Устный журнал "Птицы - такие знакомые и неизвестные"
материал (4 класс) по теме
познакомить детей с увлекательными сведениями о птицах, в игровой форме закрепить новый познавательный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhurnal.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Большеберезниковская СОШ»
Устный журнал
«Птицы – такие знакомые и неизвестные»
Подготовила и провела
Фролова И.А.
Большие Березники
Цель мероприятия: познакомить детей с увлекательными сведениями о птицах, в игровой форме закрепить новый познавательный материал.
Оформление: выставка детских рисунков и книг, посвященная птицам; высказывания о птицах.
Ход мероприятия.
Ведущий: Ребята, сегодня мы проводим устный журнал, посвященный птицам.( Слайд 1) Птицы – удивительные существа. По своей красоте и яркости оперения они могут соревноваться только с цветами! А их пение! Разве можно представить весенний парк, лес без пения птиц? (Звукозапись пения птиц)
Птицы бывают строителями. Они сооружают гнёзда из травинок, пуха, глины. Птицы – санитары очищают сады и леса от жуков и личинок. Птицы – врачи спасают деревья от гибели. Птицы – садоводы разносят семена ценных деревьев по разным районам Земли. Птицы – путешественники пролетают десятки и сотни тысяч километров через моря, реки, пустыни. Птицы – астрономы ориентируются по звёздам, по солнцу, по морским течениям.
А теперь, ребята, скажите, знаете ли вы птиц? (Ответы детей) Дорогие мальчишки и девчонки, сейчас мы это увидим. Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Летит – летит». Ваша задача хором отвечать «да», когда летит птица, а если летит какой – то другой предмет, то топать ногами и отвечать «нет!».
Итак, начинаем.
Всем известно: к слову «кит»
Рифма звонкая – «летит»
Но кто слыхал, чтоб кит летал?
Никто об этом не слыхал!
Давайте сыграем в «Да!» и «Нет!»
Найдите – ка правильный ответ!
Отвечайте без подсказок:
Кто летит, кто не летит?
Тот в игре и победит,
Кто не вылетит ни разу!
- Летит, летит орёл. (Да!)
- Летит, летит козёл. (Нет!)
- Летит, летит диван. (Нет!)
- Летит, летит баклан. (Да!)
- Летит, летит синица. (Да!)
- Летит, летит куница. (Нет!)
Ведущий: Молодцы, ребята, с этим заданием вы хорошо справились. Следующее задание более сложное. Вспомните пословицы и поговорки где есть названия птиц. Я называю первую часть пословицы, а вы её заканчиваете.
- Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. (Слайд 2)
- Старого воробья на мякине не проведёшь. (Слайд 3)
- Всяк кулик своё болото хвалит. (Слайд 4)
- Гусь свинье не товарищ. (Слайд 5)
- Лучше синица в руке, чем журавль в небе. (Слайд 6)
- Птицу узнают в полёте, а человека в работе. (Слайд 7)
Ведущий: Молодцы, девочки и мальчики! С этим заданием вы тоже справились.
На нашей планете существует 8,5 тысяч видов различных птиц. Все их знать невозможно, но о некоторых мы с вами вспомним.
Угадайте, как зовут эту птицу?
Ученик.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?... ( соловей)
(Слайд 8)
Ведущий: Соловей – невзрачная, серенькая птичка, но зато превосходный певец. ( Звукозапись пения соловья).
Угадайте, как зовут следующую птицу?
Ученик.
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
(Слайд 9)
Ведущий: А знаете ли вы ребята, что густ – обычные домашние птицы, вошли в историю? По легенде они спасли Рим. Гуси подняли страшный гогот, когда услышали, что к стенам города подходят отряды варваров. Задремавшая стража проснулась, объявила тревогу, и римляне отбросили неприятеля от стен города. (Слайд 10)
- На нашей планете живёт огромное количество пернатых. Угадайте, кто эта экзотическая птица?
Ученик.
Проживает в странах жарких,
А в нежарких – в зоопарках,
И спесив он, и хвастлив,
Потому, что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам. (Павлин)
(Слайд 11)
Ведущий: Павлин – родственник кур. Обладателями великолепного хвоста являются только самцы, у самочек такого прекрасного оперения нет. Павлин красив, но с голосом ему не повезло. Он издаёт резкие, пронзительные крики. ( Звукозапись криков павлина).
- Отгадайте, ребята, кто следующая птица.
Ученик.
Кто живёт в лесу сосновом,
Носит крестик на носу,
А гнездо плетёт в ту пору,
Когда пурга поёт в лесу? (Клёст)
(Слайд 12)
Ведущий: Клёст считается святой птицей. Если присмотреться, клюв у него похож на крестик. Сейчас, ребята, мы послушаем с вами рассказ о чудесах зимней природы и о дне рождения клестят, который написал Николай Сладков.
- Рассказ называется «Еловая каша».
Ученик.
У всех день рождения − радость. А у клестят − беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.
У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...
А родители хоть бы что!
Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!
Это я так про клестят думаю.
Только вижу, что сами клестята живут не тужат!
Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.
Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.
Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.
А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.
Нет, день рождения − всегда счастливый день.
Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.
Всё равно!
Ведущий: Понравился вам, ребята, этот рассказ? (Ответы детей)
Ученик.
Героиня следующей загадки всем вам хорошо знакома. Угадайте…
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «Ку – ку… Ку – ку!» (Кукушка)
(Слайд 13)
Ученик.
Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой - нибудь маленькой птичке. И вот у хозяина гнёздышка появляется прожорливый кукушонок. В отсутствие своих приёмных родителей он выталкивает из гнезда братишек и сестрёнок, и тогда птицам ничего не остаётся, как выкармливать его одного.
Ведущий: Знаете ли вы, что кукушка кукует с закрытым ртом? А вы сами попробуйте. Откройте рот пошире и покукуйте. Ну как, получилось? Нет. Поэтому кукует она, не раскрывая рта, через закрытый вытянутый вперёд клюв. Сложите губы трубочкой и теперь кукуйте. Ну вот, и у вас получилось!
- Вот какие удивительные создания – птицы!
Ведущий: А сейчас, ребята, давайте составим с вами поговорки. Закончите предложения: (Слайд 14)
Болтливый, как…(Сорока)
Чёрный, как…(Ворон)
Быстрый, как … (Сокол)
Важный, как …(Индюк)
Озорной, как…(Воробей)
-Молодцы, вы хорошо знаете повадки птиц.
Среди птиц есть много рекордсменов.
- Какая птица является самой маленькой в мире пернатых? (Ответы детей)
- Правильно, колибри. (Слайд 15)
Ученик.
Чаще всего колибри встречается в Северной Америке. Длина тела карликового колибри около 5,7 см.,если считать с хвостом и клювом, а без них – вдвое меньше. Несмотря на такие крошечные размеры, она очень храбро защищает своё гнездо. Известно, что колибри может прогнать ворон и ястребов, если те, попытаются гнездо ограбить. Вот оказывается, колибри – такая маленькая, но гордая и отважная.
Ведущий: А какая птица является самой большой на свете? О ней тоже есть интересная загадка.
Ученик.
Длинношеий быстроног,
Если испугается.
Прячет голову в песок.
Этим и спасается. (Страус)
(Слайд 16)
Ученик.
Страус очень странная птица. О нем рассказывают много интересного, но не всё из этого соответствует действительности. Почти каждому известно, что напуганный страус прячет голову в песок. В это время можно легко подойти и схватить его.
Однако на самом деле никто этого не наблюдал. Ведь страус просто не делает этого! А натолкнуть людей на такую мысль могло то обстоятельство, что когда птица чувствует себя в опасности, то ложится на землю, вытягивает шею и внимательно наблюдает.
Но как только опасность приближается, страус поступает так же, как и другие животные – вскакивает и убегает!
Ученик.
Страус не умеет летать, зато по бегу он – чемпион. Целый километр может бегать птица со скоростью 80 км/ч. Всё в страусе связано со словом «самый»:самый быстрый, самый большой, самый тяжёлый. Некоторые птицы достигают в высоту 2,5 метра и весят больше 130 кг.
Что касается страусиных яиц, то и здесь он тоже рекордсмен. Яйцо имеет в длину 15 – 18 см. Чтобы сварить его на завтрак, вам потребуется не менее 40 минут: ведь, как – никак, страусинные яйца самые большие в мире.
Ведущий:
Не правда ли, ребята, страус – удивительная птица!
- Следующую птицу часто ошибочно причисляют к животным. О какой птице говорится в загадке?
Ученик.
Важно ходит среди льдин
Очень странный господин.
И зимой, и летом
В чёрный фрак одет он. (Пингвин)
(Слайд 17)
Ведущий:
Пингвин – тоже птица. Он не может летать, зато отлично ныряет. Пингвин – птица – рекордсмен. Он ныряет на глубину до 270 м. в поисках рыбы и водорослей. Очень интересно пингвины высиживают потомство. В гнездо из гальки самочка откладывает единственное яйцо, о котором заботится самец. Целых два месяца он носит его в кожной складке под брюшком. Самка в это время уходит к океану, но к моменту появления птенчика возвращается, а самец идет на кормёжку. Пингвин очень заботится о своих птенцах. Он – ответственная птица.
- Кто эта птица, угадайте. Вы её все очень хорошо знаете, а у некоторых из вас она есть дома.
Ученик.
Не человек, не зверь
А по – человечьи умеет говорить. (Попугай)
(Слайд 18)
- Попугай – птица – долгожитель. Он живёт около 50 лет.
Ведущий:
Знаете ли вы, что есть не только созвездие Лира, музыкальный инструмент лира, но и птица лира? (Слайд 19)
Это очень красивая птица с хвостом, похожим на музыкальный инструмент лиру. Она очень хороший актёр, умеющий петь и танцевать. Кроме того, она может подражать различным звукам, потому поёт на разные голоса и даже лает, как собака, или жужжит, как металлическая пила.
- Сегодня мы свами узнали много интересного из жизни птиц.
- Определить, кто является самым лучшим знатоком наших пернатых друзей поможет викторина «Крылатые друзья».
1. Над волнами гордо реет,
Он грозы и шторма вестник
Птицы не найдёшь смелее,
Чем отважный….(Буревестник) (Слайд 20)
2. Это старый наш знакомый,
Он живёт на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист) (Слайд 21)
3. Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая
Известная персона,
Зовут её….(Ворона) (Слайд 22)
4. Эта птица в Австралии дальней
Средь кустарников мирно живёт
Кто ж с инструментом музыкальным
Придумал хвост сравнить её? (Лира) (Слайд 23)
5. На часы не глядит,
А время знает.
Сам рано встаёт
И другим спать не даёт. (Петух) (Слайд 24)
6. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь) (Слайд 25)
7. Чёрный жилет,
Красный берет,
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (Дятел) (Слайд 26)
8. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля) (Слайд 27)
9. Небольшая и пёстрая птица
Не боится зимой простудится.
Угощение наше ей снится –
Прилетает к нам часто…(Синица) (Слайд 28)
10. Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбёшкой набивал,
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков. (Пеликан) (Слайд 29)
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы – настоящие знатоки птиц. Сегодня вы узнали много нового о братьях наших меньших, и, я надеюсь, вы будете с уважением относиться к ним.
- Наш устный журнал хотелось бы закончить стихотворением «Просьба» Н. Заболоцкого.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица – птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди – человеки, страны и народы,
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как – то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Такой незнакомый, знакомый мир. Ян Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали. (Отрывок. Гл. 2, ч. 2.).
Урок составлен по УМК в системе Л.В.занкова....
знакомые и неизвестные места
Классный час проводится в форме заочного путешествия по местам художественного промысла Тверской области. Используется презентация, в заключении классного часа проводится викторина....
Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя
Презентация разработана к уроку математики в 4 классе (УМК "Школа России")...
Нахождение неизвестного множителя, неизвестного лелимого, неизвестного делителя
Урок математики в 4 классе по теме: "Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя" определяет цели: познакомить с решением уравнений с неизвестными мн...
Урок математики на тему: Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делителя.
Открытый урок на тему: Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делителя....
Технологическая карта урока по математике на тему «Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя»
Тип урока: ознакомление с новым материалом (технология деятельностного метода)Тема урока: «Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя»Цель урока: позна...