программа занятий театрального кружка
рабочая программа (1 класс) по теме
программа занятий театрального кружка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatralnogo_kruzhka_na_2013-2014.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 90 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Программа Утверждаю
рассмотрена на Директор ГОУ СОШ № 90
педагогическом совете Богданова Е.Л.
протокол № ….. от…….. « » …………………….2013 год
Образовательная программа
Театральной студии
для учащихся 1-4 классов
рассчитана на 3 года
Автор-составитель:
Учитель начальных классов
Белова Елена Геннадьевна
Санкт-Петербург
2013
Пояснительная записка.
Образовательная программа театральной студии имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает общекультурный уровень освоения на первом году занятий, углублённый уровень освоения на втором и третьем году занятий.
Театр, как вид искусства, является не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.
Новизна.
Новизна данной образовательной программы заключается в использовании игр и заданий сказкотерапевтического характера, направленных на раскрытие творческого потенциала подростка, решения личностных проблем.
Занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Занятия проводятся в занимательной, интересной форме, основываясь на сюжетном построении, преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих активных поисков.
В основе театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.
Помимо систематических занятий, основанных на играх и упражнениях, проводятся итоговые занятия, объединённые общим сюжетом.
Актуальность.
Актуальность программы заключается в том, что она не только даёт учащимся практические умения и навыки общения, формирует начальный опыт творческой деятельности, но так же формирует интерес к народным традициям, стимулирует желание проявлять свою индивидуальность.
Педагогическая целесообразность.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят сострадание, соучастие, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться, тревожиться вместе с ним.
Работа со сказкой помогает справиться с нерешёнными или решёнными неконструктивным способом проблемами детей, такими как:
-неприятие себя,
-неконтролируемые вспышки агрессии,
-неумение общаться и неприятие социальных норм,
-неумение справиться с детскими страхами, с чувствами обиды, вины,
-неспособность оценивать свои поступки,
-конфликты с родителями,
-безответственность, инфантилизм, слабоволие.
Цели:
- формирование базовой культуры, привитие обучаемым эстетических и нравственных форм поведения;
- развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами театрального искусства.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать начальные навыки актёрского мастерства;
- Научить правильному речевому дыханию;
- Познакомить с историей появления и развития театра.
Развивающие:
- Способствовать развитию внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через упражнения, этюды;
- Способствовать развитию артистических способностей;
Воспитательные:
- Воспитывать нравственные качества (доброжелательность, отзывчивость и т.д.);
- Содействовать социальной адаптации ребёнка;
- Воспитывать художественный вкус и уважение к литературе, чтению, музыке;
- Воспитать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию;
Условия реализации
Данная программа адресована детям 7-10 лет. Программа рассчитана на три года. В театральную студию принимаются все желающие. Занятия в студии проводятся 1 раз в неделю. (34 учебных часа в год)
Формы и методы проведения
Форма организации деятельности учащихся на занятии – групповая.
Формы проведения занятий:
- занятие-игра;
- репетиция;
- культпоход в театр;
- концерт;
- тренинг;
- этюды;
На занятиях используются:
- словесные методы (рассказ, беседа), направленные на формирование теоретических и практических знаний.
- наглядные методы (просмотр спектакля), направленные на развитие наблюдательности, яркое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка
- игровые методы (ролевые игры), направленные на углубление чувственного восприятия ;
- творческие методы (театрализация, игры, фантазия, воображение), необходимые для развития воображения, эмоций, творческого подхода к делу.
К концу 1 года занятий ребёнок:
- будет знать историю возникновения театра;
- овладеет правильным речевым дыханием;
- получит навыки сценического движения;
- получит опыт партнёрской работы, работы в коллективе;
- научится делать этюды на заданную тему;
К концу 2 года занятий ребёнок:
- познакомится с поэтическим театром;
- получит навыки пластической работы тела;
- получит опыт отражения чувств и физического состояния партнёра;
- получит навыки работы с голосом, дикцией.
К концу 3-го года занятий ребёнок:
- расширит представление о своём амплуа;
- будет иметь представление о мировой драматургии;
- будет способен представлять этюды на басни, песни, эпизоды из пьес;
Формой подведения итогов в конце каждого курса является театральная постановка в соответствии с возрастом и развитием навыков детей.
Учебно-тематический план. 1 год обучения
№ | Наименование раздела | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2 | История возникновения театра. Формы театрального действа. Основа сценической грамоты. | 1 | 1 | ||
3 | Понятие о сценическом действе. Коллективность – основа театрального искусства. | 3 | 3 | ||
4 | Основы техники речи и выразительного чтения. Виды артикуляционного массажа. | 3 | 1 | 2 | |
5 | Дыхание. Работа с голосом. Дикция. | 3 | 3 | ||
6 | Понятие об этюде. Пластические этюды. Этюды на заданную тему. | 4 | 1 | 3 | |
7 | Развитие внимания, наблюдательности, остроты восприятия «я» в предлагаемых обстоятельствах. | 4 | 1 | 3 | |
8 | Умение фантазировать, развитие чуткости. | 3 | 1 | 2 | |
9 | Партнёрство – основа существования на сцене. | 3 | 1 | 2 | |
10 | Репетиция музыкально – драматического спектакля в стихах по сказке Ш.Перро «Золушка» | 8 | 1 | 7 | |
11 | Итоговое занятие – спектакль. | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 7 | 26 |
2 год обучения
№ | Наименование раздела | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2 | Тренинги на развитие техники речи. Работа с голосом, дикцией. | 2 | 2 | ||
3 | Понятие о психотренинге актёра. | 1 | 1 | ||
4 | Знакомство с поэтическим театром. | 2 | 2 | ||
5 | Знакомство с мировой драматургией. Просмотр спектаклей | 4 | 4 | ||
6 | Попытка выявления амплуа юных актёров. | 5 | 1 | 4 | |
7 | Выбор ребятами близкой им по духу поэтической линии. Подбор и подготовка каждого студийца к выступлению с поэтическим произведением. | 7 | 1 | 6 | |
8 | Повтор пластических тренингов. Нахождение нужного физического самочувствия каждого студийца на сцене. | 3 | 3 | ||
9 | Репетиция музыкально – драматического спектакля по сказке С.Я Маршака «Кошкин Дом». | 8 | 1 | 7 | |
10 | Итоговое занятие – спектакль. | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 11 | 23 |
3 год обучения
№ | Наименование раздела | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Тренинги на развитие техники речи. Работа с голосом, дикцией. | 5 | 5 | |
3 | Знакомство с мировой драматургией. Просмотр спектаклей | 4 | 4 | |
4 | Этюды на эпизоды из пьес. Этюды на басни, песни. | 8 | 8 | |
5 | Репетиции пьесы Мориса Метерлинка «Синяя птица». | 15 | 1 | 14 |
6 | Итоговое занятие - спектакль | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 6 | 28 |
Содержание программы
1. История появления и развития театра
Теория: беседа о формировании театрального искусства, его формах и видах.
Практика: просмотр видеозаписей спектаклей, посещение театров.
2. Сценическая грамота
Теория – беседа о сценическом действии, как об основном выразительном средстве драматического искусства. Мимы.
Практика: практическое ознакомление студийцев со сценическим действием.
3. Речь
Теория: основы техники речи и выразительного чтения. Прослушивание аудиозаписей спектаклей.
Практика: упражнения для тренировки дыхания, постановки голоса, дикции.
4. Этюд
Теория: понятие о сценическом этюде, о сценическом пространстве.
Практика: упражнения на развитие внимания, наблюдательности, остроты восприятия. Действие в предлагаемых обстоятельствах.
5. Постановка спектакля
Теория: чтение текста
Практика: репетиции, представление.
Методическое обеспечение
Традиционные и заимствованные методики
- «Творческие методы и художественные системы» И. Волков, М., 1978
- «Взаимодействие и синтез искусств» сборник статей СПб., 1997
Педагогические разработки
- Эскизы костюмов
- Тексты пьес
- Портреты
- Беседы
Информационные материалы
- Видеозаписи;
- Аудиозаписи;
Материально-техническое обеспечение
- Хорошо проветриваемое помещение;
- Декорации;
- Костюмы;
- Микрофоны;
- Грим;
- Зеркала;
- Аудио и видео средства;
Кадровое обеспечение
Успешность и результативность занятий зависят от сотрудничества с музыкальным руководителем, с преподавателем изодеятельности.
Литература.
1. Детская энциклопедия «Искусство», М.; 2002.
2. Детская энциклопедия «Словарь юного зрителя», М.; 2003.
3. журнал «Театр круглый год», 2004.
4. Литвин А. «Мы идём в театр», М.; 1988.
5. Маршак С.Я «Кошкин дом».
6. Метерлинк М. «Синяя птица». М.; 1972.
6. Мочалов Ю. «Первые уроки театра», М.; 1986.
7. Руденская М., Руденская С. «С лицейского порога», Ленинград, 1984.
8. Станиславский К. «Собрание сочинений» 8 томов, М.; 1961.
9. Тынянов Ю. «Спутники Пушкина», М.; 1962.
10. Шарль Перро «Золушка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Программа работы театрального кружка "Звёздочки"
Презентация. Программа работы театрального кружка "Звёздочки" в начальной школе. Эта программа адаптирована для ведения внеурочной деятельности....
Рабочая программа занятий театрального кружка
Программа написана для занятий с детьми 6,5 - 8 лет. Первый год бучения. Включает в себя тесты, описание деятельности, методические формы работы....
Занятие театрального кружка "В гостях у королевы Фантазии"
Тема: « В гостях у королевы Фантазии».Цели: 1. Побуждать детей к импровизации на заданную тему; 2. Совершенствовать исполнительское ум...
Занятие театрального кружка "Кукольный театр . Русская народная сказка "Теремок"
Цель:- создать условия дяля формирования личностных УУД: активного творческого отношения к окружающему миру; побуждению к активному участию в театральной деятельности. Задачи:Ø развития тво...
Открытое занятие театрального кружка Тема: «Казачьи сказки».
Создание условий для формирования личностных УУД; Формирование у школьников начального представления о казачестве, Пробуждение у них чувств патриотизма и гордостиразвитие интереса и уважения к истории...
Занятие театрального кружка «Кукольный театр. Русская народная сказка «Теремок»
Занятие театрального кружка«Кукольный театр. Русская народная сказка «Теремок»...
Конспект открытого внеурочного занятия театрального кружка на тему «Мимика и жесты» Первый год обучения
Занятие театрального кружка проведёно в рамках Декады начальных классов...