Методическая разработка занятия. Конструктор игр
методическая разработка (4 класс) на тему

Придумывание учащимися с помощью  приема "морфологического анализа" новых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstruktor_igr.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  КОНСТРУКТОР ИГР

Основная мысль урока: при помощи приема «Морфологический анализ»

можно придумывать новые игры.

1.   Упражнение «Игра для слонов» (7-10 минут)

—  Представьте себе, что мы с вами попали в зоопарк и переходим от клетки к клетке. Мы видим веселых кенгуру, смешных медвежат, улыбающихся обезьян, а вот слоны почему-то стоят грустные. Как вы думаете, почему?

(Дети высказывают предположения, учитель соглашается только с ответом: «Им скучно...»)

—  А как можно развеселить слонов? Какие игры можно для них придумать?

—   Совершенно верно! Чтобы не было скучно, нужно играть. Давайте с вами попробуем придумать игру в мяч для слонов. Для этого нужно ответить на несколько вопросов.

Какой частью тела слоны могут играть?

Что можно использовать вместо мяча?

С помощью каких предметов слоны могут ударять по мячу?

Учитель адресует по одному вопросу каждому ряду, а ученики отвечают на эти вопросы.

Например.

Первый ряд: хобот, хвост, уши, бивень, ноги, лоб, спина...

Второй ряд: камень, апельсин, воздушный шарик, арбуз...

Третий ряд: клюшка, ракетка, палка, веревка, карандаш...

Затем учитель вызывает по одному ребенку с каждого ряда. Дети называют свои ответы и придумывают игру с их использованием.

Например:

— «Хобот, воздушный шарик, клюшка»: держа клюшку хоботом, ударять по воздушному шарику — «воздушный хоккей».

— «Хвост, апельсин, веревка»: к хвосту привязывается веревка, на другой конец веревки крепится апельсин; нужно раскрутить веревку так, чтобы бросить апельсин как можно дальше, — «метание апельсина».

— «Ноги, камень, палка»: ногами бросать палку так, чтобы сбивать камни, стоящие поодаль, — «каменные городки».

Примечание. С одними и теми же предметами можно придумать различные игры, поэтому необходимо оценивать, насколько предлагаемый вариант соответствует условию, а не «контрольному» ответу.

Так получаются новые игры.

В конце работы учитель обращает внимание на то, что при создании игр для слонов использовался прием «Морфологический анализ», при котором комбинировались различные варианты игровых параметров.

2.   Синтез учебных игр (15 минут)

Учитель предлагает заполнить морфологическую таблицу для придумывания игр на уроке.

Пример таблицы:

Признак

Варианты признаков

Количество игроков (или критерии отбора)

Два, три, группа, все девочки, средний ряд, светловолосые, у кого дома есть собака...

Предметы

Мяч, линейка, мел, воздушный шарик, конфета, бумага и ручка, учебник, указка, игрушка, наклейка

Место проведения Игровое действие

Ограничение

У доски, возле двери, под партой, возле окна, на спине соседа, на портфеле...

Идти, бежать, прыгать, сидеть, стоять, касаться, бросать, нести, искать, прятать, строить, катить, смешить, изображать, ловить...

С закрытыми глазами, на одной ноге, держась за стену, поворачивая голову в стороны, с поднятыми руками

Учебное действие

Рассказать, ответить на вопросы, назвать как можно больше, придумать, проверить, повторить...

Затем учитель называет учебную тему, а ученики выбирают по одному варианту каждого признака и коллективно придумывают 1-2 игры.

Например:

Учебная тема: русский язык, «Правописание шипящих». Признаки: светловолосые, наклейки, у двери, прыгать, с закрытыми глазами, придумать.

Вариант игры: все светловолосые ученики становятся у двери. Задание может быть таким: придумать способы использования наклеек, употребляя слова с шипящими (наклеить на машину, подарить врачу, часто рассматривать...). За каждый правильный ответ можно сделать один прыжок с закрытыми глазами в направлении окна. Выигрывает ученик, который первым дотронется до подоконника.

Примечание. Полученную морфологическую таблицу можно использовать и в дальнейшем на традиционных уроках для синтеза дидактических игр.

3.   Домашнее задание (5 минут)

Придумать новую подвижную игру (новые «Прятки», «Догонялки», «Вышибалы» и т. п.).

Желательно обсудить, какие характеристики есть у игры, какие варианты изменений могут быть.

4.   Игра «Кто, с кем, где, когда...» (5-7 минут)

В игру можно играть, когда количество участников не меньше двух, но лучше играть большой компанией.

Учитель называет вопрос, дети записывают ответ на него, после чего загибают верхний край листа от себя таким образом, чтобы написанное не было видно, и передают лист другому человеку. Учитель называет следующий вопрос — дети снова отвечают, загибают край листа и передают другому.

Примечание. Оказывается, занимательные истории при различном содержании имеют одну и ту же структуру. Рассказчик по ходу рассказа последовательно отвечает на следующие вопросы: кто? с кем? где? когда? что делали? кто пришел? что сказал? Если на эти вопросы отвечают разные люди и при этом они не знают, что отвечают другие, то в результате могут получиться довольно неожиданные смешные коллективные истории.

Перед тем как объяснять правила и играть, желательно проговорить, какими могут быть варианты ответов на каждый вопрос.

Примечание. Если этот этап работы не проводить, ответы детей будут одинаковыми и неинтересными, соответственно такими же будут и получившиеся коллективные истории.

Примерная последовательность предварительной работы: 1) Что можно ответить на вопрос «кто?»?

— Люди: дети, взрослые, представители каких-то профессий, исторические деятели, писатели, артисты...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Столкновение мнений детей. Как надо и не надо спорить"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые недели обучения первоклассников в школе...

Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Лесная школа». Тема занятия: «Дружная страна»

Занятия по программе «Лесная школа» реализовываются в параллели 1-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: помочь ребенку в...

Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс». Тема занятия «Общение и уважение».

Занятия по программе «Первый раз» реализовываются в параллели 5-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: создание условий д...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности (Сценарий занятия по ФГОС)

Сценарий занятия  по ФГОС к курсу внеурочной деятельности для ГПД 4 класса.Направление : РОСТ (развитие, общение, сотрудничество, творчество).Тема занятия : "Буквовинегрет". Анаграмма....