Рабочие программы 1 и 4 классы
рабочая программа по теме

Тюрикова Светлана Александровна

Рабочие программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_tyurikova_s.a.rar323.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ЧМР «Петриневская школа-интернат VIII вида»

Рабочая учебная программа по письму и развитию речи

Утверждена

приказом директора

МБОУ ЧМР «Петриневская

школа-интернат VIII вида»

№ 86 от 30.08.2012 года,

пр. педсовета № 1 от 30.08.2012 года

2012-2013 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая учебная программа по письму и развитию речи составлена на основе авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы/Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.

      Программа рассчитана на 136 часов. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

     Добукварный период составляет примерно одну четверть.

      Основные задачи добукварного периода:

- подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения

 и письма:

- привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

      Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе).

      В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.  Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.

      Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.

      На уроках письма и развития речи  проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.      К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.

            Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения письмом. Материалом обучения являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.

      Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

      Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.

            При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение письму в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:        

  различать звуки на слух и в произношении;

      анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

      писать строчные и прописные буквы;

      списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

Комментированное письмо – 3 ч.

Списывание – 8 ч.

Практическая работа – 1 ч.

Диктант – 1 ч.

Литература

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы/Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
  2. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. «Букварь» Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Москва «Просвещение», 2007г.
  3. Костромина С.  Как преодолеет трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку. – М.: АСТ: Хранитель, 2008. – 428 с.

Письмо и развитие речи

136 часов, 4 часа в неделю

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Сроки

1  четверть  - 34 часа

Добукварный  период – 18 часов.

1

Выявление знаний и умений обучающихся. Умение дер-

жать ручку и карандаш.                                                                    

1 час

2

Знакомство с наиболее распространёнными цветами. Рабочая строка. Лепка.                                                                          

1 час

3

 Обводка предметов круглой и овальной формы. Штриховка. Письмо коротких палочек.                                                          

1 час

4

Обведение по трафарету квадрата и прямоугольника. Штриховка. Письмо длинных палочек.                                                      

1 час

5

Штриховка и обводка треугольника и круга. Письмо линий с закруглением  внизу.                                                                          

1 час

6

Рабочая строка. Рисование предметов на строке (стр. 10).          

1 час

7

Письмо прямых вертикальных и горизонтальных линий (стр. 11).                                                                                                

1 час

8

Письмо наклонных прямых палочек (стр. 12). Резание полосок.                                                                                                                                              

1 час

9

Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу (стр. 13).                                                                                                

1 час

10

Письмо полуовала (стр.14).                                                          

1 час

11

Письмо овала, соединение с палочкой с закруглением внизу.                                                                                                          

1 час

12

 Письмо большого и маленького овала. Игра с мозаикой.          

1 час

13

 Письмо палочек с закруглением вверху.                                    

1 час

14

Письмо палочек с закруглением вверху и внизу (стр. 16)          

1 час

15

Письмо длинных наклонных палочек с петелькой внизу.                                                                            

1 час

16

Письмо длинной наклонной палочки с петелькой внизу.          

1 час

17

Письмо палочек в соединении, вида – ш,у, а.                                                                           

1 час

18

 Письмо прямой линии и овала о о.                                                

1 час

Букварный период – 18 часов.

19

Письмо строчной буквы а.                                                            

1 час

20

Письмо строчной буквы у (стр.20).                                                

1 час

21

Правила соединения букв в слове. Письмо слов ау, уа.                

1 час

22

Прописная буква А (стр.24).                                                                                                

1 час

23

Строчная буква м (стр.22).                                                              

1 час

24

Письмо слогов ам, ум. Прописная буква М (стр.23).                  

1 час

25

Прописная буква У. Письмо прямых открытых слогов ма, му (стр.25).                                                                                    

1 час

26

Письмо строчной буквы о.                                                              

1 час

27

Письмо прописных букв А, У, О, М (стр.26).                                

1 час

28

Упражнения в написании слогов ам-ма,  ум-му. Соединение  букв в слогах (стр.28).  

1 час

29

Письмо слогов ом- мо, букв Аа,Оо,Уу,Мм.                                

1 час

30

Письмо букв С,с (стр.29).                                                              

1 час

31

Написание прямых и обратных слогов с буквой с, ас-са,

ос-со, ус-су (стр.30).                                                                      

1 час

32

 Запись предложения. Большая буква и точка в предложении.

1 час

33

Написание слов са-ма, о-са. Анализ звуков и букв.                  

1 час

34

Письмо строчной буквы х (стр.32).                                              

1 час

2  четверть -  30 часов

35

Письмо слогов с усвоенными буквами- ас, са, ус, су, ом, мо.  

1 час

36

Письмо слогов ах, ох, ух (стр.32).                                                

1 час

37

Письмо прописной буквы  Х. Письмо слогов с буквой х.          

1 час

38

Письмо слогов и слов с буквой х. Запись предложений с этими словами (стр.34).                                                                            

1 час

39

Письмо слов с изученными буквами. Комментированное письмо (стр.34).                                                                                        

1 час

40

Комментированное письмо.

1 час

41

Письмо строчной буквы ш, слогов аш, ош, уш (стр.37).              

1 час

42

Сравнительный звуко- буквенный анализ слов с буквами с-ш.  

1 час

43

Правописание предложени.й. Начало и конец предложения.    

1 час

44

Письмо строчной буквы л и слогов с ней (стр. 40).                      

1 час

45

Письмо прописной буквы Л, слов и предложений с ней (с.41).  

1 час

46

Письмо трёхбуквенных закрытых слогов – мал, сам, лом.        

1час

47

Письмо буквы ы, слогов и слов с ней. Звуко-буквенный

анализ.                                                                                                  

1 час

48

Письмо слов с буквой ы. Списывание с доски прочитанных и разобранных слов (мы-ло, мы-ла).                                                      

1 час

49

Письмо строчной буквы н. Письмо под диктовку букв, слогов после анализа (стр.45).                                                                        

1 час

50

Письмо трёхбуквенных слов, состоящих из одного слога

(стр.46).                                                                                                  

1 час

51

Прописная буква Н. Списывание с печатного текста (с.47).      

1 час

52

Письмо строчной буквы р и слогов с ней (верхнее  соединение (стр.48).                                                                                                  

1 час

53

Письмо слов с буквой р – ра-ма, ша- ры (стр.49).                      

1 час

54

Письмо прописной буквы Р. Предложение- У Ма-ры ша-ры.

(стр.50)                                                                                                                          

1 час

55

Письмо букв л-р и слов с ними (стр.51).

1 час

56

Письмо слогов, слов, предложений под диктовку (стр.52).        

1 час

57

Списывание с печатного текста. Большая буква в именах людей (стр.53).                                                                                      

1 час

58

Письмо большой буквы в именах людей и в первом слове предложения                                                                                        

1час

59

Письмо строчной буквы к и слов с ней. Рабочая строка.            

1 час

60

Слова с буквой к. Безотрывное письмо (стр.58).                        

1 час

61

Письмо прописной буквы К. Предложение- Кошка Мурка у

норки.                                                                                                  

1 час

62

Строчная буква п. Письмо под диктовку слов с изученными буквами.                                                                                                                                                                  

1 час

63

Письмо прописной буквы П, слов с ней. Нахождение в словах отличительного звука и буквы –ла-па, лам-па (с.60).                      

1 час

64

Комментированное списывание с доски слогов, слов, предложений.                                                                                        

1 час

3 четверть -  38  часов

65

Письмо изученных букв, слогов, слов (стр.62).                            

1час

66

Списывание предложений с печатного текста (стр.63).                

1час

67

Письмо строчной буквы т, слогов, слов с ней. Списывание (стр.64).                                                                                                

1час

68

Письмо прописной буквы Т и слов с ней. Большая буква в

именах.                                                                                                  

1 час

69

Письмо предложений. Слого- словесный анализ предложений (стр.66).                                                                                                

1 час

70

Строчная буква и. И – отдельное слово (стр.67).                          

1 час

71

Письмо прописной буквы И. Списывание с печатного

текста (стр.68).                                                                                      

1 час

72

Письмо слов с буквой и под диктовку.                                            

2час

73

Списывание с печатного текста. Мягкие и твёрдые согласные (стр.70).                                                                                                

74

Письмо слогов и слов с мягкими и твёрдыми согласными.        

1 час

75

Письмо строчной буквы з, слогов, слов с ней (стр.72).              

1 час

76

Прописная буква З. Большая буква в словах (стр.73).                

1 час

77

Письмо слов с усвоенными слоговыми структурами

(за-но-сы, За-хар).                                                                                

1 час

78

Письмо слов с комментированием звуков и букв (стр.75).        

1 час

79

 Строчная буква в и слова с ней. Списывание с письменного

текста (стр.76).                                                                                      

1 час

80

Письмо слогов и слов с буквой в. Комментирование (с.77).      

1 час

81

Письменная буква В и слова с ней. Правописание имён

людей (стр.78).                                                                                      

1 час

82

Строчная буква ж, слова и предложения с ней (стр.79).              

1 час

83

Прописная  буква Ж. Ж- в именах и начале предложения

(стр.80).                                                                                                  

1 час

84

Комментированное письмо (стр.81).                                            

1 час

85

Письмо слов с буквами ж-ш. Смысловое значение слов (с.82).  

1 час

86

Письмо слов со слогами жи- ши (стр.83).  

1 час

87

Строчная буква б, слоги и слова с ней (стр.84).                          

1 час

88

Письмо прописной буквы Б. Списывание слов с печатного

текста (стр.85).                                                                                      

1 час

89

Письмо слов под диктовку после звукового анализа (с.86).      

1 час

90

Письмо слов с буквами б-п. Смысловое значение слов (с.87)    

1 час

91

Письмр строчной буквы г и слов с ней (стр.88).                          

1 час

92

Письмо прописной буквы Г. Буква Г в словах и предложениях (стр.89).                                                                                        

1 час

93

Письмо слов со звонкими и глухими согласными г-к (с.90)      

1 час

94

Списывание слов с комментированием (стр.91).                        

1 час

95

Письмо строчной буквы д и слов с ней(стр.92).                                                                                      

1 час

96

Письмо прописной буквы Д. Выборочное списывание с письменного текста (стр.93).                                                              

1 час

97

Письмо слов и предложений с буквой д (стр.94).                      

1 час

98

Письмо слов с буквами т-д. Звонкие и глухие согласные (с.95)

1 час

99

Слова с буквой й в середине и в конце слова (стр.96-97).          

1 час

100

Письмо слов и предложений под диктовку. Списывание с печатного текста (стр.98).                                                                    

1 час

101

Письмо слов с буквами и и й. Смысловое значение слов.          

1 час

102

Слова с мягким знаком. Количество звуков и букв в этих

словах (стр.100).                                                                                    

1 час

4 четверть -  34 часа

1 час

103

Списывание слов с мягким знаком. Комментирование.  

104

Письмо слов с мягким знаком в середине слова. Значение мягкого знака (стр.102).            

1час

105

Письмо слов со стечением двух согласных в начале слова.        

1час

106

Письмо двусложных слов. Безотрывное письмо (с.102).            

1час

107

Письмо трёхсложных слов. Деление слов на слоги.                      

1час

108

 Письмо строчной буквы е. Е в начале слова (стр. 106).                

1 час

109

Прописная буква Е. Е- в именах и в начале предложения(с.107)

1 час

110

Списывание с букваря печатного текста (стр.108).                      

1 час

111

 Строчная буква ё и слова с ней (стр.109).                                      

1 час

112

Письмо прописной буквы Ё. Звуко-буквенный анализ слов с буквой ё.                                                                                                                                                      

1 час

113

Письмо строчной буквы я. Слова с буквой я (стр.112).          

1 час

114

Письмо прописной буквы Я. Письмо под диктовку предложений с предварительным анализом.                                    

1 час

115

Письмо букв Ю ю и слов с ними.                                                  

1 час

116

Прописная буква Ю в именах и в начале предложения (стр.116-117).                                                                                        

1 час

117

Письмо строчной буквы ц. Слова с буквой ц (стр.118).              

1 час

118

Письмо прописной буквы Ц (стр.119).                                          

1 час

119

Письмо строчной буквы ч и слов с ней (стр.120).                        

1 час

120

Прописная буква Ч. Списывание слов, деление их на слоги.

Анализ (стр.122).                                                                                  

1 час

121

Проверочная работа.                                                                      

1 час

122

Письмо слов с сочетаниями ча, чу (стр.123).                              

1 час

123

Письмо букв щ Щ и слов с ними (стр.125).                                      

1 час

124

Письмо слов с сочетаниями ча- ща, чу-щу (с.127).                    

1 час

125

Списывание слов с буквами ц, ч, щ (стр.128).                              

1 час

126

Письмо букв ф, Ф. Слова, предложения (стр.129).                      

1 час

127

Списываине слов с буквами в-ф (стр.131).                                    

1 час

128

Письмо слов со строчной буквой э (с.132).                                  

1 час

129

Прописная буква Э и слова с ней. Анализ предложений.            

1 час

130

Письмо буквы ъ и слов с ней (стр.134).                                        

1 час

131

Письмо слов с ъ. Звуко-буквенный анализ(с.135).                      

1 час

132

Списывание слов, предложений, текстов (с.136).                      

1 час

133

Контрольное списывание и диктант. Итоги года.                      

134

Работа над ошибками. Письмо слов и предложений.                  

1 час

135

Списывание. Отработка каллиграфии письма.                            

1 час

136

Комментированное письмо.                                                          

1 час

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...