Семинар для педагогов "История возникновения аппликации"
консультация по теме

Ермакова Елена Владимировна

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii_dlya_vospitateley_voznikn._applik.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей.

«История возникновения аппликации»

Семинар - практикум на тему: «Непосредственное образовательная деятельность в образовательной области Художественное творчество»

 Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Эволюция аппликации прослеживается, по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов. В условиях первобытнообщинного строя, когда не было социального неравенства, материалы, используемые для аппликации, были доступны всем. В дальнейшем аппликация, как и другие виды прикладного искусства, испытала на себе влияние новых социальных условий. Вышивки, предназначаемые для знати, отличались как сложностью рисунка, так и стоимостью материалов.

 Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация - достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков - гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией. Король Сицилии Роджер II вывез из Византии среди ценных искусных ткачей и вышивальщиков. Одна из особенностей сицилийских вышивок – своеобразное применение аппликации.

 Подлинного расцвета аппликационные  работы достигли в XVI в. в Италии и Испании в церковном одеянии. Они характерны повторением  одного и того же  мотива и контрастными сочетаниями тонов. Самым медным было сочетание красного, желтого и  зеленого цвета. Например герб с изображением скрещивающихся ключей вышит аппликацией по красному бархату желтым шел­ковой атласом (Германия ХVII в.); чехол для кресла вышит аппликацией по вишневому бархату желтой шелковой тканью (Франция, XVII в.); изображение святого Лаврентия вышито аппликацией по красному бархату желтой тканью с зелёным контуром (Италия, XVII в.)

 В России в конце XVII- начало XIX в стало модным силуэтное вырезание.

 Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства. В это время в России работали два силуэтиста, обладавшие европейской славой" Ф. Сидо и Ф. Антииг. В 1799 г. была издана книга «Екатерина П и ее ближайшее окружение». В ней более 180 силуэтов выполнены Ф. Сидо. Это портреты вельмож, представителей великосветской знати. Ф. Антииг —адъютант и первый биограф А. В. Суворова — оставил серию силуэтных портретов выдающихся людей своего времени: деятелей русской культуры, ученых, дипломатов

 Искусство черного силуэта стало использоваться как украшение в домах русских дворян. И.С. Тургенев в романе «Новь, писал. «И действительно: восемнадцатый век встретил гостей уже в передней, в виде низеньких синеньких ширмочек оклеенных вырезанными мерными силуэтками напудренных дам и кавалеров. С легкой руки Лафатера силуэтки были в большой моде в Рос­сии в восьмидесятых годах прошлого столетия». Широко бытовали профильный портрет и жанровые сценки. Техника изображения была различной: либо рисунок тушью, либо вырезка из однотонной бумаги.

 В первой половине  XIX в. Крупнейшим мастером силуэта был граф Ф.П. Толстой (1783-1873).  За свою долгую жизнь Ф. П. Толстой сделал свыше 2 000 разнообразных работ: он медальер, скульптор, рисовальщик, живописец, гравер. В Эрмитаже храниться 50 силуэтов Ф.П. Толстого,  в государственном Русском музеи 20 силуэтов, столько же в Историческом музее Москвы. В молодости ему пришлось выдержать серьезную борьбу с родственниками, которые выражались против того, чтобы Ф.П. Толстой стал художником- профессионалом. Но он все же им стал.

 Е.Ф. Юнге, дочь Ф.П. Толстого, тепло вспоминает об отце. Сидя в детской, Толстой вырезал из бумаги для забавы детям лошадок и других животных, занятные сценки. Увлечение Ф.П. Толстого силуэтными вырезками, начавшееся в детстве, осталось у него на всю жизнь.

 Этому редкому искусству посвятила свои талант советская художница Е. Е. Лебедева. Вырезанием из бумаги она увлекалась в детстве, еще учась в гимназии. Позже с такой же увлеченностью Е. Е. Лебедева передавала свои знания и опыт детям работая во Дворце пионеров, в Доме народного творчества, в школах и на детской площадке дома, где она жила.

 В орнаментах, аппликациях Е. Е. Лебедевой - мотивы природы средней полосы, где она родилась и прожила почти всю жизнь На ее аппликациях можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с папоротником, липы, ветки черемухи и т.д.

 Великий живописец увлекался аппликацией, такой как Анри Матисса (1869-1954) он утверждал, что главную роль играет цвет, цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей. Более того, цвета могут действовать па чувства тем сильнее, чем они проще. В каждой аппликации он брал 4-5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета как такового. Матисс утверждал, что ножницы могут приобрести большую чувствительность, чем карандаш. Вырезанные из бумаги цветные плоскости он перемещал в поисках лучшей композиции на бумаге и укреплял вначале булавками, а затем клеем. Вырезая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и фоны Матисс создал ряд колоритных декоративных работ: мифологическим образ Икара, персонаж сказки III. Перро «Красная Шапочка» Волк, символический образ «Судьба», воспоминания об острове Таити. В этих работах с особой силой проявился декоративный и колористический гений Матисса. Он создал более 200 работ, в том числе несколько монументально-декоративных  вырезок.

 В наш век, аппликация прочно вошла в жизнь детского сада. Аппликация и все художественное творчество развивает способность детей. Способность-это индивидуально психологические способности человека которые формируются в деятельности (есть задатки с которыми родился ребенок). Способность может сформироваться у ребенка любовью. Любовь к прекрасному. Надо научить детей видеть, любить, ценить ту красоту которая нас окружает. После увиденного ребенок сам начнет создавать, у него проявятся способности.

 Что бы развивать способность надо развить:

Восприятие.

Память.

Мышление.

Воображение

Техника работы (ручная умелость)

 

Все эти пункты вызывают у ребенка положительное отношение к  аппликации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет семинара МО по теме: Тема семинара: «Методическое сопровождение аттестации учителей начальных классов»

Буклет подготовлен к проведению районного семинара МО учителей начальных классов...

Изготовление аппликации из пластилина фигурки петушка (символ года 2017) на бумаге и инкрустация аппликации бисером

Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию конспект занятия и презентацию мастер-класса предназначенные для работы воспитателей групп продленного дня с детьми младшего школьного возраста. Также эта р...

Компетентность в области личностных качеств. "Сказ про семинар Кабардинский" -творческий отзыв учителя Шаповаловой А.Н. на педагогический семинар п. Кабардинка-2015г.

Творческая работа в литературном жанре - "Сказ про семинар Кабардинский" - отзыв учителей Орловского района Ростовской области на Всероссийский семинар п. Кабардинка - 2015....

Методическая разработка для урока технологии, ИЗО или внеурочного занятия. Раздел "Объемная аппликация". Тема «Изготовление объемной портретной аппликации. Панно».

Методические материалы содержат план-конспект занятия, технологическую карту, инструкционную карту, шаблоны и демонстрационный материал.Межпредметные связи: ИЗО, технология, окружающий мир, информатик...