Открытое занятие по предмету "Основы светской этики"
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Тема занятия: "Милосердие - закон жизни" 4 класс
Тип урока: комбинированный.
Цели:
1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.
2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,
3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.
Задачи:
- Предметные:
- формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня, сестра милосердия, сердоболие, добро как об основополагающих в этике;
- формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;
- Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
- развивать творческие способности;
- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
- формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.
- Воспитательные:
Основные понятия: милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня, сестра милосердия, сердоболие.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, карточки со словами.
Формы и виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_predmetu.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по предмету:
Светская этика
ТЕМА: «Милосердие – закон жизни»
(4класс)
Учитель МОУ Лицей г. Истры
Демьяненко О.В.
2013г.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.
2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,
3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.
Задачи:
- Предметные:
- формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня, сестра милосердия, сердоболие, добро как об основополагающих в этике;
- формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;
- Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
- развивать творческие способности;
- Воспитательные:
- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
- формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.
Основные понятия: милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня, сестра милосердия, сердоболие.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, карточки со словами.
Формы и виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Ход урока:
- Приветствие ребят.
- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста.
- Настрой на работу.
- Ребята, давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя.
- Введение в тему.
- А теперь откройте глаза. Я очень рада была видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. Наш класс просто расцвёл от улыбок.
А сейчас послушайте одну притчу и подумайте о поступке этого героя.
Чтение притчи учителем:
Однажды мудрец шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить?
Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал:
— Да, я могу изменить очень много... для этой звезды!
Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.
Обсуждение прочитанного.
- Работа по теме урока.
Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие.
- Объясните, как вы понимаете слово «милосердие»? (выслушиваются по возможности все ответы детей)
- Давайте запишем это слово «милосердие» и выделим корни в нём.
МИЛОСЕРДИЕ (милое сердцу, хорошее, доброе)
- А теперь обратимся за помощью к словарям.
Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Энциклопедия «Кругосвет»
Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие - взывать к чьему-нибудь милосердию.
Итак, слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.
Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце? (дети отвечают)
Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.
- А в чём же проявляется милосердие? (дети отвечают)
В не обижающей человека помощи. Какой, например? (ответы детей)
- Напишите на отдельном листочке в столбик следующие слова:
Сочувствовать
Сопереживать
Сострадать
- Есть ли между ними разница? Какая?
Итак, разница в мере выраженности человеком своих чувств относительно переживаний другого.
- А теперь попробуйте расставить эти понятия по мере увеличения чувства сопричастности к переживаниям другого человека.
- Какое самое сильное?
Сострадать. Мера стремления разделить с другим человеком его чувства, состояние души здесь наивысшая.
- А что означает приставка «СО», общая в выделенных понятиях?
- Она означает «ВМЕСТЕ». Что это значит?
Чувствовать вместе, т.е. разделять чувство другого человека, находясь вместе с ним.
- Обратимся к себе и подумаем, часто ли мы разделяем чувства другого человека?
Там, где вы написали эти понятия в столбик, поставьте рядом с ними вопрос – КОМУ?
и напишите ответ.
- В этих ответах ваш опыт милосердия. И если рассматривать милосердие, как сострадание, сочувствие, сопереживание, как бы вы оценили свой опыт?
- Хотелось бы вам его расширить и углубить этот опыт?
Задание 1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.
Задание 2 Игра «Цветок милосердия» Запишите те, которые нам нужны.
БЕСКОРЫСТИЕ БЛАГОСТЬ РАДОСТЬ СОСТРАДАНИЕ
МЕСТЬ ЗЛОРАДСТВО УЧАСТИЕ ОБИДА СЧАСТЬЕ
ДОВЕРИЕ ЖАЛОСТЬ ПРОЩЕНИЕ РАВНОДУШИЕ
ДОБРОТА ЛЮБОВЬ ПОМОЩЬ ЖАДНОСТЬ
- А как вам кажется, легко ли стать милосердным? (дети отвечают)
Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь. Научить кого-нибудь, кто младше тебя, какому-нибудь делу доброму и полезному, которому ты уже научился. …), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.
- Вспомните ситуации в своей жизни, когда по отношению к тебе проявили милосердие.
Одно из дел милосердия - милостыня. – Как вы думаете, какая разница в таких действиях: подать милостыню и оказать помощь?
- Это помощь другому человеку из жалости к нему. И то, и другое – действие благое. Ребята, обездоленным, бедным людям надо помогать, т.е проявлять милосердие и сострадание к ним. Если нечего дать, скажите доброе слово, помогите делом, сделайте для них что – нибудь хорошее. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.
Но милостыню можно дать и пройти мимо, не вникая в ту или иную ситуацию. А помощь требует большей включённости в проблему, которую пытается решить человек.
Согласны?
– Скажите, когда вы творите милостыню, оказываете помощь, то стремитесь привлечь внимание других людей к вашим действиям или стараетесь делать это незаметно?
- Каждый ли человек нуждается в милосердии?
- Может ли человек прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью к кому – то и ни разу не испытав благодарности, за оказанную помощь, поддержку?
- Получается, что милосердие, так или иначе сопровождает человеческую жизнь, верно?
- Можно ли в связи с этим сказать, что милосердие должно стать законом жизни каждого человека?
- И если все будут соблюдать этот закон, каждый человек сможет чувствовать себя надёжно и спокойно, так?
- Любая профессия требует от человека особых знаний и умений, которые приобретаются в учебных заведениях. Но любви к людям, милосердию, отзывчивости нигде не учат, нет таких дисциплин в учебных планах, ни одного учебного заведения.
- А что бы вы сказали о людях, которые избрали милосердие своим основным делом жизни?
- Профессии, каких людей вы бы назвали?
Спасатели, врачи, медсёстры, священнослужители, сёстры милосердия в монастырях, бескорыстно стремящиеся помочь человеку в беде и болезни, печали и несчастии.
- Как вы думаете, должен ли человек чувствовать благодарность за проявленное к нему милосердие и выражать своё чувство признательности?
- Обратитесь мысленно к себе. Кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, поддержку, сочувствие, милосердие? Напишите на сердечке.
5 Дом. задание Приведите примеры милосердия из худ. литературы, притчи о милосердии.
Задание 1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню; прощать от сердца обиды;
накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже;
утешить печального, плачущего; не мстить за зло; дать добрый совет.
напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного;
сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного.
…………………………………………………………………………………………………..
Задание 1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню; прощать от сердца обиды;
накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже;
утешить печального, плачущего; не мстить за зло; дать добрый совет.
напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного;
сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного.
По другому сказанию, маргаритки называют "цветками Пресвятой Девы Марии", и о происхождении этого названия рассказывают следующее.
Когда Пресвятая Дева Мария, по получении от архангела Гавриила благой вести, отправлялась сообщить об этом своей родственнице Елизавете, то ей пришлось долго идти по горам и долинам Иудеи.
Когда она проходила по полям, то всюду, где только нога будущей Божьей Матери касалась земли, вырастали маленькие блестящие белые цветочки, так что весь путь ее, обозначаясь ими, образовывал как бы целую цветочную дорожку. Этими цветами и были наши скромные белые маргаритки.
Белые, в виде сияния лепестки их напоминали славу Божью, а золотая середина - священный огонь, горевший в сердце Марии.
С тех пор цветы эти заключают в себе счастье, и их вопрошают о нем, пересчитывая и обрывая лепестки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по основам светской этики на тему: "Дружба"
Данный урок содержит подробный конспект урока, презентацию, приложения к уроку....
Открытое занятие по светской этике "Человек рожден для добра"
Дать понятие о добре и зле; активизировать познавательную деятельность уч- ся; дать представление о золотом правиле нравственности...
Занятие кружка "Основы светской этики" по теме "Золотое правило нравственности"
Цель занятия: способствовать усвоению «золотого правила нравственности» как условия оценивания собственного поведения.Задачи:Обучающий аспект: вывести золотое правило этики, усвоить «золотое пра...
Технологическая карта открытого урока ОРКСЭ. Основы светской этики для 4 класса Тема: «Красота этикета»
Цель урока: "Формирование культуры поведения учащихся начальной школы, убеждений и привычек культурного образа жизни, расширение знания о правилах вежливости, выработка практических навыков...
открытый урок по основам светской этике 4 класс .Тема "Честь и достоинство"
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Формы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.Цель: способствовать формированию мотиваций к осознанному нравственному поведению...
Открытый урок ОРКСЭ модуль "Светская этика".
Открытый урок ОРКСЭ модуль "Светская этика"....
Методическая разработка учебного занятия по предмету «Основы религиозных культур и светской этике. Модуль: светская этика» «Человек рождён для добра»
Методическая разработка учебного занятия...