ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
статья по теме
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
Современная школа находится в процессе модернизации: совершенствуются технологии, вводятся новые стандарты. Возвращается формула – «обучение + воспитание», причем последнее «должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом, воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность». Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Мы считаем, что стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его, лучше всего через организацию театральной деятельности. Н.Н.Бахтин убедительно раскрыл и «обучающую», и «воспитывающую», и «облагораживающую» роль школьного театра. Этот эффект связан с тем, что театральное действие по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. Учителя на практике убеждаются в том, что психологические особенности детской игры сближают ее с природой сценического искусства. Тем самым создаются естественные предпосылки для занятий с детьми актерским мастерством. Именно младший школьник способен не только открыть для себя театр, но и стать активным участником сценической деятельности. Театральная деятельность создает условия для более успешной социализации личности. Кроме того, участие детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл.
Поэтому в нашей школе в течение нескольких лет в рамках внеурочной деятельности организована работа театральной студии «Семицветик». В ней могут заниматься все желающие дети с 6 лет, без предъявления специальных требований. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и, прежде всего, теории ведущего вида деятельности А.Леонтьева, и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.
Большое значение придается индивидуальной и групповой работе. Программа составлена с учетом и использованием современных инновационных приемов и методов. Используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, развивающие игры, упражнения и тренинги. Эти задания предлагаются в начале каждого занятия театральной студии с обязательным обоснованием: что именно развивают эти упражнения (память, внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику и т.д.), зачем эти качества нужны в работе актера и как они могут пригодиться в жизни людей других профессий. Помимо упражнений на внимание и воображение мы занимаемся упражнениями на взаимодействие друг с другом, учимся работать коллективно, занимаемся наблюдениями за животными, предметами, людьми, учимся исполнять простейшие этюды.
Занятия театральной деятельностью помогают расширить сознание ребёнка, развивают его умение управлять своими чувствами, научить ребёнка осознанно относиться к своим чувствам, к внутреннему миру. Кроме того они дают возможность комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребёнка: ум, волю, чувства, развивают коммуникативные универсальные учебные действия. Участие в театрализованных играх и постановках обеспечивает «ситуацию успеха» для каждого ребёнка.
Ну, и конечно, особое внимание уделяется знакомству школьников с основами театральной культуры через беседы, экскурсии в театр, знакомство с творческими коллективами нашего города, и спектаклями приезжих артистов. Ничто так не производит впечатления на детей, как выступления творческих коллективов, знакомство с театром «изнутри».
И последнее, но не менее важное. В любой творческой работе максимально высвечивается, проявляется личность ребенка. Для детей участие в постановках, быть может, станет первым опытом осмысленного, оценённого, признанного творчества.
Форма театра дает педагогу возможность свободно проявить фантазию, умения, эстетические пристрастия. Опыт показывает, что в ходе подготовки и после представления взаимоотношения «учитель – ученик» обогащаются, становятся более тесными и доверительными. Авторитет учителя возрастает как в детском коллективе, так и в глазах родителей и коллег – зрителей спектакля.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М, Просвещение, 2011г.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М, Просвещение, 2010г.
- Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
- Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Презентация....
Статья. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Организация внеучебной деятельности в МБОУ СОШ №1 города Верхнего Уфалея....
" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»
В стандартах нового второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...
" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»
В стандартах нового второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...
" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»
Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях. В стандартах нового ...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"
Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...