Статья: "Формирование экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"
статья на тему
Статья представлена в сборнике: Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: позиция молодых, Челябинск, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskih_predstavleniy.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.Ю. Андреева,
Г. Челябинск
Формирование экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития
В законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятым в 1992 году, предусматривается создание системы непрерывного экологического образования, цель которого - развитие экологической культуры каждого члена общества. По признанию отечественной и мировой общественности центральным фактором в решении названной проблемы становится не техника или технология, а образование в широком понимании этого слова. Само образование следует рассматривать не просто как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, а как создание и сохранение единого образовательного пространства.
В Национальной стратегии экологического образования Российской Федерации определены цели, задачи, принципы и основные направления экологического образования. Данный документ акцентирует внимание на то, что экологическое образование призвано не только формировать у граждан представления о физических и биологических компонентах окружающей среды, но и способствовать усвоению экологических и этических норм, образа жизни.
Проблема формирования экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития разрабатывалась в трудах педагогов и психологов – Т.В.Егорова, С.К.Сиволапов, Ульенкова У.В., Пускаева Т.Д, А.Штраус, Л.Летинен и др. На сегодняшний день данная проблема разработана неполно. Следствием является ее медленное внедрение в практику работы школы. Формировать экологические представления у младших школьников с задержкой психического развития необходимо, так как основным средством воспитания и образования является знакомство с элементарной целостной картиной мира. Педагоги в начальной школе не всегда знают, какие методы и формы при организации урока окружающий мир и во внеурочное время нужно использовать в работе с детьми с задержкой психического развития, чтобы сформировать экологические представления. В нашей работе мы хотим предложить пути решения данной проблемы, так как младшие школьники с задержкой психического развития должны научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей.
Для изучения уровня сформированности экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития мы использовали стандартизированные методы и методики: методику Моисеевой Л.В. "Диагностика экологических представлений", методику Гончаровой Е.В. и Моисеевой Л.В., анкетирование с сочетанием метода интервью, опрос, наблюдение, беседа.
Результаты диагностики показали, что 10% детей имеет высокий уровень сформированности экологических представлений, т.е. общение детей с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них, дети дали правильные ответы на все вопросы; 10% детей имеет средний уровень сформированности экологических представлений, для детей характерно недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе; 80% имеют низкий уровень сформированности экологических представлений, дети не контролируют свое поведение, поступки в природе.
Таким образом, подводя итоги опроса, можно сделать вывод о том, что экологические представления у большинства учащихся, участвовавших в эксперименте, находятся на низком уровне.
Результаты исследования убедили нас в необходимости проведения целенаправленной работы по формированию экологических представлений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Основными направлениями содержания этой работы явились следующие:
- Разработка и реализация экологических проектов.
- Организация и проведение экологической лаборатории на базе школы.
Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников с задержкой психического развития играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению, формированию экологических представлений. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов.
Образовательный проект – это форма организации работы, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени.
Экологический проект мы рассматриваем как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся, имеющую общую экологическую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению экологической проблемы, значимой для участников проекта.
Изучив литературные источники о проектной деятельности учащихся, мы выделили несколько этапов, соответствующих структуре учебной деятельности. На первом этапе мы заявляли о цели проекта и создавали положительный мотивационный настрой.
Второй этап – подготовительный: мы определяли задачи проекта, составляли план действий, устанавливали критерии оценки результатов, согласовывали способы совместной деятельности (сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности).
Третий этап – информационно-операционный: учащиеся собирали материал, работали с литературой, непосредственно выполняли проект, мы наблюдали, координировали, поддерживали, сообщали необходимую информацию.
Четвёртый заключительный этап – рефлексивно-оценочный: учащиеся представляли проекты, участвовали в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов работы, осуществляли устную и фиксированную самооценку; учитель и администрация школы коллективно оценивали деятельность учащихся.
Мы провели долговременные проекты на темы: «Экологоразвивающая среда классной комнаты», «Наш сад сегодня и завтра», "Яблоня – дерево здоровья", «Лесная сказка», "Вырастим тюльпаны сами к празднику любимой маме".
Тематика проектов вызывала у учащихся положительный эмоционально-познавательный отклик. В выполнении проектов вместе с учащимися участвовали родители.
Вторым направлением в формировании экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития является организация экологической лаборатории на базе школы.
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, мы разработали и предлагаем программу экологического воспитания младших школьников в рамках экологической лаборатории «Живая природа». Программа составлена из расчета один раз в неделю.
При построении авторской программы экологической лаборатории мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:
⎯ познавательном;
⎯ познавательно-развлекательном;
⎯ практическом;
⎯ исследовательском.
Познавательное направление работы экологической лаборатории способствовало развитию познавательного интереса, более глубокому расширению экологических представлений младших школьников с задержкой психического развития. Направление включало цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали более глубокому расширению экологических представлений младших школьников с задержкой психического развития.
Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью формирование системы элементарных научных экологических представлений, доступных пониманию младших школьников с задержкой психического развития, знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это ⎯ театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Практическое направление работы способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе, формированию первоначальных умений и навыков экологически грамотного поведения, изучению растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края. Направление связанно с практическими делами ⎯ посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц,
Исследовательское направление работы экологической лаборатории способствовало развитию мышления, анализу полученных результатов. Направление осуществлялось в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов.
Работа в экологической лаборатории ведётся с учениками данного класса. Постоянные члены кружка ученики класса – 10 человек.
Создание экологической лаборатории «Живая природа» способствовало повышению образовательного уровня учащихся, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности, формированию представлений об экологических, природоведческих, биологических, социальных взаимосвязях.
Таким образом, мы считаем, что включение в содержание работы таких направлений как разработка и реализация экологических проектов, организация экологической лаборатории на базе школы будет способствовать формированию экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития.
Библиографический список
- Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодёжи: сб. научных трудов [Текст] / под общ. ред. А. Ф. Аменда, А.А. Саломатова, А. А. Горчинской. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. – 439 с.
- Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.П. Симонова. - М: «Академия», 2000. - 160с.
- Ягодовский, К.П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе [Текст] / К.П. Ягодовский. - М., 1998 - 92-105 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: "Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: из опыта работы"...
Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...
Статья: "Модель формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."
Статья напечата во время учёбы в магистратуре....
Статья: "Направление работы по формированию экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: Materialy VIII Miedzynarodowej nauKowy-praktycznej konferencjl, Wyksztalcenie I nauka bezgranic, Volume 22 Pedagogiczne nauki, Przemysl, 07-15 grudnia 2012 roku...
Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."
Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....
Модель формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития
Методическая разработка....
Развитие временных представлений у младших школьников с задержкой психического развития.
Методические рекомендации развития временных представлений у младших школьников с Задержкой психического развития....