Основы светской этики. Урок №8 "Добродетель и порок"
презентация урока для интерактивной доски (4 класс) по теме

Лаврентьева Мария Георгиевна

Основы светской этики. Урок-презентация. По учебнику урок № 8, стр. 20-21

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Урок № 8 «ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК» ГБОУ СОШ № 483 Лаврентьева Мария Георгиевна

Слайд 2

Образец подражания

Слайд 3

Делать Д обро Добродетель Что такое ДОБРОДЕТЕЛЬ? Чем понятие «ДОБРОДЕТЕЛЬ» отличается от понятия «ДОБРО»?

Слайд 4

ПОРОК Противоположность ДОБРОДЕТЕЛИ Недостаток человека Причинение зла себе и окружающи м Свойство характера, которое позорит человека Известно но ли вам, что такое порок? - Как вы думаете, что это такое?

Слайд 5

Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?

Слайд 6

Расточительность Скупость

Слайд 7

Вредность Дружелюбие Угодничество

Слайд 8

Безрассудная отвага Трусость Мужество

Слайд 9

ДОБРО ДЕТЕЛЬ ПОРОК Трудолюбие Работоспособность Ответственность Дружелюбие Вежливость Сочувствие Доброта Любовь Жадность Лень Ложь Хвастовство Зазнайство Злость Ненависть

Слайд 10

ИТОГ УРОКА. Что такое ДОБРОДЕТЕЛЬ? Что такое ПОРОК? Что такое ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК?

Слайд 11

Домашнее задание Создай альбом «Ими гордится Россия». Напиши маленькое сочинение о добродетели и о пороке.



Предварительный просмотр:

Проект урока № 8

по учебнику

«Основы светской этики»

Тема: «Добродетель и порок»

Выполнила:

учитель

начальных классов

ГБОУ СОШ № 483

Лаврентьева М.Г.

Санкт – Петербург

2013 -2014 г.г.

Урок №8  Тема: «Добродетель и порок».

Цели урока: 

  1. Формировать понятия «добродетель» и «порок».
  2. Научить детей отличать  добродетель от порока.
  3. Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Виды деятельности: Устный рассказ на тему урока; комментированное чтение по учебнику страницы 20-21, работа с иллюстрациями в учебнике и со слайдами, творческое задание.

Основные термины и понятия: 

         Добродетель,  порок, расточительность, щедрость, скупость, вредность, дружелюбие, угодничество, безрассудная отвага,  мужество, трусость.

Оборудование урока: 

  1. Учебник «Основы светской этики»;
  2. Слайды по теме урока;
  3. Листы с распечаткой двух ромашек.  (1. Добродетель, 2. Порок);
  4. Карточки со словами: Добродетель,  порок,  расточительность, щедрость, скупость, вредность, дружелюбие, угодничество, безрассудная отвага,  мужество, трусость.
  5. Напечатанный на двух листках текс сказки М. Скребцова «Сказка о щедром сердце».

Ход урока.

  1. Организация  деятельности  учащихся.

  1.  Проверка домашнего задания.  

                 (Слайд № 2)  Образец подражания. 

- Дома вам предлагалось подумать над вопросом: Кто из знаменитых людей может служить примером для подражания?  (Ответы детей)

  1. Изучение нового материала:

(Слайд № 3)              

 - Что такое добродетель?  (Ответы детей)

-  Как вы думаете, чем  понятие «добродетель» отличается от понятия «добро»?  (Ответы детей)

Добродетель – делать добро.

     

- Известно ли вам, что такое порок? Как вы думаете, что это такое?

(Ответы детей)

(Слайд № 4)  

     ПОРОК.

  - Недостаток человека.

  - Противоположность добродетели.

  - Свойство характера, которое позорит человека.

  - Причинение зла себе и окружающим.

-  О чём сегодня на уроке мы будем говорить?  (ответы детей)

- Запишите тему сегодняшнего урока.

(Слайд №1)

(Слайд № 5)  

- Знакомы ли вам эти сказки? Как  в них награждается добродетель    и наказывается  порок?  (Ответы детей)

- Существует много добродетелей и пороков. Древнегреческий философ Аристотель предложил свое деление и понимание добродетели. Он считал, что добродетель – это способность во всем поступать наилучшим образом. И такая добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком.

(Слайд № 6)   Расточительность – щедрость - скупость.

 - Кого можно назвать расточительным? Щедрым? Скупым? (Ответы детей).

 - Какое слово, по вашему мнению, относится к добродетели и почему?

(Ответы детей).

 (Чтение стр. 20 второй абзац)

- А теперь послушайте сказку.  (Напечатанный текст выдается двум ученикам)

Чтение сказки.

СКАЗКА О ЩЕДРОМ СЕРДЦЕ

 М.Скребцова

        В одном городе жил щедрый старик, и не было почти никого, кому, хотя бы раз, не помогла его щедрость. Всю свою жизнь старик проработал печником. Печки, которые он клал, славились на всю округу. Люди говорили, что в каждой печке — кусочек его горячего сердца оставлен!

        Когда печник состарился и не мог больше работать, он часто вспоминал свои печки и даже мысленно разговаривал с ними.

         Однажды во сне старик увидел печь. Она улыбнулась ему и проговорила:

- Не узнаешь меня? Я та самая печка, которую много лет назад ты сделал для одного человека. Сейчас мой хозяин тяжело болен, и вся его семья в безутешном горе. Если он умрет, некому будет его четверых детишек кормить! Старик, когда ты меня сделал, ты отдал мне что-то очень горячее. Только много лет спустя я поняла, что это частица твоего любящего сердца. Все эти годы я берегла и хранила ее, как зеницу ока. Но сегодня я услышала слова доктора. Он сказал, что спасти больного может только чудо. Вот я и решила подарить моему хозяину свое сокровище. Может быть, оно заставит его умирающее сердце биться сильнее?

       Старик очень удивился и сказал:

-  А ты не боишься после этого остыть?

- Я, старик, уже отжила свое. Если остыну, меня сломают, а на моем месте другую печку поставят. Только и всего!

       Целый день сон не выходил из головы старика. Наступил вечер. Неожиданно в дверь постучали, и в дом вбежала встревоженная женщина.

     - Милый человек, помогите! Мой муж умирает. Сейчас он мечется в жару и       бредит, — взволнованно проговорила она, умоляюще глядя на старика.

- Но чем же я могу помочь? Разве что за доктором сбегать, — предложил старик.

- Нет, нет, вы можете. Мой муж зовет вас и все время повторяет ваше имя.

Тут старика даже в жар бросило. Он вспомнил свой странный сон, быстро поднялся и побежал за женщиной.

      Как только старик вместе с женщиной вошел в дом, первое, что он увидел — была печь. Та самая, которая ему приснилась. Не мешкая, старик бросился к печке, открыл дверцу и вынул из золы что-то очень горячее. Затем он подбежал к постели больного и быстро сунул ему под рубашку найденный в печке предмет.

       Некоторое время больной лежал неподвижно. Постепенно его щеки стали розоветь, он улыбнулся и произнес слабым голосом: ”Спасибо, старик”. 

      Через несколько дней старик умер. Говорят, что после его смерти, печки, которые он сделал, стали еще горячее, а в домах, где они стояли — навсегда поселилось счастье.

 Вопросы и задания к сказке:

  1. Трудно ли вам быть щедрым?
  2. Делитесь ли вы со своими родителями, братьями или сестрами, когда вам что-то дарят или когда вас чем-то угощают?
  3. Как вы думаете, что значит поделиться своим сердцем с другим человеком?
  4. Перечислите всех, кто делится с вами частицей своего любящего сердца.
  5. Представьте, что одна из печек старика открыла вам секрет щедрости. Расскажите, что это за секрет.

- Перейдем еще к одной благодетели, которая тоже находится между двумя пороками.

(Слайд № 7)  

Вредность – дружелюбие - угодничество.

- Объясните, как вы понимаете,  значение этих слов?  Приведите примеры. (Ответы детей)

   

- Что,  по вашему мнению,  является добродетелью? (Ответы детей)

     Чтение на  стр. 21.

Вывод.

          Дружелюбие – дружеское  расположение, доброжелательное отношение к кому-либо.  

          Вредность – это избыток.

          Угодничество – недостаток.

(Слайд № 8)    

Безрассудная отвага – мужество – трусость.

Третья добродетель, с которой предстоит нам познакомиться  - это мужество.

 - Между какими пороками оно находится? Как понимаете?  (Ответы детей)

Чтение  учебника с.21.

Мужество:

  • (греч. тюмос), в позитивном значении это слово означает присутствие духа, осознание своей внутренней силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах
  • одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Мужество особо почиталось на Руси.

Безрассудная отвага  является избытком, а трусость – недостатком.

  1. Закрепление материала.

- Запишите в тетрадь.

ДОБРОДЕТЕЛЬ

  1. Щедрость
  2. Дружелюбие
  3. Мужество

      Избыток                                                                         Недостаток

  1. Расточительность                                             1.Скупость
  2. Вредность                                                            2. Угодничество
  3. Безрассудная отвага                                          3. Трусость

- Чтение по учебнику стр. 21.

Рубрика: Мудрые мысли:

«Три добродетели украшают душу: красота, мудрость и любовь».

Цицерон.

«Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный – размышление, второй, самый лёгкий – подражание, третий, самый горький – опыт».

Конфуций.

 

          Игра – задание.  Ромашки «Добродетель», «Порок».

-  Заполните ваши ромашки словами - синонимами к словам «Добродетель» и «Порок».

 (Слайд № 9)   «Добродетель», «Порок».

Трудолюбие. Работоспособность. Ответственность. Дружелюбие. Вежливость. Сочувствие. Доброта.

Любовь. Жадность. Лень. Ложь. Хвастовство. Зазнайство. Злость. Ненависть.

5. Итог урока.  (Слайд № 10)   

- Что такое добродетель?  (Ответы детей)

- Что такое порок?  (Ответы детей)

- Что такое добродетельный человек?  (Ответы детей)

6. Домашнее задание. (Слайд № 11)

- Создай альбом «Ими гордится Россия».

- Напиши маленькое сочинение о добродетели и о пороке.

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические основы построения урока в УМК «Начальная инновационная школа» («НИШ»)

Диагностические основы построения урока в УМК «Начальная инновационная школа» («НИШ»)Цель урока (по ФГОС) : организовать деятельность по формированию учащимися цели урока, определению содер...

Основы синтаксиса. Урок – презентация знаний по русскому языку с элементами здоровьесберегающей технологии .

Основы синтаксиса. ( Урок – презентация знаний по русскому языку с элементами здоровьесберегающей технологии . 3 класс) ...

Психологические основы построения урока

Компоненты,на которые стоит обратить внимание при построении любого урока в начальной школе...

Урок "Добродетель и порок". ОРКСЭ

Презентация урока курса ОРКСЭ. Модуль "Сетская этика". Урок "Добродетель и порок" (1 урок). 4 класс...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Конспект урока "Добродетель и порок"

Данный конспект могут использовать учителя по основам светской этики....

Статья Компетентностно-ориентированный подход - основа современного урока.

Учитель-профессионал – это тот, кто компетентен в педагогическом, методическом, предметном, психологическом, общекультурном и эмоци-онально- нравственном плане, готов к инновациям. Только такой компе-...