доклад "Обеспечение условий для реализации ФГОС в рамках модернизации муниципальной системы образования"
материал (3 класс) по теме

Паромова Алла Александровна

 

Одним из основных направлений модернизации современной школы стало введение стандарта нового поколения.  Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом.

       В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в  школе.

В связи с переходом на ФГОС НОО учителя начальных классов нашей школы прошли курсовую подготовку при ГОУДПО БелРИПКППС по теме "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: нормативные документы, содержание, технологии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»

Обеспечение условий для реализации ФГОС в рамках модернизации муниципальной системы образования

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ «Пятницкая СОШ»

Паромова Алла Александровна

2013год

(слайд№1) Одним из основных направлений модернизации современной школы стало введение стандарта нового поколения.  Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом.

       В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в  школе.

В связи с переходом на ФГОС НОО учителя начальных классов нашей школы прошли курсовую подготовку при ГОУДПО БелРИПКППС по теме "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: нормативные документы, содержание, технологии".

(слайд№2,3) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает: новую цель образования, новые средства обучения, новое содержание образования, новые технологии обучения.

Начальные классы осуществляют обучение по УМК «Школа России». (слайд №4) 

УМК «Школа России» сегодня — это мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования. Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций.  Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

Информационно-образовательная среда УМК «Школа России» представлена не только учебниками, рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, различными методическими пособиями по всем предметным  областям учебного плана ФГОС, но и высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к ведущим линиям УМК, современными электронными пособиями, интернет поддержкой. Все компоненты комплекса интегрированы в единую методическую систему, помогающую учителю решать задачи современного образования.

(слайд №5)

В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования,  активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;  построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

(слайд № 6,7,8) Стандарт предполагает использование базовых образовательных технологий: обучение на основе «учебных ситуаций,         проектная деятельность, уровневая дифференциация, информационные и коммуникационные технологии.

Важнейшей задачей системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. (слайд №9)

    Мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке составляют группу ЛИЧНОСТНЫХ УУД.

   Ребёнок учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, т.е. развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

    Целью действия ребёнка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый  комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет синтез, анализ, использует общие приёмы решения задач.

    В процессе учения дети будут контролировать действия товарища, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Это значит, что будут развиваться КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

      Уже в 1 классе на своих уроках учу детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке.

Таким образом, дети на основе системно–деятельностного подхода должны учиться учить и оценивать самого себя.

Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях. Мы получили новое оборудование, которое осваиваем и уже пользуемся на уроках. В частности,  интерактивный моноблок позволяет расширить возможности работы на уроке. Я широко использую мультимедийный проектор при подаче материала на уроке. (слайд №10)

Проектный и исследовательский метод, широко представленный в новых стандартах. Мы с детьми тоже готовим проекты. Проекты различны по форме, теме, содержанию.

В 1 классе – это рисунки, поделки. Также авторы учебников тоже предлагают работу над проектами. На уроках мы собираем нужный материал, обсуждаем тему, а дома ребята воплощают свои идеи в жизнь. В этом им помогают родители, затем в классе дети защищают свои работы.

В новых ФГОСах нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую  использую в своей практике. (слайд №11-14)

Много работаем в группах, парах. Учимся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) критика.

Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме. Стараюсь усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это необходимая подготовка к жизни.  Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором так организована  работа, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений обучающегося. (слайд №15,16)

Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Портфель достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки. В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

В каждом классе в конце года проводится итоговая комплексная работа на межпредметной основе.(слайд №17)

Я  использую  в учебно-воспитательном процессе элементы здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного: 

Режим динамической смены поз.

Упражнения на зрительную координацию.

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных  зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).

Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Для реализации режима динамической смены поз использую  конторки. Учащиеся, поочерёдно меняясь местами, работают часть урока, то стоя, то сидя. (слайд №18)

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных  зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)(слайд №19)

 (слайд №20)

Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.  

Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

(слайд №21) Я планирую уроки с таким расчётом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из одного положения в другое. Для расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно- образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках применяется специально разработанный «Экологический букварь» (экологическая картина - панно). С интересом проходит работа у экологического панно, расположенного на одной из стен кабинета. Оно меняется с наступлением каждого времени года.

(слайд №22) Так же родители моего класса приобрели  накладки Селиванова профилактические для разгрузки позвоночника. С использованием накладки Селиванова повышается комфортность сидения на твёрдой поверхности деревянных стульев.  Разгружается позвоночник, что  препятствует преждевременному  развитию сколиоза, повышается усидчивость во время занятий.

 Для правильной осанки, расслабления мышц спины и шеи мы используем «шапочки-мешочки», наполненные морской солью,  для массажа стоп используем коврики.(слайд №23)

(слайд №24,25)   Новые федеральные  государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.   Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Направление и формы внеурочной деятельности: «Юный турист – краевед», «Ритмика», «Танцы», «Хоровод», «Дорогою добра», «Теремок», «Я в мире людей», «Юный математик», «Аз – Буки – Веди».

Учителя начальных классов принимают активное участие в семинарах различных уровней. Региональный уровень: июнь, 2012 г., Вторая региональная научно-практическая конференция, "Введение ФГОС НОО как условие повышения качества образования"; 07 ноября 2012 год, межрегиональные педагогические чтения "Актуальные проблемы контрольно - оценочной деятельности в условиях перехода на ФГОС НОО".

(слайд №26- 27)

На базе нашей школы был проведён  15 мая 2013 г. семинар – практикум «Требования к уроку, внеурочной деятельности и учителю в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения.

Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и  развить позитивное.   Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей. (слайд №28)

Дорогие коллеги, в завершении своего выступления хочу поздравить Вас с началом нового учебного года! Желаю Вам творческих успехов в освоении новых стандартов и успехов в укреплении и сохранении здоровья вашего и ваших учеников.

Используемая литература:

  1. Вакрушев А.А. Козлова С.А. Пронина О.В. «Образовательная система Школа 2100». «Реализация федерального государственного образовательного стандарта». Пособие для учителя. Москва, Баласс, 2011
  2. Сундукова А.Х. «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы» Ростов-на-Дону ИПК и ПРО 2011г.
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. 2011
  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования.

/Под ред. В.В. Козлова,А.М. Кондакова,2011

  1. Планируемые результаты начального общего образования. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»

Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми  в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»...

ПРОГРАММА деятельности муниципальной инновационной стажировочной площадки « Стратегии смыслового чтения в условиях реализации ФГОС НОО и ООО». Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №7

Организация и  реализация в  МБОУ СОШ № 7  инновационных видов образовательных технологий направленных на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся ...

Эффективные формы реализации ФГОС в рамках преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием

Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка....

«О реализации приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования «преемственность дошкольного и начального общего образования» налажена и разработан план мероприятий по преемственности с МБДОУ №20 «Югорка»

В соответствии с приказом Департамента образования Администрации города Сургута №12-03-802/2 от 06.10.2022 «О реализации приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования &laq...

Эффективные формы и методы реализации ФГОС в рамках осуществления преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием

Преемственность между дошкольным образованием и начальной школой – процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные лич...