Рабочие программы 1 и 4 классы
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ ЧМР «Петриневская школа-интернат VIII вида»
Рабочая учебная программа по письму и развитию речи
Утверждена
приказом директора
МБОУ ЧМР «Петриневская
школа-интернат VIII вида»
№ 86 от 30.08.2012 года,
пр. педсовета № 1 от 30.08.2012 года
2012-2013 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по письму и развитию речи составлена на основе авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы/Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
Программа рассчитана на 136 часов. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно одну четверть.
Основные задачи добукварного периода:
- подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения
и письма:
- привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе).
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.
Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
На уроках письма и развития речи проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.
Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения письмом. Материалом обучения являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.
При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение письму в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
писать строчные и прописные буквы;
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
Комментированное письмо – 3 ч.
Списывание – 8 ч.
Практическая работа – 1 ч.
Диктант – 1 ч.
Литература
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы/Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
- Воронкова В.В., Коломыткина И.В. «Букварь» Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2007г.
- Костромина С. Как преодолеет трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку. – М.: АСТ: Хранитель, 2008. – 428 с.
Письмо и развитие речи 136 часов, 4 часа в неделю | |||
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Сроки |
1 четверть - 34 часа | |||
Добукварный период – 18 часов. | |||
1 | Выявление знаний и умений обучающихся. Умение дер- жать ручку и карандаш. | 1 час | |
2 | Знакомство с наиболее распространёнными цветами. Рабочая строка. Лепка. | 1 час | |
3 | Обводка предметов круглой и овальной формы. Штриховка. Письмо коротких палочек. | 1 час | |
4 | Обведение по трафарету квадрата и прямоугольника. Штриховка. Письмо длинных палочек. | 1 час | |
5 | Штриховка и обводка треугольника и круга. Письмо линий с закруглением внизу. | 1 час | |
6 | Рабочая строка. Рисование предметов на строке (стр. 10). | 1 час | |
7 | Письмо прямых вертикальных и горизонтальных линий (стр. 11). | 1 час | |
8 | Письмо наклонных прямых палочек (стр. 12). Резание полосок. | 1 час | |
9 | Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу (стр. 13). | 1 час | |
10 | Письмо полуовала (стр.14). | 1 час | |
11 | Письмо овала, соединение с палочкой с закруглением внизу. | 1 час | |
12 | Письмо большого и маленького овала. Игра с мозаикой. | 1 час | |
13 | Письмо палочек с закруглением вверху. | 1 час | |
14 | Письмо палочек с закруглением вверху и внизу (стр. 16) | 1 час | |
15 | Письмо длинных наклонных палочек с петелькой внизу. | 1 час | |
16 | Письмо длинной наклонной палочки с петелькой внизу. | 1 час | |
17 | Письмо палочек в соединении, вида – ш,у, а. | 1 час | |
18 | Письмо прямой линии и овала о о. | 1 час | |
Букварный период – 18 часов. | |||
19 | Письмо строчной буквы а. | 1 час | |
20 | Письмо строчной буквы у (стр.20). | 1 час | |
21 | Правила соединения букв в слове. Письмо слов ау, уа. | 1 час | |
22 | Прописная буква А (стр.24). | 1 час | |
23 | Строчная буква м (стр.22). | 1 час | |
24 | Письмо слогов ам, ум. Прописная буква М (стр.23). | 1 час | |
25 | Прописная буква У. Письмо прямых открытых слогов ма, му (стр.25). | 1 час | |
26 | Письмо строчной буквы о. | 1 час | |
27 | Письмо прописных букв А, У, О, М (стр.26). | 1 час | |
28 | Упражнения в написании слогов ам-ма, ум-му. Соединение букв в слогах (стр.28). | 1 час | |
29 | Письмо слогов ом- мо, букв Аа,Оо,Уу,Мм. | 1 час | |
30 | Письмо букв С,с (стр.29). | 1 час | |
31 | Написание прямых и обратных слогов с буквой с, ас-са, ос-со, ус-су (стр.30). | 1 час | |
32 | Запись предложения. Большая буква и точка в предложении. | 1 час | |
33 | Написание слов са-ма, о-са. Анализ звуков и букв. | 1 час | |
34 | Письмо строчной буквы х (стр.32). | 1 час | |
2 четверть - 30 часов | |||
35 | Письмо слогов с усвоенными буквами- ас, са, ус, су, ом, мо. | 1 час | |
36 | Письмо слогов ах, ох, ух (стр.32). | 1 час | |
37 | Письмо прописной буквы Х. Письмо слогов с буквой х. | 1 час | |
38 | Письмо слогов и слов с буквой х. Запись предложений с этими словами (стр.34). | 1 час | |
39 | Письмо слов с изученными буквами. Комментированное письмо (стр.34). | 1 час | |
40 | Комментированное письмо. | 1 час | |
41 | Письмо строчной буквы ш, слогов аш, ош, уш (стр.37). | 1 час | |
42 | Сравнительный звуко- буквенный анализ слов с буквами с-ш. | 1 час | |
43 | Правописание предложени.й. Начало и конец предложения. | 1 час | |
44 | Письмо строчной буквы л и слогов с ней (стр. 40). | 1 час | |
45 | Письмо прописной буквы Л, слов и предложений с ней (с.41). | 1 час | |
46 | Письмо трёхбуквенных закрытых слогов – мал, сам, лом. | 1час | |
47 | Письмо буквы ы, слогов и слов с ней. Звуко-буквенный анализ. | 1 час | |
48 | Письмо слов с буквой ы. Списывание с доски прочитанных и разобранных слов (мы-ло, мы-ла). | 1 час | |
49 | Письмо строчной буквы н. Письмо под диктовку букв, слогов после анализа (стр.45). | 1 час | |
50 | Письмо трёхбуквенных слов, состоящих из одного слога (стр.46). | 1 час | |
51 | Прописная буква Н. Списывание с печатного текста (с.47). | 1 час | |
52 | Письмо строчной буквы р и слогов с ней (верхнее соединение (стр.48). | 1 час | |
53 | Письмо слов с буквой р – ра-ма, ша- ры (стр.49). | 1 час | |
54 | Письмо прописной буквы Р. Предложение- У Ма-ры ша-ры. (стр.50) | 1 час | |
55 | Письмо букв л-р и слов с ними (стр.51). | 1 час | |
56 | Письмо слогов, слов, предложений под диктовку (стр.52). | 1 час | |
57 | Списывание с печатного текста. Большая буква в именах людей (стр.53). | 1 час | |
58 | Письмо большой буквы в именах людей и в первом слове предложения | 1час | |
59 | Письмо строчной буквы к и слов с ней. Рабочая строка. | 1 час | |
60 | Слова с буквой к. Безотрывное письмо (стр.58). | 1 час | |
61 | Письмо прописной буквы К. Предложение- Кошка Мурка у норки. | 1 час | |
62 | Строчная буква п. Письмо под диктовку слов с изученными буквами. | 1 час | |
63 | Письмо прописной буквы П, слов с ней. Нахождение в словах отличительного звука и буквы –ла-па, лам-па (с.60). | 1 час | |
64 | Комментированное списывание с доски слогов, слов, предложений. | 1 час | |
3 четверть - 38 часов | |||
65 | Письмо изученных букв, слогов, слов (стр.62). | 1час | |
66 | Списывание предложений с печатного текста (стр.63). | 1час | |
67 | Письмо строчной буквы т, слогов, слов с ней. Списывание (стр.64). | 1час | |
68 | Письмо прописной буквы Т и слов с ней. Большая буква в именах. | 1 час | |
69 | Письмо предложений. Слого- словесный анализ предложений (стр.66). | 1 час | |
70 | Строчная буква и. И – отдельное слово (стр.67). | 1 час | |
71 | Письмо прописной буквы И. Списывание с печатного текста (стр.68). | 1 час | |
72 | Письмо слов с буквой и под диктовку. | 2час | |
73 | Списывание с печатного текста. Мягкие и твёрдые согласные (стр.70). | ||
74 | Письмо слогов и слов с мягкими и твёрдыми согласными. | 1 час | |
75 | Письмо строчной буквы з, слогов, слов с ней (стр.72). | 1 час | |
76 | Прописная буква З. Большая буква в словах (стр.73). | 1 час | |
77 | Письмо слов с усвоенными слоговыми структурами (за-но-сы, За-хар). | 1 час | |
78 | Письмо слов с комментированием звуков и букв (стр.75). | 1 час | |
79 | Строчная буква в и слова с ней. Списывание с письменного текста (стр.76). | 1 час | |
80 | Письмо слогов и слов с буквой в. Комментирование (с.77). | 1 час | |
81 | Письменная буква В и слова с ней. Правописание имён людей (стр.78). | 1 час | |
82 | Строчная буква ж, слова и предложения с ней (стр.79). | 1 час | |
83 | Прописная буква Ж. Ж- в именах и начале предложения (стр.80). | 1 час | |
84 | Комментированное письмо (стр.81). | 1 час | |
85 | Письмо слов с буквами ж-ш. Смысловое значение слов (с.82). | 1 час | |
86 | Письмо слов со слогами жи- ши (стр.83). | 1 час | |
87 | Строчная буква б, слоги и слова с ней (стр.84). | 1 час | |
88 | Письмо прописной буквы Б. Списывание слов с печатного текста (стр.85). | 1 час | |
89 | Письмо слов под диктовку после звукового анализа (с.86). | 1 час | |
90 | Письмо слов с буквами б-п. Смысловое значение слов (с.87) | 1 час | |
91 | Письмр строчной буквы г и слов с ней (стр.88). | 1 час | |
92 | Письмо прописной буквы Г. Буква Г в словах и предложениях (стр.89). | 1 час | |
93 | Письмо слов со звонкими и глухими согласными г-к (с.90) | 1 час | |
94 | Списывание слов с комментированием (стр.91). | 1 час | |
95 | Письмо строчной буквы д и слов с ней(стр.92). | 1 час | |
96 | Письмо прописной буквы Д. Выборочное списывание с письменного текста (стр.93). | 1 час | |
97 | Письмо слов и предложений с буквой д (стр.94). | 1 час | |
98 | Письмо слов с буквами т-д. Звонкие и глухие согласные (с.95) | 1 час | |
99 | Слова с буквой й в середине и в конце слова (стр.96-97). | 1 час | |
100 | Письмо слов и предложений под диктовку. Списывание с печатного текста (стр.98). | 1 час | |
101 | Письмо слов с буквами и и й. Смысловое значение слов. | 1 час | |
102 | Слова с мягким знаком. Количество звуков и букв в этих словах (стр.100). | 1 час | |
4 четверть - 34 часа | 1 час | ||
103 | Списывание слов с мягким знаком. Комментирование. | ||
104 | Письмо слов с мягким знаком в середине слова. Значение мягкого знака (стр.102). | 1час | |
105 | Письмо слов со стечением двух согласных в начале слова. | 1час | |
106 | Письмо двусложных слов. Безотрывное письмо (с.102). | 1час | |
107 | Письмо трёхсложных слов. Деление слов на слоги. | 1час | |
108 | Письмо строчной буквы е. Е в начале слова (стр. 106). | 1 час | |
109 | Прописная буква Е. Е- в именах и в начале предложения(с.107) | 1 час | |
110 | Списывание с букваря печатного текста (стр.108). | 1 час | |
111 | Строчная буква ё и слова с ней (стр.109). | 1 час | |
112 | Письмо прописной буквы Ё. Звуко-буквенный анализ слов с буквой ё. | 1 час | |
113 | Письмо строчной буквы я. Слова с буквой я (стр.112). | 1 час | |
114 | Письмо прописной буквы Я. Письмо под диктовку предложений с предварительным анализом. | 1 час | |
115 | Письмо букв Ю ю и слов с ними. | 1 час | |
116 | Прописная буква Ю в именах и в начале предложения (стр.116-117). | 1 час | |
117 | Письмо строчной буквы ц. Слова с буквой ц (стр.118). | 1 час | |
118 | Письмо прописной буквы Ц (стр.119). | 1 час | |
119 | Письмо строчной буквы ч и слов с ней (стр.120). | 1 час | |
120 | Прописная буква Ч. Списывание слов, деление их на слоги. Анализ (стр.122). | 1 час | |
121 | Проверочная работа. | 1 час | |
122 | Письмо слов с сочетаниями ча, чу (стр.123). | 1 час | |
123 | Письмо букв щ Щ и слов с ними (стр.125). | 1 час | |
124 | Письмо слов с сочетаниями ча- ща, чу-щу (с.127). | 1 час | |
125 | Списывание слов с буквами ц, ч, щ (стр.128). | 1 час | |
126 | Письмо букв ф, Ф. Слова, предложения (стр.129). | 1 час | |
127 | Списываине слов с буквами в-ф (стр.131). | 1 час | |
128 | Письмо слов со строчной буквой э (с.132). | 1 час | |
129 | Прописная буква Э и слова с ней. Анализ предложений. | 1 час | |
130 | Письмо буквы ъ и слов с ней (стр.134). | 1 час | |
131 | Письмо слов с ъ. Звуко-буквенный анализ(с.135). | 1 час | |
132 | Списывание слов, предложений, текстов (с.136). | 1 час | |
133 | Контрольное списывание и диктант. Итоги года. | ||
134 | Работа над ошибками. Письмо слов и предложений. | 1 час | |
135 | Списывание. Отработка каллиграфии письма. | 1 час | |
136 | Комментированное письмо. | 1 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...