Статья "Формирование геометрических представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через коррекционно-развивающие упражнения"
статья

Шуванова Елена Александровна

Данная статья опубликована в сборнике материалов регионального круглого стола "Психолого-педагогическая и социокультурная коррекция и реабилитация детей с ОВЗ в системе образования" (2022 год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx49.61 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЧЕРЕЗ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ШУВАНОВА Е.А.

учитель ГКОУ  ВО «Мстерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Обучение математике — одно из основных направлений подготовки учащихся с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной трудовой жизни [3: с. 127].  

Изучение геометрического материала является актуальной проблемой обучения математике  детей с умственной отсталостью.  Геометрический материал для учащихся с нарушениями интеллектуального развития является базой для овладения профессионально-трудовыми умениями.

Но усвоение геометрического материала вызывает большие трудности у учащихся коррекционных школ.  Причины этих трудностей заключаются в первую очередь в особенностях познавательной и эмоционально-волевой деятельности умственно отсталых детей: недоразвитии внимания, воображения, несовершенстве анализа, синтеза, слабости обобщения и отвлечения [2: с. 10].  

Вот поэтому и возникла такая педагогическая проблема как наличие  трудностей усвоения геометрического материала на уроках математики в начальных классах. Среди методов изучения геометрического материала  в младших классах коррекционной  школы особую роль отводится дидактическим играм и упражнениям.

При изучении данной проблемы я руководствовалась основными фундаментальными исследованиями  дефектологов, педагогов  В.В. Эк,                  М.Н. Перовой, А.А. Хилько, П.Г.Тишина, В. П. Гриханова, О.А.Бибиной, О.В. Бобковой, М.В. Кудрявцевой.

Качество геометрических знаний определяется созданием оптимальных педагогических условий для их усвоения и применения в практической деятельности.

Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики при изучении геометрического материала является условием, способствующим повышению уровня формирования прочных геометрических знаний у учащихся с интеллектуальными нарушениями.  Система специально подобранных упражнений помогает успешнее усваивать математические и геометрические знания обучающимся коррекционных школ.

  Приведу примеры использования коррекционно-развивающих упражнений  на уроках математики при работе с геометрическим материалом.

Расскажу о фрагменте открытого  урока  математики в 1 классе по теме: «Решение примеров и задач в пределах 7».  Урок проходил в нетрадиционной форме -  путешествие в сказку «Гуси лебеди».  На данном уроке  во время устного счёта использовала задание: найти на рисунке геометрические фигуры и геометрическое тело.  Данный вид работы  способствовал  коррекции и развитию  зрительного восприятия, развитию процессов анализа и синтеза. 

 

Также на данном уроке использовала коррекционно-развивающее упражнение - нарисовать из геометрических фигур дорожку к домику Бабы-яги.

 Задание: нарисуйте в тетради красный квадрат, синий круг, зелёный треугольник, жёлтый прямоугольник.

В конце урока было следующее задание:  помогите Машеньке  быстро добежать до дома. А короткий путь всегда по прямой. Для этого вам нужно  начертить  в тетради путь Машеньки - прямую линию.

Также в качестве примера приведу  фрагмент открытого урока по математике в 3 классе по теме: «Умножение числа 5». Урок проходил в форме  лыжного похода. На этапе устного счёта дети выполняли задание – найти геометрические фигуры, из которых состоит снеговик.

Урок по математике 1 класс "Один и несколько" 

В конце урока было следующее геометрическое задание:

-Наш путь был долгим и трудным. Начертите наш путь по моей инструкции:

Поставьте одну точку; от неё отсчитайте вправо 5 клеток и поставьте вторую точку; теперь отсчитайте 5 клеток вниз и поставьте третью точку; от третьей точки отсчитайте влево 5 клеток и поставьте четвёртую точку. Соедините отрезками данные точки.

-Какая фигура получилась?

- Что вы знаете о квадрате?

-Какие предметы имеют форму квадрата?

-Чем квадрат отличается от прямоугольника?

-Какие предметы имеют форму квадрата прямоугольника?

При проведении урока математики в 4 классе по  теме «Умножение и деление числа 7» использовала следующие виды работы:

Во время устного счёта обучающиеся решали примеры на умножение и деление чисел 5, 6, 7. В результате решения шифровок детьми были составлены слова – прямоугольник и квадрат.

5 х 7

а

63 : 7

к

7 х 7

д

 28 : 7

т

6 х 7

в

14 : 7

р

9

42

35

49

2

35

4

5 х 5

я

70 : 7

м

7 х 3

р

6 х 5

г

42 : 7

п

6 х 4

о

56 : 7

л

6 х 10

ь

45 : 5

и

6 х 8

к

6 х 3

у

49 : 7

н

6

21

25

10

24

18

30

24

8

60

7

9

48

Затем было предложено ответить на вопросы:

-Что вы знаете о квадрате?

-Что вы знаете о прямоугольнике?

-Чем квадрат отличается от прямоугольника?

При проведении предметных недель по математике в начальных классах также использую приёмы работы с геометрическим материалом. Проводила предметную неделю по математике в начальных классах в форме путешествия в город Геометрических фигур.

В данной игре принимали участие две команды «Квадрат» и «Треугольник».  Обучающиеся отправились в город Геометрических фигур на паровозах.  Первый конкурс назывался «Конструкторы».  Задача детей: сконструировать паровоз из геометрических фигур.

        В следующем задании нужно было отгадать загадки о жителях  города Геометрических фигур  (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал) и рассказать о них стихотворения.  Затем ученики показали сценку «Про треугольник и квадрат».

Третий конкурс назывался «Зоркий глаз»:  показывала карточку с изображением различных фигур  3-4 секунды и убирала. А дети по команде «Внимание!» рисовали фигуры, которые запомнили.  

В следующем задании «Найди предметы» обучающиеся  внимательно  смотрели  вокруг себя и находили 3 предмета, напоминающие  геометрические фигуры – круг и квадрат.

При проведении  конкурса «Оживи фигуру» ученикам предлагались листы с геометрическими фигурами.   Они  дорисовывали  эти  фигуры и превращали их в какой - нибудь предмет.

Следующий конкурс назывался «Быстро отвечай».  Учитель задавал  вопросы о геометрических фигурах каждой команде по очереди.

Следующее задание «Недостающие фигуры»:

   

В конкурсе «Художники» обучающиеся находили  на картинке круги и закрашивали их красным цветом, прямоугольники  - синим цветом, треугольники – зелёным.  

Контрольная работа: Основные особенности внимания дошкольников - BestReferat.ru - Банк рефератов, дипломы, курсовые работы, сочи

Применение коррекционно-развивающих упражнений способствует повышению уровня формирования прочных геометрических знаний у учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии, а также уровню развития   познавательных процессов. Это играет большую роль в обучении учащихся коррекционной школы, в коррекции дефектов их развития, в подготовке детей к самостоятельной жизни.

Список литературы

  1. Кудрявцева М.В.  Обучение школьников с интеллектуальными нарушениями построению многоугольников на основе реализации деятельностного подхода - Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 1-2017.

2.Перова М.Н., Эк В. В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1992.

3.Пузанов Б.П., Коняева Н.П., Горскин Б.Б. и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) Под ред. Б.П.Пузанова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 272 с.

Интернет-ресурсы

https://doc4web.ru/

https://kopilkaurokov.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание доброты у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения"

Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания младших школьников с интеллектуальной недостаточностю на уроках чтения...

Особенности обследования письменной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Данная работа является курсавой и представляет интерес для студентов логопедического факультета, а также для начинающих логопедов...

Система коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В данной методической разработке расматривается система комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у школьников с интеллектуально...

Формирование математических представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий

В статье учителя начальных классов коррекционной школы VIII вида Казновой Ирины Евгеньевны рассказывается  об использование компьютерных технологий в формировании математических представлени...

Развитие пространственных представлений в системе коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и ...