доклад "Обеспечение условий для реализации ФГОС в рамках модернизации муниципальной системы образования"
материал (3 класс) по теме
Одним из основных направлений модернизации современной школы стало введение стандарта нового поколения. Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом.
В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в школе.
В связи с переходом на ФГОС НОО учителя начальных классов нашей школы прошли курсовую подготовку при ГОУДПО БелРИПКППС по теме "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: нормативные документы, содержание, технологии".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пятницкая средняя общеобразовательная школа
Волоконовского района Белгородской области»
Обеспечение условий для реализации ФГОС в рамках модернизации муниципальной системы образования
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «Пятницкая СОШ»
Паромова Алла Александровна
2013год
(слайд№1) Одним из основных направлений модернизации современной школы стало введение стандарта нового поколения. Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом.
В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в школе.
В связи с переходом на ФГОС НОО учителя начальных классов нашей школы прошли курсовую подготовку при ГОУДПО БелРИПКППС по теме "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: нормативные документы, содержание, технологии".
(слайд№2,3) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает: новую цель образования, новые средства обучения, новое содержание образования, новые технологии обучения.
Начальные классы осуществляют обучение по УМК «Школа России». (слайд №4)
УМК «Школа России» сегодня — это мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования. Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций. Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.
Информационно-образовательная среда УМК «Школа России» представлена не только учебниками, рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, различными методическими пособиями по всем предметным областям учебного плана ФГОС, но и высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к ведущим линиям УМК, современными электронными пособиями, интернет поддержкой. Все компоненты комплекса интегрированы в единую методическую систему, помогающую учителю решать задачи современного образования.
(слайд №5)
В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
(слайд № 6,7,8) Стандарт предполагает использование базовых образовательных технологий: обучение на основе «учебных ситуаций, проектная деятельность, уровневая дифференциация, информационные и коммуникационные технологии.
Важнейшей задачей системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. (слайд №9)
Мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке составляют группу ЛИЧНОСТНЫХ УУД.
Ребёнок учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, т.е. развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.
Целью действия ребёнка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет синтез, анализ, использует общие приёмы решения задач.
В процессе учения дети будут контролировать действия товарища, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Это значит, что будут развиваться КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.
Уже в 1 классе на своих уроках учу детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке.
Таким образом, дети на основе системно–деятельностного подхода должны учиться учить и оценивать самого себя.
Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях. Мы получили новое оборудование, которое осваиваем и уже пользуемся на уроках. В частности, интерактивный моноблок позволяет расширить возможности работы на уроке. Я широко использую мультимедийный проектор при подаче материала на уроке. (слайд №10)
Проектный и исследовательский метод, широко представленный в новых стандартах. Мы с детьми тоже готовим проекты. Проекты различны по форме, теме, содержанию.
В 1 классе – это рисунки, поделки. Также авторы учебников тоже предлагают работу над проектами. На уроках мы собираем нужный материал, обсуждаем тему, а дома ребята воплощают свои идеи в жизнь. В этом им помогают родители, затем в классе дети защищают свои работы.
В новых ФГОСах нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую использую в своей практике. (слайд №11-14)
Много работаем в группах, парах. Учимся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) критика.
Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме. Стараюсь усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это необходимая подготовка к жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором так организована работа, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений обучающегося. (слайд №15,16)
Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Портфель достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки. В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
В каждом классе в конце года проводится итоговая комплексная работа на межпредметной основе.(слайд №17)
Я использую в учебно-воспитательном процессе элементы здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного:
Режим динамической смены поз.
Упражнения на зрительную координацию.
Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
Упражнения на мышечно-телесную координацию.
Для реализации режима динамической смены поз использую конторки. Учащиеся, поочерёдно меняясь местами, работают часть урока, то стоя, то сидя. (слайд №18)
Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)(слайд №19)
(слайд №20)
Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.
Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.
(слайд №21) Я планирую уроки с таким расчётом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из одного положения в другое. Для расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно- образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках применяется специально разработанный «Экологический букварь» (экологическая картина - панно). С интересом проходит работа у экологического панно, расположенного на одной из стен кабинета. Оно меняется с наступлением каждого времени года.
(слайд №22) Так же родители моего класса приобрели накладки Селиванова профилактические для разгрузки позвоночника. С использованием накладки Селиванова повышается комфортность сидения на твёрдой поверхности деревянных стульев. Разгружается позвоночник, что препятствует преждевременному развитию сколиоза, повышается усидчивость во время занятий.
Для правильной осанки, расслабления мышц спины и шеи мы используем «шапочки-мешочки», наполненные морской солью, для массажа стоп используем коврики.(слайд №23)
(слайд №24,25) Новые федеральные государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Направление и формы внеурочной деятельности: «Юный турист – краевед», «Ритмика», «Танцы», «Хоровод», «Дорогою добра», «Теремок», «Я в мире людей», «Юный математик», «Аз – Буки – Веди».
Учителя начальных классов принимают активное участие в семинарах различных уровней. Региональный уровень: июнь, 2012 г., Вторая региональная научно-практическая конференция, "Введение ФГОС НОО как условие повышения качества образования"; 07 ноября 2012 год, межрегиональные педагогические чтения "Актуальные проблемы контрольно - оценочной деятельности в условиях перехода на ФГОС НОО".
(слайд №26- 27)
На базе нашей школы был проведён 15 мая 2013 г. семинар – практикум «Требования к уроку, внеурочной деятельности и учителю в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения.
Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей. (слайд №28)
Дорогие коллеги, в завершении своего выступления хочу поздравить Вас с началом нового учебного года! Желаю Вам творческих успехов в освоении новых стандартов и успехов в укреплении и сохранении здоровья вашего и ваших учеников.
Используемая литература:
- Вакрушев А.А. Козлова С.А. Пронина О.В. «Образовательная система Школа 2100». «Реализация федерального государственного образовательного стандарта». Пособие для учителя. Москва, Баласс, 2011
- Сундукова А.Х. «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы» Ростов-на-Дону ИПК и ПРО 2011г.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. 2011
- Фундаментальное ядро содержания общего образования.
/Под ред. В.В. Козлова,А.М. Кондакова,2011
- Планируемые результаты начального общего образования. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Передовой и инновационный опыт в муниципальной системе образования. Информационный вестник. Выпуск №3. Развитие творческой активности младших школьников в процессе проектной деятельности.
http://mu-idc.edusite.ru/p16aa1.html...
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья опубликовани в сборнике лучших статей АННР...
Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»
Педагогическая статья «Работа с одаренными детьми в сельской школе в условиях модернизации российской системы образования»...
ПРОГРАММА деятельности муниципальной инновационной стажировочной площадки « Стратегии смыслового чтения в условиях реализации ФГОС НОО и ООО». Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №7
Организация и реализация в МБОУ СОШ № 7 инновационных видов образовательных технологий направленных на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся ...
Эффективные формы реализации ФГОС в рамках преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием
Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка....
«О реализации приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования «преемственность дошкольного и начального общего образования» налажена и разработан план мероприятий по преемственности с МБДОУ №20 «Югорка»
В соответствии с приказом Департамента образования Администрации города Сургута №12-03-802/2 от 06.10.2022 «О реализации приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования &laq...
Эффективные формы и методы реализации ФГОС в рамках осуществления преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием
Преемственность между дошкольным образованием и начальной школой – процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные лич...