Рабочая программа внеурочной деятельности "Декоративно-прикладное творчество", 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Декоративно - прикладное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения.
Данная программа была разработана с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_dpt_2_klass.docx | 206.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких трепетных звуках, в сказках, в игре, в собственном творчестве,… Через сказки, фантазии, игру, через неповторимое творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Творчество – процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающейся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью. В творческом процессе участвуют воображение и мастерство, которое человек приобретает, получая знания и претворяя их в жизнь на практике.
В наши дни народное декоративное творчество переживает новый этап – словно заново открывается нам красота произведений древнего традиционного искусства, воплощающий многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человека труда.
Декоративно - прикладное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей обучающихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Программа составлена на основании следующих нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановлении главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Учебного плана 2 класса по ФГОС, утвержденного на 2021-2022 учебный год –1 час в неделю.
- АООП Приказ № 284 от 07.09.2016 г. (в I).
Актуальность данной программы заключается в том, что за счет развития креативного мышления обучающиеся могут приобрести практические навыки ручного труда, которые могут использоваться в повседневной жизни (для создания уюта в доме и т.д.), выразить себя в творчестве.
Цель программы:
- Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно-прикладного искусства.
- Формирование у обучающихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
- Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
- Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- Приобщать школьников к народному искусству;
- Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
- Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
В основу программы положены следующие принципы:
- Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;
- Связи с жизнью;
- Развитие индивидуальности каждого ребёнка;
- Единство и целостность субъект-субъектных отношений;
- Системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала «от простого к сложному»).
Программа носит широкую коррекционную направленность, включая упражнения для развития мелкой моторики рук, глазомера, цветоразличения, создает условия для развития памяти, мышления и речи. Это окажет положительное влияние на трудовую деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует их интеллектуальному развитию.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Освоение предмета предусмотрено при 5-дневной учебной неделе по 1 часу в неделю для 2 класса, что составляет 33 часа за учебный год.
Во 2 классе продолжительность учебного года составляет 33 недели.
Структура программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, умений и навыков обучающихся, освоение материала путем последовательного усвоения программы с учетом возрастных особенностей детей.
В программу включены следующие направления декоративно-прикладного творчества: работа с природным материалом, аппликации, работа с бумагой, пластилинография.
Программа способствует развитию разносторонней личности ребёнка, воспитание воли и характера; помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни; формированию понятия о роли и месте декоративно-прикладного искусства в жизни; освоению современных видов декоративно-прикладного искусства; обучению практическим навыкам художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств; созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания совместной работы обучающихся и педагога.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используются: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Технология. Ручной труд» 2 класс, Л.А.Кузнецова, М: «Просвещение» , 2018 г.,
интернет-ресурсы.
Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как трудовое обучение. Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Развивая моторику в процессе трудового обучения, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. У обучающихся вырабатываются такие волевые качества, как терпение и настойчивость, энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Трудовое обучение позволяют проявить себя детям с нарушениями интеллекта, которые, в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки различных
материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися. Именно поэтому трудовое обучение характеризуется многообразием ручных вырезывание разных видов, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), выполнение стежков на ткани и т.д. При изготовлении объектов на уроках трудового обучения используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами; ткань и нитки различного происхождения; самый разнообразный природный материал, бросовые материалы.
Результаты освоения курса
К концу учебного года обучающиеся должны владеть определенными знаниями и следующими навыками:
- уметь работать инструментами, приспособлениями для ручного труда;
- соблюдать правила безопасной работы;
- давать краткую информацию о природных материалах;
- владеть элементарными навыками работы;
- называть бросовые материалы, работать с ними;
- владеть приемами работы с пластилином, бисером, бумагой.
Содержание курса
Обучающиеся знакомятся не только с различными свойствами каждого материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например, свойством гибкости. Для развития ребенка имеет огромное значение многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе ли на ткани. Уроки трудового обучения позволяют учащимся видеть одинаковые приемы в работе с различными материалами: лепить можно из пластилина, теста; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д., а это положительно сказывается на развитии познавательной деятельности.
В первом классе формирование первоначальных трудовых навыков не завершается, и по-прежнему в течение всего учебного года активно ведется работа по поддержанию интереса к труду в самых различных формах. Используются различные методы подачи учебного материала, обучение происходит с элементами занимательности и игры, обучающимся предлагаются посильные и общественно значимые задания.
Начиная со 2-го класса, усиливается работа по пробуждению интереса учащихся именно к тем профессиям, обучение которым организовано в школе, в доступной для таких детей форме раскрывается их важность и привлекательность.
Содержание учебного материала имеет информационно-практическую деятельность обучающихся, которые направлены на расширение и закрепление круга знаний и умений, приобретенных в первом и во втором классах и способствующих выработке устойчивых положительных навыков и привычек. Отличительной особенностью обучения в третьем классе является увеличение степени самостоятельности обучающихся. Анализ образца изделия школьникам предлагается провести самостоятельно, поскольку они обучались этому с первого класса.
На уроках трудового обучения уделяется особое значение художественной деятельности, как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей. На каждом уроке предусматривается включение обучающихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера.
Трудовое обучение является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Тематическое планирование
(33часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Работа с пластилином | 7 |
3 | Работа с природными материалами | 5 |
4 | Работа с бумагой и картоном | 20 |
Всего | 33 |
Календарно-тематическое планирование
(Декоративно-прикладное творчество 1ч. в неделю – 33 часа)
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Дата | ||
по плану | по факту | корректировка | |||
1. | Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами. | 1 | 1 Сен(Вт) | ||
2. | Работа с пластилином. Лепка из пластилина геометрических тел прямоугольной формы «Брус» | 1 | 8 Сен(Вт) | ||
3. | Работа с пластилином. Лепка предметов цилиндрической формы, шара, жгутиков. | 1 | 15 Сен(Вт) | ||
4. | Работа с пластилином. Лепка из пластилина «Яблоко». | 1 | 22 Сен(Вт) | ||
5. | Лепка сказочного героя «Колобок» | 1 | 29 Сен(Вт) | ||
6. | Лепка из жгутиков «Корзинка» | 1 | 6 Окт(Вт) | ||
7. | Лепка из пластилина «Овощи» | 1 | 13 Окт(Вт) | ||
8. | Лепка из пластилина «Фрукты» | 1 | 20 Окт(Вт) | ||
9. | Экскурсия в природу. Собирание листьев, палочек, шишек. | 1 | 10 Ноя(Вт) | ||
10. | Составление осеннего букета из листьев. | 1 | 17 Ноя(Вт) | ||
11. | Работа с природным материалом «Бабочка» | 1 | 24 Ноя(Вт) | ||
12. | Изготовление по образцу рыбки из семян, косточек. | 1 | 1 Дек(Вт) | ||
13. | Изготовление черепашки из скорлупы грецкого ореха. | 1 | 8 Дек(Вт) | ||
14. | Работа с бумагой и картоном. Правила ТБ при работе с ножницами, клеем. | 1 | 15 Дек(Вт) | ||
15. | Изготовление снежинки | 1 | 22 Дек(Вт) | ||
16. | Аппликация из геометрических фигур | 1 | 29 Дек(Вт) | ||
17. | Плоскостное конструирование «Цыпленок в скорлупе» | 1 | 12 Янв(Вт) | ||
18. | Аппликация «Самолет в облаках» | 1 | 19 Янв(Вт) | ||
19. | Изготовление панно «Рыбки и водоросли» | 1 | 26 Янв(Вт) | ||
20. | Изготовление панно «Космическое путешествие» | 1 | 2 Фев(Вт) | ||
21. | Изготовление панно «Кораблик» | 1 | 9 Фев(Вт) | ||
22. | Изготовление оригами «Тюльпан» | 1 | 2 Мар(Вт) | ||
23. | Изготовление стаканчика | 1 | 9 Мар(Вт) | ||
24. | Работа с ватными дисками «Снеговик» | 1 | 16 Мар(Вт) | ||
25. | Изготовление панно «Птицы нашего края» | 1 | 23 Мар(Вт) | ||
26. | Изготовление панно «Праздник ветерка» | 1 | 30 Мар(Вт) | ||
27. | Изготовление панно «Ожившая сказка» | 1 | 6 Апр(Вт) | ||
28. | Изготовление панно «Ожившая сказка» | 1 | 13 Апр(Вт) | ||
29. | Изготовление панно «Ожившая сказка» | 1 | 20 Апр(Вт) | ||
30. | Изготовление панно «Летняя полянка» | 1 | 27 Апр(Вт) | ||
31. | Изготовление панно «Летняя полянка» | 1 | 4 Май(Вт) | ||
32. | Изготовление панно «Летняя полянка». Итоговое занятие. Оформление выставки детских работ. | 1 | 11 Май(Вт) | ||
33. |
Литература
- Н.И Фуникова, Н.П.Пакилева «Программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.» / Под. Ред. В.В Садырина; -Челябинск.: ИИУМЦ
- Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. – М.: Просвещение, 2010.
- Лютикова Н.Н. Развитие компетентности учителя образовательной обрасти «Технология» в условиях новой модели образования. – Хабаровск: ХК ИРО, 2010.Григорьев Д.В., Куприянов Б.В.
- Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение 2011.
- Л.А.Божко. «Бисер для девочек» /С.А.Порхаев - М.: Мартин 2007г. - 104с.
- Н.М.Васильева. Программа для детей с особыми педагогическими потребностями «Открывая сердца»/ЦДТ» Радуга, 2009г.
- Т.Геранимус. «Я всё умею делать сам. Рабочая тетрадь по трудовому обучению 2класс.» - М.: Аст-Пресс школа, 2007г. - 176с.
- Т.Геранимус. «Я всё умею делать сам. Рабочая тетрадь по трудовому обучению Зкласс.» - М.: Аст-Пресс школа, 2007г. - 176с.
- С.В.Колесник «Азбука мастерства. 1класс. / -Саратов: Лицей, 2004г.- 64с.
- Е.А.Лутцева. Технология. Ступеньки к мастерству: Учебное пособие для учащихся 1 класса.» /Н.В.Виноградова, В.Д.Симоненко - М.: Винтано- Графф, 002г -112с.
- Т.Н. Проснякова. «Цветы. Энциклопедия технологий прикладного творчества.» / Самара. «Фёдоров» 2007г. - 48с.
- С.В.Соколова «Праздник оригами. Открытки, письма, сувениры.»/ С.Соколова - М.: Эксмо; СПб Домино, 2007г. - 352с.
- Е.А.Ступак. «Оригами. Подарки к праздникам.» / Е.Ступак - М.: Айрис- пресс, 2007г. - 106с.
- Л.В.Юртакова «Квилинг: создаём компазицию из бумажных лент» / Л.Юртакова, А.Юртакова. - М.: Эксмо, 2012г. - 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе "Художественное творчество"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками 1 – 4 классы» -...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Народное творчество"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Народное творчество"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" 1-4 класс содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...
Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Художественное творчество: станем волшебниками»
Занятия по данному курсу познакомят обучающихся с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме ре...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Речевое творчество» для 4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Речевое творчество" включает цели, задачи, планируемые результаты, содержание курса и тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса РОСТ (развитие, общение, самоанализ, творчество)
Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Содержание деят...