Статья: "Формирование экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"
статья на тему

Бабикова Екатерина Юрьевна

Статья представлена в сборнике: Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: позиция молодых, Челябинск, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ekologicheskih_predstavleniy.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Ю. Андреева,

Г. Челябинск

Формирование экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития

В законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятым в 1992 году, предусматривается создание системы непрерывного экологического образования, цель которого - развитие экологической культуры каждого члена общества. По признанию отечественной и мировой общественности центральным фактором в решении названной проблемы становится не техника или технология, а образование в широком понимании этого слова. Само образование следует рассматривать не просто как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, а как создание и сохранение единого образовательного пространства.

В Национальной стратегии экологического образования Российской Федерации определены цели, задачи, принципы и основные направления экологического образования. Данный документ акцентирует внимание на то, что экологическое образование призвано не только формировать у граждан представления о физических и биологических компонентах окружающей среды, но и способствовать усвоению экологических и этических норм, образа жизни.

Проблема формирования экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития разрабатывалась в трудах педагогов и психологов – Т.В.Егорова, С.К.Сиволапов, Ульенкова У.В.,  Пускаева Т.Д, А.Штраус,  Л.Летинен и др. На сегодняшний день данная проблема разработана неполно. Следствием является ее медленное внедрение в практику работы школы. Формировать экологические представления у младших школьников с задержкой психического развития необходимо, так как основным средством воспитания и образования является знакомство с элементарной целостной картиной мира. Педагоги в начальной школе не всегда знают, какие методы и формы при организации  урока окружающий мир и во внеурочное время нужно использовать в работе с детьми с задержкой психического развития, чтобы сформировать экологические представления. В нашей работе мы хотим предложить пути решения данной проблемы, так как  младшие школьники с задержкой психического развития  должны научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей.

Для изучения уровня сформированности экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития мы использовали стандартизированные методы и методики: методику Моисеевой Л.В. "Диагностика экологических представлений",  методику  Гончаровой Е.В. и Моисеевой Л.В., анкетирование с сочетанием метода интервью, опрос, наблюдение, беседа.

Результаты диагностики показали, что 10% детей имеет высокий уровень сформированности экологических представлений, т.е. общение детей с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них, дети дали правильные ответы на все вопросы; 10% детей имеет средний уровень сформированности экологических представлений, для  детей характерно недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе; 80% имеют низкий уровень сформированности экологических представлений, дети не контролируют свое поведение, поступки в природе.

Таким образом, подводя итоги опроса, можно сделать вывод о том, что экологические представления у большинства учащихся, участвовавших в эксперименте, находятся на низком уровне.

Результаты исследования убедили нас в необходимости проведения целенаправленной работы по формированию экологических представлений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Основными направлениями содержания этой работы явились следующие:

  1. Разработка и реализация экологических проектов.
  2. Организация и проведение экологической лаборатории на базе школы.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников с задержкой психического развития играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению, формированию экологических представлений. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов.

Образовательный проект – это форма организации работы, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени.

Экологический проект мы рассматриваем как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся, имеющую общую экологическую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению экологической проблемы, значимой для участников проекта.

Изучив литературные источники о проектной деятельности учащихся, мы выделили несколько этапов, соответствующих структуре учебной деятельности. На первом этапе мы заявляли о цели проекта и создавали положительный мотивационный настрой.

Второй этап – подготовительный: мы определяли задачи проекта, составляли план действий, устанавливали критерии оценки результатов, согласовывали способы совместной деятельности (сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности).

Третий этап – информационно-операционный: учащиеся собирали материал, работали с литературой, непосредственно выполняли проект, мы наблюдали, координировали, поддерживали, сообщали необходимую информацию.

Четвёртый заключительный этап – рефлексивно-оценочный: учащиеся представляли проекты, участвовали в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов работы, осуществляли устную и фиксированную самооценку; учитель и администрация школы коллективно оценивали деятельность учащихся.

Мы провели долговременные проекты на темы: «Экологоразвивающая среда классной комнаты», «Наш сад сегодня и завтра», "Яблоня – дерево здоровья", «Лесная сказка», "Вырастим тюльпаны сами к празднику любимой маме".

 Тематика проектов вызывала у учащихся положительный эмоционально-познавательный отклик. В выполнении проектов вместе с учащимися участвовали родители.

Вторым направлением в формировании экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития является организация экологической лаборатории  на базе школы.

Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, мы разработали и предлагаем программу экологического воспитания младших школьников в рамках экологической лаборатории «Живая природа». Программа составлена из расчета один раз в неделю.

При построении авторской программы экологической лаборатории мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:

 познавательном;

 познавательно-развлекательном;

 практическом;

 исследовательском.

Познавательное направление работы экологической лаборатории способствовало развитию познавательного интереса, более глубокому расширению экологических представлений младших школьников с задержкой психического развития. Направление включало цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали более глубокому расширению экологических представлений младших школьников с задержкой психического развития.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью формирование системы элементарных научных экологических представлений, доступных пониманию младших школьников с задержкой психического развития, знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это  театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Практическое направление работы способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе, формированию первоначальных умений и навыков экологически грамотного поведения, изучению растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края. Направление связанно с практическими делами   посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц,

Исследовательское направление работы экологической лаборатории способствовало развитию мышления, анализу полученных результатов. Направление осуществлялось в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов.

Работа в экологической лаборатории ведётся  с учениками данного класса. Постоянные члены кружка ученики класса – 10 человек.

Создание экологической лаборатории «Живая природа» способствовало повышению образовательного уровня учащихся, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности, формированию представлений об экологических, природоведческих, биологических, социальных взаимосвязях.

Таким образом, мы считаем, что  включение в содержание работы таких направлений как разработка и реализация экологических проектов, организация экологической лаборатории на базе школы будет способствовать формированию экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития.

Библиографический список

  1. Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодёжи: сб. научных трудов [Текст] / под общ. ред. А. Ф. Аменда, А.А. Саломатова, А. А. Горчинской. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. – 439 с.
  2. Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.П. Симонова. - М: «Академия», 2000. - 160с.
  3. Ягодовский, К.П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе [Текст]  / К.П. Ягодовский. - М., 1998 - 92-105 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: "Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:  из опыта работы"...

Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике:  // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...

Статья: "Направление работы по формированию экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: Materialy VIII Miedzynarodowej nauKowy-praktycznej konferencjl, Wyksztalcenie I nauka bezgranic, Volume 22 Pedagogiczne nauki, Przemysl, 07-15 grudnia 2012 roku...

Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."

Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....

Развитие временных представлений у младших школьников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации развития временных представлений у младших школьников с Задержкой психического развития....