"Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний у младших школьников" (здоровьесберегающие технологии: из опыта работы)
материал по теме

Донскова Оксана Васильевна

В работе рассказывается о способах саморегуляции эмоционального состояния младших школьников, приводятся из опыта работы с детьми примеры практических упражнений на снятие излишнего напряжения, расслабление мимической мускулатуры, использование приёмов воображения или визуализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_negativnykh.vystuplenie.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

       

        Профилактика негативных эмоциональных состояний у младших  

                    школьников
(здоровьесберегающие  технологии: из опыта работы)

                                                 Автор: Донскова Оксана Васильевна

                                                              Учитель начальных классов

                 

                                                МКОУ «Новоозерская» СОШ

                                                 Ст. Озёрки  Алтайский край

 

 К сожалению, сегодня стрессу подвергаются не только взрослые люди, все чаще в стрессовые ситуации попадают дети и подростки. Неблагополучная обстановка в семье, постоянно возрастающие требования школьной программы создают чрезмерные нагрузки на развивающуюся психику, могут приводить к хронической усталости, депрессиям и неврозам. Для того чтобы успешно противостоять стрессам, детям и подросткам необходимо как можно раньше научиться управлять своей психической деятельностью, развивать эмоциональную устойчивость.

     

  Способы саморегуляции эмоционального состояния:

  • Расслабление мимической мускулатуры
  • Снятие излишнего напряжения
  • Использование приёмов воображения или визуализации

         Расслабление мимической мускулатуры:

      Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции- расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями.

Выполняя упражнения, надо стремиться к тому, чтобы не упражняемые в данный момент мышцы были расслаблены. Дышать следует ровно и спокойно, через нос. Внимание необходимо сосредоточить на состоянии упражняемых мышц.

                               

                                 «Маска удивления»

Закрыть глаза. Одновременно с медленным вдохом максимально высоко поднять брови. Задержать на секунду дыхание и с выдохом опустить брови.

                                         

                                          «Жмурки»

Упражнение для глаз. С медленным вдохом опустить веки. Выдыхая воздух, постепенно наращивать напряжение мышц глаз и, наконец, зажмурить их так, как будто в них попало мыло, жмуриться как можно сильнее. Затем секундная задержка дыхания, свободный выдох и расслабление мышц век.

                                       

                                           «Маска смеха»

Чуть прищурить глаза, на вдохе постепенно улыбнуться настолько широко, насколько это возможно. На выдохе расслабить напряжение мышц лица. Повторить упражнение несколько раз.

                    Снятие излишнего напряжения

Одной из особенностей состояния в стрессовой ситуации- это напряжение всех мышц. Расслабление мышц делает практически невозможным обычное протекание стрессовой ситуации, поскольку человек уже не сможет реагировать в этой ситуации так, как прежде.

                     «Снятие напряжения в 12 точках»

    Для снятия напряжения необходимо начать с плавного вращения глазами- дважды в одном направлении, а затем дважды в другом. Зафиксировать внимание на отдалённом предмете, а затем переключить его на предмет, расположенный рядом. Нахмуриться, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабиться. После этого несколько раз широко зевнуть. Расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить. Расслабить запястья и поводить ими. Сжать и расслабить кулаки, расслабить кисти рук. Затем сделать три глубоких вдоха, мягко прогнуться в позвоночнике вперёд- назад и из стороны в сторону. Напрячь и расслабить ягодицы, а затем икры ног. Покрутить ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сжать пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх. Повторить это упражнение три раза.

                               Упражнение «Огонь- лёд»

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. По команде «Огонь» ученики начинают интенсивные движения всем телом. По команде «Лёд» ученики застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела всё тело. Учитель несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.

                                                     «Дождик»

Ученики становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Лёгкими прикосновениями каждый ребёнок имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождик становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся всё меньше, капли реже и совсем прекращаются.

                                                    «Растём»

Исходное положение- сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растёте, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста. После этого упражнения полезно сразу перейти к упражнению «Потянулись- сломались».

                                «Потянулись- сломались»

Исходное положение- стоя, руки и всё тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

Тянемся, тянемся вверх, выше, выше…А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол…Лежим расслабленно, безвольно, удобно.. Прислушайтесь к себе. Осталось ли где- нибудь напряжение? Сбросили его!

                         

                                           «Моечная машина»

Все ученики становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний- «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все её моют, поглаживают, бережно потирают. «Сушилка» должна его высушить- обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой». С начала шеренги идёт следующая машина.

                      Использование приёмов воображения или визуализации

Эффективной эмоциональной саморегуляции способствует также использование приёмов воображения или визуализации. Визуализация- это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, которые он испытывал когда-то. Воспроизведя в сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряжённой ситуации, восстановить эмоциональное равновесие.

                                          «Расщепление экрана»

Необходимо представить большой белый экран, разделённый вертикальной чертой. Слева на экране проецируется учеником негативная ситуация- нечёткая, чёрно- белая; справа- ситуация успеха, яркая, красочная, наполненная звуками и запахами. Постепенно негативная картинка уменьшается и бледнеет, удаляется, а позитивная становится всё более яркой и приближается. После двух- трёхкратного  выполнения этого упражнения ученики обнаруживают, что мысли о негативной ситуации больше не вызывают отрицательных чувств, и она воспринимается ими гораздо спокойнее, чем прежде.

                       «Путешествие» (музыкальное сопровождение)

Постарайтесь вообразить себя на берегу реки. Рядом с вами опушка леса. Вы стоите на зелёной поляне и смотрите на бегущую воду в реке. Над вами в голубом небе бегут лёгкие облака, вода в реке течёт плавно, неторопливо.. Вам хорошо, спокойно.

Сейчас мы с вами отправимся на прогулку в то место, которое вам очень нравится. Если хотите, можете с собой кого- нибудь взять. Представьте себе место, которое вам очень нравится. Какое сейчас там время года: лето, зима, весна, осень. Что там растёт: цветы, какие деревья, травы? Есть ли там вода: река, озеро, море, пруд. Какая там погода? Идёт дождь, светит солнце, лежит снег. Рассмотрите всё, понюхайте, как пахнут травы и цветы, дует ли ли ветер, прислушайтесь к звукам. Есть ли там птицы? Прислушайтесь к звукам, которые доносятся с улицы. Побудьте в этом уютном месте… А теперь вам пора возвращаться… Потянитесь, откройте глаза.

                      «Поплавок в океане» (музыкальное сопровождение)

   Если возникает внутреннее напряжение, если есть опасение потерять контроль над собой, то поможет это упражнение.

Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане… У вас нет цели, карты, компаса, руля, вёсел.. Вы движетесь туда, куда вас несут ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность…Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания… Ощутите движение волны… тепло солнца… капли дождя…подушку воды под собой, поддерживающую вас… Прислушайтесь, какие другие ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане. На счёт семь медленно открываем глаза. Глубоко вдохните, выдохните.

                   Первая помощь после воздействия стрессовых факторов

Существует система приёмов эмоциональной  саморегуляции, которую необходимо использовать сразу после действия на организм человека стрессовых факторов. К ней относятся следующие приёмы:

1.Использовать любой шанс, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

2.Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывая их внешний вид, говоря себе: «Коричневый стол, мягкое кресло….» Сосредоточение на каждом отдельном предмете, послужит отвлечением от внутреннего стрессового напряжения, так как внимание переключается на рациональное восприятие окружающей обстановки.

3. Посмотреть в окно на небо. Сосредоточиться на том, что видите.

4.Набрав воды в стакан, медленно, сосредоточенно выпить. Сконцентрировать внимание на ощущениях в тот момент, когда вода будет течь по горлу.

5. Представить себя в приятной обстановке- в саду, на пляже, на качелях, под душем.

6. Применить формулу успокоения, например: «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки»

7. Существует множество физиологических механизмов разрядки, которые оказывают восстанавливающее действие на человека. Внешне они проявляются в виде плача, смеха, желания ударить, выговориться и т.д. Не надо блокировать их.

8. Переключиться на интересную деятельность, любимое занятие.

9. Вспомнить приятные события из собственной жизни.

     Сегодня ребёнка важно научить защищаться от стресса. Он должен уметь осознавать свои неприятности, напряжение, уметь обращаться за помощью, находить её в себе самом, использовать упражнения и приёмы. Обучение детей способам саморазвития стрессоустойчивости может оказать серьёзное влияние на состояние их здоровья и продолжительность жизни.

   

                       Используемая литература:

1.  Амбросьева Н.Н. «Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников» /Издат. «Глобус», 2007

2. Козлова Г.Н., Дмитриченко Г.Ю. «Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики» / Издат. «Панорама»  2007

3. Семёнова Е.М. «Тренинг эмоциональной устойчивости» /Издат. «Психотерапия» 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Младший школьник - юный исследователь" Из опыта работы.

Данная статья содержит краткий материал  из опыта работы по исследовательской деятельности, которую я провожу во внеурочное время....

Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний

Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы:...

Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний

Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы:...

"Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний у младших школьников" (здоровьесберегающие технологии: из опыта работы)

Сегодня стрессу подвергаются не только взрослые люди, всё чаще в стрессовые ситуации попадают дети и подростки. Неблагополучная обстановка в семье, постоянно возрастающие требования школьной программы...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников   как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология (из опыта работы)

Школьная практика подтверждает, что интерес к чтению художественной литературы у детей заметно снижается.  Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. От умения читать, з...

Саморегуляция эмоционального состояния у младших школьников

Произвольная саморегуляция эмоционального состояния - это процесс управления своими эмоциональными переживаниями, который предполагает осознание и принятие своего эмоционального состояния, полное и до...