О работе с историческим материалом в начальной школе.
статья (3, 4 класс)
Предмет «Окружающий мир» предусматривает предварительное ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края и не дублирует курс истории. На ярком и доступном детям материале формируются образные представления о наиболее важных событиях и фактах из истории Российского государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_rabote_s_istor._materialom_v_nachalnoy_shkole.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на МК учителей начальных классов
О работе с историческим материалом
в УМК
«Начальная школа XXI в»
Подготовила: учитель начальных классов
Полчанинова С.Л.
ТАГАНРОГ
2015
Предмет «Окружающий мир» предусматривает предварительное ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края и не дублирует курс истории. На ярком и доступном детям материале формируются образные представления о наиболее важных событиях и фактах из истории Российского государства.
Исторический материал выстроен не по эпохам, а по культурологическим темам, которые раскрывают развитие каждой конкретной области (земледелие, ремёсла, просвещение, искусство) от одного исторического времени к другому. Это дает возможность учащимся понять, какие изменения происходили в государстве, как менялись люди, их труд, культура, быт и многое другое. И что особенно важно, увидеть за событиями конкретного человека определенной эпохи.
Важнейшим умением, которое необходимо школьнику при изучении истории в средней школе, является умение соотносить конкретный исторический факт с тем временем, когда это событие состоялось, т.е. умение ответить на вопросы:
- Когда это произошло?
- Назвать дату этого события.
- Какие другие события произошли в это же время.
Поэтому, у учащихся нужно:
во-первых, формировать представления об историческом времени, элементарное историческое мышление. В этом хорошо помогает составление ленты времени:
_______I ___________I ___________I __________I _________I _________
Х (10век) ХI (11век) ХII (12 век) ХIII (13 век) ХIV (14 век) и т.д.
Эта работа ведется постоянно. При изучении какого-нибудь исторического события, составляется его схематическое изображение и располагается на ленте времени. Например: дети узнали, что первые школы появились в 988 году. Рисуется знак книги (• ) и помещается на ленту времени (Х век).
Осознанию представлений о времени могут помочь и рисунки:
- нарисуй какой-нибудь предмет из прошлого, настоящего, будущего.
- Нарисуй один и тот же предмет таким, какой он был раньше, какой он сейчас, каким представляется в будущем.
- Назови самую распространённую обувь в древности. Она обязательно плелась из лыка. А сейчас, какая обувь?
- Как называлось наше государство раньше? А как сейчас называется наше государство?
С удовольствием дети разыгрывают воображаемые ситуации:
- «Если бы мы жили в Древней Руси, какие бы предметы нас окружали?»
- Если бы ты жил в XIX веке, то в твоём доме могли быть такие помещения: гостиная, будуар, диванная, буфетная, музыкальная, кабинет. Для чего были предназначены эти помещения в доме?
Можно предложить и такое задание: «Напиши, к какому веку относится этот год: 1564г. - … век, 1112г. - … век, 1935г. - … век.
Во-вторых, у учащихся нужно формировать навык работы с датами и умение соотносить дату, век, историческое лицо.
- «При каком из этих императоров был открыт первый учительский институт в 1817 году, если Николай I правил с 1825 года, а его старший брат Александр I с 1801 года. Застал ли это событие А.С. Пушкин, если он родился в 1799 году, а умер в 1837 году».
Такие задания можно предлагать детям в начале урока в качестве разминки.
А вот такие задания можно использовать в мини-тестах, для проверки усвоенного материала:
- Прочитай учебник и запиши, когда произошла Невская битва? _______
- Кто стоял во главе русских войск? _______________________________
- Прочитай учебник и запиши, когда произошло Ледовое побоище?_____
- Кто стоял во главе русских войск?________________________________
- Напиши, каким ты себе представляешь Александра Невского?
___________________________________________________________
- Отметь х на ленте времени, когда произошли Невская битва и Ледовое побоище:
□ XI □ XII □ XIII □ XIV □ XVI □ XVII □ XVIII □ XIX □XX
В-третьих, при работе с историческим текстом не должно быть механического, формального заучивания, пересказа. После того, как учитель познакомит ребят с историческим текстом, идет работа над его осмысливанием:
- работа с историческими понятиями;
- работа с датами;
- историческое лицо, связанное с этим понятием или датой;
- соотнесение даты и века, лица и события;
- в качестве домашнего задания сочинение, очерк, своё мнение на изученный вопрос.
Кроссворд помогает систематизировать знания, осмыслить их, применить в нестандартной ситуации.
Кроссворд по теме «Человек – защитник своего Отечества»
2. | ||||||||||||||||
3. | 4. | |||||||||||||||
1. | ||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||
10. | ||||||||||||||||
По горизонтали:
- По преданию, Куликовская битва началась поединком русского воина …… и татарина Челубея.
- Городской староста, купец, призвавший русский народ освободить Родину от поляк.
- Он стоял во главе русских войск в войне 1812года.
- Старостиха, командующая партизанским отрядом в войне 1812года.
- Он возглавлял русское войско во время Куликовской битвы.
- Сержант, который 59 дней оборонял дом в Сталинграде.
По вертикали:
2. Известный командир партизанского отряда в войне 1812года.
4. Князь, победивший шведских и немецких рыцарей. Александр ……
6. Князь, возглавивший народное ополчение 1612года.
8. Князь, который всех призвал объединиться для защиты русской земли от половцев.
Таким образом, главная задача при работе с историческим текстом, не заполнение памяти младших школьников формальными знаниями, а формирование первичного исторического мышления.
Используемая литература:
- Окружающий мир: 1-4 классы. Методика обучения – М.: Вентана-Граф, 2002.
- Окружающий мир: 3,4 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч/ Н.Ф.Виноградова, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для работы в МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Данные материалы выбраны, как самые действенные и удачные....
Исследовательская работа. Современная концепция исторического образования в начальной школе.
Особенностью современной системы образования не только российской,но и мировой, является ее гуманизация - то есть обращение, прежде всего к личности учащегося, и гуманиторизация - то есть максимально...
Работа с контрольно-диагностическим материалом в начальной школе
В статье рассказывается о диагностической работе, проводимой при проверке знаний, умений, навыков в начальной школе, а также при поступлении детей в школу....
Изучение юбилейных исторических событий в начальной школе
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – лично...
Статья Приёмы работы с историческим материалом на уроках Окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России».
Статья предназначена для учителей , работающих по программе УМК "Школа России". В ней описаны приёмы работы с историческим материалом на уроках Окружающего мира в 4 классе....
Статья на тему "Уроки окружающего мира исторического содержания в начальной школе как пропедевтика курса истории в средней школе"
Историческое образование – это сложный и многогранный процесс, требующий особого подхода для эффективного усвоения материала для всех школьников в целом, а не только для младших школьников. Одна...