Изучение юбилейных исторических событий в начальной школе
статья по теме

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное  развитие,

воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

        

выступление учителя начальных классов

МОУ БСОШ

Евдокименковой С.А.

Меняются времена, эпохи, люди…  Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности маленького человека.
Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания.

В прошлом учебном году в нашей школе 2 первых класса работали
по новым федеральным государственным образовательным стандартам.

В рамках внедрения ФГОС II поколения разработана Концепция духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

В основной образовательной программе начального общего образования нашей школы в содержательном разделе  прописана

« Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования». Она  направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни, а также на обеспечение  духовно-нравственного  развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Программа   духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся содержит шесть разделов. В них обозначены:

1 раздел. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования.

2 раздел. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования.

3 раздел. Принципы организации  духовно-нравственного  развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования.

4 раздел.  Содержание и формы деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному  развитию и воспитанию школьников на ступени начального общего образования.

5 раздел. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

6 раздел. Контроль и оценка качества воспитания младших школьников.

Ориентируясь на Концепцию духовно-нравственного воспитания, наше образовательное учреждение  формулирует цель духовно-нравственного развития и воспитания школьников. В качестве такой цели - личностный рост каждого ребёнка нашей школы, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия. Приобретение социально значимых знаний поможет лучше ориентироваться в основных нормах и традициях окружающего его общества, понимать, на каких правилах строится жизнь нашего общества, что в нём считается правильным, верным, нужным.

Ещё одной целью  духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Различные виды деятельности  по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников представлены различными формами урочной, внеурочной, внешкольной деятельности.


Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и,  прежде всего, в процессе обучения. На самом деле - урок место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

              В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств, умение сопереживать и оказать помощь тому,   кто в ней нуждается. Исходя из этих целей и направлений вся школьная деятельность начальных классов не ограничивается только уроком, содержанием программного материала, но и внеурочной занятостью детей с привлечением родителей.

Логическим  продолжением воспитательного процесса урока по новым стандартам является внеурочная деятельность  по направлениям, одно их которых именно духовно-нравственное.

Большинство детей с интересом посещают кружки, которые выбирали сами и по совету своих родителей. Все руководители в своих рабочих программах главной целью обозначали воспитание в детях качеств духовно-нравственного человека. В школе работают кружки «Весёлый ритор», «Азбука здоровья», «Дружная семейка», «Компьютерная грамотность», «Читалочка».

Организована работа кружка духовно-нравственной направленности «Зёрнышко», основной целью которого является воспитание духовности через изучение русской культурной традиции православия.

Программа кружка предполагает организацию деятельности детей по двум  направлениям:

  1. Что такое театр?
  2. Православные праздники.

Вместе с детьми читаем поучительные рассказы, рисуем, ставим спектакли.

Первой постановкой стало рождественское представление « Чудо для Насти», к Пасхе - сказка «Теремок».

Активно  сотрудничаем с воскресной школой при храме святых апостолов Петра и Павла. Совместно провели праздник жён-мироносиц, который отмечается после Пасхи. На нём присутствовали и мамы с бабушками. Ребята показывали сценки, читали стихи, пели частушки. Это было всё посвящено мамам. А затем  играли: пеленали кукол, перебирали крупу, пели колыбельные песни, наводили порядок в комнате и в итоге чаепитие.

Активные участники становления личности младшего школьника сами родители.

Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников являются праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу. Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Учитель и родители сами определяют степень участия в мероприятии каждой стороны. Опыт показывает, что родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками (артистами, членами жюри, портнихами, кулинарами).

Детские праздники в начальных классах превращаются в своеобразные открытые уроки, так как многие из них подводят итог определенному отрезку учебной деятельности. Кроме того, праздники и подготовка к ним дают много возможностей для общения детей и родителей, происходит нравственное воспитание не только детей, но и самих взрослых.

В современном воспитании и образовании, занимают немаловажное место исследования. Уже в начальной школе, мы пробуем, учимся проводить и правильно оформлять проекты, исследовательские работы.

В начальных классах, когда у детей нет достаточного опыта работы по сбору информации, работе с дополнительной литературой, умении оформлять материал, велика роль родителей, а учитель является наставником, руководителем и соавтором работы. В 2011-2012 учебном году наши первоклассники  принимали участие в сетевом проекте « Моя семья- моё богатство». В работе приняли участие все дети и большинство родителей. Родители помогали детям в поиске информации (библиотеки, Интернет), в составлении родословных древ, в оформлении выставки рисунков. Наша команда  прошла  все этапы и получила сертификат участника проекта.

В прошлом году 4 человека приняли участие в 5-ой научно-практической конференции «Взгляд в науку», и сейчас мы готовимся к нашей конференции. 8 февраля мы участвовали в конференции «Шаг в науку» в г.Нелидово. И тут родители не оставили нас. Такая работа объединяет детей и родителей, делает родителей непосредственными участниками образовательного процесса.

Огромное значение становлению личности ребенка  занимает трудовое воспитание. Этой работе придаётся  особое значение (кружок «Дружная семейка»). Учимся создавать уют в классе, ухаживать за цветами, беречь и сохранять то, что сделано руками других людей.  Вместе с детьми в апреле посеяли семена цветов,  ухаживали за ними, наблюдали. Рассаду цветов мы отдали для озеленения территории нашей школы и   храма нашего города. В рамках акции «Добрые дела» наводили порядок на захоронениях воинов, погибших на территории Бельского района.

В нашей школе идёт плодотворная совместная работа с нелидовским заповедником. Вначале в школе проходила акция «Покормите птиц зимой», а затем мы отправляли свои работы в заповедник. Сейчас в школе проходит акция «Скворечник».

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники, посвященные «Дню Победы»,70-летию освобождения г.Белого,  доклады детей о героях войны и исторических героях в целом, встречи с ветеранами и детьми войны. Участвовали в фестивале песни «Зори»,  в викторине про Отечественную войну 1812 года в детском журнале «Мурзилка», в военно-спортивной игре «Зарничка», начали собирать свою «Книгу Памяти», посвящённую Великой Отечественной войне. Опубликовали свои материалы в журнале «Конференц-зал» по теме «Великая Отечественная в истории моей семьи».

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Следуя программе духовно-нравственного воспитания, во втором классе идёт работа  по развитию социально-значимых отношений младших школьников.

Закончить  своё выступление хочется  словами В.А.Сухомлинского: «Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком –то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».

Спасибо за внимание. Я хочу пожелать Вам  оставаться всегда молодыми и учиться  у наших детей быть счастливыми.

Останови мгновение, останови свой взгляд.

И посмотри за парты, где школьники сидят.

У каждого свой образ, у каждого свой стиль.

Эмоций просто буря, а может полный штиль.

У каждого история своя, неповторимая.

Они в одну секунду, то вредные, то милые.

Они такие разные и каждый уникален.

То гордые, то важные и каждый гениален.

Чему у них учиться, ты спросишь у себя?

Вести себя достойно! Во всём! Везде! Всегда!

Быть просто человеком, любить свою работу.

Вести урок с улыбкой!

Не нужно торопиться, вступать в борьбу со временем.

А нужно насладиться со школьником общением!

Когда глаза сверкают, когда глаза горят!

Когда к тебе направлен, такой горящий взгляд.

Останови мгновения и загляни в глаза.

Такие ты моменты запомнишь навсегда!

Ведь самый благодарный на свете ученик,

Которому ты в душу,  заботою проник.

И не нужны пятёрки ему в такой момент.

И двоечник гордится, коль скажешь комплимент.

Учись у ребятишек всему и каждый миг!

И вырастет однажды достойный ученик.

Придёт к тебе с цветами и сына приведёт.

Ты снова улыбайся и так за годом год.

Останови мгновение и оглянись вокруг.

Принёс плоды большие  твой многолетний труд!

Учись опять учиться, ты у других ребят.

И снова новый образ, и снова новый стиль.

Ты улыбайся гордо! Вперёд! Учи! Учись!

Останови мгновение, запомни навсегда!

Не повторяется  такое никогда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа. Современная концепция исторического образования в начальной школе.

 Особенностью современной системы образования не только российской,но и мировой, является ее гуманизация - то есть обращение, прежде всего к личности учащегося, и гуманиторизация - то есть максимально...

Использование регионального материала при изучении грамматических значений прилагательных в начальной школе

В статье дается пример работы над закреплением грамматических значений прилагательных на основе текстов о Белгородской области....

О работе с историческим материалом в начальной школе.

Предмет «Окружающий мир» предусматривает предварительное ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края и не дублирует курс истории. На ярком и доступном детям материале формиру...

Мастер-класс для учителей начальных классов по теме:"Изучение достопримечательностей Пермского края в начальной школе (ВПР по окружающему миру, задание 10.3)"

Ежегодно, являясь экспертами при проверке работ ВПР по окружающему миру, мы пришли к выводу, что при выполнении задания 10.3      дети делают много ошибок СЛАЙД 2 (не могут пе...

Статья на тему "Уроки окружающего мира исторического содержания в начальной школе как пропедевтика курса истории в средней школе"

Историческое образование – это сложный и многогранный процесс, требующий особого подхода для эффективного усвоения материала для всех школьников в целом, а не только для младших школьников. Одна...

Использование комплексно-волновых уроков как эффективного метода исследовательской деятельности при изучении истории родного края в начальной школе Рождественская Е.Б. Учитель начальных классов, Шишкина С.В. Учитель музыки

В статье раскрывается значимость комплексно-волновых уроков, как инновационной методики, рассказывается о технологии проведения комлексно-волновых уроков в начальной школе....