Шашки и шахматы.
календарно-тематическое планирование по теме
Календарно-тематический план проведения занятий кружка "Шашаки и шахматы" 1 год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p_r_o_g_r_a_m_m_a_kruzhka.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ
М.А.Хасанзянова_______ по ВР МБОУ «Гимназия «Гимназия имени
Протокол №_____ имени М.М.Вахитова» М.М.Вахитова»
От «____» ________2013 г. Г.М.Курбанова _________ Хисамутдинова Ф.Ф.______
«____» __________2013г. Приказ № _____
От «___» _________2013 г.
П Р О Г Р А М М А
кружка «Шахматы и шашки».
Руководитель кружка
учитель начальных классов
Гиззатуллин Ш.С.
ПРОГРАММА
шашечного кружка.
Тип программы: обучающая.
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи:
- Перед шахматно-шашечным кружком первого года обучения ставятся такие образовательные задачи:
А) ознакомление с историей шахмат и шашек;
Б) обучение шахматной и шашечной игре;
В) дать понятия комбинация и позиционная игра.
Рассмотреть часто встречающиеся начало партий и окончания шахматной и шашечной игры.
Развитие логического и творческого мышления, памяти, внимания и быстроты мышления.
Техники расчета, комбинационного зрения, позиционного чутья, творческой работы, умения анализа и комментирования сыгранных партий.
Воспитание воли, целеустремленности, дисциплинированности, усидчивости, выносливости, чувства коллективизма и взаимопомощи.
- Организационно-педагогические основы обучения.
Выполнение программы рассчитан на 1 год.
А) Возраст воспитанников в группе от 6 до 16 лет.
Б) Возрастные и психофизиологические особенности детей, базисные знания, умения и навыки.
В) Количество детей в группе 15 человек.
Г) Уровень подготовки детей при приеме в группы 1-го года обучения следующий: нулевой - определяется собеседованием.
Д) Основание перевода учащихся на следующий этап обучения: выполнение программы.
Е) Основание для отчисления: невыполнение программы, непосещение занятий.
Ж) Режим работы для группы 1-го года обучения: 1 занятие в неделю.
Календарно-тематический план занятий по шахматам и шашкам
с учащимися 1-го года обучения.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата проведения. | |
Практ. | Теорит. | |||
1-2. | История шашек и шахмат. Название фигур. | 2 | 1 | 1 |
3-4. | Шахматная и шашечная доска. Начальное положение фигур. Название и сила фигур. | 2 | 1 | 1 |
5-6. | Правила шашечной игры. Начало партий: «Городская партия», «Обратная городская партия». | 2 | 1 | 1 |
7-8. | Начало партий: «Кол», «Обратный кол» | 2 | 1 | 1 |
9-10. | Ловушки в начале партии. Первая и вторая ловушка. | 2 | 1 | 1 |
11-12. | Ловушки в начале партии. Третья и четвертая ловушка. | 2 | 1 | 1 |
13-14. | Ловушки в начале партии. Пятая и шестая ловушка. | 2 | 1 | 1 |
15-16. | Шашечные окончания. Четыре дамки против одной. | 2 | 1 | 1 |
17-18. | Шашечные окончания. Три дамки против одной. | 2 | 1 | 1 |
Учебные игры в шашки и участие в районных соревнованиях по русским шашкам. | ||||
19-20. | Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие фигур. | 2 | 1 | 1 |
21-22. | Шах и мат. Ничья. | 2 | 1 | 1 |
23-24. | Начало партии «Детский мат» | 2 | 1 | 1 |
25-26. | Начало партии «Скандинавская партия» | 2 | 1 | 1 |
27-28. | Начало партии «Сицилианская защита» | 2 | 1 | 1 |
29-30. | Мат одинокому королю. Ладейные окончания. | 2 | 1 | 1 |
31-32. | Мат одинокому королю. Ферзь, ладья и король против короля. | 2 | 1 | 1 |
Учебные игры и участие в районных соревнованиях по шахматам. | ||||
33-34. | Рокировка. Бой и защита. Размен. Сравнительная сила фигур. | 2 | 1 | 1 |
35-36 . | Пешечные окончания. | 2 | 1 | 1 |
37-38. | Слоновые окончания. | 2 | 1 | 1 |
39-40. | Коневые окончания. | 2 | 1 | 1 |
41-42. | Ферзь против пешки. | 2 | 1 | 1 |
43-44. | Ладья против пешки. | 2 | 1 | 1 |
45-46. | Ферзь против ладьи. | 2 | 1 | 1 |
47-48. | Учебные игры в шахматы. | 2 | 2 | |
49-53. | Начало партии в игре шашки. Повторение начало «Городская партия», «Обратная городская партия», «Кол» и «Обратный кол» | 3 | 1 | 2 |
Учебные игры по шахматам и по русским шашкам и участие в районных соревнованиях. | ||||
54-56. | Ловушки в начале партии в игре шашки. | 3 | 1 | 2 |
57-60. | Шашечные окончания. | 4 | 2 | 2 |
61-64. | Дебюты в игре шахматы | 4 | 2 | 2 |
65-68. | Учебные игры по шахматам и по русским шашкам. | 4 | 4 |
4.Организационно-методическое обеспечение программы.
1.Организация:
- создание группы учащихся шахматного и шашечного кружка;
- шефство старших учащихся за младшими;
- привлечение к работе воспитателей и родителей.
2. Методическая работа.
- Разработать планы занятий по темам.
- Подготовить инвентарь.
- Использовать партии игр великих шахматистов и шашистов и этюды.
- Работать над обобщением опыта игры в шахматы и шашки.
3. Используемая литература.
- Борис Грцензон, Андрей Напереенков «Шашки – это интересно», издательство «Детская литература» 1989 г.
- Каплунов Я.Л. «Секреты шашечного сундука», Санкт-Петербург, 2001 г.
- Р.Нежметдинов «Шахматы», Казань, 1985 г.
- В.Зак, Я.Длуголенский «Отдать, чтобы найти», издательство «Детская литература», 1988 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по шахматам "Сказка про шаха и про шахматы".
Разработка сценария мероприятия по шахматам....
Рабочая программа курса "Чудо-шашки".
Рабочая программа кружка шашек для 1 класса....
Программа по внеурочной деятельности " Чудо-шашки
Программа по общеинтеллектуальной деятельности для 1 класса. В программе описаны цели,эадачи, тематическое планирование внеурочной деятельности "Чудо-шашки"...
Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».
Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....
Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"
Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....
Универсальный тренажер для "мыслительных мускулов" – шахматы и Помогают ли шахматы успеваемости ребенка в школе?
ull;В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помога...
Соревнования по шашкам и шахматам «Шашки и шахматы - это и наука, и спорт, и искусство в одной игре, доставляющие много радости и удовольствия».
Известно, что игра в шашки и шахматы равно как и другие игры, требующие умственного напряжения, способствует формированию такого характера, который украшает человека, делает его приятным в общест...