№ урока | Тема урока | Кол-во час. | Тип и форма урока | планируемые результаты (задачи) | основные понятия | Вид и форма контроля | Дата урока по плану | Дата урока факт |
|
|
|
|
|
| предметные результаты (образовательный аспект ТДЦ) | метапредмет-ные (развива-ющий аспект ТДЦ) | личностные (воспитатель-ный аспект ТДЦ) |
|
|
|
|
1. | Россия - наша Родина.
| 1 | УКИЗ | Формирова-ние первона-чальных представле-ний о происхожде-нии Руси, ее географичес-ком населении, природе, культуре. | Познаватель-ные: Умение осуществлять «анализ» текста с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять логическое действие «синтез», «сравнение», «обобщение»; устанавливать аналогии; строить простые рассуждения, давать характеристики поступкам; давать определение понятиям: этика, мораль, добро, зло, от-ветственность, долг, справед-ливость, эгоизм, нравст-венность, честь, идеалы, этикет, дружба, честь и др.; выполнять творческие, поисковые задания; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом тексте; находить существенные межпредмет-ные связи (с чтением, ИЗО, музыкой); обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям. | Воспитание доброжелатель ности, нравственности на основе духовных традиций народов России.
| родина, Россия, патриот, столица, президент, государственные символы.
| беседа, чтение, работа с картой, пересказ по опорным словам.
|
|
|
2 | Что такое светская этика.
| 1 | УИПЗЗ | Формирование первоначальных пред-ставлений о светской этике современной России. |
| Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | Этика, мораль, нравствен-ность, манеры, этикет | Ролевые игры, Проект «Правила поведения в классе, мага-зине и т.д. (групповая работа) |
|
|
3 | Культура и мораль.
| 1 | УИПЗЗ | Формирова-ние осознания у учащихся особой роли культуры в жизни отдельного человека и общества в целом. |
| воспитание доверия к истории и культуре народов, прежде всего россиян
| культура, материальная культура, духовная культура | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источника-ми инфор-мации, под-готовка творческой беседы с членами семьи. |
|
|
4 | Особенности морали.
| 1 | УИПЗЗ | Сформир-ть у учащихся представле-ния о морали как регуляторе поведения человека в обществе, уметь различать понятия «мораль» и «нравствен-ность» |
| знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Мораль, добро, зло, нравствен-ность | беседа, комментиро-ванное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источника-ми информа-ции, подго-товка твор-ческой бесе-ды с чле-нами семьи
|
|
|
5-6 | Добро и зло.
| 2 | УИПЗЗ
УОСЗ | Понимание значения нравственности в жизни человека и общества | Личностные: умение различать основные нравственно-этические понятия;идеен-тифицировать себя с принадлеж-ностью к народу, стране, государству; проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); Умение анна-лизировать и характеризо-вать эмоциональные состояния и чувства; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять доброжелательность, доверие, вниматель-ность, помощь при выполне-ние заданий; умение выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную деятельность; проявлять правила дело-вого сотрудни-чества; Умение проявлять терпение и доброжелательность в споре.
Коммуникативные умения: сознательно строить речевое высказывание в соответствии учебной задачей; формулировать точку зрения; определить общую цель и пути её достижения; аргументировать свою точку зрения; ориентировать-ся на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации; договариваться о распределе-нии функций и ролей в различных видах совместной деятельности (чтение по ролям, совместная подготовка дополнит. материала, создание презентаций); адекватно оценить поведение окружающих, героев произведений; умение вести диалог, работать в группе
Регулятивные умения: сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи; определять наиболее эффективные способы достижения результата; планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности; оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки; осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху; удерживать цель деятельности до получения ее результата; корректиро-вать деятельность: вносить изменения в процесс с уче-том возникших трудностей и ошибок; наме-чать способы их устранения; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности | Воспитание потребности в добрых делах | Добро, зло, забота, щедрость души, бездушие | Чтение и обсуждение русских сказок, былин, рассказов, подбор пословиц Инсценировка Исполнение песен |
|
|
7-8 | Добродетель и порок.
| 2 | УИПЗЗ
УКИЗ | научатся совершать добродетель-ные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;
|
| Воспитание толерантности, нравственности, основанной на свободе совести | Нравствен-ность, добродетель, порок | Опережаю-щее задание, беседа |
|
|
9 | Свобода и моральный выбор человека.
| 1 | УИПЗЗ | Понимание значения морали в жизни человека и общества |
| Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности | Свобода, ответственность, моральный выбор | решение познавательных задач, чтение и обсуждение русских сказок, притч, диалог по предложен-ной проблеме |
|
|
10 | Свобода и ответствен-ность | 1 | УИПЗЗ | создать условия для осознания учащимися ответственности за человеческую жизнь; уточнить смысл понятий «свобода», «выбор», «ответствен-ность» |
| развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах | Ответствен-ность, свобода | чтение и обсуждение русских сказок, притч, диалог по предложен-ной проблеме |
|
|
11 | Моральный долг. | 1 | УИПЗЗ | Сформиро-вать у учащихся представле-ния о морали гражданина |
| Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа | Гражданин, права, обязанности, патриот, Конституция | Работа с ис-точниками, решение познавательных задач, диалог по предложенной проблеме |
|
|
12 | Справедли-вость
| 1 | УИПЗЗ | Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. |
| Воспитывать стремление к добрым поступкам | Мораль, нравствен-ность, справедли-вость | Составление плана, групповая работа |
|
|
13 | Альтруизм и героизм
| 1 | УИПЗЗ | задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям |
| Воспитание толерантности, нравственности | Альтруизм, эгоизм, разумный эгоизм | Беседа, чтение, анализ про-читанного |
|
|
14 | Дружба.
| 1 | УКИЗ | познакомить с истинным толкованием слова "дружба" "друг", "приятель", "товарищ";
|
| Воспитание доброжелатель-ности, справедливости | Дружба, бескорыстие, симпатия | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, само-стоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, песни о дружбе |
|
|
15 | Что значит быть моральным?
| 1 | УИПЗЗ | формировать понимание значения нравственности в жизни общества и человека |
| Воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию | правила нравственности, морали, правила поведения, нормы поведения; правила вежливос-ти, «культура общения», зависть, жадность | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самос-тоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
|
16-17
| Подведение итогов Презентация проектов. | 2 | УКИЗ
УПОКЗ | Применение полученных знаний |
| Воспитывать ценностное, бережное отношение к Родине, к семье, друзьям |
| презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов |
|
|
18 | Род и семья-исток нравст-венных отношений.
| 1 | УИПЗЗ | Расширять представле-ния детей о семье, роде, семейных традициях, реликвиях. Основные понятия: род, семья, фамилия, родословная. |
| Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье. | Семья род | Беседа, ком-ментирован-ное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах. |
|
|
19 | Нравствен-ный поступок
| 1 | УИПЗЗ | Уметь пользоваться начальными приёмами саморегуляции, само-контроля |
| Формирование адекватного отношения к себе, умение выполнять самоанализ поведения |
| Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск информации, работа в группах |
|
|
20 | Золотое правило нравственности
| 1 | УИПЗЗ | Сформиро-вать у уча-щихся пред-ставления о моральных нормах как разновидности социальных норм, регу-лирующих поведение человека в обществе |
| знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств, добро-желательности |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самос-тоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
|
21 | Стыд, вина и извинения
| 1 | УИПЗЗ | Сформир-ть у учащихся представления о стыде, вине регуляторов поведения человека в обществе; создание условий для формирования ценностно-мировоззренческих основ личности |
| развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
| стыд, вина. извинение | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
|
|
|
22 | Честь и достоинство.
| 1 | УИПЗЗ | Сформир-ть у учащихся представления о чести и достоинстве, как регуляторов поведения человека в обществе |
| обсудить, как воспитывать в себе честь, развивать достоинство. | честь, до-стоинство | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самос-тоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
|
23 | Совесть | 1 | УИПЗЗ | усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.
|
| Воспитывать чувство совестливости | Совесть, стыд | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самос-тоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
|
24-25 | Нравствен-ные идеалы: образ богатыря, рыцарей, джентльме-нов. | 2 | УИПЗЗ | Обобщение знаний о защитниках родины, о смелых и сильных людях |
| Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, любви к рус-скому народу, к русской земле; формировать чувство гордости за свою Отчизну | Идеал, рыцарь, джентль-мен, леди | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, викторина |
|
|
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества | 1 | УИПЗЗ |
|
| Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа | Государст-во, гражданин, патриот, воин, пат-риотизм, народ, кол-лективист | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюс-тративным материалом, самостояте-льная работа с источника-ми информа-ции, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
|
27 | Этикет.
| 1 | УКИЗ | Умение применять правила этикета в условиях различных жизненных ситуаций | . | Формирование уважительного отношения к окружающим, умение выбирать форму поведения в соответствии с ситуацией | Этикет, образец, правила этикета
| Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск ин-формации, работа в группах |
|
|
28 | Семейные праздники.
| 1 | УИПЗЗ | уточнить понятия: праздник, ритуал, подарок. |
| Формирование семейных ценностей и традиций. | праздник, ритуал, подарок | Индивид. рассказы |
|
|
29 | Жизнь человека - высшая нравственная ценность. | 1 | УИПЗЗ | Осознание ценности человеческой жизни. |
| Становление гу-манистических и демократичес-ких ценностных ориентаций. | Смысл жизни, счастье, гу-манность. | Проекты: «Жизнь это подвиг», «Герои в моей семье». |
|
|
30
| Любовь и уважение к Отечеству.
| 1 | УИПЗЗ | Осознание ценности человеческой жизни. |
| Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа | Родина, Отечество | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстра-тивным материа-лом, самос-тоятельная работа с ис-точниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
|
31. | Презентация проектов по теме «Моя семья – моя опора» | 1 | УКИЗ |
|
| Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье. |
| презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов |
|
|
32. | Презентация проектов по теме «Моя родина – Россия» | 1 | УКИЗ |
|
| Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа |
| презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов |
|
|
33. | Презентация проектов по теме «Этикет в моей жизни», «Семейные праздники» | 1 | УКИЗ |
|
| Формирование уважительного отношения к окружающим, умение выбирать форму поведе-ния в соответ-ствии с ситуацией |
| презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов |
|
|
34. | Презентация проектов по теме «Диалог культур во имя граждан-ского мира и согласия» | 1 | УПОКЗ | Формирова-ние осознания у учащихся особой роли культуры в жизни отдельного человека и общества в целом. |
| Воспитание доверия к истории и культуре народов, прежде всего россиян
|
| презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов |
|
|