"Занимательная геометрия"
материал по теме
Программа спецкурса по геометрии для учащихся начальной школы "Занимательная геометрия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_geometriya.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шегарская СОШ № 2»
«Занимательная геометрия»
Богданова Анна Владимировна,
учитель начальных классов,
1 квалификационная категория
Мельниково 2010 г
Пояснительная записка
Наглядная геометрия в начальных классах представляет собой дополнительный к учебнику математики материал, который может быть использован в сочетании с любым существующим учебником.
Методической особенностью курса является разработка учебных заданий для каждого урока и для всего курса в целом. Задания непосредственно адресованы ученику, обусловливая характер его учебных действий. Поэтому содержание, формулировка и система учебных заданий в данном курсе имеют целый ряд отличительных особенностей по сравнению с системой заданий, реализованных в пособиях по математике. Последовательность заданий выстраивается таким образом: в начале предлагается организационно – подготовительное задание, цель которого – подготовить ребенка к той деятельности, которую он будет выполнять в следующих – основных – заданиях (это может быть активизация внимания и восприятия, развитие зрительно – моторной координации, разработка мелких мышц руки и тому подобное), затем предлагается задание, обязательно носящее частично поисковый характер или содержащие элементы творчества. Процесс выполнения такого задания связан с необходимостью проведения зрительного анализа или синтеза, активизации интуиции ребенка, опирающейся на его опыт. Цель такого задания – организация осознания детьми той учебной задачи, на решение которой должна быть направлена их последующая деятельность. Форма подачи задания – проблемно – поисковая, реализованная посредством вещественной или графической модели, воспринимаемой ребенком визуально, что позволяет максимально привлечь внимание и обеспечить принятие учебной задачи всеми учениками класса.
Далее следует этап закрепления, на котором так же предлагаются задания, в определенной мере отличные от привычных «тренировочных» заданий. Во- первых, они, как правило, уже оформлены так чтобы позволить максимально опираться на зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, что немаловажно для ребенка этого возраста; во-вторых, они отличаются вариативностью способов выполнения необходимостью активно привлекать ранее усвоенные знания, умения, навыки, а так же требуют использования приемов умственных действий.
Таким образом, любое задание в предлагаемой системе является одновременно и обучающим и развивающим. Ту же функцию выполняет и система дополнительных практических и логических заданий. Они могут выполняться как фронтально, так и отдельными детьми – самостоятельно, по их выбору. Но при этом учитель не занимает позицию объясняющего или контролирующего субъекта – он сам активно включается в процесс выполнения заданий.
Использование простейшей предметной наглядности позволяет реализовывать этот курс в любых условиях. В качестве раздаточного материала используются счетные палочки и стандартный «Дидактический набор», содержащий двусторонние фигурки трех основных форм: круг, треугольник, равный половине квадрата, затем простейшая геометрическая мозаика. Из этих основных форм дети конструируют как фигурки, так и различные композиции по образцу, по заданию, по замыслу, развивая конструктивное и пространственное представление.
Содержание программы
Геометрические фигуры (10 ч)
Уточнение представлений о форме геометрических фигур: простые задания на распознавание (знакомство с рамкой, игра «Закрой окошки», выполнение рисунка из геометрических форм и его закрашивание).
Выполнение геометрического орнамента с помощью рамки – трафарета.
Квадрат и его распознавание. Получение квадрата методом загибания « от угла». Геометрические орнаменты в квадрате.
Конструирование геометрических фигур из отдельных частей.
Начальные геометрические понятия (10 ч)
Точка. Прямая. Кривая. Получение прямой сгибанием листа неправильной формы. Сходство и различие прямой и кривой. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведенных через одну и две точки на плоскости.
Линии на плоскости. Ломаная. Сходство и различие прямой и кривой, кривой и ломаной. Их распознавание.
Отрезок как часть прямой. Распознавание отрезков в плоских и объемных фигурах.
Конструирование узоров из геометрической мозаики.
Циркуль. Начальные приемы работы с циркулем. Окружность и круг. Простые орнаменты с использованием циркуля.
Представление о симметрии: распознавание фигур, имеющих ось симметрии. Симметричный орнамент в круге и квадрате.
Объёмные фигуры (6 ч)
Представление о геометрическом теле. Классификация простых геометрических тел по некоторым признакам сходства и различия (основной признак – форма). Моделирование куба, прямой призмы и пирамиды из палочек и пластилина. Распознавание плоских геометрических фигур в объёмных телах.
Геометрическая мозаика (7 ч)
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка
1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,
имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром
конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по
площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из
проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами. Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный»
конструктор.
ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
Универсальные учебные действия:
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓
и др., указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей.
- Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- Геометрия – это интересно
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).
- Танграм: древняя китайская головоломка.
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.
- Путешествие точки.
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».
- Игры с кубиками.
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
- Танграм: древняя китайская головоломка.
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
- Волшебная линейка
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.
- Праздник числа 10
Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
- Конструирование многоугольников из деталей танграма
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
- Игры с кубиками.
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
- ЛЕГО- конструкторы.
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.
- Весёлая геометрия
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- Математические игры
Построение «математических» пирамид.
- «Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.
- Задачи-смекалки.
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.
- Прятки с фигурами
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Занимательная геометрия».
С помощью занятий в кружке «Занимательная геометрия» учащиеся в игровой форме эффективно и быстро освоят значительный объем учебного материала без традиционного заучивания....
Занимательная геометрия.
Н Название работы: «Занимательная геометрия»Ц Цель работы: формировать умение принимать участие в обсуждении ситуации; развив...
Занимательная геометрия
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Занимательная геометрия". Цели: повторить и закрепить знания учащихся по геометрическому материалу по средствам игры; развивать умение к самосто...
занимательная геометрия
обобщающий урок по геометрии для 3класса...
Календарно-тематическое планирование по занимательной геометрии 2 класс программа «Гармония».
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по занимательной геометрии 2 класс программа «Гармония»....
Образовательная программа "Занимательная геометрия"
Факультативные занятия....
Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Путешествие Точки" (занимательная геометрия)
Данная программа внеурочной деятельности расчитана для учащихся начальной школы. Программа составлена в ссответствии с требованиями ФГОС НОО....