Личность директора
статья по теме
Чтобы развить творчество учителя, директор сам должен мыслить творчески, быть творчески инициативным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnost_direktora.doc | 470.5 КБ |
Предварительный просмотр:
■
ЛИЧНОСТЬ ДИРЕКТОРА
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Жизнь показывает, что перестройка неосуществима без коренных перемен в мышлении. В то же время еще раз подтверждается положение о том, что в процессе преобразования духовного мира людей перестройка мышления является самой ответственной, длительной и трудоемкой стороной. Это естественно, ибо переориентация общественного сознания, формирование нового мышления влекут за собой изменение сложившейся системы ценностей и жизненных позиций, мотивов деятельности, поведения, заставляют преодолевать устаревшие стереотипы, приемы и методы мышления, вносить изменения в многостороннюю систему отношений.
Стало очевидным, что изменения к лучшему в системе Hародного образования происходят чрезвычайно медленно, а появившиеся в школе проблемы осознаются как более сложные, чем представлялось ранее. Сегодня становится все яснее, что перестройка школы вообще и внутришкольного управления в частности, интенсификация внутришколыюго управления — это ломка сложившихся привычек, решительный отказ от косности и инертности, пересмотр взглядов на целый ряд проблем обучения и воспитания.
Новое мышление особенно необходимо в деятельности такой важной фигуры народного образования, как руководитель школы. Изменение мышления руководителя должно повлечь за собой изменение взглядов на решение многих педагогических и управленческих проблем, мотивов управленческой деятельности, в определенной степени преобразовать весь его духовный мир, оказать непосредственное влияние на его управленческую деятельность и на формирование нового мышления в руководимом им педагогическом коллективе. Только обновленное мышление позволит руководителю школы перестроить учебно-воспитательный процесс, ибо, для того чтобы переделать старое, необходимо мысленно представить хотя бы контуры нового. До тех пор пока элементы нового мышления не начнут формироваться в сознании руководителя школы, мы будем только говорить о перестройке, не предпринимая эффективных практических шагов.
Новое мышление предполагает умение глубоко анализировать школьную жизнь, вовремя увидеть и преодолеть противоречия учебно-воспитательного процесса. Оно начинается там, где прежние действия и теоретические модели не дают ответа на вновь возникающие проблемы. Новое мышление ориентировано на перестройку школы, на практическое освоение новых взглядов, идей, теорий, концепций.
Действительно ли новое мышление во всем должно быть новым, ранее нам неизвестным? Видимо, нет. Новое мышление — это единство отрицания и утверждения. Оно отрицает старые, изжившие себя взгляды, концепции, понятия, выводы, а главное—формы практики. Одновременно оно формирует новые подходы к обучению и воспитанию, утверждает новые идеи, взгляды, знания, стремится более глубоко и правильно отразить процессы, происходящие в народном образованна. Можно, пожалуй, сказать, что оно развивается, опираясь на многое из того, что было прочно забыто педагогической общественностью за последние полвека. Новое мышление восстанавливает в их правах вытесненные из активного фонда педагогического сознания идеи, концепции и понятия. Кроме того, оно наполняет новым содержанием многие активно употребляющиеся понятия.
Условно новое мышление можно разделить на две взаимодействующие между собой стороны: операционную и содержа- тельную. Более стабильной является первая, ибо диалектический, формально-логический характер мышления не претерпел каких-либо существенных изменений. Наиболее значительно обновляется содержательный аспект нового мышления, который и придает ему качественную определенность.
Одной из характерных черт операционной стороны нового; мышления является его диалектичность. Хотя об этой черте мышления говорилось очень много, в действительности ни школа, ни вуз не справлялись с ее формированием. К тому же в педагогике не были разработаны для этого действенные средства. Времена культа и застоя нанесли огромный ущерб развитию диалектического мышления, оставили заметный метафизический след в мышлении людей вообще и педагогических кадров в частности.
Диалектичность мышления руководителя школы предполагает умение всесторонне раскрывать и учитывать связь педагогических явлений и процессов, познавать их в изменении и развитии, понимать противоречия. Оно включает также диалектическое отрицание старого новым, умение разбираться во взаимодействии формы и содержания, органично соединять анализ и синтез.
Системный подход превращает фрагментарное видение школы в целостное, концентрирует внимание руководителя на связях, на взаимодействии составляющих, в результате появляется интегративный конечный результат. Важно, чтобы системным видением обладал не только руководитель школы, но и учитель.
Для нового мышления типичен его творческий характер. Чтобы развить творчество учителя, руководитель сам должен мыслить творчески, быть творчески инициативным. Ему должны быть доступны умения находить новые, оригинальные пути и методы, предвидеть последствия своих решений, их влияние на ход и развитие педагогического процесса. Творчески мыслить- значит видеть дальше непосредственно данного, соединять иногда, казалось бы, несоединимое, уметь из нескольких возможных вариантов выбрать самый оптимальный. Творчески мыслящий руководитель видит проблему там, где большинству кажется, что все уже решено; он способен идти на определенный, но оправданный риск в ходе принятия управленческих решений. Факторами творческого мышления руководителя являются психолого-педагогическая и управленческая эрудиция, чувство нового, умение отделить новаторство от прожектерства.
Однако эти качества не исчерпывают всего многообразия черт, типичных для нового мышления. Оно должно быть еще и конструктивным, т. е. включать умение руководителя не только вскрывать причины тех или иных недостатков, но и находить рациональные пути их устранения. Это качество тесно связано с деловитостью, которая приводит в динамическое единство мысль, слово в дело. Организованность мышления взаимодействует с целенаправленным использованием приемов, умений и навыков, проверенных социальным опытом.
Исходной методологической позицией нового мышления руководителя школы должен быть новый взгляд на человека. Долгое время социальные цели развития нашего общества являлись средством решения экономических задач, а сам человек воспринимался как средство развития экономики. К человеку относились с чисто прагматических, утилитарных позиции, видели в нем главным образом винтик, рабочую силу, трудовые резервы. Это привело к тому, что значение последнего компонента известной диалектической триады —общественные, коллективные и личные интересы резко упало и ее место заняло социальное равнодушие. Постепенно в образовании утвердился взгляд на ученика как на объект воспитания и обучения. Мы лишили ребенка собственной внутренней работы, личной позиции, уподобили его безликому винтику в руках воспитателя. Новое педагогическое мышление руководителя должно утвердить е его сознании первенство человека: вначале человек, а потом дело, которому он служит.
«Гуманизация мышления и действия — важнейшая доминанта новой мировоззренческой ориентации,— пишет Л. П, Буева.— Новое мышление должно быть не только более истинным, но и более нравственный по своей направленности и целям». Такая принципиальная переориентация требует изменения взглядов на систему сложившихся внутри школы отношений. Необходимо отказаться от диктатуры администрации, учителей, классных руководителей, членов ученического актива. Перестройка властно требует, чтобы руководитель и учитель проникались идеями сотрудничества, мыслили его категориями, реализовывали на практике его принципы.
Школа - социальная ячейка общества, в которой сегодня бурно идет процесс демократизации, следовательно, в основе педагогического процесса должны лежать отношения сотрудничества. Гуманизация отношений в процессе обучения и воспитания влияет на развитие личности не меньше, чем самые современные компьютеры, ибо общение, через которое реализуются отношения, есть, по словам Ш.А.Амонашвили, «и основа, и суть, и интегративный метод воспитания». Гуманизация отношений, лежащая в основе перестройки нашей школы, изменяет подход педагога к детям, позволяет реализовать педагогику сотрудничества.
Однако гуманизация отношении в какой-то мере может быть осуществлена лишь при условии демократизации всей школьной жизни. Руководитель должен видеть школу как высокоорганизованную демократическую систему. Нельзя подготовить школьников к жизни, если они в стенах школы не освоят модели своего будущего участия в этой жизни, если школа будет формировать психологию иждивенчества.
Демократизация взглядов руководителя связана с отказом от командно-бюрократического стиля управления, с пониманием права учителя на творчество, свою точку зрения. Демократически настроенный руководитель строит свои отношения с учителем не на основе личных симпатий и антипатий. Он ценит в нем инициативу, компетентность, самостоятельность, ответственность. Такому руководителю нужен не подчиненный, а неутомимый искатель, возмутитель спокойствия, борец за истину.
Демократизация мышления руководителя связана с коренным изменением подхода к детскому самоуправлению. Новое мышление требует воспринимать самоуправление учащихся как начальную школу управления обществом, ,как инструмент воспитания ответственного отношения к любому виду труда, самостоятельности, творческой активности, гражданственности и многих других качеств личности, столь необходимых нашему обществу. Руководителю школы необходимо осознать, что ученическое самоуправление — это сложнейший процесс самосознания коллектива, его самовоспитания. Только коренная перестройка отношений между учителями и учениками, их совместная заинтересованная деятельность, полное доверие ребятам могут привести к положительным результатам. Руководитель должен понимать, что создание тех или иных органов самоуправления не самоцель. Потребность в них порождается объемом, спецификой, широтой и глубиной самоуправленческой деятельности. Ученическое самоуправление требует постоянного пристального внимания руководителя школы и всего педагогического коллектива. Необходимо помнить, что для детей самоуправление — это жизнь, а для учителя — работа. Поэтому надо уметь включаться в жизнь детей, а не включать их в свою работу.
Пришло время навсегда покончить с практикой чрезмерной опеки детей. Именно она ведет к организованности в их жизни, к формализму в воспитательной работе, к так называемой мероприятийной педагогике.
Среди многих наших практиков да и иных ученых до сих пор бытует мнение, что сначала нужно просветить и воспитать детей, после чего они начнут соответствующим образом действовать. Но, разделяя общество на воспитателей и воспитуемых, мы не учитываем, что воспитателя тоже надо воспитывать.
Ребенка воспитывает не воздействие на него и даже не собственное действие, а лишь творческое действие—улучшение жизни, а чтобы научить детей творчески подходить к жизни, необходимо организовать коллективную творческую деятельность. Уверовав в истину о том, что коллектив — главная цель воспитания, мы перестали замечать за коллективом личность. Коллектив, подчеркивал В.А.Сухомлинский, не безликая масса, а непрерывное, бесконечное взаимное нравственное обогащение, передача друг другу духовных ценностей—справедливости, добра, нетерпимости и непримиримости ко злу.
Руководитель школы должен отказаться (и убедить в этом всех членов педагогического коллектива) от отношения к ученику сверху вниз, только как к объекту обучений. Покончить с мнением о непогрешимости учителя и его авторитета и всегда помнить о том, что учитель обучает и воспитывает собственным примером. Все остальное: мероприятия, уроки, факультативы, классные часы - лишь помогает или мешает этому человеческому воздействию.
Остановимся еще из одном аспекте педагогического мышления руководителя школы - на оценке работы учителя и педагогического коллектива. Здесь особенно важно отойти от привычных стереотипов, отказаться от количественной оценки как превалирующей. В нашем же мышлении прочно закрепился абстрактно-количественный подход к оценке работы учителя, педагогического коллектива, который привел к искажению дел в народном образовании.
Методика, технология обучения и воспитания должны служить развитию идей сотрудничества, взаимного уважения ученика и учителя. Решающее значение приобретают социальная сторона педагогической деятельности учителя, гуманистический критерий оценки его работы, ее результаты- знания, умения и навыки учеников; их участие в общественной жизни класса и школы, в конкурсах и олимпиадах, в спорте и самодеятельности, в шефской работе с младшими и т. д. Оценивая работу учителей, необходимо в зависимости от конечного результата их деятельности решать вопросы не только морального, но и материального стимулирования.
Естественно, что в связи со всем сказанным новое мышление руководителя должно носить аналитический характер, а его аналитическая культура должна быть достаточно высокой.
Наметим 4 условных предела аналитического мышления руководителя школы.
Первый. Обнаруживаются ошибка, негативная тенденция, срыв на учебно-воспитательном процессе. Руководитель устанавливает несоответствие результата, состояния принятым нормативам, эталонам, критериям.
Второй. Раскрывается содержание предмета анализа путем
расчленения сложного на более простые составляющие, и дается количественная и качественная их характеристика.
Третий. Изучаются способ связи этих составляющих между собой, их взаимодействие, внутренняя организация предмета анализа.
Четвертый. Определяются основная причина, а также условия, сделавшие эту причину действенной. В случаях анализа сложных явлений исследуется причинно-следственная цепь.
Важными моментами аналитической культуры руководителя; являются его способность к педагогической диагностике, умение; поставить диагноз проступка ученика, причин неуспеваемости и т.д. Несовершенство аналитического мышления руководителя школы тормозит процесс управления, делает его административно-бюрократическим.
Для того, чтобы реформировать учебно-воспитательный процесс в школе, директору необходимо в совершенстве освоить; общетеоретическую концепцию перестройки системы народного образования. В тех школах, где не определены конкретные задачи перестройки, руководители работают на сиюминутные интересы, нередко игнорируя главное.
Все перечисленные черты, характеризующие новизну педагогического мышления руководителя школы, взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом. Должность директора и его заместителя становится профессией. Следовательно, как и любая профессия, она требует от человека определенных знаний и умений, свойств и качеств личности. Причем многие качества, считавшиеся ранее неглавными, приобрели в наши дни особую значимость, наполнились новым содержанием. На первый план выдвинулись компетентность, инициативность, решительность, предприимчивость, творчество, умение контактировать с учащимися, учителями, родителями, общественностью.
Выделяют три группы требований: идейно-политические, профессиональные, нравственно-психологические.
Первая группа требовании вытекает из положения руководителя как воспитателя.
Вторая связана с необходимостью овладеть комплексом научных знании и умений профессионального характера. Здесь выделяют такое ведущее качество руководителя, как научные подход к управлению, который обеспечивается профессиональной компетентностью руководителя. Сюда входит знание их фундаментальных и новейших достижений в области педагогики, психологии, теории управления, права, социологии, школьной гигиены, творческое использование этих знании.
Ошибки в работе многих руководителей объясняются слабостью их профессиональной подготовки к управленческой деятельности. Именно этот фактор порождает у части из них постоянную неуверенность в своих действиях. Изучение состояния управления школой позволяет сделать вывод и о том, что инициатива и творчество руководителей школы (несмотря на предоставленную им определенную самостоятельность) сдерживаются боязнью отступить от циркуляра, проявить непослушание по отношению к вышестоящим управленческим звеньям. Все это вызывает неудовлетворенность своим положением и должностью. 8 условиях перестройки школы роль профессиональной компетентности ее руководителей резко возросла. Право на самостоятельность, инициативу а решении поставленных задач, гибкость в организации учебного процесса, внеклассной и внешкольной работы потребовали от современного руководителя умения осуществлять научный подход к анализу факторов, явлений, условий, тенденций, способности предвидеть ход развития учебно-воспитательного процесса. Необходимо учитывать, что при коллегиальности управления, особенно три принятии ответственного решения, могут создаваться ситуации, когда руководителю требуется проявить свою твердую позицию. Коллектив, к сожалению, не всегда бывает прав. И чтобы убедить его, надо быть компетентным.
Плюрализм мнений предполагает умение руководителя школы с уважением относиться к чужому мнению, неординарному суждению, способность тактично и доказательно вести диалог, дискуссию. Ничто не может принести такого вреда развивающейся школьной демократии, как пренебрежение к людям, к их суждениям, мнениям, идеям, творческим начинаниям.
Расширяются масштабы организаторской деятельности руководителя, увеличивается круг лиц, участвующих в воспитании учащихся, формируются новые условия жизнедеятельности школы и ее связи с внешней средой. Предстоит трудиться с большей отдачей, эффективностью, а это значит, что руководителям школы надо овладеть научными основами организации своего управленческого труда и отдыха, суметь объединить люден, координировать их действия, создавать благоприятные условия в работе, с вниманием относиться к полезным начинаниям.
Руководителю школы, как педагогу и профессионалу-управленцу, должна быть присуще чувство нового в организации учебно-воспитательного процесса, в работе с кадрами, общественностью.
Развитие демократии и расширение прав коллектива, повышение личной ответственности за результаты работы усилили значение таких профессиональных качеств руководителей, как деловитость, решительность. Излишние колебания, ожидание указании сверху, медлительность в принятии решений могут привести к снижению инициативы, интереса к делу со стороны учителей, учащихся и родителей, а следовательно, принести; большой вред перестройке работы школы.
Основу третьей группы требований - нравственно-психологических - составляют личностные качества руководителя: высокая нравственность, требовательность, принципиальность, простота, доброжелательность, уравновешенность, справедливость. Однако эти качества при избрании или назначении руководителя не всегда берутся во внимание. Между тем отсутствие даже; одного из перечисленных качеств снижает ценность личности.
Высокая нравственность является стержневой чертой руководителя, его образа жизни. Малейшее нарушение им нравственности порождает у подчиненных недоверие к нему, вносят внутреннюю напряженность, двойственность во взаимоотношениях. Только из числа высоконравственных людей и могут выбираться руководители.
Руководитель должен быть дисциплинированным. Как правило, дисциплинированному руководителю свойственны обязательность в слове и деле, умение ценить время свое и чужое, выполнение намеченных дел точно в срок. Личная дисциплинированность дает руководителю моральное право требовать дисциплины и порядка от учителей, учащихся.
Демократизация жизни школы не снижает роли такого качества личности руководителя, как требовательность. Это качество проявляется у руководителей по-разному. Одному неудобно лишний раз напоминать, повторять задание. Здесь недооценивается научно обоснованное положение А. С. Макаренко: чем больше требований к человеку, тем больше уважения к нему, Другой недооценивает воспитательное значение четкого порядка и дисциплины в школе. Третий сам не организован, а отсюда и теряет право потребовать дисциплины от других. Четвертый" требовательность подменяет периодическими накачками, негодованием и разносами. Каждый руководитель должен анализировать свои действия, знать, какова реакция на них, эффективны ли они.
Требовательность, несомненно, должна сочетаться с добро-,, желательностью, сдержанностью, уравновешенностью, умением прислушиваться к мнениям других, учитывать в своей работе предложения общественности, и прежде всего совета школы, родителей. Вера руководителя в положительные результаты начатого дела помогает педагогам и учащимся преодолевать любые трудности, поддерживать здоровую, деятельную атмосферу в коллективе. Поскольку основу демократического стиля работы составляют профессиональный и личностные качества руководителя, ему следует постоянно учитывать мнение о нем коллектива, уметь критически оценивать свои действия и их результаты.
Школьная жизнь сложна, многогранна. Наряду с радостью она приносит немало огорчении, рождает проблемы, а то и создает экстремальные ситуации. Руководитель должен уметь разрешать их, но при этом менее всего прибегать к запретам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Березняк Е.С. Руководство современной школой. М., 1983г.
- Внутришкольное управление.: Вопросы теории и практики./Под ред. Т.И.Шамовой.-М.:Педагогика, 1991.-192 с.
- Дзарасов С.С. Каждому об управлении. М., 1986.
- Комаров Е.И. Женщина-руководитель. М.,1989.
- Кричевский В.Ю. Управление школьным коллективом. Л., 1985г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ вариативной формы предшкольного образования Лесиной Ольги Михайловны учителя начальных классов, заместителя директора МОУ ООШ №3 г. Камешково Владимирской области
ПРОЕКТ вариативной формы предшкольного образования (группа кратковременного пребывания "Росточек") Лесиной Ольги Михайловны,учителя начальных классов, заместителя директора МОУ ООШ №3 г. Ка...
Литературно-музыкальная разработка "Приветствие директоров школ"
Эту разработку мы использовали на районном семинаре директоров школ....
Справки в помощь зам.директора по УВР
Различные виды справок помогут начинающему завучу оформить свою документацию...
Мероприятие для участников республиканского семинара директоров детских домов и школ - интернатов, Благотворительная акция с приглашением спонсоров - гостей с предприятий г. Рузаевка
" РОССИЯ - РОДИНА МОЯ! "Добрый день дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в нашем детском доме! Сегодня мы будем говорить о нашей Родине, о России.Цель нашего мероприятия: расширить знания о родн...
Портфель заместителя директора начальной школы
Когда-то начав работу в должности заместителя директора по учебной работе, я задумалась о систематизации отчетности педагогов. Составила ряд таблиц, которыми пользуюсь каждый раз при заполнении личных...
Выступление на ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УВР, СЛУШАТЕЛЕЙ ГОДИЧНЫХ КУРСОВ АППО(КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ) по теме: ФГОС, РЕАЛИЗАЦИЯ
Образовательная программа начального общего образования, первый год реализации Выступление на ГОРОДСКОм СЕМИНАРе ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УВР, СЛУШАТЕЛЕЙ ГОДИЧНЫХ КУРСОВ АППО(КАФЕДРА КО...
ДОКЛАД зам. директора по УВР на семинаре по теме «Создание условий для формирования нравственно-эстетических качеств личности обучающихся»
ДОКЛАДзам. директора по УВР на семинаре по теме «ДОКЛАДзам. директора по УВР на семинаре по теме «ДОКЛАДзам. директора по УВР на семинаре по теме «Создание условий для формирования нравственно-эстетич...