Технология КСО на современном уроке
статья по теме

Шведул Ирина Анатольевна

Что представляет собой технология КСО. Организация форм работы по данной технологии. Трудности, которые встречаются пи использовании коллективной системы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_kso.docx88.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технология КСО на современном уроке.

      Создавая что-то новое, мы редко задумываемся над тем, а вдруг это уже кем-то придумано. Много лет работала, используя групповую и парную формы работы. Причём, использовала в основном работу в парах сменного состава, когда ученики работают с другими учениками, постоянно меняя пару.

     И спустя несколько лет , обобщая свой педагогический опыт, узнала, что идея обучать группу учащихся, опираясь на разный возраст детей в парах сменного состава принадлежит учителю А.Г.Ривину, который ещё в 1918 году претворил свои идеи в жизнь. А его ученик В.К.Дьяченко переосмыслил и развил эту идею.  

    Я же использую КСО (коллективную систему обучения) в рамках одной возрастной категории, то есть в рамках одного класса.

Что же такое КСО?

    КСО осуществляет учебный процесс через четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную, при этом ведущей является коллективная организационная форма. Работая в парах сменного состава, каждый ученик становится одновременно и учителем, то есть все работают на каждого и каждый на всех.

    Поэтому главная задача КСО: научить каждого своего ученика мастерству преподавания. Главная педагогическая идея данного опыта заключается в том, чтобы научить детей общению друг с другом в процессе обучения, а именно:

  1.  умению слушать и слышать друг друга, воспринимать и уважать точку зрения своего собеседника.
  2. умению договориться со своим собеседником  и распределить роли в паре.
  3. умению грамотно и доступно излагать, объяснять любой материал по программе. Ведь работая в группе, необходимо тщательно готовить материал, который надо передать товарищам, при этом стараться говорить чётко, ясно, понятно.
  4. умению доводить свои знания по теме до совершенства, а своё преподавание до мастерства, общаясь с товарищем столько, сколько необходимо для прочного усвоения материала, задавая вопросы, обращаясь к другому ученику или учителю.
  5. умению постоянно оценивать результаты своего труда, сравнивая с работой других учащихся, работающих в паре. Ребёнок понимает, что усвоил материал лучше своего товарища и понимает, что ему надо помочь или   видит, что недостаточно разобрался в материале и прибегает к помощи других, которые усвоили материал лучше.

Такие же задачи прописаны в ФГОС НОО при формировании коммуникативных УУД. Поэтому с уверенностью можно сказать, что работая  по технологии КСО, мы соблюдаем требования современного образовательного стандарта.

         Во время работы в парах сменного состава класс  напоминает улей: все перемещаются, разговаривают, при этом девочки работают с мальчиками, слабоуспевающие ученики - с более сильными и для детей это не имеет никакого значения.

Из собственного опыта могу сказать, что применение КСО даёт положительные результаты, а именно:

-- в 1 классе процесс адаптации ребёнка к школе проходит быстрее;

-- значительно повышается качество знаний по предметам;

-- имеются большие успехи в технике чтения;

-- развивается умение излагать изученный материал в доступной для детей форме, вести обсуждение, задавать вопросы и отвечать на них;

-- у учащихся повышается интерес к учению;

-- происходит колоссальное развитие речи учащихся;

-- и что особенно важно, формируется дружный творческий коллектив.

Как организовать коллективную работу?

1. Начинать надо с самого простого – работы в паре постоянного состава. Дети должны научиться договариваться о совместной работе, уступать друг другу, научиться слушать собеседника. Перед работой очень важно сформулировать основные правила работы в паре.

2. Принцип работы в парах сменного состава осуществляется по тому же принципу, но после окончания работы в паре – она распадается, образуя новые пары с другими учениками.

  • Один из видов работы пары сменного состава происходит в четвёрке, когда ученики объединяются по вертикали, горизонтали, по диагонали.

  • Второй вид – игровая форма «Эскалатор». Движение детей при этом похоже на движение эскалатора в метро. «Малый эскалатор» движение по кругу одного из вариантов, другой вариант сидит неподвижно. Движение осуществляется по сигналу учителя: хлопок, звонок и др.

                             

  • В «Большом эскалаторе» движение осуществляется в каждой колонке по кругу.                              

      Во время такого перемещения удобно проводить взаимодиктанты как по русскому, так и по математике. Закреплять полученные знания, которые требуют устного объяснения. Практика показала, что дети воспринимают речь друг друга намного лучше, чем взрослых.

  • Ещё один вид образования сменной пары – игровая форма «Пчёлки». Класс делится на две группы: первая группа – «пчёлки», вторая – «цветочки».  Делиться при этом можно по-разному:

-- по вариантам

-- мальчики и девочки

--класс делится пополам и др.

У «цветков» - дидактический материал: модели цветков с заданием и обязательно с ответом «ключом». Задание может быть подготовлено учителем или самими учениками «цветками».  Для повышения активности «пчёлок» на столах у «цветков» - жетоны. «Пчёлки» перелетают от «цветка» к «цветку» по сигналу учителя, собирая нектар в виде жетонов и выполняя задания. По окончанию игры подводится итог.

  • Следующий вид образования сменной пары – свободное перемещение по классу «Найди друга».

После выполнения своей работы индивидуально или в парах постоянного состава, ученики с помощью оговорённого заранее сигнала образуют новую пару. Они или обучают друг друга по своим карточкам и заданиям, или проверяют правильность выполнения задания. У учителя находится «ключ» к заданиям, поэтому при возникновении сомнения у учеников, они могут проверить себя.

3. Работа в малых группах – следующий этап коллективной работы. Группы могут состоять из разного количества учащихся, но начинать с четвёрок. Формированием групп на первых этапах занимается учитель, чтобы в группу входили дети с разным уровнем способностей, психофизическими особенностями и умениями работать в коллективе.

  • Работу можно проводить как в рамках одной группы, когда ученики сначала работают со своим заданием, а потом ведут обсуждение, делают вывод или проверяют себя всей группой.
  • Можно каждой группе дать отдельный блок темы. И, тогда после совместного разбора заданий в своей группе ученики образуют новые группы (возможно пары) для передачи информации и обучения других детей. На таком уроке задача ученика: выполнить (изучить) задания каждого блока.

Организация форм работы в малых группах, а также использование различных видов деятельности, в том числе и игр, при такой работе зависит от творчества самого учителя.

4.Контроль и оценивание результатов работы в парах сменного состава.   

    При работе в парах сменного состава учитель использует все известные формы контроля. Однако основной формой становиться индивидуальный контроль. Это и понятно: ученики работают каждый со своей скоростью и заканчивают изучение темы в разное время или за одно и тоже время выполняют разный объём работы. Если даже разница во время окончания работы небольшая целесообразно проконтролировать отдельно тех , кто закончил раньше и предоставить время для дополнительного задания.

Оценивание результатов работы в парах сменного состава осуществляют:

  1. сам учитель , при проверки самостоятельных и контрольных ра-

    бот как итогового продукта;

  1. ученики в роли ‘’учителей’’ в процессе ознакомления , передачи

    и практического применения каждой темы;

При этом ‘’учителя’’ могут оценивать деятельность своего товарища

- словесно (например , ‘’очень хорошо , тебе было интересно слушать’’,

‘’ты хорошо проработал тему , мне было понятно’’ или ‘’в твоём ответе

не было примеров”и др.)

- с помощью цветовой системы (например, напротив фамилии ученика

по данной теме ставиться красный квадрат , если его ответ был без ошибок , жёлтый квадрат , если при ответе были допущены не точности и зелёный квадрат , если ученик недостаточно хорошо разобрался с темой.) Зелёные квадраты могут не выставляться ,если ученик желает ещё раз проработать данную тему.

  1. самооценка учеников

-  внутренняя (сравнение своей работы с работой других)

- по шкале от 1 до 5(10) или любые другие виды изображения.

5. Трудности, встречающиеся при использовании КСО.

   К значительным потерям в содержании и качестве учебного процесса может привести неумелое использование организационных форм, поэтому каждый учитель сначала должен  ознакомиться с методикой использования КСО на уроках.

   При использовании КСО на уроках неизбежно возникает шум, и что следует научить детей регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнёр хорошо слышал, а другим голос не мешал.

   Учитель при использовании данной технологии не является сторонним наблюдателем. Он должен научиться слушать и слышать  сразу несколько пар, направлять работу отдельных учащихся и управлять работой в целом.

   При такой работе одни темы ученик изучает сам, другие ему передают товарищи. Есть опасность недостаточно качественного освоения темы при самостоятельном её изучении, искажение фактов или потере информации при взаимном обучении. Поэтому каждая тема, которая изучается самостоятельно, в обязательном порядке сдаётся преподавателю. А для предупреждения потери информации необходимо учить детей работать строго по пунктам плана темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология построения конспекта современного урока

Технология построения конспекта современного урока...

Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием  современного  подхода...

Применение здоровьесберегающих технологий в условиях современного урока иностранного языка в начальной школе

Применение здоровьесберегающих технологий в условиях современного урока иностранного языка в начальной школе...

«Педагогические технологии – как ресурс современного урока»

В работе раскрыты педогогические приемы, а также приемы, которые помогают в работе на определенном этапе урока....

Развивающие образовательные технологии – инструмент проектирования современного урока логопеда.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Исходя из требов...