Рабочая программа по риторике 4 класс.
рабочая программа (4 класс) по теме
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:
– примерной программы начального общего образования по риторике (базовый уровень);
– авторской программы по курсу «Детская риторика» (автор Т. А. Ладыженская, 2010). На изучение учебного
предмета риторики отводится 33 часа в учебный год (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika_progr.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Риторика
4 класс
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Детская риторика» 4 класс, Ладыженская Т. А., а также пособия: для учителя «Детская риторика в рассказах и рисунках» (методические рекомендации).
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, обладающей доста-точными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации.
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся .
В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Риторика», автор Ладыженская Т.А., 2010 г. в объеме 33 ч(1 час в неделю)
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 года обучения
Иметь общее представление:
- о культуре речевого поведения;
- о тексте и его видах;
- о структуре текста.
Уметь:
- составлять устные и письменные высказывания, статью в газету, письмо, аннотацию по книге, сочинять сказку,
- составлять текст по опорным словам;
- писать сочинение-повествование, рассуждение, описание,
- составлять план текста;
- использовать цитаты;
- вести вежливый диалог.
Читательские умения:
- кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе.
- определять основную сюжетную линию, основную идею рассказа;
Владеть компетенциями:
- коммуникативной,
- рефлексивной,
- ценностно-ориентированной компетенцией.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно читать книги, газеты;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном;
- работать с различными источниками информации.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках : учебная тетрадь для 4 класса / Т. А. Ладыженская [и др.] ; под ред. Т. А. Ладыженской. – М. : Ювента : Баласс, 2010.
2. Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс : методические рекомендации для учителя / Т. А. Ладыженская [и др.] ; под ред. Т. А. Ладыженской. – М. : Баласс, 2010.
риторика
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | ИКТ | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Раздел 1. Общение (10 часов) | Вспоминаем: говорение и слушание, чтение и письменная речь | 1 | Урок повторения (беседа) | Правила говорения, слушания, чтения, письма. Ситуация общения | Уметь: – определять прием слушания, подходящий для конкрет-ной ситуации; – строить общение | Текущий контроль (устный опрос) | № 5 | |||
2 | Общение устное и письменное. Пять вещей должны все знать | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (беседа) | № 12–13 | |||||||
3 | Улыбайся чаще. Когда мы вместе | 1 | Урок развития умений и навыков (беседа) | Климат общения и значение в нем улыбки; анализ ситуаций общения с применением улыбки и без нее | Уметь использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении | Текущий контроль: анализ ситуаций | № 21, 25 | ||||
4 | Улыбка в жизни помогает | 1 | Урок развития умений и навыков (игра) | Текущий контроль (устный опрос) | № 34 | ||||||
5 | Словесные и несловесные средства общения. Быстрые стихи | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (игра) | Жест. Мимика. Слово. Интонация. | Уметь анализировать свою общительность при помощи вербальных и невербальных средств общения
|
| № 43; выучить скороговорку | ||||
6 | Речевые отрезки и паузы | 1 | Урок развития умений и навыков (соревнование) | Проигрывание ситуаций (речевых задач с паузами) | Текущий контроль (устный опрос) |
7 | Выделяем важные слова. Стихи, скороговорки и заклички | 1 | Урок развития умений и навыков (игра) | Развитие умения подчинять свое высказывание речевой задаче
| Уметь выразительно читать стихи, произносить скороговорки, заклички в нужном темпе, с соответствующей интонацией | Текущий контроль (чтение с логическим ударением) | № 52; сочинить закличку | ||||
8 | Утешить – помочь, утешить – поддержать | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (игра) | Текущий контроль (анализ ситуаций) | |||||||
9 | О чем мне сказала анкета. Оцениваем слушателя | 1 | Урок развития умений и навыков (беседа) | Анкета, ее назначение, структура; информативность | Уметь оценить сказанное с точки зрения правдивости и отобранных средств выражения | Текущий контроль (устный опрос) | Послушать новости, записать несколько важных спортивных новостей (известий); № 83 | ||||
10 | Какой я читатель? Моя библиотека. Книга в жизни человека | 1 | Урок развития умений и навыков (беседа) | Пословицы о книге и ее значении в жизни человека | Уметь объяснять роль книги в жизни человека, рассуждать по теме | Текущий контроль (устный опрос) | |||||
11 | Раздел 2. текст (11 часов) | Яркие признаки текста. Тексты аргументированные и неаргументированные | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (урок-игра) | Анализ и сравнение текстов | Уметь определять признаки текста, средства тематического и смыслового единства (связность, цельность) | № 87, 88 |
12 | Абзацные отступы. Вступительный, основной, завершающий абзацы | 1 | Комбинированный урок (беседа) | Понятие об абзацах, их значение, виды
| Уметь находить в текстах абзацы, объяснять их значение, определять вид | Текущий контроль (письменный опрос) | № 95 | ||||
13 | Завершающие абзацы | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос) | № 100 | ||||||
14 | Что такое запрет. Строгий и мягкий запреты. Запре- щаю – предостерегаю | 1 | Комбинированный урок | Понятие о запрете, сфера употребления различных запретов | Уметь выразить в речи запреты, произнесенные с разной интонацией | Текущий контроль (устный опрос) | № 109, 110 | ||||
15 | Какие знаки ты знаешь? Символы и знаки – копии | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль (устный опрос) | № 118, 121 | ||||||
16 | Опорные конспекты | 1 | Комбинированный урок | Понятие о конспекте; назначение, значение |
| Текущий контроль (устный опрос) |
| № 126, 127 | |||
17 | Деловое и художественное описание. Мы пишем описания | 1 | Комбинированный урок | Особенности делового и художественного описаний | Уметь определять виды описания – деловое и художественное | Текущий контроль (устный опрос) | № 135, 138 | ||||
18 | Что такое вежливая оценка. Убедительная оценка | 1 | Комбинированный урок | Понятие об оценке, убеждении | Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой задаче
| Текущий контроль (письменный опрос) | № 147 | ||||
19 | Основные части рассуждения | 1 | Комбинированный урок | Умение выделять основные части рассуждения | Текущий контроль (устный опрос) | Выписать из любого учебника 3 вопроса с «почему» и дать ответы на них |
20 | Аргументы. Структура аргументов | 1 | Комбинированный урок | Понятие об аргументе | Уметь анализировать текст с точки зрения наличия / отсутствия аргументов | Текущий контроль (устный опрос) | № 153 | ||||
21 | Во-первых, во-вторых, в-третьих. Вступление и заключение | 1 | Комбинированный урок (беседа) | Логический порядок приведения аргументов в тексте | Текущий контроль (устный опрос) | № 164, 165 | |||||
22 | Раздел 3. речевые жанры (9 часов) | Словарная статья | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (беседа) |
| Знать структуру и особенности словарной статьи. Уметь анализировать словарные статьи | № 172, 173 | ||||
23 | Что такое рассказ, его части | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (беседа) | Понятие о рассказе, его структурные элементы | Придумать продолжение истории | ||||||
24 | Сочиняем рассказ | 1 | Урок развития речи | Структура рассказа и его особенности. Завязка, кульминация, развязка. Газетная статья, газетная заметка, их различие | Уметь представить свой рассказ на заданную тему | Текущий контроль: практическая работа (составление рассказов) | № 184, 185 | ||||
25 | Что такое информация. Кто и о чем пишет в газете | 1 | Урок ознакомления с новым материалом (беседа) | Знать, какие факты служат основой газетной информации, что является отправной точкой для развития мысли автора, аргументирует ее | Текущий контроль: практическая работа (проанализировать газетные статьи) | № 191 |
26 | Газетная информация. Факты, события и отношение к ним | 1 | Комбинированный урок (беседа) | Факты и явления действительности как материал, на ос-нове анализа которого автор делает обобщения, выводы | № 196 | ||||||
27 | Информационные жанры | 1 | Комбинированный урок (беседа) | Репортаж. Интервью. Заметки. Очерк. Статья | Уметь различать информационные жанры | Текущий контроль (устный опрос) | № 201 | ||||
28 | Хроника | 1 | Комбинированный урок (беседа) | Понятие о хронике |
| Текущий контроль (устный опрос) | № 210 | ||||
29 | Информационная заметка | 1 | Комбинированный урок (беседа) | Сообщение о каком-то факте, происшествии, событии; заметка отвечает на вопросы что? где? когда? произошло; содержание заметки | Уметь составить заметку в школьную стенгазету | Текущий контроль: практическая работа (написать информационную заметку в газету о том, что, где, когда и как произошло) | № 223, 224 | ||||
30 | Подпись под фотографией | 1 | Комбинированный урок (беседа) | Фоторепортаж. Подпись под фотографией имеет пояснительный характер | Уметь выполнять подпись под фотографией | Текущий контроль: практическая работа (подписать фотографии) | № 233 |
31 | Раздел 4. обобщение (4 часа) | Говорю, пишу, читаю, слушаю. Слово. Речевые жанры | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Будь осторожен, выбирая слово, – им осчастливить можно и убить! (Н. Грибачев.) Об искусстве говорения, письма, чтения, слушания | Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой задаче | Тематический контроль: практическая работа (схематическое изображение видов речевой деятельности) | № 246 | |||
32 | Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Понятие о речевом этикете (правила речевого общения). Смысловая значимость речевого этикета | Уметь устанавливать зависимость этикетной формулы от речевой ситуации | Тематический контроль: разыгрывание этикетных диалогов | № 256 | ||||
33 | Речевые привычки | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Речевое поведение. Этикетные формулы. Наблюдение речевых привычек в разговоре школьников (данные мониторинга, разыгрывание ситуаций) | Уметь составлять диалоги и оценивать, правильно ли использованы этикетные формулы в них | Тематический контроль: практическая работа (составление памятки хороших речевых привычек) | № 268 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по риторике 3 класс
Разработана на основе примерной типовой программы по риторике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...
Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс
Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....
Рабочая программа по риторике 4 класс "Школа 2100"
Ладыженская...
рабочая программа по риторике 1 класс
в данной программе представлена пояснительная записка по курсу, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по риторике для 3 класса
Рабочая программа, по направлению «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 классов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего ...
Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике, 3 класс
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и составлена на основе авторской программы по риторике Т.А. Ладыжен...