Компетентностный подход в обучении школьников
статья по теме
Подробное рассмотрение теоретического материала по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podkhod_k_obucheniyu_shkolnikov.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход к обучению младших школьников
Киселёва Галина Владимировна
учитель начальных классов
г.Воронеж , МБОУ лицей №8
Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, мобильные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозировать последствия, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Новыми нормами становятся: жизнь в постоянно изменяющихся условиях, решение постоянно возникающих нестандартных проблем, повышенные требования к толерантности, взаимодействию и сотрудничеству.
Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения цепей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
К числу таких принципов относятся следующие положения:
• развитие у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального и собственного опыта учащихся.
•создание условий для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
• Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
Для обсуждения проблем компетентностного подхода в образовании необходимо ответить на вопросы о том, какие изменения в обществе обусловили поиск новой концепции образования и почему сложившийся подход к определению целей и содержания образования не позволяет провести его модернизацию.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. Школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
С позиций компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Компетентность — это способность действовать в ситуации неопределенности.
Под ключевыми компетентностями понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.
Цели школьного образования заключаются в следующем:
Научить…
- определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
- объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.
- ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, духовных.
Компетентностный подход выдвигает на ведущее место не информированность учащихся, а их умение и опыт в решении проблем, возникающих в различных жизненных ситуациях:
1) в познании и объяснении явлений действительности;
2) при освоении современной техники и технологий;
3) во взаимоотношениях людей, в нормах поведения, в оценке собственных поступков и поступков других людей;
4) при выполнении социальных ролей ;
5) в эстетических переживаниях, в выражении и понимании чувств, эмоций;
6) при выборе профессии, ориентации на рынке труда;
7) в процессе жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни.
Учащийся сам должен осознать проблемную ситуацию, сформулировать задачу, решить её, оценить приобретённый опыт, контролировать собственные действия.
Компетентность в решении проблем можно определить как образовательный результат. Особенность компетентности в том, что она не вытекает из обучения прямым образом, а является результатом саморазвития личности, личностного роста, личностного опыта. Это индивидуально-личностный способ существования знаний, умений и навыков, синтез опыта познания, предметно-практического преобразования и субъективно-личностного переживания мира. Таким образом, моя компетентность включает направленность моей личности, мой темперамент, мои способности, мой характер, мою самостоятельность и целеустремлённость.
Таким образом, компетентность в решении проблем включает в себя:
а) знание о проблемах, причинах их возникновения и т.д.;
б) знание о способах решения проблем и владение ими;
в) эмоциональная оценка проблемной ситуации, выявление эмоциональных стимулов;
г) ощущение радости от успеха и огорчения от неудачи в процессе решения проблем; уверенность в преодолении трудностей; многообразие вариантов, способов, путей достижения цели; удовлетворённость от выполнения . Компетентность – способность (готовность) человека, использовать образование для решения социально значимых практических задач. Компетенция – это «знание в действии», способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В условиях реализации стандартов второго поколения учителю необходимо по-новому взглянуть на процесс обучения, выйти за рамки знаниево-ориентированного урока, научиться разрабатывать уроки развития компетентностей, создать благоприятную среду для открытия новых знаний в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Учить учиться и применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Приходя в школу , каждый ребёнок мечтает о невероятных открытиях, увлечённом учении, радостном открытии знаний. Однако, сталкиваясь со школьной реальностью, где востребовано жёсткое следование заданному алгоритму, воспроизведение готовой информации, дети довольно быстро охладевают к учёбе, привыкая к мысли, что учиться трудно, что без принуждения хороших результатов не достичь. Уже к окончанию начальной школы у учащихся и их родителей вырабатывается стойкое убеждение, что школу надо пережить как неприятную повинность во имя будущего.
Теперь у школы появилась возможность показать, что учение может быть радостным, что каждый урок – открытие, что знания и навыки необходимы не для отметки, а востребованы в реалиях настоящего и будущего.
Список литературы:
- Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2009.
- Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании.
- Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2006. - №10.
- Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2008. - №5.
- Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2010
- Подмазин С.И. Личностно-ориентированное образование: Социально-философское исследование.– Запорожье: Просвещение, 2000
- Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в обучении младших школьников
Выступление на педсовете, в котором расскрывается компетентностный подход в обучении мл. школьников (на примере математики). Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формироват...
Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л.В. Занкова
Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией. Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах ...
Компетентностный подход в обучении младших школьников
В статье говорится о компетентностном подходе в обучении детей младшего школьного возраста....
Компетентностный подход в обучении младших школьников
Доклад и презентация...
«Компетентностный подход в обучении младших школьников с использованием новых технологий»
Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей. Основной ценностью становится не ус...
Компетентностный подход в обучении младших школьников
Использование компетентностной модели в образовании...
Компетентностный подход к обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству в процессе интерактивного общения
Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции в сфере социально – трудовой деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и п...