Метапредметное занятие по формированию регулятивных УУД. Тема занятия "Что значит учиться? Что такое учебная деятельность?"
план-конспект занятия (1 класс) на тему
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ
Учитель | Шумейко Марина Александровна |
ОУ | МОУ Кипчаковская СОШ Кораблинского района |
Вид УУД | Регулятивные УУД, коммуникативные УУД |
Класс: | 1 |
Тема занятия | Что значит учиться? Что такое учебная деятельность? |
Цели учителя | 1.Создать условия для формирования представлений об учебной деятельности. 2. Организовать выделение и фиксацию личностных качеств, необходимых для успешного пребывания в учебной деятельности. |
Цели учебной деятельности (цели ученика) | Узнать, что значит учиться. Научиться отличать учебную деятельность от других видов деятельности.
|
Средства контроля достижения целей учебной деятельности | Вопрос: «Что значит учиться?»
Вопрос: «Чем отличается учебная деятельность от других видов деятельности?» |
Опорные знания |
|
Новые знания | Основные части учебной деятельности: вначале, когда сам что-то делаешь и не получается, надо понять, почему не получается и чему надо научиться; потом надо самому найти нужные знания и умения, и сделать то, что раньше не получалось. Результат учебной деятельности - новые знания и новые умения, которые позволят мне (ученику) сделать то, что я (ученик) раньше делать не мог.
|
Задачи занятия | Организовать мотивацию к усвоению нового знания Организовать актуализацию знаний учащихся и фиксацию затруднения при ответе на вопрос: «Что значит учиться?» Организовать деятельность учащихся по выявлению причин затруднения Организовать проблемное объяснение нового знания Организовать первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи Организовать самостоятельную работу учащихся Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Оборудование | Детали поделки. Образец сувенира |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_regulyativnykh_uud.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта метапредметного занятия по формированию регулятивных УУД
Тема: Что значит учиться? Что такое учебная деятельность?
Цели учителя: создать условия для формирования представлений об учебной деятельности; организовать выделение и фиксацию личностных качеств, необходимых для успешного пребывания в учебной деятельности
Цель ученика | Уровни усвоения знания | Внешне наблюдаемые действия | Средства контроля достижения цели | Критерии и шкала оценки |
Узнать, что значит учиться | знакомство | Правильно отвечают на вопрос: «Что значит учиться?» | Вопрос: «Что значит учиться?» | Ответ считается полным, если в тексте ответа содержится формулировка двух существенных компонентов процесса учения: «Учиться – это значит, когда сам что-то пытаешься сделать, и это не получается по причине что еще чего-то не знаешь или не умеешь, во-первых, выяснить чему тебе надо научиться, а во-вторых, самому (как условие) приобрести нужные знания и умения, и потом успешно сделать то, что раньше не получалось». – 2 балла. Ответ считается неполным, если пропущен один из двух выделенных существенных компонентов процесса учения и/или не указаны необходимые условия для его возникновения, начала и завершения, содержащиеся в полном ответе. − 1 балл. Отсутствует ответ, если нет указаний на существенные компоненты процесса учения и необходимые условия для его возникновения и завершения – 0 баллов. |
Опорные знания | Новые знания |
Основные части учебной деятельности: вначале, когда сам что-то делаешь и не получается, надо понять, почему не получается и чему надо научиться; потом надо самому найти нужные знания и умения, и сделать то, что раньше не получалось. Результат учебной деятельности - новые знания и новые умения, которые позволят мне (ученику) сделать то, что я (ученик) раньше делать не мог. |
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Мотивация | Организует беседу с учащимися. -Сегодня мы отправимся в путешествие по стране знаний вместе с Мишей и Леной. Познакомимся с ними поближе. Лена, как и вы, только поступила в 1 класс. Миша учится уже в 4 классе и помогает сестре. Открывает слайд с изображением Лены и Миши. -Лена задала брату вопрос: «Для чего нужно каждый день ходить в школу, сидеть на уроках, выполнять домашние задания?» -Как бы вы, ребята, ответили на вопрос Лены? Зачем вы пришли в школу? - Да, вы, действительно, пришли в школу, чтобы учиться. - Теперь познакомимся с родителями Лены и Миши. Открывает слайд с изображением семьи. - Догадайтесь, кем они работают. Чем приходится им заниматься? - Родители каждый день ходят на работу, а вы в школу, можем ли мы сказать, что учеба – это особая деятельность? -Действительно, учиться – это особая работа. Теперь у вас тоже есть такая работа – УЧИТЬСЯ. | Дают разные варианты ответов. - Все ходят в школу, и я хожу. - Так хотят мои родители. - Чтобы стать умнее. - Учиться, получать оценки. -Учиться и получать знания. Высказывают свои предположения. - Да, можем. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения | Демонстрирует слайд. -Лена в недоумении: «Что значит «учиться»?» -Кто точно знает и может объяснить, что значит учиться? Расскажите, что значит, на ваш взгляд учиться. -У кого другое мнение? -У кого нет варианта ответа? -Видите, у каждого из вас свой ответ или нет ответа вовсе. А надо найти один общий на всех ответ, ведь в классе учатся вместе! -На какой вопрос вы не смогли найти общий ответ? | Высказывают свои мнения. -Узнавать новое. -Становиться умнее. -Уметь все делать без чьей-либо помощи. - На вопрос «Что значит учиться?» |
3. Выявление причины затруднения | -Почему мы не смогли дать Лене конкретный ответ? -Какую цель можно поставить перед собой. | - Мы не знаем, что значит учиться. -Узнать, что значит учиться. |
4. Проблемное объяснение нового знания | -Вспомните случай, когда вам приходилось много раз повторять одно и то же, одни и те же действия, чтобы научиться чему-то. - Почему у вас сразу не получалось? В чем было ваше затруднение? - Что вы стали делать, когда не получилось? - После того как разобрались, что было не так, и как надо было действовать, что вы сделали, чтобы научиться? - Так что же сначала важно понять, когда учишься? - А как можно понять, что я не знаю и не умею? -Итак, «учиться» - это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что не знаешь, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось. На слайде постепенно получается схема: -Сегодня мы с вами говорили, что учиться – это особая работа, особая деятельность. А как бы вы назвали эту деятельность? -Из каких же частей состоит учебная деятельность? -Как вы считаете, а что является результатом учения? -Что меняется в ученике, когда он учится? - А кому и для чего нужны результаты твоей учебной деятельности? - Правильно, ребята. Ведь если не учиться, вот, что может получиться. Демонстрирует картинки на слайдах. -Взялся бы неуч дом строить - стена бы завалилась. Пошел бы в моряки – корабль на мель посадил. Решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав – на спине, воротник – на животе. И что бы ты ни мечтал делать в жизни: варить сталь или лечить людей, водить большегрузные машины или самолеты в голубом небе, – прежде всего, надо учиться. Школа – начало пути к любой профессии. На слайдах появляются слова: активность, застенчивость, смелость, старательность, честность, серьезность, начитанность, бережливость, трудолюбие, любознательность, нахальство, находчивость, усидчивость, упорство, рассеянность. Просит прочитать слова читающих детей (или читает сам). -Выберите те качества, которые, помогут вам учиться. -Можете ли вы дополнить список таких качеств? | Приводят свои примеры. Называют варианты ответов. - Стали разбираться, что сделали не так, как надо было действовать. - Повторили заново то, что раньше не получалось. - Понять, чего я не знаю и не умею. - Надо попробовать самому сделать. - Попробовать выполнить действие, выяснить, что не знаем и не умеем. - Учеба, учебная деятельность. - При выполнении пробного действия (1), понять чего я не знаю и не умею (2), самостоятельно найти способ и применить его (3), т. е. приобрести умения. - Новые знания и новые умения, которые позволят мне (ученику) сделать то, что я раньше делать не мог. - Изменяются знания и умения: вначале у меня (него) были одни знания и умения, а в ходе учебной деятельности появились другие знания и умения. -Знания и умения нужны мне для последующей учебы, успешной работы и жизни. Выбирают и озвучивают слова, обозначающие качества, которые, по их мнению, помогут в учении. По возможности дополняют этот список. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -А теперь давайте еще раз для Лены повторим, что значит - «я учусь»? - Вы поняли, что значит учиться? – Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. | Повторяют хором. -Это значит, когда я что-то делаю… (сам и не получается), я, во-первых, |
6. Самостоятельная работа | -Из деталей, лежащих у вас на партах, нужно изготовить сувенир для Лены и Миши. Показывает образец. -Вы когда-нибудь раньше мастерили такую поделку? -Хотите научиться ее делать? - Расскажите, как вы будете действовать? Посмотрите на экран, картинки на слайде помогут вам. -Назовите, чему вы должны научиться, что вы пока -Что будете делать дальше? - У всех ли получился сувенир? -Я думаю, что наши новые друзья будут довольны. | -Нет. -Хотим. -Мы будем делать поделку сами. -Мы пока не знаем, как из этих деталей сделать поделку. - Надо узнать, найти способ, как ее сделать правильно. Дети выполняют поделку. Сравнивают с образцом. Проводят самооценку выполнения задания. |
7. Рефлексия | -Вспомните, что же вы узнали на этом занятии? -Что значит «учиться»? Кто понял, что такое учиться? -Кто сам научился мастерить поделку? Молодцы! -Пригодится это вам в дальнейшем? Где? - Но вы только начинаете учиться. Как это | -Мы узнали, что значит учиться. -Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, чего не знаешь, а во-вторых, самому найти способ и сделать то, что раньше не получалось. Высказывают свои мнения. |
Используемая литература
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
- Освоение метапредметного содержания в процессе перехода к новым стандартам общего образования : учеб.-методич. пособие / Ю. В. Агапов, Т. В. Васильченкова, Л. В. Мишакова ; под научной ред. Ю. В. Агапова ; Мин-во образования Ряз. обл., обл. гос. бюдж. образоват. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на видеоконференции на тему "Реализация метапредметного подхода при формировании универсальных учебных действий школьников на уроках математики"
Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Поэтому задачами своей работы на урока...
Метапредметное занятие, направленное на формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Тема занятия "Алгоритм взаимодействия в группе"
Технологическая карта метапредметного занятия Тема: Алгоритм взаимодействия в группеЦели учителя: организовать учебную деятельность по усвоению обучающимися алгоритма взаимодействия в групп...
формирование регулятивныхУУД при обучении решению текстовых задач
В статье рассматривается понятие регулятивные универсальные действия; приемы формирования регулятивных УУД при решении текстовых задач....
Мастер - класс на тему "Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений
данный материал рассказывает о том, как можно организовать работу для формирования предпосылок познавательных УУД для детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических предст...
Занятие кружка «Юный математик» Тема : «Выражения с буквой, сравнение таких выражений».
Занятие кружка «Юный математик» 2класс «А»Тема : «Выражения с буквой, сравнение таких выражений».Дидактическая цель: создание условий для усвоения обучающимися представлений о буквенных вы...
Метапредметное занятие по формирование способности понимания
Роль лекарственных растений в жизни человека....
Метапредметное занятие «Метод Fishbone» - один из способов формирования критического мышления. Урок русского языка "Второстепенные члены предложения"
Тип урока – изучение нового материала.Компетенции: Учебно –познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности....