Программа кружка «Занимательная геометрия».
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Бурдаева Марина Павловна

 

    С помощью занятий в кружке «Занимательная геометрия» учащиеся в игровой форме эффективно и быстро освоят значительный объем учебного материала без традиционного заучивания.

     Интересные  игровые сюжеты сделают работу увлекательной. В «мастерской талантов» ребят ждут коллективные творческие дела (КТД), которые помогут учащимся научиться взаимодействовать: слушать и слышать, уважать чужое мнение, уметь договариваться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_geometriya_cheboksary_bmp.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

   М.П. Бурдаева, учитель начальных классов  

   МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п.Пангоды» п.Пангоды, Надымский район, ЯНАО.

Программа кружка «Занимательная геометрия»

    С помощью занятий в кружке «Занимательная геометрия» учащиеся в игровой форме эффективно и быстро освоят значительный объем учебного материала без традиционного заучивания.

     Интересные  игровые сюжеты сделают работу увлекательной. В «мастерской талантов» ребят ждут коллективные творческие дела (КТД), которые помогут учащимся научиться взаимодействовать: слушать и слышать, уважать чужое мнение, уметь договариваться.

Пояснительная записка

         

           Направленность программы «Занимательная геометрия» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации рассчитана на 1 год, из расчета 2 часа в неделю.

          Данная программа позволяет расширить геометрические представления и знания учащихся, развивать их пространственное воображение, техническое и логическое мышление, конструкторские умения.

            Программа направлена на:

  1. создание условий для развития ребенка;
  2. развитие мотивации к познанию и творчеству;
  3. развитие навыков исследовательской деятельности.

      Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

Основная цель: дать учащимся начальные геометрические представления.

Задачи:

  1. развить логическое мышление и пространственное воображение детей;
  2. сформировать умения узнавать геометрические фигуры и их части;
  3. собирать заданный объект из частей, делить геометрические фигуры на составные части;
  4. изображать фигуры на чертеже;
  5. формировать у учащихся элементы технического мышления и конструкторских умений.

     Программа построена на принципах:

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей. Материал располагается от простого к сложному. Наглядности и деятельности. Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов  (КТД) и дни свободного творчества.

    Процесс изучения геометрического материала от начала до конца активный, конкретный, наглядный. Все обучение  сопровождается практическими упражнениями, при этом учащиеся  воспринимают и изучают не только свойства геометрических фигур и тел, они сами  создают изучаемые геометрические формы, используя для этого вырезание и наклеивание, моделирование, изготовление из пластилина, вырезание разверток и склеивание, черчение, конструирование моделей, каркасов фигур. Материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр, игровых ситуаций, используются стихи, сказки, кроссворды, загадки, ребусы.

    Отличительные особенности программы «Занимательная геометрия» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. Учащиеся знакомятся с плоскими фигурами: треугольником, прямоугольником, квадратом, ромбом и др.; с геометрическими телами: кубом, цилиндром, шаром и др. и их элементами; развертками геометрических тел; с плоскостью; с кругом и окружностью. Овладеют умением выполнять чертеж с помощью циркуля; получают представление о центре, радиусе, диаметре круга (окружности), секторе. Дети учатся решать задачи на нахождение периметра, площади и объема фигур; знакомятся и учатся работать с основными инструментами: линейка, угольник, циркуль и др.; учатся писать графические диктанты по клеточкам и по координатным шкалам.

    Программой предусмотрены методы исследовательский и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать мини-проекты, анализировать, обобщать и делать выводы.

   Формы организации обучения детей – коллективная, групповая и индивидуальная  в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия -  игра, конкурсы, коллективные творческие дела.

        Ожидаемые результаты освоения программы.

Воспитанник будет знать:

  1. названия и особенности геометрических фигур;
  2. способы сравнения и измерения периметра, площади, объема;
  3. способы решения головоломок, шарад, ребусов.

Воспитанник будет уметь:

  1. узнавать, изображать и моделировать  геометрические фигуры;
  2. использовать знания для решения заданий;
  3. строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
  4. осуществлять самостоятельный поиск решений;

     Способы проверки результатов освоения программы проводится в форме тест-контроля.

  Увеличение объема изучения геометрического материала в начальных классах, особенно связанного с объемными фигурами, способствует более эффективной подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии, что позволяет снизить у школьников основного и старшего звена школы существенные трудности, возникающие при изучении геометрии.

     Инструментарий: динамическое раздаточное пособие для начальной школы «Геометрия», игра «Танграм», игра «Пифагор», Конструктор, Мозаика, набор геометрических тел, набор разверток геометрических тел, набор для изготовление каркасов  геометрических фигур.  Пластилин, счетные палочки, цветная бумага, картон,  клей, линейка, угольник, карандаш, циркуль, ножницы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной  программы 8-10 лет.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

Введение. Удивительный мир геометрии.

Игра «Геометрия вокруг нас»

1

Первые шаги в геометрии

3

2

Простейшие геометрические фигуры

 Конструирование из геометрических фигур.

«Лучший конструктор»

1

3

Мастерская талантов. КТД.

Конкурс аппликаций  «Волшебная страна фигур»

1

4

Упражнение в  разрезании и складывании фигур.

Конкурс «Занимательные модели»

1

В гостях у круга.

5

5

Круг. Окружность. Центр окружности, центр круга. Диаметр окружности, диаметр круга.

Построение круга с помощью циркуля

1

6

Радиус и диаметр окружности.

Составление узоров с помощью циркуля

1

7

Построение нескольких окружностей из одного центра.

Задачи, головоломки, игры.

1

8

Сектор круга. Деление круга на сектора.

Описанные и вписанные фигуры.

Игра «Сцепление колец»

Знайте и применяйте. Тест-контроль.

1

9

 Мастерская талантов. КТД.

 «В мире кругов и окружностей». Работа с циркулем.

1

Знакомые незнакомцы.

2

10

Точка. Прямая и кривая линии. Луч. Отрезок.

Ребусы из геометрических фигур.

1

11

Замечательные кривые.

Ломаная. Отрезки ломаной. Замкнутые линии.

Игра «Архитектор»

1

В стране треугольников.

5

12

Прямой угол. Острый и тупой углы.  Построение углов.

Графический диктант.

1

13

Равносторонний треугольник. Равнобедренный треугольник.

Элементы треугольника: вершина, сторона, угол.

Задачи, головоломки, игры.

1

14

Периметр треугольника. Построение треугольников по клеткам. Деление на группы по общему признаку.

Решай, смекай, отгадывай

(геометрические головоломки)

1

15-16

Коллективная творческая работа

«На площади Треугольников»

Знайте и применяйте. Тест-контроль.

2

Секреты многоугольников.

5

17

Вершины, стороны и углы многоугольников. Трапеция.

Ребусы из геометрических фигур.

1

18

Многоугольники как замкнутые ломаные. Правильные многоугольники.

Игра «Самый внимательный » (найти равные многоугольники)

1

19

Построение многоугольников.

Пересечение фигур.

Решай, смекай, отгадывай

(геометрические головоломки)

1

20-21

Мастерская талантов. КТД.

Оригами «В гостях у сказки»

2

Измерение геометрических фигур.

8

22

Измерение с помощью циркуля и линейки.

Сантиметр. Построение отрезков. Сравнение отрезков.

Игра «Юный конструктор»

1

23

Измерение геометрических фигур. Миллиметр, дециметр.

Игра «Инженер-конструктор» (построение машины по заданным размерам)

1

24

Нахождение периметра геометрических фигур.

Игра «Найди фигуры равные по периметру».

 Знайте и применяйте. Тест-контроль.

1

25

Метр. Измерительные приборы (складной метр, рулетка, лента швеи, измеритель.)

Практическая работа «Измерение длины, ширины класса, коридора».

1

26

Измерения. План игровой площадки.

План пришкольного участка. Масштаб.

1

27

Мастерская талантов. КТД.

План -проект  «Лучшая детская площадка»

1

28

Геометрия клетчатой бумаги.

Лабиринты

Игра «Спрячь сокровище».

1

29

Геометрия клетчатой бумаги.

Лабиринты

Составление графического диктанта

«Как найти сокровище»

1

Координаты. Координатная сетка.

3

30

Нахождение предметов на координатной сетке. Игра «Найди предмет по координатам», «Почтальон».

1

31

Координаты. Координатная сетка.

Рисование по координатам «Котенок»

1

32

Мастерская талантов. КТД.

Игра «Морской бой»

1

Площади.

8

33

Меры площади. Квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Сравнение площадей геометрических фигур по клеткам. Палетка.

1

34

Нахождение площади прямоугольника.

Игра «Наша дача»

1

35

Нахождение площади квадрата.

Рисование по клеткам.

Решай, смекай, отгадывай

(геометрические головоломки)

1

36

Нахождение площади прямоугольного треугольника.

Графический диктант «Птицы»

1

37

Нахождение стороны прямоугольника по его площади. Нахождение стороны прямоугольника по его периметру. Решение задач.

1

38

Нахождение стороны квадрата по его площади и  периметру. Решение задач.

Конкурс аппликаций из геометрических фигур.

1

39

Нахождение площади сложной геометрической фигуры

Игра «Веселый конструктор»

1

40

Знайте и применяйте. Тест-контроль. Решение задач на нахождение площади геометрических фигур.

Тест-контроль «Формулы площади фигур».

1

В гостях у королевы Симметрии.

4

41

Зеркальное отражение. Ось симметрии. Нахождение осей симметрии.

1

42

Симметричные фигуры. Ось симметрии в равностороннем треугольнике, квадрате, круге.

Игра «Зеркало»

1

43

Симметричные фигуры.

Игра «Дорисуй правую половину», «Перевертыши»

1

44

Симметричные фигуры.

Оси симметрии в алфавите.

Мастерская талантов. КТД. «Симметричные  вырезашки»

1

Объемные геометрические фигуры.

19

45-46

Куб. Вершины куба. Грани. Ребра куба. Развертка куба.  

Игра «Кубики»

2

47-48

Изготовление куба по развертке.

Изготовление каркаса куба.

Объем куба.

2

49-50

Параллельность и перпендикулярность

Параллелограмм и параллелепипед.

Изготовление каркаса фигуры.

Конкурс «Занимательные модели»

2

51

Геометрические тела. Развертка параллелепипеда. Нахождение объема

прямоугольного параллелепипеда.

1

52

Мастерская талантов. КТД. Изготовление подарочной коробки.

1

53

Геометрические тела. Цилиндр.

Развертка цилиндра. Изготовление цилиндра. Задачи, головоломки, игры.

1

54

Цилиндр.

Развертка цилиндра. Изготовление цилиндра. Графический диктант «Паровоз»

1

55

Геометрические тела. Шар.

Графический диктант «Аквариум»

1

56

Геометрические тела.  Пирамида.

Развертка пирамиды.  Изготовление геометрического тела.

1

57

Геометрические тела.  Конус.

Развертка конуса.  Изготовление геометрического тела.

Ребусы из геометрических фигур. Знайте и применяйте. Тест-контроль.

1

58-59

Мастерская талантов. КТД.

Забавные поделки из конуса.

 Герои сказки «Кот, Петух и Лиса».

2

60

Геометрические тела. Многогранники.

Изготовление каркасов многогранников.

Определение количества граней многогранников.

1

61

Геометрические тела.  Многогранники.

Изготовление многогранников по развертке.

1

62

Объемные фигуры. След фигуры на плоскости.

Тест – контроль «Как называется отмеченная часть фигуры?»

1

63

Объемные фигуры. Вид сверху.

Задачи, головоломки, игры. Игра «Узнай фигуру по описанию»

1

64

Объемные фигуры. Вид слева.

Геометрический диктант.

1

65-67

Мастерская талантов. КТД.

Модульное конструирование «Замок»

2

68

Подведение итогов кружка

Занятие-отчет «Волшебный мир геометрии»

1

Список литературы

1.Батова А.С. Графический диктант//Начальная школа.-2003.-№9.

2.Динамические раздаточные пособия со шнурком для начальной школы.-М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.

3.Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. М.: Академия, 2001г

4.Краснова О.В.Первые шаги в геометрии//Начальная школа.-2002.-№4.

5.Пазушко Ж.И. Развивающая геометрия в начальной школе//Начальная школа.-1999.-№1.

6. Сутягина В.И. Функции геометрии в начальном обучении математике//Начальная школа.-2002.-№11.

7.Фазлетдинова Н. Геометрия вокруг нас//Начальная школа.-2001.-№25.

Заявка на участие во Всероссийских педагогических чтениях

«Инновации в области содержания учебно-методического комплекса»

Ф.И.О. автора

Бурдаева Марина Павловна

Место работы

 МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п.Пангоды»,  п.Пангоды, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ

Должность

учитель начальных классов  

Учебная степень, звание

нет

Направление работы

Разработки авторских программ

Название статьи

Программа кружка «Занимательная геометрия»

Почтовый адрес

629757 Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, п. Пангоды, ул. Звездная д.2 кв.6. Бурдаевой М.П.

Контактный телефон

8 904 454 45 86

Е-mail

marina.burdaeva@yandex.ru

Количество дополнительных экземпляров

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Наглядная геометрия"

Кружок «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе  предполагает целенаправленное развитие в ходе обучения математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте наибол...

Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"

Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь".       Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...

Рабочая программа кружка "Наглядная геометрия" (направленность общеинтеллектуальная) 2 класс

На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание    интереса к изучению геометрического материала....

программа кружка " Удивительная геометрия"

кружок по внеурочной деятельности...

Программа кружка "Наглядная геометрия" 1 класс

Основной целью программы "Наглядная геометрия" является формирование у младших школьников  универсальных  интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, с...

Рабочая программа. Курс "Занимательная геометрия". 4 класс

Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной...