доклад по теме "Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов.
статья на тему

Доклад к презентации "Качества чтения и письма", рассмотрены нарушения при чтении и письме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arushenie_pisma_i_chteniya_u_mladshikh_shkolnikov.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение письма и чтения у младших школьников

05 Ноя 2012, 13:52

 Так что это такое - нарушение письма и чтения? Почему оно происходит? Как прояв-ляется? 
Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка, в его невнимательности: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? 
Становление чтения и письма - процесс очень сложный. В нем участвует несколько анализаторов, и только при их согласованной работе будет обеспечено успешное овладение письменной речью. 
Дисграфия — это специфическое расстройство письма, проявляющееся в многочис-ленных типичных ошибках стойкого характера. От греческого «дис» - плохо, «графо» - пись-мо. 
Дислексия – это нарушение чтения, выражающееся в стойких специфических ошиб-ках при чтении («дис» - плохо, «лексис» - речь) 
Специфические ошибки – не связанные с применением орфографических правил. 
Какие же причины приводят к нарушению чтения и письма? 
1. Первая и наиболее часто встречающаяся — так называемые минимальные мозговые дис-функции (ММД). Они возникают из-за небольших органических поражений мозга. Скажем, во время внутриутробного развития плод испытывал недостаток кислорода. Или роды были тяжелыми. Или в раннем детстве малыш упал и ударился головкой — травма вроде бы пус-тяковая, но последствием ее как раз и может стать минимальная мозговая дисфункция и свя-занные с ней проблемы. Внешними проявлениями ММД в раннем детстве могут быть про-блемы с развитием речи, гиперактивность, нарушение внимания. 
2. Играет роль и наследственный фактор. Дислексия и дисграфия бывают связаны с врож-денными особенностями строения мозга. На чтении «специализируется» задняя часть левого полушария, и если у детей, которые легко учатся читать, эта область мозга немного больше, то у дислекcиков задние части левого и правого полушарий одинаковы. Эта особенность мо-жет передаваться по наследству. Так что если у папы в школе были проблемы с чтением или письмом, то вполне возможно, что точно такие же трудности будут и у детей. Случается также, что у детей все в порядке, а вот внуки получают «по наследству» дедушкины пробле-мы. 
3. Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформиро-ванности всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из причин дисграфии и дислексии. Особого внимания также требуют те де-ти, у которых нет речевых нарушений, но нечеткая артикуляция (по-другому на них говорят "мямли" или "еле языком ворочает"). 
4. Нарушение чтения и письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время для нашего региона эта проблема становится все более актуальной. В школах растет количе-ство детей, не владеющих русским языком. 
5. Причиной нарушения чтения и письма может быть и расстройство в системах, обеспечи-вающих пространственное и временное восприятие. 
Нужно обратить особое внимание: 
1. Если Ваш ребенок левша. 
2. Если он – переученный правша. 
3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу. 
4. Если в семье говорят на двух или более языках. 
5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно раннее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии). Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению. 
6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 
Необходимо обратить внимание, что ошибки, которые можно отнести к нарушению чтения и письма, все специфичны и носят стойкий характер. Если эти ошибки встречаются редко или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательно-сти. 
Теперь о том, как отличить письменные работы учащихся, нуждающихся в помощи специалистов. 
Какие же ошибки должны нас насторожить? 
Существует несколько видов нарушения чтения и письма, каждому виду соответст-вуют свои ошибки. 
1. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у. 
2. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба). 
3. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Напри-мер: тыня (дыня), клёква (клюква). 
4. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весё-лы (весёлый). Вставка букв: декабарь - декабрь. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии, неумение определить границы предложений, ребенок не пишет заглавную букву в начале предложении. 
При дислексии специфические ошибки это - медленное чтение, запинки, повтор слов, послоговое чтение или чтение словами, не переходящее в плавное беглое чтение. При чтении путаются буквы, не держится строка, перескакивание с одной строки на другую. Обычно чтение дается ребенку с трудом, он испытывает негативные чувства, не любит и не хочет чи-тать. 
Родители и учителя считают, что если такому ребенку больше читать, то всё пройдет и навык сформируется. Но на самом деле, чем он больше читает, тем больше закрепляется неправильный навык и возможны два варианта. Ребенок научиться читать быстро, но чтобы держать скорость, будет читать по догадке, сам сочиняя, что там написано. Или будет читать правильно, но очень медленно, забывая к концу, что прочитал. И эти проблемы с чтением начинают проявляться на математике, так как ребенку приходиться читать условие задачи, которое он не может понять из-за плохого чтения. 
Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит. 
Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 10 процен-тов школьников страдают дислексией. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но если нет коррекции, остается на всю жизнь. 
Некоторые специалисты считают дислексию уникальным даром. Дислексики могут проявить недюжинные способности в области физики, математики, живописи, музыки. Из дислексика может получиться отличный изобретатель или даже писатель. Дислексики обла-дают развитой фантазией, интуицией и проницательностью. Около 40% успешных бизнес-менов относятся к числу дислексиков. А все потому, что эти люди очень нестандартно под-ходят к решению проблем. Они видят те пути, которых не дано увидеть другим. Конечно, никто не даст гарантии, что из ребенка-дислексика вырастет гений, но в том, что у него есть столько же шансов, что и у его сверстников добиться успеха, сомневаться не приходиться. 
Люди, близко знавшие Уолта Диснея, уверяли, что ему гораздо легче было нарисо-вать Микки-Мауса, чем написать "Mickey-Mouse". И всё из-за буквы "s" - его главной про-блемой со школьных времён. Уолт никак не мог запомнить в какую сторону следует направ-лять у неё крючки, и вместо "s" у него неизменно выходило нечто вроде "z". Никакие мнемо-нические приёмы и прочие ухищрения не помогали. Борьба с коварной буквой была упор-ной, изнурительной и окончательной победой не увенчалась. Педагоги считали Уолта маль-чиком ленивым и туповатым. Иного мнения придерживался преподаватель рисования, но Уолт не хотел становиться художником. Он мечтал о карьере газетчика. Над заметками, ко-торые другие репортёры мастерили за 15 минут, он мучился целыми сутками. Потом над ни-ми приходилось мучиться редактору: грамотность явно не значилась в числе сильных сторон начинающего журналиста. "Чему же тебя учили в школе?!" - риторически вопрошал редак-тор, потрясая исчёрканными красной ручкой листочками. Уолт благоразумно отмалчивался. Из газеты его уволили через пару месяцев - за профнепригодность. Спустя несколько лет он стал миллионером и главным мировым мультмагнатом. Подпись, по воспоминаниям оче-видцев, представляла для Диснея особую проблему. Свою подпись Уолт Дисней вырабаты-вал годами. Боясь совершить ошибку, он рисовал её медленно, аккуратно, буквы выводил на протяжении нескольких минут, как настоящую картину. Сегодня фирменный росчерк Дис-нея - самый дорогой автограф в мире, официально зарегистрированный в качестве логотипа компании "Disney Pictures" . 
Киану Ривз. Будущий знаменитый актер читал с большим трудом, плохо учился, и поэтому постоянно прогуливал занятия. Он даже не смог закончить школу, провалив почти все экзамены. Но когда Киану узнал, что дислексиками были Эйнштейн и Черчилль, он по-нял, что для него не все потеряно. Сегодня вряд ли найдется человек, который не знал бы ве-ликолепного исполнителя роли Нео в фильме «Матрица». И его собственная история в свою очередь служит примером для детей и подростков, стремящихся добиться успеха в жизни. 
Том Круз, актер. Круз, как его мать и три его сестры, писал некоторые буквы в зер-кальном отражении. В школе он не мог научится быстро различать буквы, что делало мучи-тельным процесс чтения и особенно письма. Крузу пришлось поменять более десяти школ, но это не решало его проблем. Однако школьные трудности не помешали Том Крузу стать успешным актером. 
Карл XVI Густав (р.1946), король Швеции с 1973г. Карл XVI Густав является заме-чательным оратором и редко произносит свои речи по бумажке. Делает он это не потому, что хочет понравиться настроенной на экспромт (выступление без подготовки) публике, а пото-му, что он дислексик и не может читать. 
Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875), датский писатель. Андерсен сочинял свои дивные философские истории и рассказы по ночам и носил их в издательства. Но редакторы, потрясённые полной безграмотностью автора, возвращали их ему, иногда не дочитав до кон-ца. Один редактор даже написал на рукописи: «Человек, который так глумится над родным датским языком, не может быть писателем». 
Дислексией в юности страдали голливудские актеры Вин Дизель, Стив МакКуин, Том Круз, Лив Тайлер, Киану Ривз, Вупи Голдберг, певица Шер, английские актрисы Кира Найт-ли и Джейми Мюррей, Джозеф Гилган, Орландо Блум, Стив Джобс, выдающийся британ-ский актёр и режиссёр Энтони Хопкинс; до сих пор имеет яркие симптомы (неумение завя-зать шнурки) дислексии Дэниел Рэдклифф. Британский миллиардер Ричард Брэнсон в детст-ве страдал дислексией, из-за чего имел проблемы в школе. Дислексией также страдает юная актриса Белла Торн.Это еще раз доказывает, что с дислексией вполне можно жить, если при-нять своевременные меры. 
Упражнения для дисграфиков и дислексиков. 
1. Решение ребусов, кроссвордов. 
2. Упражнение "Корректурная правка". 
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, на-пример, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нуж-но задавать по одной. 
Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. 
Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика. Например, как по-казывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сход-ство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр. 
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений. 
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними. 
3. Упражнение «Пишем вслух» 
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривает-ся пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделе-нием опасных мест. То есть, «Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём» (ведь на са-мом деле мы произносим что-то вроде «ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙ-ОМ»). 
«НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (На стале стаял куфшин с малаком). 
Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика допи-сать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить па-лочки», т. е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, кото-рые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их каче-ство буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. 
4. Упражнение «Вглядись и разберись» (Пунктуация для дисграфиков и не только) 
Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и про-верьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. 
5. Упражнение «Пропущенные буквы» 
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом- подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навы-ка письма. Например: 
Мар_. Ещё т_ещ_т мор_зы, 
Н_ ве_на не з_ гор_м_. 
Я п_ши_тую м_моз_ 
Подар_л се_о_ня м_ме. 

6. Упражнение «Лабиринты» 
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги. 
- Перенеси фигурки на новые места. Нарисуй их в пустых кружочках. 
- Какой дорогой ёжики дойдут до сада? 
- Догадайся, кто что любит. 

Чего нельзя делать? 
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зри-тельной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. 

Несколько советов родителям: 
1. Следите за соблюдением правил письма и чтения. В раннем возрасте еще возможно по-влиять на формирование навыка письма с помощью подходящего пишущего инструмента. В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости. 
Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или каран-даша) покрыто ребрышками или пупырышками. 
Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус ручки, карандаша должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen. 
К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобст-ва": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный ка-рандаш. 
2. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов. 
3. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок. 
4. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте. 

НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. 
Рекомендации родителям леворуких детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению 
Что делать родителям, какую избрать тактику поведения, как помочь леворукому ре-бенку? 
Первое условие – леворукий ребенок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости. 
Второе условие – не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребенок должен быть уверен, что нет нечего непоправимого, что все трудности преходящи, и с вашей помо-щью он с ними справится. Однако постарайтесь понять их истинные причины, ведь они мо-гут быть разнообразны. Если не дается письмо, если буквы корявы, разновелики, если неуве-рен штрих и дрожит рука – нужны занятия по развитию моторики и зрительно-моторных ко-ординации. Эти занятия должны быть ежедневными, но продолжительность – 15-20 минут. Хороши при этом лепка и рисование, вышивание, вязание, плетение макраме и прочее дейст-вия, развивающие координацию движений пальцев, кисти. 
Третье условие – рациональный режим дня, ведь леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления. 
Четвертое условие – приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если ребенок сам садиться за уроки и просит вас о помо-щи, если он в ней нуждается. В отличие от уроков (домашних заданий), на тренирующих за-нятиях следует работать вместе с ребенком. Готовить уроки в один присест не стоит, гораздо эффективнее такой режим (примерно): через каждые 15-20 минут работы 10-15-минутный отдых, который ребенок может использовать по своему усмотрению. 
Ребенок должен иметь право на ошибку, но при этом быть уверенным, что ошибки не караются, а исправляются. Есть очень важное правило воспитания – хвалить и порицать сле-дует не ребенка, а его поступок. Этим правилом не стоит пренебрегать. 
Типичные нарушения поведения леворукого ребенка – чрезмерное двигательное бес-покойство, неусидчивость, невнимательность, повышенная возбудимость, раздражитель-ность. Поэтому, необходимо создать условия для расслабления ребенка, снятия напряжения. 

Напоследок еще раз хочу призвать родителей к сотрудничеству. Только в тесном кон-такте мы сможем преодолеть все школьные трудности, имеющиеся у наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их быстро невозможно.Одной из распространённых пр...

Презентация по теме «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ЗВУКОВОМ АНАЛИЗЕ СЛОВ»

«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА  ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ  В ЗВУКОВОМ АНАЛИЗЕ СЛО» логопедии такие трудности называютфонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФ...

«Повышение качеcтва чтения и письма у младших школьников, имеющих недоcтатки в звуковом анализе cлов.»

В последние годы отмечаетcя значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной шк...

Доклад на тему: «Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов»

Доклад на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов...

Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов. Выступление на МО

Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов. Выступление на МО...

Методическая работа по теме: «Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов».

Статья представляет собой консультация логопеда для педагогов и родителей учащихся начальной школы. В ней обознаачены основные причины возникновения проблем в овладении чтением и письмом у младших шко...