же возражает?
Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.
А теперь серьёзное дадим определенье.
А поможет нам в этом разобраться Марина Викторовна – библиотекарь.
Слайд 2
Библиотекарь:
Этикет – это правила поведения человека в обществе среди других людей. Это слово произошло от французского названия карточек – «этикеток», которые вручались гостям на одном из пышных и изысканных приемов у короля Франции Людовика XIV. Эти «этикетки» содержали некоторые обязательные правила поведения на приеме.
Сейчас мы с вами попытаемся представить, как это может выглядеть в библиотеке. (раздаем карточки с правилами поведения в стенах библиотеки; ребята по очереди зачитывают их).
• В библиотеке вести себя надо так, чтобы не мешать другим.
• Сидя в читальном зале, не разговаривай с соседями даже шепотом — этим ты мешаешь заниматься другим посетителям.
• Читая книгу, не загибай страницы, не мусоль пальцами уголки, не пиши на полях, не перегибай книгу пополам — пусть после тебя она останется такой же чистой, как была.
• Вовремя сдавай книги в библиотеку!
• Не забывай благодарить библиотекарей за подобранные для тебя издания.
• Помни автора и название книги.
• Четко и коротко называй тему.
• Не забывай говорить "до свидания» работникам библиотеки.
• Входя в библиотеку, не хлопай дверью, а осторожно прикрой ее.
• Мальчики должны снимать головной убор в помещении библиотеки.
• Всегда здоровайся первым с сотрудниками библиотеки.
• Выучи часы работы библиотеки, приходи и уходи вовремя.
Воспитатель:
Кто знает, что такое этикетка? (Дети отвечают).
Яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание и рассказывают о предмете.
А вот жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус в одежде являются своеобразной «этикеткой» человека.
Воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе ценились всегда. Достаточно простые правила поведения будут понятны и русским, и французским, и английским, и испанским, и американским, и немецким, и многим другим мальчикам, и девочкам.
Сейчас Юрий напомнит нам, что такое этикет? (А. Степанов)
Что такое этикет?
Это — можно,
Это — нет...
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике —
У людей на языке. <...>
Очень просто жить культурно:
Все прекрасно, что не дурно.
Ребята, не только слова должны быть у нас вежливыми, но и поступки наши должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть. Давайте погорим о поступках с позиции вежливого человека. Вам задание-определите правильность решения в следующих ситуациях:
Слайд 3 Ситуация 1
Однажды в автобус номер восемь сели две подружки, Анжела и Вероника. Они возвращались из школы и бурно обсуждали события, которые были в школе. На остановке в автобус зашла бабушка Люся.
Все места для сидения были заняты.
Слайд 4
Вероника сказала: «Я так устала пока мы бежали на остановку!» - Но она же старенькая! – сказала Анжелика, встала и уступила бабушке место. Старушка улыбнулась и сказала: «Спасибо».
Слайд 5
До своей остановки девочки ехали молча, каждая думала о своем.
Как вы полагаете, о чем они думали? (Обсуждение)
Слайд 6 Ситуация 2
Одна девочка жаловалась маме:
Во дворе меня один мальчишка зовет Галька.
А ты как его зовёшь? - спросила мама.
Я ему просто кричу:
«Эй, ты!» Права ли Галя? (Обсуждение)
Библиотекарь:
Ребята, вспомните, кого мы называем вежливым? (Ответы детей.) А вот как ответил детский писатель С.Я. Маршак. В стихотворении «Ежели вы вежливы»
Слайд 7
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы , то сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать , как две сороки.
Ежели вы вежливы , то в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмете не навеки.
И ежели вы вежливы, вы книжечку вернете
В опрятном , не изломанном и целом переплете.
И ежели вы вежливы, -тому . кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
Во время перемены вы, ребята, должны отдохнуть, мысленно приготовиться к следующему уроку.О том, как вы себя ведете на перемене,что делаете, хорошо рассказал Борис Заходер
Слайд 8
Воспитатель: (читает стихотворение)
Перемена! Перемена!
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог —
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок.
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним б-о-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
Ваське, Кольке и Сережке,
Покатился кувырком.
На перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил.
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачу. —
Словом, сделал все, что мог!
Ну, а тут — опять звонок...
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
— Ничего, — вздыхает Вова,
На уроке отдохнем.
Знакома ли вам такая картина? Не приходилось ли встречать на переменах таких ребят? А кто нам сможет сказать, как правильно вести себя на переменах в школе? (Ответы детей.)
Слайд 9
Библиотекарь:
А теперь повторим в форме игры, что можно и чего нельзя делать на переменке. Если вы согласны с правилом, хлопайте в ладоши, если нет — топайте ногами. Итак, школьники и школьницы, соблюдающие этикет на перемене:
- не жуют жевательную резинку, разговаривая с кем-нибудь;
- выплевывают жевательную резинку на пол, прилепляют ее к стулу, столу, стене, школьной парте;
- с опозданием сдают книги в школьную библиотеку;
- всегда помнят, что эти книги будут потом читать другие люди, поэтому никогда не загибают страницы, не рвут их, ничего не пишут в книге, не мусолят углы пальцами;
- ходят по школе только в сменной обуви;
- бегут, расталкивая всех локтями, в столовую;
- не обижают маленьких, не задирают старших;
- бросают на пол обертку от жевательной резинки или конфет, кожуру фруктов, шелуху семечек;
- никогда не кричат, не ругаются нецензурными словами, не смеются громко, не размахивают руками.
Ну вот, молодцы, ребята, умеете дружно работать, дружно отвечать, дружно играть.
Воспитатель:
А какие волшебные слова вы знаете? (дети перечисляют)
Слайд 10
По темам:
Приветствие - здравствуйте, добрый день, доброе утро, привет, добро пожаловать
Извинения – простите, виноват, не держите зла, прошу прощения, извините, сожалею.
Просьба- пожалуйста будь добра, будьте так любезны, не сочтите за труд, разрешите вам помочь.
Благодарность- спасибо, благодарю.
Во время еды – угощайтесь, приятного аппетита.
Прощание-до встречи, до свидания, счастливо оставаться, доброго пути, будь здоров, спокойной ночи, сладких снов, приятных сновидений.
Все вы наверняка любите получать подарки. Вспомним сказку К.И.Чуковского "Муха-Цокотуха":
Слайд11
Приходили к мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые —
В них застежки золотые.
Давайте посмотрим, как принимают подарок и благодарят за него три мухи. (Выходят три девочки и каждая «обыгрывает» свои слова). Блошки дарят сапожки.
Муха 1: У меня уж есть сапожки,
И получше этих, блошки.
Эти я отдам сестре, что живет на той горе.
Муха 2: Вам спасибо, мои блошки.
За прекрасные сапожки.
О, какое будет горе.
Если мне они не впору...
Муха 3: Вот спасибо! Ай да блошки!
Что за чудные сапожки!
Буду век я их носить и подруг благодарить!
(Обсуждаются все три варианта.)
Библиотекарь:
Есть одна игра для вас. Я прочту стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте. Где отгадка – там конец. Кто подскажет –молодец!
Слайд 12
Я люблю покушать сытно.
Много, вкусно, аппетитно.
Ем я все и без разбора, потому что я ... (Обжора).
Слайд 13
Ну, а я ленив и скучен, я с платочком неразлучен.
Не люблю играть и петь, мне бы лучше пореветь.
Главный нытик я из класса, а зовут меня все... (Плакса).
Слайд 14
Не люблю я, братцы, мыться.
С мылом, щеткой не дружу.
Вот поэтому, ребята.
Вечно грязный я хожу.
И сейчас не потому ли назовут меня ... (Грязнулей).
Слайд 15
Честно я скажу ребятам:
Быть опрятным, аккуратным
Очень трудно самому!
Сам не знаю, почему?
Вещи всюду я бросаю и найти их не могу...
Что схвачу, в том и бегу.
Где штаны? А где рубаха? Я не знаю, я ... (Неряха).
Слайд 16
Спортом я не занимаюсь,
Я никак не закаляюсь.
Бегать, прыгать нету сил.
Свет мне кажется не мил.
Я сутулый и хромой,
Я для всех уже больной.
Трудно ждать конца урока.
А зовусь я ... (Лежебока).
Слайд 17
(обращается к воспитателю) - А вам такие ребята нравятся? Вдруг эти неряхи и лентяи понравятся ребятам? Вдруг наши ребята захотят с ними дружить? И начнут брать с них пример?
Воспитатель: Придется спросить у ребят... (дети отвечают стихами)
Все мы любым умываться и опрятно одеваться.
Солнце, воздух и вода —
Наши лучшие друзья.
К спорту мы неравнодушны, аккуратны и послушны.
И любимые продукты:
Витамины, соки, фрукты...
Мы сильны, крепки, красивы —
Всем на зависть и на диво.
Хором скажем вам сейчас:
Нет им места среди нас!
Это здорово, что ребята хотят быть вежливыми! Ведь это зависит только от вас!
Я вам сейчас расскажу притчу:
“Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. (как бы вы ответили?) Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Вот и в ваших руках ваша судьба, учиться быть вежливыми, аккуратными, воспитанными, нужно только над этим трудиться.
Слайд 18
Библиотекарь:
А теперь улыбнемся и посмотрим сценку из журнала «Ералаш» снятому по стихотворению поэта Олега Григорьева «Гостеприимство». Вдруг кто-то и себя узнает там!
А где можно найти правила этикета, как вы думаете? (ответы детей)
Слайд 19
А сейчас я вам расскажу какие книжки помогут человеку овладеть этикетом. (Проводит обзор книжной выставки) «Искусство жить красиво».
Воспитатель: (подводит итог занятия) Чем же мы сегодня занимались на занятии? Что узнали нового для себя?
Слайд 20
Закончи фразу…
Сегодня мы говорили…
Я узнал…
Было интересно...
Я понял, что…
Мне захотелось…
Я попробую…
Список литературы:
- Цаплина Е.А. Ежели вы вежливы / /Е.А. Цаплина // Читаем, учимся, играем , 2003.- № 6 .- С.73-76.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»
Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...
Путешествие по стране этикета.
Программа для проведения кружка в 1 классе общеобразовательной школы....
Путешествие по стране этикета
Программа внеурочной деятельности, расчитанная на 4 года (1-4 классы)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета 1-4 класс"
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов "Путешествие по стране этикета"...
Программа дополнительного образования общекультурной направленности "Страна этикета"
Программа дополнительного образования общекультурной направленности "Страна этикета" для 1-4 классов...
Программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикет" 1-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов...
"Путешествие в страну Этикета"
Сценарий внеклассного мероприятия....