Конспект занятия и презентация "Я и мои права" для детей младшего школьного возраста
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Фрагмент занятия.
Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев.
Воспитатель предлагаем детям ответить на вопросы (сопровождается слайдами презентации):
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какие права были бы нарушены, если бы подобное происходило в наши дни?
2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
3. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какие права нарушаются?
4. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какие права Иванушки она нарушает?
Игра «Угадай, какой знак»
Воспитатель заранее готовит файл Microsoft Office Word, в котором приведены 2 столбца: в первом столбце – четверостишия о правах ребенка, во втором – знаки, отражающие основные статьи Декларации прав ребенка. Задача ребенка – соединить стрелочками соответствующие четверостишия и знаки.
Далее, выполнение задания проверяется на слайде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_ya_i_moi_prava.doc | 82 КБ |
zadanie_znaki.doc | 269.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом (смешанный) № 31 Московского р-на Санкт-Петербурга
Я и мои права
Конспект занятия для детей младшего школьного возраста
Жукова Елена Павловна
Воспитатель детского дома
Санкт-Петербург, 2012 г.
Цели и задачи:
Развивающие: развитие словесно-логического мышления, формирование умений рассуждать и обобщать, развитие памяти, развитие познавательных способностей детей, развитие кругозора.
Воспитательные: воспитание уважения к содержанию международных документов в области права, воспитание норм правильного поведения детей и нравственных качеств личности, пробуждение интереса к народной мудрости, заложенной в сказках.
Образовательные: познакомить воспитанников с основными документами – Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка; формирование представлений о правах детей, закрепление умений работать с литературными текстами, закрепление умения работать в программе Microsoft Office Word.
Оборудование: компьютер с установленным пакетом Microsoft Office, проектор, компьютеры для выполнения заданий детьми (с установленным пакетом Microsoft Office).
Этап занятия | Деятельность воспитателя | Наглядный материал | Деятельность воспитанников |
Вступительное слово | Давным–давно, тысячи лет назад на Земле появились люди и одновременно с ними возникли главные вопросы: Что люди могут делать и что не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что люди имеют право и на что не имеют? Ответы на эти вопросы люди искали и в обычных беседах между собой, и путем международных переговоров, и даже, к сожалению, в битвах и войнах. И все-таки людям удалось сообща найти правильные ответы, которые и были записаны в самом главном международном документе – Всеобщей декларации прав человека. А есть ли какие-нибудь права у детей? Права у детей конечно же есть. И записаны они в двух главных документах, о которых я вам сейчас расскажу. | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 | Воспитанники слушают рассказ воспитателя и смотрят слайды презентации Дети высказывают свою точку зрения. |
Введение нового материала | В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой призвала все страны мира проявить особую заботу о детях, признать и защищать их права. Со времен принятия этой Декларации прошло ровно 30 лет, когда 20 ноября была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция как международный документ отличается от Декларации. Декларации являются призывам к народам и государствам соблюдать записанные в них положения, а конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору. А как вы поняли, в чем различие документов – Конвенции о правах ребенка и Декларации прав ребенка? Таким образом, Декларация – образец-призыв, а Конвенция – договор, обязательный для выполнения. Как вы думаете, какие права ребенка должны быть записаны в Конвенции? На что ребенок имеет право? Давайте посмотрим, сколько совпадений прав ребенка, записанных вами, с правами, принятыми в Конвенции, у вас получилось. Права человека есть у всех людей. Права человеку никто не дает, он получает их от рождения. Все мы люди и все мы равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права. | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8-22 | Воспитанники отвечают на вопрос. Дети рассаживаются за компьютеры, печатают свои ответы в программе Microsoft Office Word. Дети смотрят слайды презентации и сравнивают свои ответы с представленными на слайдах. Идет обсуждение с воспитателем. |
Закрепление полученных знаний | Игра «Волшебный сундучок» Дети садятся в круг. Дети, сейчас мы с вами поиграем. Перед вами волшебный сундучок. В нем лежат волшебные предметы, символизирующие уже знакомые вам права человека. Каждый из вас по очереди будет доставать из нашего сундучка предмет. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет. (предметы: свидетельство о рождении, сердечко, домик, конверт, букварь, рисунок семьи). Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев. Воспитатель предлагаем детям ответить на вопросы (сопровождается слайдами презентации):
Игра «Угадай, какой знак» Воспитатель заранее готовит файл Microsoft Office Word, в котором приведены 2 столбца: в первом столбце – четверостишия о правах ребенка, во втором – знаки, отражающие основные статьи Декларации прав ребенка. Задача ребенка – соединить стрелочками соответствующие четверостишия и знаки. Далее, выполнение задания проверяется на слайде.
| Слайд 23, звучит музыка Слайд 24 Слайд 25 Слайд 26 Слайд 27 Слайд 28 Слайд 29-36 | Дети играют, выполняют задания Дети выполняют задание. Файл «Задание_Знаки.doc» |
Заключительная часть | Вы молодцы! И выполненные вами задания еще раз доказывают – вы правильно понимаете, что можно отнести к правам человека. Но, так или иначе, кроме прав у каждого человека есть и обязанности. И это тема нашего следующего занятия. Завершая наше занятие, давайте встанем в круг и выполним следующее: взяв лампадку с горящей свечой, каждый из вас проговорит слова, глядя соседу в глаза: «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя от выполнения домашнего задания». Собеседник кивает головой, благодарит, принимает лампадку из рук соседа и говорит своему соседу «Я уважаю твое право на … и не стану …» (Дети вспоминают права и придумывают окончания). По окончании тренинга, взяв лампадку от детей воспитатель произносит заключительные слова: «Я вас всех люблю, уважаю ваши права и сделаю все возможное, чтобы обеспечить ваши права, в том числе и право на образование. Желаю вам успехов!» | Слайд 37, Звучит спокойная музыка |
Список использованной литературы
- Этика и право в начальной школе: Как преподавать курс «Я и мой мир»: Книга для учителя. Ч.2. – СПб.: Перспектива, 2010. – 167 с. [«Петербургская модель гражданско-правового образования в школе»]
- Ваши права: Кн. Для учащихся нач.классов / Концепция книги и иллюстрации Е.С. Шабельника. Адаптация текста Е.Г. Каширцевой. – 6-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 64с.
- Элиасберг Н.И., Михеева М.М. Мы – граждане России. Основы законодательства Российской Федерации: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов учреждений VIII вида. – СПБ.: Издательство «Союз», 2004. – 351 с.
- Шабельник Е.С. Права ребенка: - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001. – 56с.
- Классные часы: 3 класс. – 3-е изд.,перераб. И доп. /Авт.-сост. Т.Н.Максимова, Н.Н. Дробинина. – М.:ВАКО, 2011. – 256 с. – (Учебный год).
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c03da0a-7938-2f23-a2fe-7eeb027ec50c/1010331A.htm - цифровой образовательный ресурс ПРАВА РЕБЕНКА (N 48816)
Предварительный просмотр:
Соедини стрелочками четверостишие и соответствующий ему знак, отражающий одну из основных статей Декларации прав ребенка
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это разрешается.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг,
Выражает свое мненье –
Это разрешается.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают –
Это запрещается.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается…
Бить, наказывать – всегда
Запрещается!
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается.
В детстве тяжкая работа
Запрещается!
Этот черный человек
Пред белым преклоняется.
Быть над слабым господином
Строго запрещается!
Другого за руку держать,
Не за цвет кожи уважать,
Под общим солнцем в мире жить,
Со всеми расами дружить –
Это разрешается!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий в темной сенсорной комнате для детей младшего школьного возраста
Программа занятий в темной сенсорной комнате для детей младшего школьного возраста...
Занятие. Тема:«Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с диагнозом ЗПР и школы 8 вида»
Практическое занятие, направленное на развитие ВПП у детей младшего школьного возраста с ОВЗ....
Конспект психологического занятия по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Занятие разработано для детей с особыми потребностями с учетом особенностей восприятия ими информации: для активизации и поддержания у детей познавательного интереса проводится в виде сказочного путеш...
Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка
Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...
Технологическая карта урока-занятия в ГПД Русские загадки для детей младшего школьного возраста
Русские загадки для детей младшего школьного возраста. Активизация и закрепление знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроках русского языка, окружающего мира и технологии. Развитие ...
План занятия в ГПД "Русские загадки для детей младшего школьного возраста"
Активизация и закрепление знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроках русского языка, окружающего мира и технологии. Развитие когнитивных способностей детей младшего школьного возра...