Рабочая программа внеурочной деятельности "Декоративно-прикладное творчество", 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Сечная Ирина Владимировна

Декоративно - прикладное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. 

Данная программа была разработана с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_dpt_2_klass.docx206.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких трепетных звуках, в сказках, в игре, в собственном творчестве,… Через сказки, фантазии, игру, через неповторимое творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Творчество – процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающейся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью. В творческом процессе участвуют воображение и мастерство, которое человек приобретает, получая знания и претворяя их в жизнь на практике.

В наши дни народное декоративное творчество переживает новый этап – словно заново открывается нам красота произведений древнего традиционного искусства, воплощающий многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человека труда.

Декоративно - прикладное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей обучающихся,  да  и  сама  внеурочная  работа,  призванная учитывать личные запросы школьника,  стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Программа составлена на основании следующих нормативных документов:

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановлении главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Учебного плана 2  класса по ФГОС, утвержденного на 2021-2022 учебный год –1 час в неделю.

- АООП Приказ № 284 от 07.09.2016 г. (в I).

Актуальность данной программы заключается в том, что за счет развития креативного мышления обучающиеся могут приобрести практические навыки ручного труда, которые могут использоваться в повседневной жизни (для создания уюта в доме и т.д.), выразить себя в творчестве.

Цель программы:

- Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно-прикладного искусства.

- Формирование у обучающихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

- Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.

- Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

- Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

-  Приобщать школьников к народному искусству;

- Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

- Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

- Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

В основу программы положены следующие принципы:

  1. Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;
  2. Связи с жизнью;
  3. Развитие индивидуальности каждого ребёнка;
  4. Единство и целостность субъект-субъектных отношений;
  5. Системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала «от простого к сложному»).

Программа носит широкую коррекционную направленность, включая упражнения для развития мелкой моторики рук, глазомера, цветоразличения, создает условия для развития памяти, мышления и речи. Это окажет положительное влияние на трудовую деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует их интеллектуальному развитию.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Освоение предмета предусмотрено при 5-дневной учебной неделе по 1 часу в неделю для 2 класса, что составляет 33 часа за учебный год.

Во 2 классе продолжительность учебного года составляет 33 недели.

Структура программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, умений и навыков обучающихся, освоение материала путем последовательного усвоения программы с учетом возрастных особенностей детей.

 В программу включены следующие направления декоративно-прикладного творчества: работа с природным материалом, аппликации, работа с бумагой, пластилинография.

Программа способствует  развитию разносторонней личности ребёнка, воспитание воли и характера; помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни; формированию понятия о роли и месте декоративно-прикладного искусства в жизни; освоению современных видов декоративно-прикладного искусства; обучению практическим навыкам художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств; созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания совместной работы обучающихся и педагога.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используются: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Технология. Ручной труд» 2 класс, Л.А.Кузнецова, М: «Просвещение» , 2018 г.,

интернет-ресурсы.

Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как трудовое обучение. Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Развивая моторику в процессе трудового обучения, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. У обучающихся вырабатываются такие волевые качества, как терпение и настойчивость, энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Трудовое обучение позволяют проявить себя детям с нарушениями интеллекта, которые, в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки различных

материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися. Именно поэтому трудовое обучение характеризуется многообразием ручных вырезывание разных видов, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), выполнение стежков на ткани и т.д. При изготовлении объектов на уроках трудового обучения используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами; ткань и нитки различного происхождения; самый разнообразный природный материал, бросовые материалы.

Результаты  освоения курса

К концу учебного года обучающиеся должны владеть определенными знаниями и следующими навыками:

- уметь работать инструментами, приспособлениями для ручного труда;

- соблюдать правила безопасной работы;

- давать краткую информацию о природных материалах;

- владеть элементарными навыками работы;

- называть бросовые материалы, работать с ними;

- владеть приемами работы с пластилином, бисером, бумагой.

Содержание курса

  Обучающиеся знакомятся не только с различными свойствами каждого материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например, свойством гибкости. Для развития ребенка имеет огромное значение многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе ли на ткани. Уроки трудового обучения позволяют учащимся видеть одинаковые приемы в работе с различными материалами: лепить можно из пластилина, теста; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д., а это положительно сказывается на развитии познавательной деятельности.

В первом классе формирование первоначальных трудовых навыков не завершается, и по-прежнему в течение всего учебного года активно ведется работа по поддержанию интереса к труду в самых различных формах. Используются различные методы подачи учебного материала, обучение происходит с элементами занимательности и игры, обучающимся предлагаются посильные и общественно значимые задания.

 Начиная со 2-го класса, усиливается работа по пробуждению интереса учащихся именно к тем профессиям, обучение которым организовано в школе, в доступной для таких детей форме раскрывается их важность и привлекательность.

Содержание учебного материала имеет информационно-практическую деятельность обучающихся, которые направлены на расширение и закрепление круга знаний и умений, приобретенных в первом и во втором классах и способствующих выработке устойчивых положительных навыков и привычек. Отличительной особенностью обучения в третьем классе является увеличение степени самостоятельности обучающихся. Анализ образца изделия школьникам предлагается провести самостоятельно, поскольку они обучались этому с первого класса.

На уроках трудового обучения уделяется особое значение художественной деятельности, как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей. На каждом уроке предусматривается включение обучающихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера.

Трудовое обучение является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Тематическое планирование

 (33часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Работа с пластилином

7

3

Работа с природными материалами

5

4

Работа с бумагой и картоном

20

Всего

33

Календарно-тематическое планирование

(Декоративно-прикладное творчество  1ч. в неделю – 33 часа)

п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Дата

по

плану

по факту

корректировка

1.

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами.

1

1 Сен(Вт)

2.

Работа с пластилином. Лепка из пластилина геометрических тел прямоугольной формы «Брус»

1

8 Сен(Вт)

3.

Работа с пластилином. Лепка предметов цилиндрической формы, шара, жгутиков.

1

15 Сен(Вт)

4.

Работа с пластилином. Лепка из пластилина «Яблоко».

1

22 Сен(Вт)

5.

Лепка сказочного героя «Колобок»

1

29 Сен(Вт)

6.

Лепка из жгутиков «Корзинка»

1

6 Окт(Вт)

7.

Лепка из пластилина «Овощи»

1

13 Окт(Вт)

8.

Лепка из пластилина «Фрукты»

1

20 Окт(Вт)

9.

Экскурсия в природу. Собирание листьев, палочек, шишек.

1

10 Ноя(Вт)

10.

Составление осеннего букета из листьев.

1

17 Ноя(Вт)

11.

Работа с природным материалом «Бабочка»

1

24 Ноя(Вт)

12.

Изготовление по образцу рыбки из семян, косточек.

1

1 Дек(Вт)

13.

Изготовление черепашки из скорлупы грецкого ореха.

1

8 Дек(Вт)

14.

Работа с бумагой и картоном. Правила ТБ при работе с ножницами, клеем.

1

15 Дек(Вт)

15.

Изготовление снежинки

1

22 Дек(Вт)

16.

Аппликация из геометрических фигур

1

29 Дек(Вт)

17.

Плоскостное конструирование «Цыпленок в скорлупе»

1

12 Янв(Вт)

18.

Аппликация «Самолет в облаках»

1

19 Янв(Вт)

19.

Изготовление панно «Рыбки и водоросли»

1

26 Янв(Вт)

20.

Изготовление панно «Космическое путешествие»

1

2 Фев(Вт)

21.

Изготовление панно «Кораблик»

1

9 Фев(Вт)

22.

Изготовление оригами «Тюльпан»

1

2 Мар(Вт)

23.

Изготовление стаканчика

1

9 Мар(Вт)

24.

Работа с ватными дисками «Снеговик»

1

16 Мар(Вт)

25.

Изготовление панно «Птицы нашего края»

1

23 Мар(Вт)

26.

Изготовление панно «Праздник ветерка»

1

30 Мар(Вт)

27.

Изготовление панно «Ожившая сказка»

1

6 Апр(Вт)

28.

Изготовление панно «Ожившая сказка»

1

13 Апр(Вт)

29.

Изготовление панно «Ожившая сказка»

1

20 Апр(Вт)

30.

Изготовление панно «Летняя полянка»

1

27 Апр(Вт)

31.

Изготовление панно «Летняя полянка»

1

4 Май(Вт)

32.

Изготовление панно «Летняя полянка». Итоговое занятие. Оформление выставки детских работ.

1

11 Май(Вт)

33.

        

Литература

  1. Н.И Фуникова, Н.П.Пакилева «Программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.» / Под. Ред. В.В Садырина; -Челябинск.: ИИУМЦ
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Лютикова Н.Н. Развитие компетентности учителя образовательной обрасти «Технология» в условиях новой модели образования. – Хабаровск: ХК ИРО, 2010.Григорьев Д.В., Куприянов Б.В.
  4.  Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение 2011.
  5. Л.А.Божко. «Бисер для девочек» /С.А.Порхаев - М.: Мартин 2007г. - 104с.
  6. Н.М.Васильева. Программа для детей с особыми педагогическими потребностями «Открывая сердца»/ЦДТ» Радуга, 2009г.
  7. Т.Геранимус. «Я всё умею делать сам. Рабочая тетрадь по трудовому обучению 2класс.» - М.: Аст-Пресс школа, 2007г. - 176с.
  8. Т.Геранимус. «Я всё умею делать сам. Рабочая тетрадь по трудовому обучению Зкласс.» - М.: Аст-Пресс школа, 2007г. - 176с.
  9. С.В.Колесник «Азбука мастерства. 1класс. / -Саратов: Лицей, 2004г.- 64с.
  10. Е.А.Лутцева. Технология. Ступеньки к мастерству: Учебное пособие для учащихся 1 класса.» /Н.В.Виноградова, В.Д.Симоненко - М.: Винтано- Графф, 002г -112с.
  11. Т.Н. Проснякова. «Цветы. Энциклопедия технологий прикладного творчества.» / Самара. «Фёдоров» 2007г. - 48с.
  12. С.В.Соколова «Праздник оригами. Открытки, письма, сувениры.»/ С.Соколова - М.: Эксмо; СПб Домино, 2007г. - 352с.
  13. Е.А.Ступак. «Оригами. Подарки к праздникам.» / Е.Ступак - М.: Айрис- пресс, 2007г. - 106с.
  14. Л.В.Юртакова «Квилинг: создаём компазицию из бумажных лент» / Л.Юртакова, А.Юртакова. - М.: Эксмо, 2012г. - 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе "Художественное творчество"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса  составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками 1 – 4 классы» -...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Народное творчество"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Народное творчество"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" 1-4 класс содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Художественное творчество: станем волшебниками»

 Занятия по данному курсу познакомят обучающихся с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме ре...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Речевое творчество» для 4 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Речевое творчество" включает цели, задачи, планируемые результаты, содержание курса и тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса РОСТ (развитие, общение, самоанализ, творчество)

Направленность программы – научно-познавательная и художественно-­эстетическая. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Содержание деят...