Творческая работа (эссе) Моя педагогическая философия
учебно-методический материал по теме

Устюгова Ольга Ивановна

Эти мудрые изречения двух великих людей прошлого, живших в разное время и в разные эпохи, тем не менее нашли живой отклик в моем сердце. Исходя из этого, моя педагогическая философия основана на двух основополагающих, как мне кажется, принципах:

  1. системе развивающего обучения;
  2. педагогике сотрудничества.

Философия, отраженная в этих направлениях моей деятельности как педагога может быть раскрыта с помощью трех взаимозаменяющих и неразрывно связанных между собой звеньев: Школа-Учитель-Ученик.

Поэтому для рассмотрения самой сути моей педагогической философии требуется, чтобы эти три звена прошли через призму моего осознания учебного процесса, как такового, с его главными участниками - субъектами (учитель-ученик) и объектом, где происходит таинство обучения -школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа (эссе) Моя педагогическая философия

Введение

Если хочешь жить для себя,

живи для других.

Сенека

Учатся у того, кого любят.

Гете

Эти мудрые изречения двух великих людей прошлого, живших в разное время и в разные эпохи, тем не менее нашли живой отклик в моем сердце. Исходя из этого, моя педагогическая философия основана на двух основополагающих, как мне кажется, принципах:

  1. системе развивающего обучения;
  2. педагогике сотрудничества.

Философия, отраженная в этих направлениях моей деятельности как педагога может быть раскрыта с помощью трех взаимозаменяющих и неразрывно связанных между собой звеньев: Школа-Учитель-Ученик.

Поэтому для рассмотрения самой сути моей педагогической философии требуется, чтобы эти три звена прошли через призму моего осознания учебного процесса, как такового, с его главными участниками - субъектами (учитель-ученик) и объектом, где происходит таинство обучения -школа.

Начнем со школы, т.к. без нее суть современного обучения сводится к нулю, поскольку это не просто место, где вкладывают знания в головы учащихся, а нечто большее...

«Познание начинается с удивления», - говорил мудрый Аристотель. Можно ли сегодня в современной школе удивить современного ребенка, для которого главной игрушкой является компьютер? Детские, добрые, наивные мультики, так любимые когда-то нами, отошли на задний план. Их место заняли «Бэтманы», монстры, люди-пауки, черепашки-ниндзя. Те книги, которыми зачитывались мы, пылятся на полках, давно забытые всеми. Сегодня они не интересны и не актуальны. Все реже современный ученик вспоминает о художественной литературе, если и читает, то, в основном, программный материал, который требует прочесть учитель. Неужели все так грустно и ничего нельзя изменить? Неужели нет ничего, что заставило бы ребенка удивиться? Наверное, подобные вопросы задает себе каждый учитель, желая влюбить детей в свой предмет, в процесс познания.

В любой познавательной технологии  развитие речи детей является составной частью всех уроков, но особая и основная роль отводится чтению и русскому языку. И главная задача для меня, как для учителя, влюбить детей в чтение, открыть мир литературы, красоту слова, его емкость и незаменимость, приобщить детей к художественной литературе так, чтобы соприкосновение с искусством было для них радостью и удивлением. Считаю, что через любовь к чтению, через любовь к живому слову писателя идет развитие речи учащихся. Иначе говоря, развивая речь детей, надо учить их воспринимать мысли, делиться впечатлениями, чувствами, помогающими в передаче разнообразной информации в устной и письменной форме. В связи с тем, что информация в своем законченном виде передается оформленной в виде текста, задачу эту можно сформулировать таким образом: обучение детей умению правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.

Глава I.   Школа

Было в древнегреческом языке слово «схоле», по-русски - «досуг», «отдых». От «схоле» произошло наше родное, привычное слово -школа.

Греки считали, что отдыхает человек не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда обогащает свой ум и душу - учится. Вот так школой стали называть то, что способствует познанию, сам процесс обучения, а затем и место, где все это происходит.

По своей природе школа устремлена в будущее. В каком мире будут жить дети, и к чему их готовить? Каково будущее отдельной личности и человечества в целом?

Школа - это чудесный мир, имя которому «детство», здесь свои представления о добре и зле, о чести и бесчестии, о дружбе и предательстве. Здесь каждый ребенок - тайна за семью печатями; чтобы понять его тревоги, его радости и огорчения, нужно в какой-то мере сохранить в себе частицу детства. Я думаю, что мне это удалось в какой-то мере, т.к. я убеждена, что школа - это мир, где каждый день - целая эпоха, наполненная важнейшими событиями и потрясениями, великими тайнами и удивительными открытиями.

Школа - это не подготовка к жизни, а сама жизнь. В хорошей школе - хорошая жизнь, построенная на основах доброты, культуры, уважения и личности, жизнь, пристроенная к ребенку, его потребностям, интересам, особенностям. Прожив 10 лет в такой школе, ребенок привыкает любить ее. Он становится патриотом школы и благодаря этому - патриотом своей малой и большой Родины.

Школа - это атмосфера, уклад, это шумный праздник.

Школа - мир открытий и откровений, мир гармонии и сотрудничества.

Школа - это и есть наше будущее. И каким оно будет, зависит от тебя, Учитель!

Глава II. Учитель

Учитель - профессия творческая, ищущая, учитель не боится нового. Учитель, как никто другой, заинтересован в развитии индивидуальности детей. Мучительные поиски и эксперименты по модернизации образования, развития его (образования) вариативности, выражались, прежде всего, в появлении новых программ и учебных пособий, предметов и дисциплин.

Знаменитый писатель Герман Гессе писал: «Учиться - значит меняться». Меняться - значит менять себя. Ясно, что это глубоко осознанный процесс, который начинается с рефлексии, анализа своего бытия (личного и профессионального), обнаружение проблем, противоречий, что неизбежно ведет к осознанию собственного несовершенства и рождению на этой основе желания изменить себя, свою работу и свою жизнь. Для меня эти слова Г.Гессе звучат так: «Меняться значит учиться». Возможно, с потребности новых знаний и началась моя работа по системе развивающего обучения Занкова Л.В.

Появился интерес к новой системе обучения, желание узнать ее подробнее, научиться делать что-то иное, изменить прежде устраивающее, перестроить смысловые связи, изменить профессиональные самооценки.

Система РО Занкова Л.В. помогает раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создать благоприятные, природосообразные условия для их созревания и развития. Формирование детей в данной системе понимается не в узком смысле, как развитие отдельных сторон внимания, памяти, воображения и т.д., а как общее развитие личности. Под общим развитием личности понимается развитие ума, воли и чувств, т.е. фундаментальных сторон психики, составляющих ее основу. Развитие ума проявляется не только в усвоении, но и переработке знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности - логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображения. Развитие ума связано с развитием воли - умением мобилизовать себя на достижение поставленной цели. Развитие чувств -эстетических, нравственных, интеллектуальных - составляет духовное богатство человека.

Система Занкова отличается верой в каждого ребенка, в его силы. Система принимает ребенка таким, каков он есть, видя в каждом будущего человека со своими особенностями, склада ума и характера. Система охватывает не только классную, но и широко поставленную внеурочную работу.

Развитие складывается из сотрудничества, из организации совместного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности с учителем или одноклассниками. Даже при минимальном участии в совместной деятельности он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, раз от разу накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Именно такая опора на «зону ближайшего развития» помогает раскрыться имеющимся у него потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы. Именно этим (верой в силы каждого ребенка) отличается система Занкова. В связи со всем сказанным выше, для более успешного обучения детей в сотрудничестве, я определила для себя умения, которые должны сформироваться у детей к окончанию начальной школы:

  • делиться своими идеями и мнениями;
  • задавать вопросы по существу и просить объяснить ответы;
  • подбадривать своих товарищей и вовлекать в общую работу;

  • обращаться за помощью и разъяснением к одноклассникам и взрослым (учителям);
  • помогать одноклассникам и поддерживать их;
  • предложить помощь и объяснить то, что другим непонятно;
  • выражать свое мнение о ходе работы;
  • четко формулировать свои мысли;
  • научить одноклассников тому, что знаешь сам;
  • критиковать идеи, а не людей;
  • задавать вопросы, направленные на более глубокое проникновение в суть проблемы;
  • помнить объяснения учителя и следовать ему в процессе работы.

Это и есть социальные умения школьников, которые представляют собой и условия и результат успешного обучения в атмосфере сотрудничества.

И в чем же тогда твоя философия? - спросите Вы. А в том, что все, о чем говорилось в предыдущих главах: и школа, и учитель - направлено на развитие личности ученика. Ибо все, что происходит в школе, что создает в процессе своего поиска, труда, творчества учитель, для ученика и во имя ученика.

Глава III   Ученик

Каждый учитель мечтает о том, чтобы уроки находили живой отклик в детях, нравились им. Как сделать так, чтобы урок был интересен ученикам?

Польский педагог Януш Корчак сказал: «Ребенок - это сто масок, сто ролей способного актера». Он увидел в детях потребность к подражанию, превращению, преображению как наиболее яркому проявлению творческой природы ребенка. Любить детей, по Я. Корчаку, значит непременно играть с ними. Не поучать, а вместе фантазировать, сочинять - давать стимулы к подражанию, превращению. Без игры интерес к школе быстро угасает. Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. Игра - это сфера, определяющая «зону ближайшего развития». В игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью, его моралью, предопределять его художественную восприимчивость.

Уже много лет я использую игру как один из способов мотивации обучения. Но кроме игры, есть и другие способы, не менее важные и интересные. Приведу пример. Изучаем биографический очерк об И.А. Крылове. Все ученики знают Крылова как великого баснописца, известно, сколько басен написал, в какое время жил, как творил. Но никому и в голову не пришло, что он тоже был когда-то маленьким. А что же его увлекало в то время? Какое у него было детство? И вот тут в процессе чтения появляются открытия. Оказывается, Крылов с благоговением и любовью относился к книгам, они развили в нем интерес к окружающему миру. К Крылову не ходили учителя, его не воспитывали гувернеры, не учили иностранным языкам, танцам, музыке, рисованию, за ним не ходили по пятам няньки и дядьки. Он всему научился САМ. Каждый новый человек казался Крылову новой книгой, которую следует прочесть и извлечь из нее урок. Мальчик был впечатлителен и переимчив. Он разыгрывал веселые сценки, декламировал стихи, рассказы, пел, пародировал базарных торговок, будочников, прачек,

купцов. Был чрезвычайно наблюдателен. Перед детьми возник образ совершенно другого Крылова, которого до сих пор они не знали. Не образец ли для подражания? Ведь этот Крылов им понятнее, интереснее и ближе. Как хочется хоть чуть-чуть быть похожим на него.

После такого удивления (а главная задача для меня, как учителя, влюбить детей в мир литературы, открыть красоту слова, его емкость и незаменимость) басни И.А. Крылова читаются с огромным интересом. И, конечно же, не обходится без инсценирования произведений.

Любимая басня «Ворона и лисица». Дети получают наслаждение уже от самой роли, от того, что нужно передать образ героя, придумать свои изобразительные средства. Вот здесь ребенок создает что-то новое, личностное, дотоле никем не созданное.

Увлекательной стала и игра в «превращения». Каждый может превратиться в одного из героев рассказа, сказки, басни, а остальным предстоит узнать его по элементам костюма, пластики, жестам, мимике.

Не менее интересно проходят в «занковских» классах литературные вечера, посвященные творчеству писателей и поэтов. Это тоже вовлечение детей в стихию театральной игры. Игра в театр и игра словом и в слово. Это возможно лишь при условии насыщения беседы элементами театрального, словесного, изобразительного творчества детей.

Итак, учение с увлечением тоже опирается на способности, развитые в игре и очень похожи на игру в театр. Я предлагаю ребятам, читая учебник, представлять все то, о чем там говорится. По ходу чтения в воображении должен идти «нескончаемый спектакль». Не «будет пустой сцены» -не будет пустоты в голове. Наибольшего успеха в учебе достигает тот, кто научился «превращаться в разных людей».

«Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова - человек. Он бывает вполне человеком только тогда, когда играет», - писал Ф.Шиллер.

Все выше изложенное, как мне видится, и является сутью моей педагогической философии, которая, конечно же, не является догмой, чем-то застывшим, костным. Мое осознание и видение   данного   вопроса   предполагает  дальнейшее   развитие   и   обогащение      моего педагогического мировоззрения новыми идеями и фактами. «Дум спиро сперос» - Пока живу, надеюсь. Все в ваших руках, учитель и ученик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Мои размышления о профессии учителя. Статья была написана для участия в конкурсе "Учитель года Подмосковья"...

Эссе моя педагогическая философия

Эссе моя педагогическая философия...

Педагогическое эссе«Моя педагогическая философия как классного руководителя»

   Февраль  2010  год. Год,  объявленный  годом  Учителя. Год,  в  котором  моя  дочь   пойдет  в  1  класс. Она...