Рабочая программа - декоративно-прикладное искусство 2 класс
методическая разработка (2 класс) на тему
Разработка рабочей программы про предмету внеурочной деятельности "Декоративно-прикладноне искусство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_dpi_no1.docx | 42.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цель предлагаемой программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- научить приемам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения прикладного искусства;
- научить правильно, использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Программа «Декоративно-прикладного искусства» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Задания направлены н освоение языка декоративно-прокладного искусства (аппликация, декоративные композиции из природного материала, работа с тканями) и бумажной пластики.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми технологических правил направленные на развитие творческой деятельности; конструкторско-технологического мышления; пространственного воображения, эстетических представлений; формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительного средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, мягких игрушек, художественно-декоративных изделий и других изделий.
Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчета 34 часа (по одному часу в неделю).
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное ответственное отношение делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Итоги занятий будут проводиться в форме отчетной выставки.
Декоративно-прикладное искусство
Учебно-тематический план
№ п/п |
Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Работа с природными материалами | 6 | 1 | 5 |
3 | Морские пришельцы (работа с ракушками, речными материалами) | 6 | 1 | 5 |
4 | Работа с бумагой (аппликация) | 6 | 1 | 5 |
5 | Работа с различными тканями | 6 | 1 | 5 |
6 | Кожная пластика | 6 | 1 | 5 |
7 | Отчетная выставка - ярмарка работ учащихся | 2 | 1 | 1 |
Итого | 34 | 7 | 27 |
Содержание курса
1. Вводное занятие
Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия лесопарк. Сбор природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, березы, еловые шишки, мох, желуди, цветы, семена и т.д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.
Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.
2. Работа с природными материалами
Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, желудей, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями; работа с гербариями «Лекарственные растения нашего леса», « Полевые цветы», создание букета из сухих цветов, тематических композиций; работа кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек, с дубовыми желудями, (Оформление панно «Зайчата», «Белочка», «Цвет яблони», «Поздравляю!» и т.п.)
Береста - один из прочих и красивых материалов, изготовление панно, украшений, игрушек, полезных бытовых вещей. Время заготовки бересты. Способы заготовки и хранения бересты. Обработка бересты. Техника безопасности при работе с берестой.
Практическая работа: обработка бересты; изготовление по замыслу детей и педагога; изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек.
3. Морские пришельцы (работа с ракушками, речными камешками и речного материала)
Сбор ракушек, камушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками, камнями. Использование ракушек, песка, камней для создания композиций аппликации. Оформление объемных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек или камней.
Практическая обработка: сортировка речного материала; проектирование изделий из речного материала; оформление работ из речного материала; (оформление рамок, панно и т.п.).
4. Работа с бумагой
Порядок создания занимательных игрушек из бумаги, различные виды аппликации, рельефная аппликация, поделки из полосок бумаги, модульная технология из бумаги и др.
Проведение конкурс.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики, оригами.
5. Работа с различными тканями
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала и инструмента для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.
Практическая работа: освоение безопасных приемов работы со швейной иглой при работе швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.
6. Кожная пластика
Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.
Практическая работа: подготовка кожи к работе; работа над эскизом; подбор материала для работы; оформление тематического панно, броши, сувенира, (кулона, миниатюр и т.п.).
7. Отчетная выставка-ярмарка работ школьников
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Применяемая литература
Белякова О.В. Большая книга поделок / О.В. Белякова. - М., 2009.
Гульянц Э.К.Что можно сделать из природного материала / Э.К.
Гульянц. - М., 1991.
Ильин М.П. Школьный гербарий / М.П. Ильин. - М., 1997.
Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев, и коры / М.И.
Нагибина. - Ярославль, 1997.
Фирсова Г.Н. Шарики – Лошарики / Г.Н. Фирсова. - М.,2010.
Гришина Н.И. Поделки из плосок бумаги / Н.И. Гришина. - АНО «Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова», 2011.
Календарно-тематическое планирование – « Декоративно-прикладное искусство»
Дата | № урока | Тема урока | Дидактические средства | Межпред. связь | Тип урока (Форма и вид деят-сти) | Методы самостоятельн. работы учащихся под руковод-м учителя | Д.З. | НРК | Фрон.кон. |
1 1 | Вводное занятие- (2ч) Знакомство с произведениями народных проомыслов. Экскурсия в парк. | Обазцы изделий вышивки, старинные кружева, старинная утварь | Окружающий мир Рисование | Урок- беседа Урок- экскурсия | Сбор природного материала в парке | Хранение и просушив- ние природных материалов | НРК | Ответы на вопросы | |
1 | Работа природными материалами- (6ч) Берегите дары леса. | Образцы материалов | Окружающий мир Рисование | Беседа с элементами демонстра- ции | Знакомство природными материалами | Хранение и просушив- ние природных материалов | Ответы на вопросы | ||
1 | Заготовка природного материала | Образцы природ-х материалов | Окружающий мир Технология | Урок- экскурсия | П.Р.Правила просушив-я | Подобрать заготовки | Контроль за дейст. | ||
1 | Сушка собранного материала | Образцы природ-х материалов | Окружающий мир | Беседа с элементами демонстра- ции | П.Р.Просуш- вание и хранения материала | Сушка пр. материала | Качество обработки | ||
1 | Создание букета из сухих цветов и веточек | Образцы природ-х материалов | Окружающий мир Рисование | Беседа с элементами демонстра- ции. груповая | П.Р.Создание композиции букета | Изготов. осенний букет | Н.Р.К. | Контроль за дейст. | |
1 | Оформление панно | Образцы природ-х материалов | Окружающий мир Рисование | Беседа с элементами демонстра- ции | П.Р.Оформ. панно из листьев | Основные цвета | Качество изделий | ||
1 | Изготовление кормушек для птиц | Образцы материалов | Окружающий мир Технология | Новый материал, групповая | П.Р.Изготов. кормушек из веток и лисьев | Сделать кормушку с родителями | Контроль за дейст. | ||
1 | Морские пришельцы (работа ракушками, речными материалами)- (6ч) Виды ракушек, хранение и их обработка | Образцы материалов | Окружающий мир Рисование | Беседа с элементами демонстра- ции | Ответы на вопросы | ||||
1 | Сбор ракушек, камней, песка | Образцы природ-х материалов | Окружающий мир Рисование | Беседа, групповая | П.Р. | Сбор песка, ракушек | Контроль за дейст. | ||
1 | Изготовление объемных поделок | Образцы изделий | Рисование Технология | Беседа, групповая | П.Р. | Контроль за дейст. Инд. кон. | |||
1 | Изготовление работ из речного материала | Образцы материалов | Окружающий мир Рисование | Беседа с элементами демонстра- ции | П.Р. | Контроль за дейст. | |||
1 | Создания композиций аппликации | Схема выполнения работы | Окружающий мир Рисование | Беседа с элементами демонстра- ции | П.Р. | Выполнить аппликацию | Контроль за дейст. | ||
1 | Оформление рамок, панно | Рамка для фотографий | Окружающий мир Рисование | Беседа, групповая | П.Р. | Контроль за дейст. | |||
1 | Работа с бумагой- (6ч) Правила безопасной работы ножницами | Табл. «Работа ножницами» | Окружающий мир Рисование Технология | Изучение нового материала | Ответы на вопросы | ||||
1 | Поделки из гофрированной бумаги | Табл. «Поделки из бумаги» | Рисование Технология | Практическая Беседа, групповая | П.Р. | Выполнить работу с родителями | НРК | Контроль за дейст. | |
1 | Поделки из серпантина | Табл. «Поделки из бумаги» | Рисование Технология | Практическая Беседа, групповая | П.Р. | Контроль за дейст. Инд. кон. | |||
1 | Поделки из узких полос бумаги | Табл. «Поделки из бумаги» | Рисование Технология | Беседа с элементами демонстра- ции | П.Р. | Контроль за дейст. Инд. кон. | |||
1 | Рельефная аппликация «Яблоня с яблочками» | Схема выполнения работы | Окружающий мир Рисование Технология | Практическая Беседа, групповая | П.р. | Подобрать бумагу | Контроль за дейст. Инд. кон. | ||
1 | Рельефная аппликация «Подарок маме» | Схема выполнения работы | Окружающий мир Рисование Технология | Беседа практическая | П.Р. | Контроль за дейст. Инд. кон. | |||
1 | Работа с различными тканями (6ч) Народные традиции в изготовлении игрушек | Табл. Рисунки игрушек | Окружающий мир Рисование Технология | Новый материал, групповая | Н.Р.К. | Ответы на вопрсы | |||
1 | Проектирование и раскрой мягкой игрушки | Табл. «Раскрой игрушки» | Рисование технология математика | Беседа, практическая | П.Р. | Подобрать ткань | Контроль за дейст. | ||
1 | Изготовление игрушки (кукла, мышка итд.) | Табл. «Изготовление игрушки» | Рисование технология математика | Практическая Беседа, групповая | П.Р. | Контроль за дейст. Инд. кон. | |||
1 | Отработка приёма работы со швейной иглой | Схема ручной иглы | технология | Беседа, практическая | П.Р. | Контроль за дейст. Инд. кон. | |||
1 | Знакомство со швейной машинкой | Плакат. «Швейная машинка» | технология | Беседа, практическая | П.Р. | Контроль за дейст. | |||
1 | Изготовление игрушки для друга | Плакат «Игот. игрушки» | Рисование технология математика | Беседа, практическая | П.Р. | Контроль за дейст. Инд. кон. | |||
1 | Кожная пластика (6ч) Художественная обработка кожи | Образцы кожи | Окружающий мир Рисование Технология | Новый материал, групповая | НРК | Ответы на вопросы | |||
1 | Виды работы с кожей и рабочие инструменты | Плакат «Инстумен. приспособ.» | Рисование технология | Беседа, практическая | П.Р. | Подобрать образцы кожи | Беседа, практическая | ||
1 | Техника изготовление изделий из кожи | Рисование технология | Беседа, практическая | П.Р. | Контроль за дейст. Инд. кон. | ||||
1 | Изготовление броши | Схема Выполнения работ | Технология Математика | Беседа, практическая | П.Р. | Контроль за дейст. Инд. кон. | |||
1 | Изготовление кулона | Рисование технология | Беседа, практическая | П.Р. | Контроль за дейст. Инд. кон. | ||||
1 | Изготовление панно | Образцы рисунков | Рисование технология | Беседа, практическая | П.Р. | Контроль за дейст. Инд. кон. | |||
1 | Проведение школьной выставки | Беседа | |||||||
1 | Подведение итогов и награждение авторов | Беседа | |||||||
Итого: 34ч; П.Р. – 27ч. |
Пояснительная записка
Цель предлагаемой программы кружковой работы «Мастерилка» состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, раскрыться в творческой деятельности.
Задачи:
- развивать творческую активность, способность самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их в практике;
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- научить приемам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения прикладного искусства;
- научить правильно, использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Программа «Мастерилка» рассчитана на учащихся начальной и средней школы, увлекающихся художественно-творческой деятельностью.
Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю.
Задания направлены н освоение языка декоративно-прокладного искусства (аппликация, декоративные композиции из природного материала, работа с тканями) и бумажной пластики и рельефной аппликации, рисование на стекле –«Витраж», резьба по дереву, лепка из теста и пластилина, работа с фольгой.
Программа поможет решить различные учебные и развивающие задачи: освоение детьми технологических правил направленные на развитие творческой деятельности; познавательных интересов, конструкторско-технологического мышления; пространственного воображения, эстетических представлений; формирования внутреннего плана действий и мелкой моторики рук;
Воспитательные задачи: формирование эстетического отношения красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительного средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, мягких игрушек, художественно-декоративных изделий и других изделий.
Продолжительность занятий строится в начальной и средней школе из расчета 35 часа (по одному часу в неделю).
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное ответственное отношение делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Межпредметные связи: математика, изобразительное искусство, технология, биология, окружающий мир.
Дидактические средства
Таблицы «Приемов безопасного труда», образцы готовых изделий, схемы и рисунки.
Плакаты «Контурная резьба», коллекция «ниток» и «ткани», образцы инструментов и приспособлений.
Форма занятий – игра, беседа, экскурсия, наблюдения, проектирование, моделирование, конкурс, вставка –ярмарка.
Применяемая литература
Белякова О.В. Большая книга поделок / О.В. Белякова. - М., 2009.
Гульянц Э.К.Что можно сделать из природного материала / Э.К.
Гульянц. - М., 1991.
Ильин М.П. Школьный гербарий / М.П. Ильин. - М., 1997.
Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев, и коры / М.И.
Нагибина. - Ярославль, 1997.
Фирсова Г.Н. Шарики – Лошарики / Г.Н. Фирсова. - М.,2010.
Гришина Н.И. Поделки из плосок бумаги / Н.И. Гришина. - АНО «Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа декоративно-прикладного творчества по тестопластике.
Рабочая программа декоративно-прикладного творчества по тестопластике....
«Учебно-методический комплект по программе «Декоративно – прикладное творчество для дошкольников»
Подготовка дошкольников к трудовой деятельности остается одной из основных и актуальных задач. Началом такой подготовки является формирование у учащихся интереса к труду и потребности овладет...
Дополнительная образовательная программа "Декоративно-прикладное искусство"
Дополнительная образовательная программа "Декоративно-прикладное искусство"...
Дополнительная общеразвивающая программа "Декоративно-прикладное творчество. Творческая мастерская".
Дополнительная общеразвивающая программа "Декоративно- прикладное творчество" адресована обучающимся 4-х классов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...
Дополнительная общеобразовательная программа декоративно – прикладной направленности «Красота без границ».
Дополнительная общеобразовательная программа декоративно - прикладной направленности "Красота без границ"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Декоративно-прикладное творчество", 2 класс
Декоративно - прикладное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к...