Рабочая программа для 4 класса по ОРКСЭ
рабочая программа (4 класс) по теме

Грушина Наталья Евгеньевна

Рабоча программа по "Светской этики" составлена с описанием  УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_ose_-_2013-2014_-.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Основы светской этики»

4 класс.    34 часа.

№ урока

Тема урока

Кол-во час.

Тип и форма урока

планируемые результаты (задачи)

основные понятия

Вид и форма контроля

Дата урока по плану

Дата урока

факт

предметные  результаты

(образовательный аспект ТДЦ)

метапредмет-ные (развива-ющий аспект ТДЦ)

личностные

(воспитатель-ный аспект ТДЦ)

1.

Россия - наша Родина.

1

УКИЗ

Формирова-ние первона-чальных

представле-ний о происхожде-нии Руси, ее географичес-ком населении, природе, культуре.

Познаватель-ные:

Умение осуществлять «анализ» текста с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять логическое действие «синтез», «сравнение», «обобщение»;

устанавливать аналогии;

строить простые рассуждения, давать характеристики поступкам;

давать определение понятиям: этика,  мораль, добро, зло, от-ветственность, долг, справед-ливость, эгоизм, нравст-венность, честь, идеалы, этикет, дружба, честь и др.;

выполнять творческие, поисковые задания;

устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом тексте;

находить существенные межпредмет-ные связи (с чтением, ИЗО, музыкой);

обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям.

Воспитание доброжелатель

ности, нравственности

на основе духовных традиций народов России.

родина,

Россия,

патриот,

столица, президент, государственные символы.

 беседа,

чтение,

работа

с картой,

пересказ

по опорным

словам.

2

Что такое светская этика.

1

УИПЗЗ

Формирование первоначальных пред-ставлений о светской этике современной России.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Этика, мораль, нравствен-ность, манеры, этикет

Ролевые игры,

Проект «Правила поведения в классе, мага-зине и т.д. (групповая работа)

3

Культура и мораль.

1

УИПЗЗ

             Формирова-ние осознания  у учащихся особой роли культуры                              в жизни отдельного человека и общества в целом.

     

воспитание доверия к истории и культуре народов, прежде всего россиян

культура, материальная культура, духовная культура  

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источника-ми инфор-мации, под-готовка творческой беседы с членами семьи.

4

Особенности морали.

1

УИПЗЗ

Сформир-ть у учащихся представле-ния о морали как регуляторе поведения человека в обществе, уметь различать понятия «мораль» и «нравствен-ность»

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Мораль, добро, зло, нравствен-ность

беседа, комментиро-ванное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источника-ми информа-ции, подго-товка твор-ческой бесе-ды с чле-нами семьи

5-6

Добро и зло.

2

УИПЗЗ

УОСЗ

Понимание значения нравственности в жизни человека и общества

Личностные:

умение  различать основные нравственно-этические понятия;идеен-тифицировать себя с принадлеж-ностью к народу, стране, государству;

проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

Умение анна-лизировать и характеризо-вать эмоциональные состояния и чувства;

оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;

проявлять доброжелательность, доверие, вниматель-ность, помощь при выполне-ние заданий; умение выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную деятельность;

проявлять правила дело-вого сотрудни-чества;

Умение проявлять терпение и доброжелательность в споре.

Коммуникативные умения:

сознательно строить речевое высказывание в соответствии учебной задачей;

формулировать точку зрения;

определить общую цель и пути её достижения;

аргументировать свою точку зрения;

ориентировать-ся на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации;

договариваться о распределе-нии функций и ролей в различных видах совместной деятельности (чтение по ролям, совместная подготовка дополнит. материала, создание презентаций);

адекватно оценить поведение окружающих, героев произведений;

умение вести диалог, работать в группе

Регулятивные умения:

сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей;

самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;

оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки;

осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху;

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

корректиро-вать деятельность: вносить изменения в процесс с уче-том возникших трудностей и ошибок; наме-чать способы их устранения;

анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности

Воспитание потребности в добрых делах

Добро, зло, забота, щедрость души, бездушие

Чтение и обсуждение русских сказок, былин, рассказов, подбор пословиц

Инсценировка

Исполнение песен

7-8

Добродетель и порок.

2

УИПЗЗ

УКИЗ

научатся совершать добродетель-ные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

Воспитание толерантности, нравственности, основанной на свободе совести

Нравствен-ность, добродетель, порок

Опережаю-щее задание, беседа

9

Свобода и моральный выбор человека.

1

УИПЗЗ

Понимание значения морали в жизни человека и общества

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности

Свобода, ответственность, моральный выбор

решение познавательных задач,  

чтение и обсуждение русских сказок, притч,

диалог по предложен-ной проблеме

10

Свобода и ответствен-ность

1

УИПЗЗ

создать условия для осознания учащимися  ответственности за человеческую жизнь;

уточнить смысл понятий «свобода», «выбор», «ответствен-ность»

развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Ответствен-ность, свобода

чтение и обсуждение русских сказок, притч,

диалог по предложен-ной проблеме

11

Моральный долг.

1

УИПЗЗ

Сформиро-вать у учащихся представле-ния о морали гражданина

Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа

Гражданин, права, обязанности, патриот, Конституция

Работа с ис-точниками, решение познавательных задач, диалог по предложенной проблеме

12

Справедли-вость

1

УИПЗЗ

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Воспитывать стремление к добрым поступкам

Мораль, нравствен-ность, справедли-вость

Составление плана, групповая работа

13

Альтруизм и героизм

1

УИПЗЗ

задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям

Воспитание толерантности, нравственности

Альтруизм, эгоизм, разумный эгоизм

Беседа, чтение, анализ про-читанного

14

Дружба.

1

УКИЗ

познакомить с истинным толкованием слова "дружба" "друг", "приятель", "товарищ";

Воспитание доброжелатель-ности, справедливости

Дружба, бескорыстие, симпатия

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, само-стоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, песни о дружбе

15

Что значит быть моральным?

1

УИПЗЗ

формировать понимание значения нравственности в жизни общества и человека

Воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

правила нравственности, морали,

правила поведения, нормы поведения;

правила вежливос-ти, «культура общения», зависть, жадность

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самос-тоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

16-17

Подведение итогов

Презентация проектов.

2

УКИЗ

УПОКЗ

Применение полученных знаний

Воспитывать  ценностное, бережное отношение  к Родине, к семье, друзьям

презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов

18

Род и семья-исток нравст-венных  отношений.

1

УИПЗЗ

Расширять

представле-ния детей о семье, роде, семейных

традициях,

реликвиях.

Основные понятия:  род,

семья, фамилия, родословная.

Воспитывать  ценностное, бережное отношение к семье.

Семья

род

Беседа, ком-ментирован-ное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.

19

Нравствен-ный поступок

 

1

УИПЗЗ

Уметь  пользоваться  начальными приёмами саморегуляции, само-контроля

Формирование адекватного отношения к себе,  умение выполнять самоанализ поведения

Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск информации, работа в группах

20

Золотое правило нравственности

1

УИПЗЗ

Сформиро-вать у уча-щихся пред-ставления о моральных нормах как разновидности социальных норм, регу-лирующих поведение человека в обществе

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств, добро-желательности

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самос-тоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

21

Стыд, вина и извинения

1

УИПЗЗ

Сформир-ть у учащихся представления о стыде, вине регуляторов поведения человека в обществе;

создание условий для формирования ценностно-мировоззренческих основ личности

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

стыд, вина. извинение

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

22

Честь и достоинство.

1

УИПЗЗ

Сформир-ть у учащихся представления о чести и достоинстве, как регуляторов поведения человека в обществе

обсудить, как воспитывать в себе честь, развивать достоинство.

честь, до-стоинство

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самос-тоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

23

Совесть

1

УИПЗЗ

усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

Воспитывать чувство совестливости

Совесть, стыд

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самос-тоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

24-25

Нравствен-ные идеалы: образ богатыря, рыцарей, джентльме-нов.

2

УИПЗЗ

Обобщение знаний о защитниках родины, о смелых и сильных людях

Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, любви к рус-скому народу, к русской земле;
формировать чувство гордости за свою Отчизну

Идеал, рыцарь, джентль-мен, леди

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, викторина

26

Образцы нравственности в культуре Отечества

1

УИПЗЗ

Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа

Государст-во, гражданин, патриот, воин, пат-риотизм, народ, кол-лективист

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюс-тративным материалом, самостояте-льная работа с источника-ми информа-ции, подготовка творческой беседы с членами семьи

27

Этикет.

1

УКИЗ

Умение применять правила этикета в условиях различных жизненных ситуаций

.

Формирование уважительного отношения к окружающим, умение выбирать форму поведения в соответствии с ситуацией

Этикет, образец, правила этикета

Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск ин-формации, работа в группах

28

Семейные праздники.

1

УИПЗЗ

уточнить понятия:

праздник, ритуал, подарок.

Формирование семейных ценностей и традиций.

праздник, ритуал,

подарок

Индивид. рассказы

29

Жизнь человека - высшая нравственная ценность.

1

УИПЗЗ

Осознание ценности человеческой жизни.

Становление гу-манистических и демократичес-ких ценностных ориентаций.

Смысл жизни, счастье, гу-манность.

Проекты: «Жизнь это подвиг», «Герои в моей семье».

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

УИПЗЗ

Осознание ценности человеческой жизни.

Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа

Родина, Отечество

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстра-тивным материа-лом, самос-тоятельная работа с ис-точниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

31.

Презентация проектов по теме «Моя семья – моя опора»

1

УКИЗ

Воспитывать  ценностное, бережное отношение к семье.

презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов

32.

Презентация проектов по теме «Моя родина – Россия»

1

УКИЗ

Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа

презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов

33.

Презентация проектов по теме «Этикет в моей жизни», «Семейные праздники»

1

УКИЗ

Формирование уважительного отношения к окружающим, умение выбирать форму поведе-ния в соответ-ствии с ситуацией

презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов

34.

Презентация проектов по теме «Диалог культур во имя граждан-ского мира и согласия»

1

УПОКЗ

Формирова-ние осознания  у учащихся особой роли культуры                              в жизни отдельного человека и общества в целом.      

Воспитание доверия к истории и культуре народов, прежде всего россиян

презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя по курсу ОРКСЭ модуль Светская этика для 4 класса

Рабочая программа учителя по курсу ОРКСЭ модуль Светская этика ,автор  учебника " Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы светской этики" М.Т.Студеникин ,на 2013-2014 учебный г...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по учебному курсу "ОРКСЭ" в 4 классе

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования, а также на основе  Программы общеобразовательных учреждени...

Рабочая программа по ОПК (модуль ОРКСЭ) для 4 класса

В данном файле находится рабочая программа по ОПК для 4 класса, расчитана на 35 учебных недель....

Рабочая программа и КТП по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа и КТП по ОРКСЭ 4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности ОРКСэ 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с:- приказом Министерства образования и нау...

Рабочая программа и КТП по ОРКСЭ 4 класс

К учебнику А.В.Кураева "Основы православной культуры" 4-5 классы...