Урок по ОРКСЭ "Дружба"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок №14. Тема: Дружба.
Цель:
Сформировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
1. Учить различать понятия "друг", "товарищ", "приятель", познакомить с истинным толкованием этих слов.
2. Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
3. Совершенствовать умение высказывать своё мнение, рассуждать, аргументировать свою точку зрения и при этом слышать собеседников.
4. Развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями.
5. Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками, умение участвовать в коллективной деятельности.
6. Воспитывать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей на материалах литературных произведений.
7. Воспитывать добрые взаимоотношения между одноклассниками.
Тип урока – изучение нового материала.
Оборудование: словарь Ожегова, лист с нравственными качествами человека, пословицы, клей, дерево дружбы, "ладошки", "шапка мудреца", песни "Улыбка", "Если с другом вышел в путь", "Дружба" (Барбарики), презентация к уроку.
Методы:
- проблемно – поисковый,
- словесный (беседы),
- наглядный,
- метод стимулирования интереса к учению (создание эмоционально – нравственных ситуаций),
- частично – поисковый (эвристическая беседа).
Формы организации познавательной деятельности:
- коллективная;
- фронтальная;
- групповая;
- самостоятельная работа с источниками информации;
- участие в учебном диалоге.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
Прозвенел опять звонок,
Значит начался урок!
Встали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
ΙΙ. Вступительное слово учителя.
- А начнём мы наш урок со сказки. Рассказать мне её помогут... Из сюжета этой сказки вы и узнаете тему нашего урока. Слушайте внимательно.
Жила – была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помогите мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Вопрос детям: А кого выбрали бы вы? Почему?
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
Вопрос детям: почему Любовь выбрала Дружбу?
Учитель. Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке (о дружбе)
III. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся вырастить дерево дружбы.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
ΙV. Работа над новым материалом.
1)Рассуждения о дружбе.
(Учитель читает стихотворение)
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
(ответы учащихся)
Учитель. Какое прекрасное слово "дружба", произносишь его - и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в игры, читать новую книгу или секретничать о своём. Произносишь слово "дружба" и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов, героев кинофильмов, готовых на многое ради своих друзей.
2) работа с толковым словарем
- Давайте узнаем, какое определение понятию "дружба" дает толковый словарь Ожегова.
ДРУЖБА – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Как вы понимаете взаимное доверие? Общность интересов? Привязанность?
3) Работа по учебнику.
- Найдите определение понятия дружбы в учебнике. (чтение учебника с.32)
- Сравните с данным определением. Какое понятие для вас ближе. (запишите в тетрадь)
4) Черты дружбы:
- У дружбы есть свои отличительные черты:
Первая черта : избирательность (чтение материала учебника с.32)
- А какаю пользу вы имеете от своего друга?
Вторая черта дружбы: бескорыстность (чтение материала учебника с.33)
- Как вы выбираете друзей?
Третья черта дружбы: взаимная симпатия.
- Скажите, будет ли вам интересно с человеком, который не разделяет ваши взгляды?
Четвёртая черта дружбы: общность интересов (чтение материала учебника с.33).
5. Работа с понятиями друг, приятель, товарищ.
- Чем они отличаются друг от друга?
Продолжите предложение: Друг – это тот, кто …»
-Давайте посмотрим, как толкуется слово «друг» в словаре Ожегова.
(Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью)
- Друг и приятель – одно и тоже значение? Чем отличаются?
- Кого можно назвать товарищем?
6. Работа в парах.
- У каждой группы на столе лежит листочек со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и подчеркните синим цветом, качества, которые помогают дружбе, а красным цветом - качества, которые мешают и разрушают дружбу.
Слова на карточках: Понимание, грубость, сдержанность, лживость, уступчивость, зависть, доброта, болтливость, честность, вредность, обдуманность фраз и поступков, жадность, бескорыстность, вежливость.
– Прочитайте слова, которые вы подчеркнули синим цветом, а теперь красным цветом.
- Какие слова вы бы еще дописали? Почему именно эти слова?
7. Игра « Собери пословицу»: каждой группе даны пословицы - нужно закончить пословицу и объяснить как вы её понимаете.
- Не имей сто рублей, а …… (имей сто друзей).
- Человек без друзей, что …..(дерево без корней).
- Друга ищи, а нашёл…..(береги).
- Дерево живёт корнями, а человек….(друзьями)
- Где дружбой дорожат,...( там враги дрожат).
- А какие поговорки и пословицы о дружбе вы знаете?
V. Физкультминутка.
(под музыку из мультфильма "Маша и медведь")
VΙ. Анализ проблемных ситуаций.
- А сейчас послушайте ситуации и выскажите свое мнение.
1. Учитель зачитывает рассказ Валентины Александровны Осеевой
«Три товарища»
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял...
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.
- До обеда далеко еще!
- А ты где его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
Учитель. Ребята, как вы думаете, ...
2. В. Осеева «До первого дождя».
- Подумайте, можно ли назвать Машу настоящей другой и почему?
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали. - Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня. - Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша. В детском саду воспитательница сказала: - Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе? - У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня. - Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя! Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
3. Послушайте притчу о дружбе:
- Что такое притча? (краткий поучительный рассказ)
Как-то два друга, много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
– О чем эта притча, чему она учит нас?
– Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.
VΙΙ. Основные законы дружбы
- На чём же основана дружба? Давайте познакомимся с основными «Законами дружбы» (посмотрите на слайд ...)
- Один за всех, и все за одного.
- Дружите, не обижайте друзей и всех кто вас окружает.
- Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
- Радуйтесь вместе с друзьями.
- В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не нарушайте своих обещаний.
- Умейте признавать свои ошибки и мириться с друзьями.
- Берегите друзей, ведь друга легко потерять.
VΙΙΙ. Творческая работа «Дерево дружбы».
Каждый человек за свою жизнь должен посадить и вырастить дерево. У нас появилась такая возможность. Мы вырастим у нас в классе не просто дерево, а дерево дружбы. Листочками будут ваши ладошки.
(На доске висит плакат с изображением дерева).
Я просила вас приложить свои ладошки на лист бумаги и обвести их. Покажите ваши ладошки.
Возьмите свои ладошки, в центре напишите своё имя, а на пальчиках - качества, которыми должен обладать ваш друг.
Готовые ладошки прикрепите к нашему дереву.
Звучит песня «Дружба» Барбарики
- Посмотрите, какое мы посадили дерево дружбы!
ΙX. Закрепление изученного.
- Кто желает примерить шапочку мудреца и дать мудрый совет, исходя из темы нашего урока?
X. Домашнее задание.
1 вариант
Написать рассказ о своём друге.
2 вариант
Нарисовать портрет своего лучшего друга
XΙ. Итог урока.
- Мне хочется, чтобы у каждого из вас было доброе, верное, любящее сердце. Чтобы вы научились дружить друг с другом, помогать друг другу в трудную минуту и чтобы вы никогда никого не обижали. А завершить наш урок мне бы хотелось словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
- Всем спасибо за работу. Всего доброго.
Приложение 1.
Притча о дружбе
Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:
- Кто там?
За дверью ему ответили:
- Это твоё богатство.
Но старец ответил:
- Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.
И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.
- Кто там? - спросил он.
- Это твоя любовь! - услышал он ответ.
Но старец сказал:
- Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! - и опять не открыл дверь.
На третий день к нему снова постучали.
- Кто там? - спросил старик.
- Это твоя дружба! - услышал он в ответ.
Старец улыбнулся и открыл дверь:
- Друзьям я всегда рад. Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:
- Но ведь я пригласил только дружбу!
На это вошедшие ответили ему:
- Ты столько лет прожил на земле и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...